Вернуться в библиотеку


Магистр ДонНТУ Куринная Анна Валерьевна

Интернет как канал прямого маркетинга


Куринная А.В., Беличенко А.Ф.


Источник: Всеукраинская научная конференция студентов "Проблемы управления производственно-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования". ДонНТУ, Донецк, 2007г.
http://fgtu.donntu.ru/kupr/news_2007.html

      Целью данной статьи является желание понять, действительно ли эффективен Интернет как канал прямого маркетинга и целесообразно ли его использование в современном бизнесе.

      В последнее время Интернет-маркетинг становится важнейшим ресурсом повышения конкурентоспособности бизнеса. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена важностью интеграции украинского предпринимательства в глобальное информационное бизнес-сообщество, формируемое на основе маркетинговой Интернет-среды.

      Поскольку Интернет представляет собой глобальный рынок с десятками миллионов потенциальных клиентов, то прямой маркетинг с использованием Интернета стремительно завоёвывает рынок рекламы. По данным за 2005 год, число пользователей Интернета составляет примерно 45 млн. человек, а объем рынка Интернет-рекламы в 2005 году составил около 140 млн. долл. С развитием Интернета меняются сами подходы к управлению маркетингом. Интернет обладает уникальными характеристиками, значительно отличающимися от характеристик традиционных инструментов маркетинга - влияние интерактивных СМИ на общество в целом и, как следствие, на повышение его экономического уровня растет день ото дня и становится несоизмеримо более высоким, чем влияние традиционных методов передачи и распространения информации.

      Интернет гораздо эффективнее традиционных средств прямого маркетинга. Если сравнивать стандартную рекламную кампанию с ядерным взрывом, то прямой маркетинг с использованием Интернета — это действия команды снайперов. Он не «накрывает» всех подряд, расходуя значительные средства, а «работает» только с теми, кому реально необходим. Поскольку самое главное в прямом маркетинге - избирательность, то использование Интернета как нельзя лучше удовлетворяет этому условию. Интернет превосходит другие средства информации по возможностям персонального общения с клиентом благодаря таким свойствам, как интерактивность, доверительность, эффект присутствия, информационная насыщенность, возможность отслеживать поведение пользователей, повышение доступности потребителя и возможность оперативно получать обратную информацию о рынке и гибко менять тактику. В современной, динамично развивающейся экономике, изменения в ценовой политике, выпуск новых видов продукции и услуг может происходить быстрее, чем появление заказанной рекламы в СМИ. В результате такая реклама оказывается бесполезной, а заказчик теряет реальные деньги. В Интернете производитель может гибко менять и цены, и номенклатуру, и даже сами условия продажи товаров и услуг.

      Виды прямого маркетинга посредством Интернета достаточно разнообразны: собственный сайт фирмы, e-mail маркетинг, списки рассылок, дискуссионные листы, реклама на досках объявлений — баннеры, рассылка новостей сервера, индивидуальные электронные письма, партнерские программы. Каждая фирма может выбрать оптимальный именно для неё вариант. Повышение эффективности в представлении и усвоении информации посредством Интернета значительно повышает возможности маркетинга в усилении взаимосвязи предприятий и потребителей, ускоряется процесс продвижения на рынке новых товаров и услуг и предоставления их в удобной для пользователя форме.

      Одним из наиболее ценных инструментов прямого маркетинга является база данных покупателей. Компании используют эти базы данных для определения потенциальных клиентов, выделения из общего числа покупателей группы, которой можно направить конкретное предложение, повышения покупательской лояльности и стимулирования повторных покупок. При использовании прямого маркетинга между покупателями и продавцами обычно устанавливаются взаимовыгодные отношения: возможность работать с клиентом "напрямую" — обращаться к каждому конкретному человеку, а не к безликой группе потенциальных покупателей дает исключительно положительный эффект в психологическом плане — личное обращение создаёт положительный настрой и способствует долгому сотрудничеству компании с клиентом. Благоприятным фактором является то, что пользователь по собственной воле подписывается на получение сообщений и в любой момент может отказаться от подписки. Такая добровольность исключает либо значительно уменьшает негативное отношение со стороны потребителей.Еще одним достоинством прямого маркетинга посредством Интернета является скорость передачи информации — возможность получения моментальной ответной реакции и совершения покупки, не выходя из квартиры, что существенно расширяет аудиторию пользователей и является несомненным преимуществом. При современном динамичном ритме жизни такая экономия времени является несомненным преимуществом перед всеми другими каналами прямого маркетинга.

      Рассматривая преимущества и недостатки традиционных рекламных носителей можно заметить, что Интернет в этом качестве обладает большинством преимуществ перед традиционными средствами рекламы и избавлен от многих недостатков последних. В то же время Интернет как рекламная площадка обладает некоторыми принципиальными особенностями, которые присущи только ему. Например, ни для какого другого средства рекламы не существует понятия "таргетинг". Таргетинг — это возможность избирательно показывать посетителям рекламные объявления в зависимости от региона, времени и даже места работы посетителя. Помимо таргетинга, вторая принципиальная особенность Сети — это возможность точного оперативного определения эффективности рекламной кампании, так как владельцам сайта всегда доступна статистика показов рекламных объявлений, откликов на них и поведение посетителя на сайте в случае отклика.

      Подводя итог всему вышесказанному, мне кажется, что Интернет — это наиболее перспективный из всех каналов прямого маркетинга и все фирмы, которые еще не используют Интернет, должны более подробно рассмотреть эту возможность. Таким образом, я пришла к выводу, что любой компании, формируя маркетинговую стратегию, имеет смысл оценить, являются ли пользователи Сети частью предполагаемой целевой аудитории и насколько легко достичь ее через Интернет. При планировании своей маркетинговой кампании в Интернете достаточно тщательно определить список серверов, наиболее подходящих по привлекаемой аудитории. Именно качество аудитории, а не посещаемость должна быть самым главным критерием при выборе места в Интернете. Такая эффективность будет носить не только относительный характер, но и по своим количественным характеристикам никогда не уступит традиционной рекламе в печатных изданиях, а во много раз ее превысит.

Список литературы
    1. Мертартагян А.Ю. Процесс глобализации мировой экономики. Киев, - 2005.
    2. Ченцов В.И., Успенский И.В. Интернет как эффективное средство маркетинговых коммуникаций. Москва, - 2004
    3. Горенбургов Ю.М. Принципы и методы стоимостной оценки брендов в системе интернет-маркетинга Киев, - 2004
    4. Пугачев А.В. Формирование портфеля интерактивных маркетинговых стратегий М., 2005.