Вернуться в библиотеку |
Роль и положение личности в тоталитарном и демократическом обществеКуринная А. В.Источник:
Конкурс студенческих научных работ. ДонНТУ, Донецк, 2006г.
|
|
Мой выбор темы обусловлен в первую очередь тем, что тема сама по себе полезна, многогранна и актуальна, а, во-вторых, мне самой хотелось бы лучше в ней разобраться. Работа актуальна потому, что тема личности всегда достаточно интересна, ведь личность — это каждый отдельно взятый человек и от того, какая форма власти в той стране, в которой он живет, зависит вся жизнь, как этого отдельно взятого человека, так и нации в целом, её будущее, а многое из того, что мы имеем сейчас, определяется нашим прошлым политическим режимом. Вообще, дилемма «личность — общество» изначально присуща историческому развитию человечества (и очень вероятно, любой форме Разума), поскольку носителем Разума является личность, но сформироваться и функционировать, как носитель Разума он может лишь в общении с другими такими же личностями в, так сказать, благоприятных условиях, чего нельзя сказать о тоталитарном режиме. Современное общество, обеспечивает все большее признание приоритета интересов личности перед интересами общества — нации, класса, «всего трудового коллектива». Само понятие «тоталитаризм» впервые возникает не в СССР, как принято считать многими, а в Италии, а уже начиная с конца 20х гг. его стали применять и к режиму Советского Союза. Несмотря на то, что демократия гораздо «моложе» тоталитаризма, учёными, политологами написано множество работ на тему возникновения и существования тоталитаризма, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендта «Происхождение тоталитаризма» и совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия». Поскольку раньше в нашей стране была жёсткая тоталитарная форма власти, а нынешняя Украина делает попытку построить настоящую демократию, то целью данной работы является изучение и сравнение тоталитарного и демократического режимов власти, выявление сходств и различий, как между самими режимами, так и между правами и свободами личности при каждом из этих режимов. Основными задачами данной работы является изучение тоталитарной и демократической форм власти в целом, выявление исторических закономерностей их развития, рассмотрение основных форм и видов каждого политического режима, анализ положения личности и её роли в управлении страной.
Вообще тоталитаризм — это общественно-политической строй, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Тотальный (от лат. totalis) означает всеобщий, всеобъемлющий. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других известных истории форм. Можно выделить следующие общие черты, которые в совокупности и определяют тоталитаризм при всём разнообразии его этнонациональных причин:
Понятие демократии существует уже две с половиной тысячи лет. В разные века в истории политической мысли этому термину давалось неоднозначное толкование. По мере многовекового изменения и усложнения политической картины и наслоения на нее политических доктрин, апеллирующих к демократии, последняя приобретала самые различные интерпретации. Однако существуют черты, позволяющие выделить общие признаки, характеризующие тот или иной строй как демократический, в том числе и по количественным параметрам — как более демократический или менее демократический. Классическое определение демократии неразрывно связано с его этимологическим происхождением. Термин происходит от греческого слова, состоящего в свою очередь из двух слов: demos — народ и kratos — власть, правление. Зародившись еще в античности, демократия дословно обозначает «власть народа» или «народовластие». Однако на протяжении уже не одного столетия в истории политической мысли в понятия «народ» различными авторами, научными школами и концепциями вкладывается неодинаковый смысл. Демократия — это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству, где идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т. д.; социальное и политическое движение за народовластие. На данный момент в мире существует более 500 различных определений демократии. Избегая упрощений можно дать следующее определение: демократия — одна из форм государственной власти (типов политического режима), которая характеризуется официальным признанием:
Таким образом, сразу видны принципиальные отличия от тоталитаризма. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом, что никогда не обеспечивает тоталитаризм. Рассмотрим более подробно основные черты демократии:
Важнейшими признаками демократического государства являются: реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Либерализм при демократическом режиме предполагает обеспечение демократических свобод и прав личности, ограничение вмешательства государства и общества в деятельность частных лиц, суверенных субъектов. Он ставит права и свободы человека выше национальных, классовых и религиозных интересов, ориентирован на сохранение механизма рыночного хозяйства, многопартийную систему, ограниченную регулирующую роль государства, умеренный социальный реформизм, обеспечение междун Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь чёткие пределы и осуществляются только в соответствии с законом. Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможность оказывать влияние на содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов. Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это, прежде всего, демократический политический режим и политико-правовая культура. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом.
Проанализировав все вышеперечисленное, я пришла к такому выводу, что демократическое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга. По моему мнению, тоталитаризм — это полнейшее ущемление абсолютно всех прав и свобод человека, само существование тоталитаризма — это проблема, причем глобальная. Любой тоталитарный режим, даже в небольшой и далекой стране представляет собой серьезную угрозу всему человечеству. Поэтому, на мой взгляд, на смену принципу невмешательства во внутренние дела других государств должны прийти — применительно ко всем странам мира без исключения — принципы приоритета прав человека и законности международного вмешательства в случаях массовых и систематических нарушений этих прав. По-моему, Международное сообщество должно официально признать опасность для дела мира распространения любых тоталитарных доктрин, т.е. доктрин, отрицающих самоценность личности, объявляющих приоритет любых общественных групп, которые выделяются по каким-либо признакам: принадлежность к нации, расе, классу, религии и т. д. Демократия же представляет собой постоянный процесс совершенствования, т. к. современные ее формы тоже не являются идеальными, но, как говорится, все познается в сравнении и если сравнивать тоталитаризм и демократию, то выбор очевиден. Однако крылатой стала фраза У. Черчилля, о том, что демократия является наихудшей формой правления, за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества у демократии все же есть и это несомненно. Заключаются они, например, в том, что демократия позволяет сохранить политическую стабильность общества в целом, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь, что совершенно невозможно при тоталитаризме. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессы. То, что мы сегодня называем демократическими принципами и процедурами, по сути, является рациональными средствами обеспечения устойчивости и стабильности многоуровневых политических систем и нормальной жизнедеятельности людей. Быть демократом означает, прежде всего, обрести способность к непредвзятой и всесторонней оценке максимального числа, а в идеале всех наличных альтернатив. Также это означает знание политического наследия всех эпох политического развития, способность рационально освоить, проанализировать и использовать его в повседневной политической жизни. Формирование демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества.
|