Зачетная работа по курсу

«Ораторское искусство»

Лямин Р.В. ДонНТУ

г.Донецк 2008г.

 

Тема: «Мои суждения, мнения и выводы относительно манипулирования общественным мнением»

 

 

РИТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Публичная речь в настоящее время играет все более активную роль в жизни общества. Владение умением выступать публично, эффективно воздействовать на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях и видах профессиональной деятельности: политике, менеджменте, торговле, юриспруденции, педагогике, сервисе и др. Эффективность публичного выступления обусловливается знанием уместности высказывания, логикой, эмоциональностью и выразительностью речи оратора. Наибольшее впечатление производит речь говоримая, но не читаемая по рукописи. Важно создать у слушателя впечатление, что речь творится непосредственно в момент выступления, которое должно звучать как разговор с аудиторией. Коммуникативность, установка на живое общение со слушателями создается разговорностью речи, зрительным и голосовым контактом. Вместе с тем каждая речь, рассчитывающая на успех, должна тщательно готовиться и продумываться. При этом намечается цель, определяется материал, способы его подачи и расположения, разрабатывается план речи (тезисы, подтезисы), определяются средства речевого воздействия. При выборе темы выступления необходимо стремиться к тому, чтобы она была интересна как для самого оратора, так и для его слушателей. Целью выступления могут быть развлечение, информация, воодушевление, убеждение, побуждение (агитация). Главными источниками материала для выступления являются: 1) личный опыт; 2) размышления и наблюдения; 3) беседа; 4) чтение.

Для воздействия на аудиторию используются как логические, так и эмоциональные аргументы.

Логические аргументы: 1) факты и обобщение их (индукция);
2) аналогия (используется только в том случае, если уместно сопоставление явлений); 3) умозаключение о причинной зависимости (имеет два вида: заключение от причины к следствию и заключение от следствия к причине); 4) дедукция, или умозаключение из общего положения.

Публичные речи обычно имеют три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении выделяют зачин (его цель – привлечь внимание) и завязку (ее цель –заинтересовать аудиторию). В основной части формулируется и поясняется тезис, главное положение речи, приводятся аргументы и факты в его поддержку. Цель заключения – усилить значение сказанного и создать соответствующую установку и настроение у слушателя. В заключении могут содержаться напоминание исходного тезиса, обобщение и призыв.

Важную роль для создания выразительности речи оратора играют так называемые тропы (выразительные средства) и фигуры (особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия). Примером тропа может служить метафора, примером фигуры – риторический вопрос.

 

ЭССЕ

Страшно!
Поколенью рабов строить мир.
Страшно!
Мир будет слепым и немым.

Каменный век давоно заврешился. Человечество вступает в информационную эру. Роль информации трудно переоценить, известный тезис «кто владеет информацией – владеет миром» уже неоднократо был доказан на практике. Однако я рассматриваю этот тезис не только и не столько с экономической точки зрения, сколько с политической. Тот кто владеет информацией (читай ситуацией), кто эту информацию создает, контроллирует каналы ее передачи и форму ее преподесения тот обладает реальной властью.

Согласно определению Пауло Фрейде, манипуляции разумом человека "есть средство его порабощения". Это один из способов, с помощью которых "правящие элиты пытаются подчинить массы своим целям". Используя оправдывающие существующие условия мифы, манипуляторы обеспечивают широкую поддержку такому социальному строю, который не отвечает истинным долгосрочным интересам большинства.

Способов манипуляции много, но совершенно очевидно, что главным является контроль на всех уровнях над информационным аппаратом и аппаратом формирования идей. Это гарантируется действием простого правила рыночной экономики. Владеть и управлять средствами массовой информации, как и всеми прочими видами собственности, могут лишь те, в чьих руках капитал. Радио и телекомпании, газеты, журналы, издательства принадлежат конкретным корпорациям и конгломератам. Таким образом, аппарат всегда готов к активному, доминирующему участию в манипулятивном процессе.

Однако это все лирика, а в жизни манипуляция выливается в конкретные действия или бездействия общественный масс. Например известный миф о том что Украина «кормит» весь СССР, отлично сработал, в результате родилась на свет наша «незалежна»  страна. Или совсем недавно в 2004 прогремела «Оранжевая революция» тут и комментарии не нужны. А что мы знаем про такие события как «Великая октябрьськая социалистическая революция», «Вторая мировая война», про войны второй половины двадцатого века я вообще молчу, все это покрыто толстым слоем мифов, навязаных нам современной властью, средствами массовой информации. И последний пример, когда на родину возвращались воины интернационалисты служившие ДРА, их называли окупантами.

 

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

С учетом всего вышесказанного хочу перефразировать тезис упоминаемый в начале: «кто владеет информацией – владеет сознаниями».

САМООЦЕНКА

         Тема затронутая в данном эссе очень объемна, здесь можно писать тома исследований как о со способах манипуляции, так и о методах противодействия, но сам формат эссе не позволяет глубоко описать проблему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я думаю проблема манипуляции сознанием гораздо важнее чем кажется на первый взгляд. В эссе я привел несколько примеров манипуляции общественным сознанием, однако это капля в море.

Политическая карта современного мира уже нарисована, границы обозначены, сферы влияния распределены, но не стоит забывать, что очень много людей были «за бортом» во время «глобальной дележки», и сейчас они готовый пойти на многое чтоб исправить «историческую несправедливость». Если учесть что современного человека, привыкшего к микроволновй печи, мобильному телефону и кондиционеру, не так то просто вывести на тропу войны, то остается ожидать усиления противостояния за умы человечества.

 

Литература

1.     Бобылев Б.Г. Практикум по риторике – Орловский государственный технический университет

 

2.     Доронин А.И. Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия. — Тула: Гриф и К°, 2000. — 116 с.

 

3.        Молотников А.Е. Манипулирование общественным мнением Элитариум — Центр дистанционного образования

4.        М. Н. Пряхин. Телевизионный оратор. //Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. М.,1995. с.48-64.