Перевод части статьи "Electronic commerce and the role of the WTO"


Растущая важность электронной коммерции


Выполнила студентка группы ЭКИ-07М Мальцева Н. В.


Проверила ассистент кафедры ПМиИ Вовк О. Л.


 
     Представленный ниже материал является переводом с английского на русский язык части второго специального исследования для ВТО Marc Bacchetta, Patrick Low. Electronic commerce and the role of the WTO. — WTO. Special studies 2, 1998.

1. Электронная коммерция в числах


          Коммерческие сделки, проводимые с помощью телефона, факса, банкомата, кредитных карточек или телевидения, получили значительное внимание за прошлые десятилетия, и экономическая важность этих медиа-средств выросла. Пока они имели огромное воздействие на способ нашего общения и ведения бизнеса, их быстрое увеличение, тем не менее, было относительно постепенным, оставляя производителям и потребителям время, чтобы приспособиться к изменяющейся окружающей среде. Электронная торговля на основе Интернета является еще одним большим шагом по направлению к более универсальной, более быстрой и более дешевой электронной торговле.
           Интернет предлагает получение значительного экономического эффекта с помощью новых способов ведения бизнеса и новых, более дешевых и лучших продуктов. В этом разделе более подробно рассматриваются количественные и качественные показатели роста электронной торговли. Число телефонных линий и клеточных связей во всем мире, вероятно, достигнет 1,4 миллиардов к 2005, а в активном использовании уже есть больше, чем один миллиард телевизоров. Все эти связи с телекоммуникационной инфраструктурой могут потенциально использоваться для подключения к Интернету. Число пользователей Интернета уже увеличивается в 5 — 6 раз с 60 до около 300 миллионов в течение 1996 — 2003 гг., и существенный потенциал для дальнейшего роста остается.
          При оценке количественной экономической значимости электронной коммерции требуется количественно определить, какие показатели должны быть рассчитаны и в какие сроки. Если включить в рассмотрение платежи с использованием кредитной карточки, то электронная коммерция действительно была бы уже очень широко распространенной. Однако, стадия оплаты — только один из элементов коммерческой сделки. Ключевой элемент — принятие заказов покупателя по электронному каналу. Поэтому в статистике по электронной коммерции обычно рассматривают решения о покупках и отчеты о продажах или доходе по электронным каналам. Как отмечено, только Интернет позволяет проводить все элементы многих типов коммерческих сделок с помощью электроники. Но большинство видов электронной коммерции проводилось с помощью комбинации электронных каналов (например, телефон плюс телевидение или Интернет плюс телефон) с бумажными источниками (телефон и почта) или в дополнении с физической покупкой или поставкой. Поэтому статистика по коммерческом доходам, полученным с помощью определенных инструментов электронной коммерции и других средств покупки, не всегда отражает полное значение каждого инструмента для коммерческой сделки в целом.
          Другое ограничение данных на электронной коммерции — их кратковременный исторический отчет и высоко спекулятивная природа всех прогнозов. Следовательно, наблюдаются огромные различия в текущих числах и прогнозах о различных инструментах электронной коммерции, особенно относительно Интернета. Сбор данных обычно сосредотачивается в значительной степени в Соединенных Штатах и в некоторых других главных регионах, и данные для перекрестных сделок недоступны.
          Ряд исследований по электронной торговле свидетельствует, что к 2004 20 процентов всех потребительских покупок будет осуществляться электронным способом, и что эта доля увеличится до 26 процентов к 2007 (Financial Times, September 3, 2003; The Economist, May 10, 2003). В частности ожидают, что Интернет расширит свою долю рынка от 12 процентов всех электронных продаж сегодня к 50 процентам за десять лет. Ряд других исследований свидетельствует, что телефон — безусловно самый главный инструмент электронной коммерции сегодня, пока Интернет, внутренние сети и EDI (электронный обмен деловыми документами) дают отчет только о 16 процентах всех осуществленных электронным способом продаж. Однако к 2004 Интернет и другая основанная на сети коммерция охватят одну четвертую всех электронных продаж. Обзор исследования Forrester показал, что компании, которые уже продают свои товары в Интернете, все еще осуществляют более половины их продаж по телефону или факсу. Интернет приносит только 28 процентов их коммерческого дохода. Однако планируется, что доля продаж онлайн будет расти до 42 процентов всех продаж этих компаний к 2004 году (Forrester Research, 2003).
Рост количества Интернет-серверов в разных регионах мира в 1993 — 2003 гг.
Рисунок 1. — Рост количества Интернет-серверов в разных регионах мира в 1993 — 2003 гг.

          В 2003 две компании, исследующие Интернет, ActivMedia и IDC сообщили, что объем продаж по Интернету составил 155 — 180 миллиардов долларов во всем мире. Это может казаться низким значением, но это сравнивалось с нулевыми продажами только несколько лет назад. По Исследованию Forrester в 2004 американские Интернет-продажи могут достичь 620 миллиардов долларов. Это только приблизительно 0,9 процента всех продаж в экономике. В следующие пять лет ожидают, что объемы Интернет-продаж будут удваиваться каждый год. ActivMedia и IDC прогнозируют международные продажи 800 — 900 миллиардов в 2005 году. Исследование Forrester оценивает торговлю на основе Интернета в США 1085 миллиардов к 2006 году. Это означает, что 7,3 процента всех американских продаж будут осуществляться по Интернету.
          Нужно также отметить, что эти модели недооценивают важность Интернета: половина пользователей Интернета в Соединенных Штатах и Канаде основывает их решения о покупках на информации, связанной с Интернетом, но пока только 24 процента этих пользователей осуществляют сделки через Интернет.


2. Электронная торговля и информационные технологические секторы


          Значительные новые инвестиции в инфраструктуру и ее обновление будут необходимы для обеспечения будущего роста электронной торговли. Рост требования на доступ к телекоммуникационным сетям и на электронную коммерцию будет стимулировать активность в секторах информационных технологий и телекоммуникаций. Рост числа телефонных линий и клеточных подписчиков и расширение сети кабельного телевидения, предсказанное для ближайшего будущего, приведет к большим инвестициям в инфраструктуру как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. В дополнение к новым инвестициям в инфраструктуру, в будущем будет проведена модернизация большей части существующей сети. Поскольку приложения становятся более сложными, количество передаваемых данных будет расти, и будут установлены требования к полосе пропускания для индивидуальных линий и сети в целом. Большая доля телефонных линий, например, основана на медных линиях с аналоговой передачей данных. Со временем они должны быть заменены цифровыми линиями и оптоволоконными кабелями. Последние имеют намного большую полосу пропускания, чем медь: оптоволоконный кабель толщиной с волос может передать выпуск "Wall Street Journal" за одну секунду.
Количество пользователей Интернета в разных регионах мира в 1997 г. и прогноз на 2007 г.
Рисунок 2. — Количество пользователей Интернета в разных регионах мира в 1997 г. и прогноз на 2007 г.

           Существенно новые инвестиционные проекты включают высоко- и низкочастотные спутниковые сети, которые позволяют использовать беспроводные телефонные и Интернет-соединения. Бедные или отдаленный районы, в частности, возможно посчитают заслуживающим внимания соединение с телекоммуникационной инфраструктурой по спутнику, а не с помощью кабеля. Кабельные сети нуждаются в большом количестве подписчиков, чтобы быть выгодными, и требуются годы для их установки. Для спутниковой связи начальные инвестиции ограничиваются настройкой основной станции плюс переключением и блоком управления, и доступ к ней может быть получен в течение только нескольких месяцев (Zhang and De Dante, 2003; Kohn, 2003). Развивающиеся страны могут найти появившуюся спутниковую технологию особенно интересной, поскольку это могло позволить им перейти в новый "век информации", пропуская стадию медных и других кабельных сетей (Primo Braga, 2003).
          Доступ к электронным коммуникациям и торговле требует аппаратных средств, программного обеспечения и разграничения доступа к телекоммуникационной инфраструктуре. Это относительно просто и недорого для телефона, факса или телевидения. Однако доступ в Интернет все еще требует более сложного оборудования, включая персональный компьютер, модем, программное обеспечение и провайдера услуг Интернета. Если Интернет будет расти так быстро, как прогнозируется, эти требования обеспечат значительное развитие сектора информационных технологий. Фактически, целая отрасль промышленности специализировалась на создании аппаратных средств и программного обеспечения, консультации пользователей, обслуживании их оборудования, и создании Интернет-сайтов. Поскольку число персональных компьютеров удвоилось от 245 миллионов в 1996 приблизительно до 450 миллионов в 2001, и так много существующих компьютеров становится устаревшими, огромный рынок нуждается в поддержке.
          Поиск более дешевого доступа к Интернету находится в стадии разработки. Было отмечено выше, что благодаря технологическому прогрессу будущий массовый доступ к Интернету, возможно, и не будет связан с персональными компьютерами. Возможно, относительно недорогое оборудование, связанное с телевизионным приемником и использованием мощных линий кабельного телевидения заменит компьютеры через несколько лет. Еще в качестве альтернативы возможно появление простых устройств с Интернетом и функциями обработки текстов, которые были бы достаточными для большинства потребностей людей в электронной обработке данных, могли обеспечить возможный массовый доступ к Интернету через телефонные линии в будущем.
          Продажи оборудования и услуг для получения доступа к Интернету также будут устойчиво расти, так как электронная торговля расширяется. К тому же растущая доля сделок в этих секторах, скорее всего, проводится электронным способом, так как они очень удобны для электронной торговли. Компьютеры и программное обеспечение все чаще заказываются онлайн, и программное обеспечение может быть загружено через Интернет. Услуги по созданию веб-сайтов, систем коммуникаций, обслуживанию клиентов, как например помощь установки или устранение неполадок, также могут быть оказаны по Интернету.
          Прогнозируется увеличение расходов на аппаратные средства, программное обеспечение и услуги с US$ 4 миллиардов в 1996 почти до US$ 250 миллиардов в 2005, согласно исследованию Forrester. Расходы доступа в Интернет, то есть, плата провайдерам услуг Интернета, как ожидают, вырастет от US$ 4,2 миллиарда в 1996 до более чем 330 миллиардов в 2005. Потребительские расходы для доступа в Интернет, как ожидают, увеличатся впятеро по сравнению с двадцатикратным увеличением деловых расходов. Это соответствует прогнозируемому сильному росту электронной торговли на основе Интернета среди фирм.