Реферат


по теме: "Понятие гармонии у пифагорейцев"


по дисциплине: "Этика и эстетика"


Выполнила студентка группы ЭКИ-03А Мальцева Н. В.


Проверил доцент кафедры философии Муза Д. Е.


 
     Представленный ниже материал является основной частью реферата по теме «Понятие гармонии у пифагорейцев» по дисциплине «Этика и эстетика» студентки группы ЭКИ-03А Мальцевой Н. В. ДонНТУ, кафедра философии, 2005.

Введение


          В современном мире люди ориентированы, прежде всего, на материальное благополучие, успешную карьеру и активный образ жизни. Но повышая уровень своего образования и интеллекта, они часто совершенно забывают о необходимости духовного развития личности. Для современной украинской культуры наступил кризис духовности, идёт ежедневная борьба за “место под солнцем”, где моральность и принципиальность превратились в ненужное бремя. В постоянно обновляющемся мире люди порой просто не успевают на встречу с прекрасным и не готовы к этой встрече. Вся жизнь уходит на удовлетворение насущных потребностей и решение ежедневных вопросов, так что времени на воспитание эстетического вкуса у большинства не остаётся.
          Как тут не вспомнить учение пифагорейцев о калокагатии, о гармонии души и тела, ума и эстетического вкуса. Именно школа пифагорейцев одной из первых пыталась воспитать всесторонне развитого, образованного человека, который будет одинаково хорошо осведомлён о вопросах политики и космологии, который будет находиться в гармонии с самим собой и со всей Вселенной. Пифагорейцы считали, что необходимым условием для достижения мировой гармонии являлось единство этического и эстетического начал в душе человека. Данное учение не утратило актуальности в наши дни, и люди для возрождения нравственности должны вспомнить завет великого Пифагора о гармонии души и тела.
          Музыка сегодня представляет смешение множества разнообразных течений и стилей различных эпох. Роль музыки в жизни человека упразднена и утратила то высокое значение, которое придавал ей Пифагор. В наше время люди предпочитают лёгкую музыку без смысла и содержания, которая позволяет снять напряжение после тяжёлого дня и не несёт нагрузки на все органы чувств и душу человека. Наша цивилизация просто забыла о катарсической роли музыки, о возможности музыки утолять эстетическую жажду и наполнять душу умиротворением. Именно о роли музыки как о проводнике души человека к мировой гармонии говорили пифагорейцы.


1. Гармония в космологическом контексте


          Поиск гармонии во Вселенной и стремление к ней пронизывает философское, математическое и эстетическое учение пифагорейцев. Гармония по Пифагору была неотъемлемым свойством космоса, которое обеспечивало вселенский порядок, полную симметрию, абсолютное равновесие. К гармонии души и тела, этического и эстетического начал стремился каждый пифагореец. Музыка, математика и праведный образ жизни, по мнению пифагорейцев, могли освободить душу от бремени грехов и страстей, ввести её в резонанс с “музыкой небесных сфер”, приобщить к мировой гармонии.
          Для того чтобы понять, что есть гармония для пифагорейцев, необходимо рассмотреть их космологическую концепцию, так как в их учении гармония выступает как неотъемлемое, объективное свойство космоса. Пифагор впервые употребил слово "космос" в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшей стороны — упорядоченности, симметрии, а значит, и гармонии. Пифагорейцы исходили из своего главнейшего тезиса о том, что “порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны”.
          Космос, на взгляд пифагорейцев, хотя и пространственно ограничен, но характеризуется гармоничностью, пропорциональностью и правильностью движения, которое происходит в нём, структурно и ритмически оформлен, удивляет возвышенным величием. Он выступает как воплощение наивысшей красоты. Всё остальное наделялось красотой лишь в той мере, в которой оно приближалось к этой абсолютной гармонии, а созданная человеком вещь рассматривалась как имитация космоса. Подобные представления про чувственно-материальную организацию Космоса были свойственны раннему, натурфилософскому периоду развития античной мысли, которая пыталась сконструировать Космос из таких физических элементов, как огонь, эфир, земля, вода, воздух.
          Слово “гармония” означает ансамбль, соединение. У пифагорейцев оно означает соразмерность, единство составных частей. Это единство, соразмерность являлось положительным, по сути прекрасным. Гармония звуков — проявление более глубокой гармонии, внутреннего порядка строения вещей. Гармония объективно обусловлена правильностью, порядком, регулярностью. Гармония — это математическая система. Она объясняется пропорцией, мерой, числом.
          Пифагор и его сторонники считали, что космос и все его части обладают удивительной пропорциональностью. Они верили, что роль кирпичика в фундаменте построения всего живого на земле выполняет так называемая “божественная пропорция”, предопределённая Творцом Вселенной. Растения, животные и даже человеческие существа наделены физическими пропорциями, приблизительно равными обнаруженному пифагорейцами соотношению. Эта вездесущность “божественной пропорции” в природе, указывает на связь всех живых существ. Поздний пифагореец Филолай и римский архитектор Маркус Витрувий вознесли хвалу “божественной пропорции” в своих произведениях. Этот мотив оказался наиболее значимым в античной эстетике. Грекам в дальнейшем стал свойственен поиск закономерностей в мире и применение их в искусстве. Пифагорейцы предприняли этот поиск. Каноны изобразительного искусства явились во многом следствием пифагорейских идей.
          Непосредственно к учению пифагорейцев о числовой гармонии примыкает их концепция о противоположностях. Всё существующее являет собой ряд противоположностей, которые и порождают гармонию. Дело не просто в противопоставлении — противоположности соединяются. Пифагор высказал мысль о том, что ни одна из существующих вещей не является чистой, все смешано, и с землею огонь, и огонь с водой, и воздух с ними, и они с воздухом, и даже прекрасное с безобразным, и справедливое с несправедливым. Пифагорейцы выделяли 10 основных пар противоположностей, лежащих в основе мироздания, и сопоставляли их с совершенным числом 10. Получался следующий список:
          1. Предел — беспредельное.
          2. Нечётное — чётное.
          3. Одно — множество.
          4. Правое — левое.
          5. Мужское — женское.
          6. Покоящееся — движущееся.
          7. Прямое — кривое.
          8. Свет — тень.
          9. Хорошее — плохое.
          10. Квадрат — прямоугольник.
          Смысл этого списка до конца неясен.
          Филолай в своем сочинении “О природе” говорит, что гармония есть связующее звено между беспредельным и пределом, обеспечивающее мировой порядок. Он даёт такое определение гармонии: “Гармония есть соединение разнородного и согласие несогласного”. Алкмеон Кротонский, представитель пифагорейской медицины, считал, что сохраняет здоровье равновесие сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и прочее, а господство одного из них есть причина болезни. Здоровье есть соразмерное смешение таковых сил. Это соразмерное смешение и получило у пифагорейцев название “гармония”, став одним из основных понятий их учения.
          Пифагор утверждал, что “душа есть гармония”. Но известно, что для пифагорейцев гармония — числовое отношение. Космос также определяется как совершенная числовая структура. Таким образом, душа способна постигнуть законы космоса, ибо согласно древней традиции “подобное познаётся подобным”. Всё на свете, согласно взглядам пифагорейцев, обязательно гармонично. Гармоничны боги, гармоничен космос, так как все составляющие его моменты абсолютно согласованы в единое и нераздельное целое. Гармоничны государство и царь, потому что от него зависит сила скрепления всех людей в единое общество. Пифагор первым обратил внимание на порядок и гармонию, которые царствуют во Вселенной. Космологическая теория пифагорейцев носит эстетический характер. Детально понятие гармонии Пифагор исследует на примере музыки.


2. “Музыка небесных сфер”: катарсическая роль музыки


          Говоря о гармоническом устройстве космоса и о стремлении к созвучию с ним души человека, пифагорейцы отводили музыке особую роль. Они считали музыку наиболее совершенным видом искусства, которое способно очистить человека от грехов, страданий и страстей и приблизить к его к мировому порядку и равновесию.
          Осмысливая структуру Универсума и место в нём человека с математических позиций, которые тогда тесно переплетались с музыкой как математической дисциплиной, изучавшей ритмические закономерности, пифагорейцы пришли к удивительному выводу о том, что космос организован по принципу музыкальной гармонии. Они ввели понятие “музыки небесных сфер”. Точнее по их представлениям космос (движение планет, расстояние между ними, периоды их обращения, скорости и т. п.) организован на основе таких математических принципов, которые затем легли в основу человеческой музыки. Учение пифагорейцев о музыке сфер и о музыкальном звукоряде отражает гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы.
          Музыка оказала наибольшее влияние на теорию прекрасного (гармонию) у пифагорейцев. Особый интерес к музыке был обусловлен как раз религиозными воззрениями пифагорейцев. Интерес к музыке был связан с существованием так называемой “триединой хореи” — единства танца поэзии и музыки с орфическими верованиями. Орфики учили, что душа заключена в плен тела за свои грехи, и будет освобождена, как только очистится от этих грехов. Очищение и освобождение — важнейшая цель жизни человека. Реализации этой цели у орфиков служили мистерии. Пифагорейцы считали, что очищению души особенно способствует музыка. Исполняемая музыка подражает на микроуровне “музыке небесных сфер” и этим доставляет людям радость и наслаждение. По убеждению пифагорейцев душа человека представляет собой тоже некую гармонически организованную числовую структуру. Музыка, резонируя с душой, вводит её в некий глобальный резонанс (гармонию) с космосом, чем и доставляет человеку радость.
          С особым воздействием на душу музыки связана и другая теория пифагорейцев. Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, ревности, страха и т. п.) путём воздействия на неё специально подобранной музыкой (так называемая этическая функция музыки — воздействие на “этос” — характер, эмоциональный настрой, образ поведения человека). Речь идёт о психологическом влиянии музыки. Хорошая музыка воспитывает душу, а плохая музыка её портит. Можно вводить душу в хороший или плохой этос. Существовала легенда, что Пифагору удавалось с помощью музыки “очищать” людей не только от душевных, но и от телесных недугов. Значит, хорошая музыка должна стать законом, по мнению пифагорейцев. Музыка — это моральное и общественное дело.
          Первоначально считалось, что влияние “триединой хореи” распространяется только на души тех, кто принимает непосредственное участие в мистериальном действе. Пифагорейцы же пришли к выводу, что танцевальное и особенно музыкальное искусство в равной степени воздействует и на реципиента, и на участника. Культурному человеку незачем самому участвовать в танцах, достаточно смотреть на них. Движения и звуки родственны чувствам, они находят отклик в душе, потому что душа созвучна им.
          В работах пифагорейцев о музыке впервые было выдвинуто предположение о том, что качественное своеобразие музыкального тона зависит от длины звуковой струны. На этой основе пифагорейцы развили учение о математической основе музыкальных интервалов. Так, ними были установлены такие музыкальные гармонии: октава 1:2, квинта 2:3, кварта 3:4.
          Пифагорейцы говорили о существовании определённых различий между музыкой и другими искусствами. Только музыка обладает, по мнению пифагорейцев, психологическим и экспрессивным характером, так как только гармоничным с Космосом музыкальным звукам дано воздействовать на душу человека. Музыка считалась пифагорейцами особым даром богов. Ритмы, с их точки зрения, заключены в природе и свойственны человеку от рождения (произвольно придумать их человек не в состоянии). Душа раскрывается с помощью музыки. Поэтому ритмы являются своеобразными портретами психики. Итак, музыка исполняет у пифагорейцев катарсическую роль, очищает душу. Под влиянием музыки душа на какой-то момент покидает тело и освобождается.


Заключение


          Пифагорейский союз играл важную роль в истории античного мира. Он являлся не только политическим и научным центром, но и законодателем моральных норм и эстетических категорий. Пифагорейцы первые преодолели порог чистой мифологии и направились в сторону научного знания. Научные труды последователей Пифагора пестрят открытиями в различных областях: математике и музыке, космологии и психологии, медицине и философии, этике и эстетике.
          При этом буквально все теории пифагорейцев связаны с поиском гармонии во Вселенной и в жизни человека. Гармония является основополагающим понятием, на которое опирались пифагорейцы в своих открытиях. За кажущимся хаосом мира пифагорейцы видели порядок. Пифагор решал многие эстетические проблемы, как проблемы устройства всей изначально совершенной Вселенной. Гармония и красота считались объективными свойствами Космоса. Место человека в этом мире определялось изначально, благодаря порядку и гармонии мира.
          Пифагорейцы разработали кодекс этических правил, который созвучен с десятью заповедями Бога и который и сегодня не утратил своей нравственной ценности. Учение пифагорейцев, воспевающее красоту мира, призывало человека искать гармонию в своей душе. Философия, математика и музыка считались средствами для духовного очищения и просвещения человека. Музыка, равно как и другие искусства, прививают человеку любовь к прекрасному, через эстетический идеал воспитывают душу человека, и играют огромное значение в формировании нравственной системы ценностей во все времена и для всех народов. Пифагорейский союз можно считать обществом добра и просвещения, воспевающим гармонию мирового порядка и утверждающим, что в человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело.


Список литературы


          1. Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2004.
          2. Ильин В. П. История философии. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003.
          3. Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика и эстетика. — РнД.: Феникс, 2000.
          4. Колесников М. П., Колесникова О. В., Лозовой В. О. и др.Эстетика: учебн. пособ. — К: Норинком Интер, 2003.
          5. Радугин В. А. Эстетика. — М.: Центр, 1998.
          6. Чанышев А. Н. Философия древнего мира. — М., 1999.