|
Рынок CMS изнутриДмитрий Васильев, Деньги
| 01.11.2007 16:09 Писать про рынок, если твоя компания является
активным его участником – занятие неблагодарное. Что писать про свой продукт?
Хорошее – нескромно, плохое – а зачем тогда писать? Как писать про конкурентов?
Плохо – обидятся, хорошо – не перехвалить бы себе в ущерб. Но я все же попробую. Ведь рынок систем управления
сайтами пока мал и очень специфичен. Сторонний наблюдатель о состоянии рынка
может судить только по медиа-активности игроков.
Реальные недостатки наших продуктов знают только сами производители и наиболее
продвинутые специалисты. Объем продаж конкурента узнать практически невозможно.
Даже чтобы оценить объем рынка и распределение долей на нем, приходится
руководствоваться только косвенными данными. С этого, пожалуй, и начнем. Итак, по моим расчетам,
совокупный объем продаж российских производителей CMS в 2006 году составил
$2-2.5 млн. Объемом рынка эти цифры назвать нельзя, т.к. абсолютное большинство
копий CMS продается через сеть партнеров-веб-студий
со скидками от 30 до 60%, а стоимость копии для клиента обычно «растворяется» в
стоимости услуги создания сайта. С долями рынка еще сложнее. Как сказано выше,
определить их хотя бы со стандартной погрешностью невозможно, можно судить лишь
по косвенным признакам: количество партнеров, известных внедрений, цитируемости
на форумах и блогах. С уверенностью можно определить
лишь первые два места (в скобках моя очень грубая оценка доли рынка):
«1С-Битрикс» (50-60%) и NetCat (около 20%); основной
же претендент на третье место – UMI.CMS. Расскажу вкратце о наиболее интересных с моей точки
зрения продуктах и их производителях. Дабы никому не было обидно, они
перечислены в алфавитном порядке. Все цифры взяты с сайтов продуктов по
состоянию на конец октября. «1С-Битрикс: Управление сайтом» (разработчик - «Битрикс») Первое место компании на рынке вполне заслужено.
Бессменный ее руководитель Сергей Рыжиков собрал отличную команду менеджеров и
разработчиков; правильный последовательный маркетинг и позиционирование
обусловили компании лидерство. Разумеется, одним маркетингом сыт не будешь,
нужно иметь и качественный продукт. Здесь «Битрикс»
тоже упрекнуть практически не в чем: продукт действительно мощный и
последовательно развивающийся. Сейчас у «1С-Битрикса» более 1000 партнеров и
более 7000 работающих на продукте проектов. В начале текущего года «Битрикс» создал совместное предприятие с 1С, которое и
занимается продажей продукта на территории России. ABO.CMS (разработчик – Armex) В последние пару лет об ABO.CMS слышно довольно мало,
что с моей точки зрения незаслуженно. Первая версия системы появилась в 2001
году, с этого времени продукт успел обрести более 1000 работающих на нем сайтов
и почти 100 студий-партнеров. NetCat (разработчик – АИСТ) Наверное, самый «возрастной» участник рынка из тех, кто
сейчас на слуху (первая
версия системы появилась в 1999 году). Несколько лет система считалась лидером
рынка, но после 2004 года потихоньку уступила первое место «Битриксу».
Виной тому стали ошибки как в развитии продукта, так и
в его продвижении. За последний год мы (а я имею непосредственное отношение к NetCat) сделали выводы и многое изменили. Правильные ли
были сделаны выводы, улучшит ли компания позиции на рынке – покажет время.
Сейчас в арсенале NetCat более 400 партнеров и более
3700 известных внедрений. S.Builder (разработчик – BinN) Как и ABO.CMS, один из долгожителей рынка, мало
упоминаемый в последние годы. Однако, в текущем году
компания активизировала продвижение своего продукта, в частности, на нескольких
выставках. По информации с сайта продукта, у него сейчас более 2500 внедрений,
хотя партнеров не так много – около 50. UMI.CMS (разработчик – Umisoft) Это самый молодой участник рынка, но поговорка
«малый, да удалый» - про него. Первая коммерческая «коробочная» версия системы
появилась лишь в прошлом году, но уже сейчас продукт «на
слуху» гораздо больше, чем некоторые более опытные его
собратья. На данный момент лицензий на UMI.CMS выдано почти 10 тысяч (не путать
с количеством внедрений или проданных копий); партнеров пока не так много –
менее 50 – но для столь молодого продукта это вполне хороший результат. Конечно, это далеко не все компании, чьи продукты
можно упомянуть в контексте рынка CMS. Есть DJEM, появившийся усилиями бывших
разработчиков Газеты.ру. Есть Twilight CMS, которая, как написано
на ее сайте, является лучшей в своем классе (еще продукт известен нестандартным
подходом к рекламе. Например, некоторое время назад
при запросе «NetCat» в Яндексе
можно было увидеть рекламный блок Директа «Жутко
неудобно управлять сайтом?», рекламировавший эту систему; также рекламу системы
можно увидеть на сайте bitriks.ru). Есть Ukoz, который больше веб-сервис,
нежели CMS, но веб-сервис довольно интересный. Есть Amiro.CMS, HostCMS, QP7, Klarnet CMS и много других. Проблемы Если вы интересуетесь темой систем управления
сайтами, вы наверняка наизусть знаете тезисы на тему «почему коробочная CMS
лучше/хуже самописной» или «почему платные CMS
лучше/хуже опенсорсных». Повторять агитки не будем, а
поговорим о тех проблемах, с которыми сталкиваются разработчики и пользователи
наших продуктов. Говоря «наших», я сознательно обобщаю, потому что проблемы
есть у всех продуктов, а в какой степени каждая из них касается конкретного
продукта – вопрос второй. Итак: Проблема №1. CMS в голом виде для пользователя мало полезна. Ведущие системы управления сайтами сейчас гораздо в
большей степени являются средствами разработки сайтов, фреймворками.
Конечный пользователь, купив «коробку», в большинстве случаев столкнется с
проблемами еще на этапе установки на хостинг. Что уж
тут говорить о создании сайта? Конечно, ввести структуру сайта, выбрать макет
дизайна большинство систем позволяет, но более сложные задачи потребуют как
минимум хорошего знания API системы. И «разворот» своего продукта лицом к
потребителю – одна из тенденций развития продуктов на сегодняшний день. Мы в
новой, третьей версии NetCat добавили несколько
мастеров, значительно упрощающих пользователю жизнь, в следующей версии
«1С-Битрикс» тоже вводит визарды, добавляются такого
рода сервисы и в других продуктах. Но до полного «plug-n-play»
пока еще далеко всем. Проблема №2. Оценить стоимость владения CMS очень
трудно. Когда мы покупаем Microsoft
Office или Photoshop, мы
всегда примерно знаем, что и за какие деньги мы получаем. Покупая «коробку» с
CMS, конечный пользователь очень редко представляет, какие затраты ждут его в
дальнейшем. И лишь после покупки он узнает, сколько будет
стоять разработка нетипового сайта на системе (и что вообще система считате типовым сайтом – может, только простую «визитку»?),
хостинг для нее, продление техподдержки.
Можно конечно сказать «а мы чудес и не обещали», но уж не настолько является
экзотикой желание иметь сайт, чтобы затраты на него были такими непредсказуемыми.
Проблема №3. Рынок CMS крайне
непрозрачен. Несколько вопросов к представителям веб-студий, которые в последние годы приняли решение
перевести разработки на стороннюю CMS. Сколько систем
участвовало в выборе? По каким критериям вы их оценивали? Пробовали ли
проводить «соревнование» между ними по скорости разработки, выдерживаемым
нагрузкам, простоте использования? Вопросы эти – риторические, потому что мало
кто решится потратить уйму времени на объективный выбор. Критерии выбора, как
правило, гораздо проще: рекламные материалы, впечатление от демо-версии, отзывы
в форумах/блогах. И рынку веб-разработок
было бы очень полезно полноценное независимое сравнение хотя бы основных
продуктов на рынке. Конечно, я несколько сгущаю краски – преимущества
«коробочных» систем перевешивают их недостатки. Но важно понимать:
производитель софта, как и любая коммерческая фирма, заинтересован в конечном
итоге в одном – прибыли. И только наши пользователи и
партнеры могут, голосуя рублем, заставить нас совершенствовать наши разработки
в правильных направлениях. Оригинал статьи: http://www.webplanet.ru/column/business/dimatwork/2007/11/01/cms_problema.html. |