Реферат по курсу «Ораторское искусство» - ДонНТУ, Донецк - 2008 г.

Мои суждения, мнения и выводы относительно кредитно-модульно-рейтинговой системы обучения в нашем ВУЗе

Выполнил
студент группы ПС-07м
Шишкин Евгений

План

Введение
Установление контакта с аудиторией
Моя оценка кредитно-модульно-рейтинговой системы
Самооценка
Заключение
Список литературы

Введение

Человек… Люди… Общество… Каждый младенец, рождаясь, ничего не знает ни о первом, ни о втором, ни о третьем. То, что он является человеком, он понимает в самом раннем возрасте, сразу же после того, как начинает осознавать себя. Чуть позже приходит понимание, что он не один, что вокруг есть и другие люди, одновременно похожие и непохожие на него. А вот понимание общества как некой социальной среды, пусть даже на интуитивном уровне, приходит гораздо позже. Когда ребенок начинает понимать, что такое общество, и зачем оно нужно, он перестает быть ребенком - он становится полноценным членом общества, потому что для общества возраст является далеко не самым важным критерием оценки.

Это мое личное понимание социального развития человека. Я не претендую на его абсолютную истинность, и не могу даже предположить, насколько я прав или ошибаюсь, поскольку эти выводы я сделал только на основе своего личного жизненного опыта. В любом случае, мы живем в обществе, независимо от того, нравится оно нам, или нет. Поскольку в обществе именно общение является одной из основных форм обмена информацией, то в процессе исторического развития человечества появилась такая специфическая наука, как риторика и ее логическое продолжение - ораторское искусство. Человек, в совершенстве владеющий им, может добиваться своих целей, пропагандируя или, наоборот, критикуя некоторые объекты и действия перед человеческой аудиторией, в самом широком смысле этого слова - этой аудиторией может быть и один человек, слушающий и понимающий, а может быть и заполненный людьми стадион. В любом случае, неся свои мысли людям, оратор прививает им свое собственное мнение, пусть даже вопреки желаниям самих людей. Оратор - это наконечник стрелы идеи, которая должна поразить каждого человека, и этот человек должен понять и принять эту идею.

Ораторское искусство - необходимость в современном обществе, поэтому все люди владеют им в той или иной степени. Поскольку мнения людей порой отличаются, иногда даже кардинально противоположным образом, то применение риторики дает им находить ответ на поставленный вопрос путем спора. "В споре рождается истина" - это выражение наилучшим образом отображает соперничество двух ораторов, решающих одну проблему.

Моя работа представляет собой некоторое объединение двух частей, не связанных друг с другом прямо, однако каждый человек может сам найти эту связь, представляя ее как применение информации из первой части во второй, или наоборот.

В первой части своей работы я расскажу о некоторый приемах установления контакта между оратором и аудиторией с целью достижения им определенной цели. Вторая же часть представляет собой эссе, касающееся использования кредитно-модульно-рейтинговой системы в нашем ВУЗе. Я попытаюсь рассказать обо всем этом со своей точки зрения, а также обосновать и оценить ее, приводя некоторые факты из реальной жизни.

Установление контакта с аудиторией

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Главные показатели взаимопонимания - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5-7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоцианально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью задания вопросов и получения ответов на них, с помощью переход от монолога к диалогу с аудиторией. Можно специально создать проблемную ситуацию и поставить вопрос аудитории. Важно приводить доказательства новизны и практической значимости информации - в этом можно опираться на личный опыт. Одним из наиболее успешных приемов является использование юмора. Иногда нужно давать аудитории отдых, а иногда наоборот - как бы давить на ее эмоциональностью и смысловой нагрузкой.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы. Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы.

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта. Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений.

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более разнообразно подходить к изменению интонации.

Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер" и служат установлению контакта между оратором и аудиторией.

Моя оценка кредитно-модульно-рейтинговой системы

Перед тем, как приступать к оценке чего-либо, сначала нужно определить, что именно следует оценивать. Итак, кредит - это определенная условная единица информации, отображающая знания, полученные студентом в процессе изучения предмета - сюда входят как теоретические, так и практические навыки. Модуль - это некоторый блок информации, представляющий собой оконченное целое. Это может быть одна тема, один набор объектов для анализа или что-то еще. Размер модуля определяется преподавателем предмета. Рейтинг - это некоторый численный показатель, характеризующий знания студента после окончания прослушивания курса. Этот показатель определяется по работе студента в течение курса и выполнению им поставленных заданий.

Я попытаюсь оценить кредитно-модульно-рейтинговую систему с различный точек зрения.

С точки зрения преподавателя, кредитно-модульно-рейтинговая система позволяет достаточно корректно определять знания студентом данного курса, исходя из посещаемости, сданных зачетных работ и т. д. Таким образом, одновременно ведется и учет посещаемости студентами занятий, и проверка полученных ими знаний. Однако это требует от преподавателя введения некоторой шкалы, согласно которой нужно оценивать работу студентов - здесь наиболее важной является справедливость выбранной шкалы и ее соответствие реальным знаниям.

С точки зрения студента, кредитно-модульно-рейтинговая система требует постоянного подтверждения им полученной информации и, как правило, постоянной посещаемости занятий. Еще одной особенностью является зачет материала по частям (модулям), что позволяет частично упростить запоминание учебного материала. Однако студент очень сильно зависит от выбора преподавателем шкалы оценивания - например, студент, хорошо знающий и понимающий материал, но при этом не посещающий текущие занятия может иметь меньший рейтинг, чем студент, не имеющий глубокого понимания предмета, но стабильно посещающий занятия.

С точки зрения учебного заведения, используемая им кредитно-модульно-рейтинговая система позволяет достаточно эффективно организовывать работу студентов, а также поддерживать высокий процент посещаемости и высокий уровень знаний у студентов.

В нашем ВУЗе кредитно-модульно-рейтинговая система применяется уже не перый год, однако, не в полном объеме. Это связано с тем, что раннее применялась советская система обучения и оценивания, поэтому, чтобы не было слишком резкого перехода от одной системы к другой, текущая система обучения совмещает черты обоих систем.

Из кредитно-модульно-рейтинговой системы активно используются только модули и модульные контроли, позволяющие разбить изучаемый материал на части и сдавать их знание по очереди в течение всего семестра. Понятие кредита из данной системы студентам практически незнакомо, а рейтинговая оценка используется очень малым числом преподавателей.

Из старой советской системы обучения используется оценка полноты изучения предмета - как правило, она измеряется в часах - это аналог кредита. Также используется стандартная 5-балльная шкала оценивания, которая позволяет оценить работу студента только по отдельным работам, но не в общем - это аналог рейтинга. В зависимости от того, на каком курсе учится студент, для окончательного контроля знаний используются либо экзамены, либо их аналоги - модульные контроли.

Я считаю, что подход к системе обучения в нашем ВУЗе является достаточно удобным в использовании, поскольку он дает неплохие результаты. Однако использование рейтингов для оценивания работы студента, на мой взгляд, должно привести к повышению среднего уровня знаний студента, так как ему будет предоставляться относительная свобода действий для набора требуемого рейтингового значения. Понятие кредита, на мой взгляд, является лишним, так как нельзя унифицировать объем знаний и навыков, получаемый студентом по различным дисциплинам. Я считаю, что нельзя сравнивать объем знаний, например, по математике и по философии, потому что эти предметы не могут быть приведены к общей шкале оценки из-за их специфической направленности - и таких примеров достаточно много. Впрочем, текущий расчет объема знаний в часах также отображает реальные знания не очень корректно, поэтому нельзя сказать о том, какой из этих расчетов лучше - они оба одинаково неудобны и нерациональны.

Самооценка

В данной работе я дал свою оценку кредитно-модульно-рейтинговой системе по различным критериям.

В первую очередь я определил оцениваемые понятия, чтобы точно знать и понимать, что именно нужно оценивать.

Потом я попытался оценить эту систему с различных точек зрения - преподавателя, студента и учебного заведения - это оценка отражает отношение каждого из них к этой системе, преимущества и недостатки использования ее каждой из трех сторон.

Далее был приведен сравнительный анализ старых и новых приемов системы обучения. Я сравнил использование кредита и часов для определения объема полученных знаний, использование модулей и экзаменов для промежуточного контроля текущих знаний, а также использование рейтинга и оценочной системы для итогового контроля полученных знаний.

Как студент этого ВУЗа, я привел свои собственные рассуждения относительно использования кредитно-модульно-рейтинговой системы в нашем ВУЗе - я попытался проанализировать достоинства и недостатки старой и новых систем обучения и привел свои выводы по текущей системе обучения.

Я считаю, что задача по оценке кредитно-модульно-рейтинговой системы, поставленная передо мной в данной работе, выполнена.

Заключение

В современном мире ораторское искусство является одним из необходимых умений для человека. Оно позволяет ему достаточно свободно общаться с другими людьми, способствует карьерному росту и помогает при изложении информации.

Приемы ораторского искусства помогают человеку более красочно и доступно излагать информацию, а также воздействовать на аудиторию и поддерживать с ней контакт.

Кредитно-модульно-рейтинговая система, используемая для обучения в различный учебных заведениях, является достаточно удобной в использовании и полезной для контроля уровня знаний обучающихся в них людей. Однако, на мой взгляд, данная система не лишена некоторых недостатков, поэтому следует учитывать особенности ее применения в каждом конкретном случае.

В этой работе я привел свое мнение относительно использования кредитно-модульно-рейтинговой системы, а также свою оценку ее применению в нашем ВУЗе. Надеюсь, эти данные помогут для совершенствования текущей системы обучения в этом ВУЗе, и со временем учиться станет интереснее и проще.

Список литературы

1. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - Самара, изд-во "ABC", 1997.

2. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1995.