Реферат

по курсу «Ораторское искусство»

на тему «Феномен отличников и двоечников»



Выполнил:

студент группы ПС-07м

А.В. Шуликов

Введение

Каждый человек — это структурная единичка нашего общества. Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Каждый нормальный человек — это индивидуальность, это личность. Из этого вытекает, что два человека могут смотреть на одно и то же, а видеть это по разному. Однако в любом случае, мы живем в обществе, независимо от того, нравится оно нам, или нет. Нас окружают те самые различные люди. И независимо от нашего желания или настроя мы вынуждены с ними общаться. Пусть даже не ради них, а ради себя. Ради достижения своих целей, амбиций, желаний. Но чтобы достичь результатов в общении, убедить человека в чем-либо (будь-то продать нам подешевле товар, поднять нам зарплату или поставить нам хорошую оценку, несмотря на то, что мы ничего не знаем) мы должны овладеть искусством общения. С развитием человечества и с осознанием факта важности общения возникла такая наука — риторика. А позднее из нее выросла не то наука, не то искусство, названное ораторским. Ораторским искусством. Овладев в совершенстве этим искусством возможно достигнуть многого. Пропагандируя или, наоборот, критикуя некоторые аспекты перед собеседником, аудиторией, мы можем достигать определенных целей, добиваться принятия тех или иных решений в нашу пользу.

Ораторское искусство в той или иной степени освоено практически каждым человеком. Часто применение риторики дает возможность поиска истины путем дискуссии. "В споре рождается истина" - это выражение наилучшим образом отображает соперничество двух ораторов, решающих одну проблему.

В своей работе я хотел бы затронуть вечный вопрос разделения людей на так называемых отличников и двоечников, и осветить методы и подходы этих категорий людей к получению места под солнцем в обществе. А также затронуть причины их исконной нелюбви друг к другу.



Установление контакта с аудиторией

Одна из важнейших задач оратора — установление контакта с аудиторией. Установление своего рода психологической общности оратора и слушателей. Достигнув этого, оратор заставляет людей слиться мыслями с освещаемым объектам, тонко чувствовать все эмоциональные падения и подъемы в выступлении. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Можно выделить показатели, по которым можно судить об успешности выступления. Важным показателем успешности выступающего является положительная реакция аудитории на его слова (позы слушателей, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты) или же сосредоточенная тишина.

Свою роль в успешности выступления играет также зрительный контакт. Как правило, выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей, тем самым поддерживая зрительный контакт с каждым из них.

Перед началом речи необходимо выдержать небольшую психологическую паузу - 5-7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Сухое выступление, выливающееся в простую передачу информации в лучшем случае будет оставлено без внимания, в худшем вызовет бурю негодования.

Cо временем внимание слушателей притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью задания вопросов, перехода от монолога к диалогу с аудиторией. Важно приводить доказательства новизны и практической значимости информации - в этом можно опираться на личный опыт. Одним из наиболее успешных приемов является использование юмора.

В руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы. Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы. Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта. Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений.

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более разнообразно подходить к изменению интонации.



Эссе.

Так уж повелось издавна, что все люди разные. Однако многим людям могут быть присущи схожие черты, элементы поведения и прочее. Всех нас можно условно разделить на те или иные группы руководствуясь этими признаками. Но что, если взглянуть на эту проблему несколько под иным углом. Выходит, что на самом деле, все мы делимся не на белых и черных, мужчин и женщин или евреев и антисемитов. Мы делимся на отличников и двоечников. И между нами веками длится классовая борьба.

В своем эссе я хотел бы осветить такой вопрос, как можно в принципе глобально разделить всех людей на отличников и двоечников с присущими им чертами.

Вы, наверное, задаете себе вопрос - «Кто же такие эти самые отличники и двоечники?». В этом скрыт гораздо более глубокий смысл, нежели просто вид табеля или зачетной книжки. Это заложено глубоко в нас и определяет то, какие мы есть на самом деле. Отличники встают рано, причем далеко не всегда потому, что они - жаворонки. Они встают рано потому, что им надо. Если рано им случайно вставать не надо, они встают поздно. Поздно - это в десять утра. Ну ладно, в одиннадцать. Самый край - в двенадцать, со словами "сколько можно спать". Отличникам вообще свойственно задавать самим себе и окружающим риторические вопросы. Например, "когда, если не сегодня, я буду это делать?", "сколько твоё безделье может продолжаться?" и "неужели ты не понимаешь, что...". "Неужели ты не понимаешь?" - ключевой вопрос отличников. Они не понимают, как можно не понимать. Двоечники не понимают. Отличники работают в системах. Им это важно. При этом им важно, чтобы в системе, где они работают, их ценили. Если в системе, где они работают, их не ценят, отличники ищут новую систему. Самая большая награда для отличника - когда система их сначала не ценила, а теперь ценит. Самое страшное наказание - провалиться в глазах системы. Если отличника спросить "кто ты", он честно ответит: "инженер-технолог". Если спросить "кто ты" двоечника, он ответит "Вася".

Основная причина всех действий отличника - убежденность, что так надо. Надо хорошо учиться, надо получать хорошие оценки за экзамены, надо найти хорошую работу (а как же иначе?), а на этой хорошей работе надо сделать карьеру, потому что карьеру делать надо. Да, еще по той же причине они моют грязную посуду. Двоечники тоже моют грязную посуду. Когда заканчивается чистая. Первичное расслоение происходит в школе. Отличника узнать легко, и вовсе не по очкам или по умному лицу. Отличник - это тот, кто Делает Уроки. Каждый день. Приходит домой после школы, переодевается в домашнюю одежду, разогревает обед, обедает - и садится. Иной отличник скор и легок, поэтому садится он на полчаса, и за полчаса у него всё готово. Другой отличник основателен и упорен, поэтому его уроки делаются целый вечер. Есть даже такие, которые ежедневно делают Уроки на Послезавтра - но это особая категория человечества, и речь сейчас не о них. Сделав уроки, отличник улыбается и потягивается. Если он - Истинный Отличник, он может после этого еще и собрать портфель. Впрочем, это необязательно - я знал одного настоящего отличника, за которого все десять школьных лет портфель собирала мама.

Двоечников тоже можно легко определить невооруженным глазом. Поднимите-ка руку те, кто регулярно строчил домашнюю математику на подоконнике в туалете напротив кабинета химии на пятом этаже? С вами всё ясно. Вы, наверняка, еще помните, что на средней величины домашнее задание нужна обычная перемена в пятом классе, и большая - в восьмом. Ну а чтобы спокойно списать задание по любому предмету, не нужна никакая перемена. Нужна последняя парта и урок биологии. Можно литературы. Мне вот, например, никогда не нравились уроки литературы, когда я учился уже в лицее. Поэтому иногда на них можно было наверстать то, что вчера недоделал по неинтересным предметам в пользу излюбленных.

Но списывание - это детский сад. Высший пилотаж двоечника - сделать домашнее задание самому, причем на том самом уроке, на который он задан. Желательно сидя не на последней, а на первой парте. Сделать блестяще, с выдумкой, с переподвыподвертом и, сделав, немедленно вызваться отвечать. Ответить так, что преподаватель заплачет от восторга, получить законную пятерку с бантиком и, сев на место, углубиться наконец в чтение второго тома сочинения Освальда Шпенглера "Закат Европы". Ради которого и нужно было ответить добровольно, чтоб потом не дергали. На такое способен только истинный, глубинный, не побоюсь этого слова, духовный двоечник. Которому в общем-то все равно, чем заниматься, лишь бы было интересно и не дергали. К сожалению, сочетание "интересно" и "не дергали" в школе, да и в жизни собственно, бывает редко, поэтому ради своего смысла жизни двоечнику приходится трудиться куда упорней, чем отличнику. Если он, конечно, достаточно трудолюбив, чтобы это делать.

Оценки не говорят нам ни о чем. На доске "Гордость школы" висят вперемешку как портреты отличников, так и портреты двоечников. У последних ничуть не меньше высоких оценок, похвальных грамот и побед на физико-математических олимпиадах, а среди первых есть масса хмурых середнячков. Дело не в баллах, дело в подходе.

Отличник на любое — Зачем? отвечает — Надо! Двоечник на любое — Надо! отвечает — Зачем?

По окончании школы отличники и двоечники выкатываются в большую жизнь. Отличникам там легко, слово "надо" ведёт их за собой. Двоечникам сложнее: им приходится изо всех сил думать, как бы выкрутиться так, чтобы ничем не поступиться. Поступаться двоечники не любят. Это, пожалуй, второе существенное различие между двумя классами: отличник твёрдо знает, чем нужно и должно поступиться, дабы достичь того, чего Надо достичь. Двоечник абсолютно уверен, что поступаться не имеет смысла ничем, поэтому поступается он только тем, что ему неважно. Ему многое неважно. Собственно, ему по-прежнему важно исключительно чтобы было интересно и особо не дёргали. В слове "особо" проявляется последняя уступка, которую двоечник делает обществу.

Отличник работает как плуг: равномерно пашет, оставляя за собой глубокую борозду.
Двоечник работает как взрыв. Пусто, пусто, пусто, покер. И отличники, и двоечники бывают талантливыми. И двоечники, и отличники бывают блестящими. Из блестящих отличников получаются миллионеры и президенты корпораций, а из блестящих двоечников - писатели-поэты, программисты-инженеры и прочая творческая соль земли, не отягощенная излишней социализацией.

Из нормальных способных отличников выходят хорошие специалисты с приличной зарплатой. Из нормальных способных двоечников получаются люди свободных профессий, работающие на себя и получающие то штуку в день, то фигу в месяц. К тому же, при любой системе исправно кормится довольно большое количество двоечников, которые время от времени подают более или менее гениальные идеи, за что им сквозь зубы прощают постоянные опоздания, отпуска в самый неподходящий момент и непрерывные кончины любимых родственников во все остальное время.

Из неудачных отличников всё равно получаются неплохие специалисты с нормальной зарплатой - просто потому, что абсолютно неудачных отличников не бывает. Отличники так устроены: они не в состоянии работать плохо. А вот что получается из неудачных двоечников, не знает никто. Потому что кто же из гордых двоечников сознается даже себе самому в том, что именно он — неудачный?

Два класса, как и положено, испытывают друг к другу классовую ненависть. Отличники считают двоечников везучими бездельниками, получающими дары от жизни за красивые глаза. Если при этом конкретный двоечник хотя бы неудачлив в той сфере, которая кажется отличнику наиболее важной (скажем, у него постоянно нет денег, потому что он не готов работать в системе, или он лишен личной жизни, потому что кто ж пойдет за такое счастье), отличники готовы отнестись к нему снисходительно. Но если двоечник живет, как считает нужным, работает, как ему нравится, имеет за это много денег и счастливо влюблён - любой отличник при виде него испытает законное возмущение. Лучше всего двоечнику быть пьяницей, тогда отличники будут его любить. Потому что сами они, разумеется, никогда.

Двоечники, со своей стороны, убеждены, что отличники - примитивные зануды, не умеющие вставать не по будильнику и жить не по указке. Смягчить их отношение может, допустим, явное отвращение отличника к собственной работе. Или небольшая клиническая депрессия, а еще лучше - нервный срыв. Или хотя бы осознание отличником бедности своей серенькой дорожки перед вершинами горного пути свободного двоечника. Если же отличник занят важным и интересным делом, получает большие деньги, здоров и хоть убей не понимает, чем его жизнь хуже жизни горного орла - двоечники будут его презирать. Это презрение сродни тому, которым обливает веснушчатый пацан с дыркой на штанах и пальцами в чернилах аккуратного мальчика с челочкой и носовым платком.

Зато тот, с веснушками, может бегать по лужам и пинать консервные банки. Зато этого, с челочкой, постоянно ставят ему в пример. В глубине души оба класса смутно завидуют друг другу - потому что та, вторая сторона, умеет то, чего не умеет эта.

Я скорее сопоставил бы себя в данном случае с отличником. Если оглянуться назад, вижу, что часто и многое делалось, потому что «надо». Опять же — надо было учить уроки, надо было идти в школу, надо было..... Да многое надо было. Однако с возрастом, пусть и с небольшим — всего 22 года, я вижу такую тенденцию, что часто за «надо» теряются некоторые очень важные и интересные моменты. Когда-то, например, нужно было читать Войну и мир Толстого, а не Искусство программирования Кнута. Надо было готовится к олимпиаде по математике, а не сходить лишний раз в тренажерный зал или бассейн. И осознавая такие вещи все чаще иногда отдаю предпочтение более важным на мой взгляд вещам. Хотя, видимо, от многих «надо» избавиться так и не удастся. В противном случае необходимо кардинально ломать и перестраивать свое мировоззрение, восприятие некоторых глобальных общечеловеческих ценностей, а как известно это не так просто делается....

Самооценка

В работе я попытался раскрыть свое видение проблемы отличников и двоечников, а также попытался сопоставить себя одному из двух классов.

В первую очередь я описал сущность разделения, а далее постепенно раскрыл черты каждой из категорий.

Затем были отражены и практически даже показаны на примерах из жизни черты и присущие ценности обоих групп. Была показана сущность извечного противостояния представителей.

В заключение я попытался сопоставить себя одной из групп, взглянув на свою жизнь со стороны. Однако на данный момент затруднился соотнести себя к той или иной категории, хотя и соотнес приближенно к категории отличников.

Я считаю, что в вкратце в общих чертах я раскрыл тему социальных явлений отличников и двоечников. Однако, чтобы полностью раскрыть и оценить эту тему, а также проанализировать причины и последствия попадания людей в ту или иную категория рамок реферата не достаточно. Это может быть масштабное исследование уровня не меньше «магистерской диссертации».

Заключение

Для современного человека незаменимым является овладение основами ораторского искусства. Оно позволит ему достичь способности свободного общения с людьми, поможет решить значительную часть ежедневных проблем.

Приемы ораторского искусства помогают человеку более красочно и доступно излагать информацию, а также воздействовать на аудиторию и поддерживать с ней контакт, заставить аудиторию проникнуться информацией и одобрить ее.

В работе был освещен социальный феномен отличников и двоечников. Показано видение автором этих групп людей в тех или иных аспектах.





Литература:

1. Д.Н. Александров. Риторика. М: 2000, Юнити. 534 с.

2. Х. Леммерман. Учебник риторики. М: 1997, Юнити. 255 с.

3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - Самара, изд-во "ABC", 1997.

4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1995.