ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ

Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание

Информационные технологии в Управлении предприятием


   Интегрированные информационные системы (ИС) управления промышленными предприятиями присутствуют на Российском рынке относительно недавно, эксперименты с внедрением данных систем на отечественных предприятиях стали проводится в основном с начала 90-х годов. Количество внедрений измеряется десятками, качество внедрения зачастую является предметом споров, слухов, домыслов и разочарований. В то же время интерес к интегрированным информационным системам не угасает и руководители предприятий отваживаются на рискованные шаги, ободренные щедрыми обещаниями специалистов отделов продаж, научными конференциями, статьями в органах печати и т.д.
   Целью настоящего доклада является попытка обобщения накопленного опыта по внедрению интегрированных информационных систем и формирование общих принципов организации выбора и внедрения. Прежде чем перейти к вопросам организации выбора и особенностей внедрения ERP систем на предприятии предлагается общая информация о назначении, составе и общих особенностях организации интегрированных информационных систем автоматизации процессов управления предприятием, которые приобрели наименование ERP (системы Enterprise Resources Planning - Планирования Ресурсов Предприятия).
   Основным назначением ERP систем является автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности предприятия и поэтому Enterprise Resources Planning systems – Системы Планирования Ресурсов Предприятия в общих чертах можно рассматривать как интегрированную совокупность следующих основных подсистем:
   - Управление финансами.
   - Управление материальными потоками.
   - Управление производством.
   - Управление проектами.
   - Управление сервисным обслуживанием.
   - Управление качеством.
   - Управление персоналом.
   Приведенная последовательность функциональных подсистем не претендует на полноту и отражает основные направления деятельности предприятия. Каждая из перечисленных подсистем может включать в себя функциональные блоки, которые также могут быть оформлены в виде отдельных подсистем.
   В общем случае управление финансами можно представить в виде четырех функциональных уровней:
   - Финансовое планирование деятельности предприятия (Финансовый план).
   - Финансовый контроль деятельности (Бюджеты и бюджетный контроль).
   - Контроль за финансовыми процессами (Контроль финансовых операций).
   - Реализация финансовых процессов (Ведение финансовых операций).
   Два нижних уровня представляют процессы, в достаточной степени независимые от типа деятельности. Два верхних уровня в большей степени зависят от типа деятельности предприятия, т.к. на этих уровнях определяются особенности организации управленческого учета предприятия.

Общие функциональные уровни подсистемы управления финансами
Рисунок 1 – Общие функциональные уровни подсистемы управления финансами

   В финансовых подсистемах ERP систем, как правило, предполагается наличие двух способов составления финансового плана:
   1. Снизу-вверх.
   2. Сверху-вниз.
   Финансовые планы и бюджеты, количество которых на этапе подготовки, как правило, системой не ограничивается, могут иметь различные версии, модификации и признаки. В качестве рабочего в результате принимается один, который утверждается и объявляется в системе как актуальный.
   Функциональность финансовых подсистем предлагает возможность организации бюджетного контроля и управления движением денежных средств. На основе бюджетных данных по аналитическим объектам управленческого учета имеется возможность сравнивать планируемые и фактические результаты по соответствующим статьям затрат/доходов для центров финансовой ответственности . Подсистема финансового плана совместно с подсистемой управления распределением затрат позволяют оценить сходимость результатов плановой и фактической себестоимости выпускаемой продукции, осуществить последующий анализ отклонений, на основе объективных данных сформировать мнение о рентабельности выпускаемой продукции для предприятия и т.д. Формализация и упорядочение процедур расчетов организовывается путем определения в системе стандарных способов и операций по расчетам.

Упрощенная схема движения денежных средств
Рисунок 2 – Упрощенная схема движения денежных средств

   Статус «неразнесенная операция» определяет возможность ее исправления и удаления без каких-либо последствий. Операция с данным статусом еще не является проводкой главной книги и ждет подтверждения корректности и разноски. Процедура контроля неразнесенных операций и их разноски в главную книгу, как правило, выполняется периодически соответствующими должностными лицами по участкам учета. Принимая во внимание интегрированный характер ERP систем, следует заметить, что львиная доля операций порождаются автоматически на основе регистрации первичных документов в подсистемах, связанных с планированием и управлением снабжением, производством, сбытом, проектными работами и т.д. Основная нагрузка по непосредственному ведению операций, как правило, падает на службу расчетов, остальные службы по участкам бухгалтерского учета в большей степени контролируют правильность автоматического формирования операций и осуществляют их разноску.
   В общих чертах типология производственных процессов может быть классифицирована следующим образом:
   - непрерывное производства;
   - поточное производство;
   - единичное производство;
   - проектное производство.
   Функциональность подсистем управления производством ERP системы, как правило, ориентируется на различные виды производственной деятельности предприятия, к основным из которых можно отнести следующие:
   - Дискретное производство.
   - Процессное производство.
   - Реализация проектов.


ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ | Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание