ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ

Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание

Взаимодействие преподавателей со студентами


   Взаимодействие между людьми наряду с предметно-практической деятельностью является одними из главных факторов развития человека. Я считаю, что человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на основе общения обеих сторон на равных, как личностей, как равноправных участников процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель - студент», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения.
   Среди самых распространенных ошибок, которые, по моему мнению, допускают преподаватели, это недобросовестное, формальное, «отбывательское» отношение к работе, невнимательность и равнодушие преподавателей по отношению к студентам и предвзятое, шаблонное отношение преподавателей к студентам.

   Как же должен относиться преподаватель к студенту?
   Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Я считаю, что для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Мне кажется, что педагоги, акцентирующие собственное «я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения, у них проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничтожения, крайне пассивное инициирование их активности.

   Какие же ошибки совершают преподаватели в своей работе?
   Я считаю, что подавляющее большинство преподавателей технических вузов, в том числе, и нашего, не имеют специальной педагогической подготовки. У преподавателей, прежде всего молодых, порой отсутствует четкое представление о структуре педагогической деятельности, они не задумываются о том, из чего складывается педагогическое мастерство, зависит успех обучения и их собственной педагогической деятельности. Можно блестяще знать свой предмет и быть посредственным преподавателем. За время обучения в нашем вузе, я заметила, что, в работе некоторых преподавателей доминирует принцип: "буду знать свой предмет - сумею преподать" и я считаю, что имеют место недостатки и просчеты в методической деятельности преподавателей нашего университета, которые существенно снижают качество обучения. Так же, в ходе обучения, я обратила внимание на неспособность отдельных преподавателей вызвать интерес к своему выступлению, убедить в важности излагаемого материала, удержать внимание аудитории на все время выступления, установить контакт с ней. И это при хорошем знании излагаемого материала! Здесь все дело именно в методике его преподнесения: сухое, монотонное, бесстрастное повествование, не способное увлечь, "зажечь", вдохновить, активизировать творческое мышление обучаемых.

   А как же студенты должны относится к преподавателям и какие при этом возникают проблемы?
   В связи с введением платного обучения в нашей стране, ситуация взаимодействия «преподаватель-студент» изменилась. Столкнулись два противоречащих друг другу ожидания. Первое, это то, что студент считает, что раз он платит, то преподаватель должен «отработать» эти деньги, то есть рассказывать то, что интересно, найти общий язык, на экзаменах ставить хорошие оценки и т.д. Другими словами – «я плачу, следовательно, я заказываю музыку», а иногда и «музыкантов», могу поменять преподавателей, если они меня не устраивают. В свою очередь, преподаватели могут думать, что раз студент выбрал из многих эту специальность, да еще платит за свое обучение, то это означает его большую жажду знаний, желание самостоятельно работать, прикладывать все силы, чтобы вложенные затраты «окупились». Другой вариант - это стремление студента или его родителей легально, в виде платы за обучение, «купить диплом». В ходе чего, взаимоисключающие друг друга представления студентов и преподавателей об обучении приводят к напряженным и даже конфликтным ситуациям в реальном учебном процессе. Обычно обе стороны ощущают эти ситуации как «проблему», а себя - незаслуженно страдающими.

   В результате, я считаю, что…
   Процесс преподавания можно представить как непрерывно развивающуюся систему педагогических действий преподавателя, заключающихся в воспитании, в постоянном общении со студентами. Ведь, преподаватель это уникальная по своей значимости фигура для студента, а успешный преподаватель, как мне кажется, должен обладать следующими качествами: иметь отличные знания в избранной области науки; большой опыт практической работы; желание передавать знания и опыт студентам; уметь это делать, он должен быть предельно внимательным, чутким, справедливым, добрым, оптимистичным, потому что, преподаватель призван сохранять душевное равновесие даже при различных неблагоприятных условиях жизни, быть уравновешенным и толерантным. Образно говоря, преподаватель должен быть подобен, чистому стеклу, через которое студент смотрит на жизнь.

   Всегда ли, преподаватели, отвечают этим требованиям? Ведь не секрет, что иногда, преподаватель несёт свое плохое настроение в аудиторию, "выплескиваем" его на студентов, порой его хмурое лицо способно настраивать наиболее чувствительных и ранимых студентов на пессимистическое восприятие окружающего, поэтому важными, значимыми и ценимыми качествами является интеллигентность, культура преподавателя, его человечность и доброта.

   Что касается взаимодействия, то студенты на одно из первых мест ставят "ровное, одинаково объективное отношение" к ним. Они очень чувствительны к проявлениям несправедливости преподавателя, ко всем его действиям. Каждое из них вызывает соответствующий отклик в их сознании и откладывает определенный отпечаток на поведение. Я считаю, что если студент чувствует несправедливое и недоброжелательное отношение к себе, т.е, если преподаватель относится необъективно, необоснованно выставляет заниженные оценки, каким-либо другим образом ущемляет интересы студента, то это глубоко ранит его, вносит в его духовный мир смятение, нарушая подчас гармонию личности, ведет к негативным проявлениям и усложняет отношения, что в свою очередь ослабляет мотивацию обучаемого к познанию, изучению того или иного предмета. Истинный преподаватель, по моему мнению, должен сочетать в себе требовательность и принципиальность с уважительным отношением к ним и обязательным чувством такта. Я знаю на своем опыте, что одно резкое высказывание преподавателя запоминается на долгие годы, потому что даже самый некомпетентный преподаватель по отношению к самому недобросовестному студенту всегда остается авторитетом. Тактичность и чуткость я считаю очень важными качествами преподавателя. Часто бывает так, что преподаватель выдает какое-то задание, курсовую или реферат. Студент выполняет задание, как говорится, вложив в него душу; он переработал гору литературы, сделал, на его взгляд, хороший анализ и правильные выводы. А преподаватель, бегло пролистав работу и не вникнув в суть, а, может быть, с высоты своего опыта и знаний просто не оценив ее, одним бестактным словом обрубает студенту крылья. Именно отрицательные, антипедагогические действия такого преподавателя вызывают антипатию к нему и его предмету. Соответственно отношение преподавателя к студентам должно быть строгим и требовательным и вместе с тем справедливым. Объективное, справедливое отношение преподавателя формирует, воспитывает у студента чувство собственного достоинства, величие духа, наличие которых способствует развитию его творческой самостоятельности, созидательной устремленности и, напротив, угнетение чувства собственного достоинства ведет к бесхарактерности, бездумной уступчивости и покорности.
   Незнание психологии, отсутствие педагогической подготовки приводит порой к тому, что преподаватели не учитывают типологические особенности нервной системы студентов, их темперамента. В моей жизни, бывали случаи, когда студент (флегматик, например) соображает медленно, но мысль его течет по правильному руслу, продуктивно и в итоге он приходит к верным выводам. Преподаватель же, склонный усматривать в медлительности рассуждений студента отсутствие знаний, или еще хуже, неразвитость ума, нетерпеливо обрывает его, гасит мысль и в итоге несправедливо выставляет низкую оценку. Такие ошибки преподавателя, по моему мнению, могут нанести серьезный нравственный урон обучаемому.

   Что же необходимо сделать, чтобы взаимоотношения между преподавателями и студентами были гармоничными?
   Ответ прост: для начала ввести хотя бы кандидатский экзамен по психологии и педагогике для всех аспирантов - будущих преподавателей. Знания, полученные при этом, будут, несомненно, способствовать эффективной преподавательской деятельности. Кроме этого, необходимо сознательное, ответственное, творческое отношение к педагогической работе, наличие больших внутренних сил, способность глубоко мыслить и чувствовать, постоянно работать преподавателю над собой и самосовершенствоваться.


ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ | Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание