Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности автомобилей

Затраты времени, труда и средств на ТО и ремонт автомобилей, прицепов, полуприцепов, эффективность их использования в процессе эксплуатации в значительной степени зависят от степени приспособленности подвижного состава автотранспорта к выполнению работ по обслуживанию и ремонту.

ГОСТ 21624–81 устанавливаются требования по обеспечению эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности автомобилей, прицепов, полуприцепов (под эксплуатационной технологичностью следует понимать технологичность конструкции автомобиля при подготовке его к использованию по назначению, ТО и ТР): увеличение периодичности ТО; повышение безотказности работы автомобилей, их агрегатов, узлов; обеспечение свободного доступа к агрегатам, узлам, требующим проведения ТО и ТР; обеспечение легкосъемности агрегатов, узлов; стандартизация и унификация агрегатов, узлов и эксплуатационных материалов; уменьшение количества агрегатов, узлов, механизмов, требующих регулярного ТО; сокращение номенклатуры и типоразмеров крепежных деталей; совершенствование антикоррозионной защиты авто­мобиля, его агрегатов, узлов и крепежных деталей; контролепригодность при использовании по назначению, ТО и ТР; приспособленность к выполнению моечных, крепежных, регулировочных, смазочных, контрольно-диагностических и ремонтных работ; обеспечение полной геометрической и функциональной взаимозаменяемости однотипных составных частей при ТО и ремонте; снижение численности обслуживающего персонала и потребности в специалистах высокой квалификации за счет сокращения и упрощения демонтажно-монтажных, регулировочных и других работ.

Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности должны включаться в техническое задание на разработку или модернизацию автомобиля и карту технического уровня.

ГОСТ 20334–81 устанавливает основные и дополнительные показатели ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности автомобилей, прицепов, полуприцепов для регламентированных условий эксплуатации. К основным показателям эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности относятся:

1) периодичность технического обслуживания автомобиля, тыс. км;

2) разовая оперативная трудоемкость ЕО Sе.о, которая представляет среднюю оперативную трудоемкость выполнения одного ежедневного ТО (чел.-ч):

где п, Sе.о — соответственно количество операций и средняя оперативная трудоемкость i-й операции ЕО;

3) удельная оперативная трудоемкость ТО Sт.о, определяемая как отношение математического ожидания средней оперативной трудоемкости ТО к заданной наработке объекта:

где rто — средняя трудоемкость i-й операции ТО, чел.-ч; lт.о — средняя периодичность i-й операции ТО, км; n — количество всех операций ТО;

4) удельная оперативная трудоемкость текущего ремонта Sт.p , определяемая как отношение математического ожидания средней оперативной трудоемкости ТР к заданной наработке объекта:

где rт.p — средняя трудоемкость i-й операции ТО, чел.-ч;

lп— общий пробег автомобиля (прицепа, полуприцепа) до КР, км;

b — количество всех ТР за период испытаний.

Для дифференцированной оценки эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности ГОСТом рекомендуются дополнительные показатели. К дополнительным показателям ремонтопригодности относятся:

1) удельная оперативная продолжительность капитального ремонта Тк.р — отношение математического ожидания средней оперативной продолжительности КР к заданной наработке автомобиля:

где Тк.р — средняя оперативная продолжительность КР, ч;

t — заданная наработка до первого КР, тыс. км;

2) удельная оперативная трудоемкость капитального ремонта Sк.р — отношение математического ожидания средней
оперативной трудоемкости капитальных ремонтов к заданной наработке:

3) коэффициент оперативной трудоемкости капитального ремонта Кк.р , определяемый как отношение средней оперативной трудоемкости КР к средней оперативной трудоемкости изготовления автомобиля:

4) удельная оперативная трудоемкость ТО Rт.о, отнесенная к номинальному значению его основного параметра:

где N — основной параметр — конструктивный или эксплуатационный параметр, предусмотренный технической документацией (для грузового автомобиля — грузоподъемность, для легкового — литраж двигателя, для автобуса — габаритная длина);

5) удельная оперативная трудоемкость ТР Rт.р , отнесенная к номинальному значению его основного параметра:

6) уровень ремонтопригодности по ТО К у.т.ои ТР Ку.т.р , определяемые относительно соответствующего заданного значения или базового показателя ремонтопригодности:

где Rзадт.о, Rзадт.р — заданные значения показателя ремонтопригодности по ТО и ТР.

К дополнительным показателям эксплуатационной технологичности относятся:

1) разовая оперативная трудоемкость ТО-1 автомобиля -средняя оперативная трудоемкость одного ТО-1, чел.-ч;

2) разовая оперативная трудоемкость ТО-2 автомобиля -средняя оперативная трудоемкость одного ТО-2, чел.-ч;

3) разовая оперативная трудоемкость сезонного ТО — средняя оперативная трудоемкость одного сезонного обслуживания, чел.-ч;

4) коэффициенты доступности при ТО Кд.т.о и текущем ремонте Кд.т.р , определяемые как отношение основной трудоемкости выполнения операций соответственно ТО и ремонта к суммарной трудоемкости:

суммарная трудоемкость соответственно основных и вспомогательных операций всех видов ТО и ТР за период испытаний, чел.-ч;

5) удельное число операций при ТО автомобиля по видам работ nо — число регламентированных операций по видам (смазочным, крепежным, регулировочным) на 1000 км пробега

где ni— число 1-х операций ТО;

/ — периодичность i-й операции, км;

6) число марок применяемых топливосмазочных материалов;

7) число марок применяемых технических жидкостей;

8) коэффициент применяемости инструмента Ки, представляющий отношение количества инструмента к общему количеству точек, для которых этот инструмент предназначен в процессе ТО и ТР:

Оценку показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности следует проводить на этапах разработки, модернизации, эксплуатации и КР автомобилей.

Источник: www.usecar.ru