ДонHTУ   Портал магистров     Библиотека

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ


Ткаченко А.А.


Научный руководитель Беличенко А.Ф.

Донецкий национальный технический университет


Тезисы докладов пятой Всеукраинской научной студенческой конференции "Актуальные вопросы менеджмента в совеременных условиях" - Донецк: ДонНТУ, 2006. - 193 с.



    Экономика Украины находится на этапе формирования механизма хозяйствования, одним из главных звеньев которой является механизм управления инвестиционным процессом. Несмотря на некоторые положительные результаты роста ВВП за последние годы, до сих пор актуальным остается поиск эффективных путей и методов построения нового механизма управления. Инвестиционная емкость экономики Украины составляет, по меньшей мере, 50 млрд. долларов США, в то время как реальные объемы инвестирования в стране менее 7 млрд. долларов. Главное – эффективно реализовывать большой инвестиционный потенциал украинской экономики, задействовать все имеющиеся правовые, организационные, экономические предпосылки, формы и механизмы, сформировать позитивный инвестиционный имидж Украины.

     В переходной экономике Украины основной целью является привлечение инвестиций. При этом внутренних ресурсов в стране недостаточно, поэтому внимание государственных органов управления направлено на привлечение иностранных инвестиций.

     Можно выделить позитивные и негативные аспекты привлечения и использования иностранных инвестиций. Позитивными являются: увеличение объемов капитальных вложений и уменьшение сроков их накопления; введение современных технологий, ноу-хау, в том числе в сфере менеджмента и маркетинга; ускорение темпов структурной перестройки экономики; стимулирование экспорта и снижения уровня зависимости от импорта; повышение уровня занятости. Негативными являются: трансферт за границу части прибыли, вытеснение с рынка внутренних товаропроизводителей и поставщиков, жесткая эксплуатация местных сырьевых ресурсов, увеличение зависимости экономики страны от негативных мирохозяйственных тенденций.

    Увеличение объемов и оптимизация структуры иностранного инвестирования возможны только при условии повышения привлекательности инвестиционного климата и создание механизма взаимодействия иностранного инвестора и органов государственной власти. При выборе приоритетов инвестиционной политики необходимо исходить из долгосрочной стратегии структурной перестройки украинской экономики. Это необходимо для того, чтобы обеспечить переход от кризиса к оживлению и подъему, существенное повышение уровня и качества жизни населения, эффективность воспроизводства, конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Эта цель может быть достигнута при проведении селективной инвестиционной политики: выделении прорывных направлений, требующих государственной поддержки, формировании долгосрочных инвестиционных программ и проектов и выработке эффективного механизма их реализации. Эти программы охватывают лишь стратегическую часть инвестиционной деятельности, оставляя простор для самостоятельных решений в сфере инвестиций.

    Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок, и т.д. Надо дать инвесторам возможность управлять рисками, для чего предоставить им адекватные финансовые инструменты. Целесообразно стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы регулировать рыночные риски.

    Действенным инструментом активизации инвестиционных процессов в условиях рыночной трансформации экономики является государственная амортизационная политика, которая должна обеспечивать надежный внутренний источник финансирования капитальных вкладов. Именно за счет амортизации в развитых странах формируется до 70-80% инвестиций. Повышение норм амортизации и увеличение суммы отчислений расширяет финансовые возможности предприятий и усиливает их инвестиционную активность. Амортизационная политика государств должна предусматривать использование таких методов амортизационных списаний и норм, которые дают возможность в короткие сроки вернуть ранее осуществленные инвестиции.

    Проблемой для Украины является обеспечение государственного контроля над ценообразованием по отношению к внутренним и мировым ценам. Это связано с необходимостью адаптации украинского рынка к внешним условиям, так как прослеживается ситуация, когда цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию превышает мировые, в то время как средняя заработная плата более низкая. Это требует контроля со стороны государственных органов ценообразования за ростом затрат производства и динамикой соотношения с ценами мирового рынка.

    Но законодательное регулирование иностранного инвестирования в Украине непоследовательное, нестабильное и непредсказуемое. На протяжении многих лет не было сформировано системы стабильного государственного регулирования, что делает невозможным формирование высоко привлекательного инвестиционного климата.

     Существенно влияют на иностранные инвестирование процессы приватизации. На сегодняшний день ключевым фактором привлечения большого иностранного капитала в экономику страны является его участие в приватизации, прежде всего стратегических объектов. Каждая страна относится по-разному к участию иностранных инвесторов в процессах приватизации. Некоторые поощряют передачу национальной собственности в собственность нерезидентов, другие – пытаются ограничить участие иностранных инвесторов разгосударствлении экономики. Мировой опыт показывает, что внесение прямых иностранных инвестиций через покупку или приватизацию происходит гораздо чаще, чем создание новых предприятий.

     Особенное внимание следует уделить информационному обеспечению по привлечению иностранных инвестиций. Необходимо выдавать информационные бюллетени и рекламную литературу по проблемам иностранного инвестирования, создать информационный портал для обмена информацией, статистической информации. Необходимым инструментом является коммуникационная стратегия, которая включает паблик-рилейшнз – создания позитивного имиджа страны, как места наиболее выгодного размещения инвестиций. Это должна быть специальная организация, независимая от политического и бюджетного давления административных учреждений.

    Предлагается для создания эффективной системы привлечения иностранных инвестиций разработать единую целостную организационную структуру по управлению инвестиционными процессами. Такой структурой может быть специализированная государственная компания Украины по иностранным инвестициям. Его работа направлена на обеспечение привлечения при помощи внешних финансовых рынков необходимого объема средств, финансирование из привлеченных средств инвестиционных проектов, которые соответствуют приоритетным целям государственного инвестиционного развития, согласовывать деятельность с международными организациями, проводила экспертизы самых важных проектов и их конкурентный отбор. В структуре такой системы необходимо создать информационно-аналитический банк данных по вопросам иностранного инвестирования, который будет содержать информацию о предприятиях, проектах, нуждающихся в инвестициях, об инвесторах, спонсорах, международных тендерах, инновационных, венчурных проектах.

     Итак, система мер, направленных на усовершенствование механизма управления инвестициями должна быть ориентирована на: систематическое проведение мониторинга и анализа основных показателей инвестиционной деятельности; определение приоритетных направлений инвестирования, качественную разработку проектов и экспертную оценку объектов инвестирования; построении механизма привлечения инвестиций через проведение гибкой налоговой политики, преобразование амортизационных отчислений в источник инвестиций, создание конкурентной рыночной среды, формирование и развитие денежного и фондового рынков; способствование инвестиционной направленности процесса приватизации; создание системы гарантий защиты прав иностранных инвесторов; создание системы государственного контроля; формирование соответствующего инфраструктурного обеспечения (банки, страховые компании, паевые и пенсионные рынки).

    Прямые иностранные инвестиции очень эффективно влияют на реконструктуризацию экономики, повышение уровня ее конкурентоспособности, на развитие предпринимательства, введение прогрессивной техники и технологий, обновление оборудования и продукции. Все это способствует экономическому росту, утверждению отечественной экономики на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим проблема привлечения иностранных инвестиций остается одной из наиболее актуальных в обеспечении рыночной трансформации экономики Украины.

 


  Автобиография |   Библиотека |  Реферат |   Ссылки |   Отчет о поиске |   Индивидуальное задание

Copyright © 2008 ДонНТУ