ДонHTУ   Портал магистров     Библиотека

Права человека в информационном пространстве Украины


Ткаченко А.А.


Материалы III Всеукраинской научно-практической конференции "История государственности Украины: новые представления и современные взгляды", посвященные 90-летию создания Украинской Центральной Рады. - Донецк, 2007г. - 193 с.



     Проблема правового регулирования отношений в сфере информатизации общества и обеспечение информационной безопасности на сегодня есть чрезвычайно актуальной для Украины. Это обусловлено, прежде всего, тем, что применение информационных технологий и компьютерной техники значительно расширяет возможности использования информации, в этом числе и относительно физический лиц, которое нуждается в надежной защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

      Нормативная основа информационных правоотношений в нашем государстве определена ст. 32, 34 Конституции Украины, Законах Украины “Об информации”, “О защите информации в автоматизированных системах”, “О государственных средствах массовой информации Украины”, “О телевидении и радиовещании”, а также в ст. 23, 302 Гражданского кодекса Украины, ст.163 Уголовного кодекса Украины, которые направлены на защиту чести, достоинства, делового репутации лица вследствие распространения о ней недостоверной информации, на возмещение материального и морального вреда причиненной собиранием, хранением, распространением сведений о лице.

      Вместе с тем анализ нормативно-правовой базы, дает основания констатировать наличие нечетко определенных и коллизионных положений, которые дает возможность каждому субъекту этих отношений понимать, толковать и применять законодательные положения на свое усмотрение. Так, в соответствии к части 2 статье 32 Конституции Украины, не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без ее согласия. В тот же время, отечественное законодательство не дает определения какая именно информация о лице персонального характера, т.е. сведений о фактах и событиях жизни гражданина, которые предоставляют возможность идентифицировать его лицо, является конфиденциальной.

     В части 2 ст. 23 Закона Украины “Об информации”, указывается, что основными данными о лице есть “национальность, образование, семейное состояние, религиозность, состояние здоровье, адрес, дата и место рождения”. Но приведенный перечень не является достаточным для обеспечения надежной защиты прав человека и гражданина, и нуждается в уточнении.

     Действующим законодательством не полностью определен и режим сбора, хранения, использования и распространения информации, не создана процедура защиты прав лица от противозаконного вмешательства в ее личную жизнь. В законе Украины “Об информации” не определен законодательством и механизм получения согласия лица на сбор, хранение и использование информации относительно него.

     Знают ли сегодня граждане Украины, какие именно сведения о них накопились в базах данных, кто и каким образом их получал и как использовал, поскольку ст. 43 Конституции Украины гарантирует право каждому свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно, или другим способом. Несовершенство отечественного законодательства по регулированию информационных правоотношений, и несоответствие его европейским стандартам, в части защиты персональных данных было признано Конституционным Судом Украины.

     Все выше сказанное свидетельствует о том, что в Украине назрела острая необходимость усовершенствование законодательства, которое регулирует отношения в сфере информации, информатизации, компьютеризации в направлении надежной защиты от противоправного вмешательство в личную жизнь человека и гражданина.

    Для этого целесообразно закрепить следующие принципы работы с информацией:

  1. Сбору подлежат только те данные о лице, которые являются необходимыми для осуществления функций управления и другой полезной для общества деятельности; закрепить, что к информации о лице, для сбора, хранения и разглашения которой должно быть получено согласие гражданина. Кроме того, необходимо определить органы, которые имеют право собирать, хранить и использовать конфиденциальную информацию о лице в автоматизированных банках данных без его согласия, в пределах осуществления своих полномочий в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.
  2. Граждане должны быть осведомлены о том, которые данные о них, и с какой целью собираются, сохраняются и используются в автоматизированных банках данных, знать о создании и функционировании всех конкретных информационных систем, которые в любой мере задевают сферу личной жизни гражданина или информацию о ее, а также информацию о других сферах жизнедеятельности гражданина. Кроме того, граждане должны иметь реальные возможности доступа к такой информации с целью ее проверки и опровержение недостоверной информации, а также для получения необходимых справок.

  Литература

  1. Конституция Украины принятая на пятой сесси Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года. Закон Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» №2222 –IV от 8 декабря 2004 года – Харьков, 2005 – 63с.
  2. Закон Украины «Об информации» принятый Верховной Радой Украины №2657 – XII от 2 октября 1992 года
  Автобиография |   Библиотека |  Реферат |   Ссылки |   Отчет о поиске |   Индивидуальное задание

Copyright © 2008 ДонНТУ