Реферат по курсу

«Ораторское искусство»

На тему: Вклад Демосфена и Исократа в историю красноречия

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

КАК Я ГОТОВЛЮСЬ К ДОКЛАДУ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ

2 ВКЛАД ДЕМОСФЕНА И ИСОКРАТА В ИСТОРИЮ КРАСНОРЕЧИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная зачётная работа содержит следующие задачи и цели:

- описать роль ораторского искусства в жизни современных людей, которые хотят достичь в жизни успеха;

- осветить вопрос, связанный с подготовкой к публичному выступлению;

- раскрыть вклад Демосфена и Исократа в историю красноречия.

Вся наша жизнь связана с общением и сильно зависит от него. Курс лекций по ораторскому искусству помогает овладеть навыками, которые позволяют легче добиваться своих целей, будь то карьерный рост, популярность, уважение, улучшение отношений, уверенность в себе. Также здесь вспоминаются слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел» [1].

Мастерами общения не рождаются - ими становятся. Способность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли - это искусство, научиться которому может каждый. Совершенство можно достичь только практикой.

Как говорит народная мудрость, под лежачий камень вода не течёт. То же самое относится к навыкам выступления перед публикой и к навыкам общения – необходимо что-то делать, тренироваться.

Мне, как будущему руководителю, необходимо уметь:

- доходчиво излагать свои мысли;

- чувствовать себя уверенно во время любого общения;

- говорить ярко, интересно, увлекательно;

- владеть своим голосом и выразительностью речи;

- управлять вниманием слушателей;

- отвечать на неожиданные вопросы;

- эффективно убеждать своих оппонентов и оказывать влияние на слушателей.


1 КАК Я ГОТОВЛЮСЬ К ДОКЛАДУ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ

Когда я готовлюсь я вспоминаю слова Цицерона «Страх перед публичным выступлением занимает второе место после страха пред смертью»

- план или тезис

где-то читал, что

Сначала я хотя бы за семь дней стараюсь составить черновой вариант доклада по выбранной теме (по возможности, конечно).

Затем, на протяжении оставшегося времени постоянно думаю о докладе, обсуждаю вопросы с друзьями, анализирую, выстраиваю, чтобы окончательные мысли об исследуемом вопросе выстроить в логическую цепочку.

Составляю план или набор тезисов, чтобы во время доклада из-за своего волнения не потерять главную идею темы.

Параллельно репетирую, но здесь не надо отрабатывать до автоматизма, а то доклад получится сухой, неинтересный слушателям, а значит, не будет достигнута его главная цель – донесение до сознания и убеждение.

Также пытаюсь тренировать жесты и мимику перед зеркалом. Я где-то читал, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Поэтому необходимо чтобы брови и глаза работали в такт с тем что в данный момент произносится. Я даже как-то хотел записать на видео и проанализировать выступление.

Чтобы бороться со страхом пред публичным выступлением, который по словам Цицерона, занимает второе место после страха перед смертью [1], я вижу один выход – почаще выступать, стараться быть коммуникативным во всех аспектах своей жизни.

 

2 ВКЛАД ДЕМОСФЕНА И ИСОКРАТА В ИСТОРИЮ КРАСНОРЕЧИЯ

 

«Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить как следует, и они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью».

Т. Шибутани

 

Демосфен и Исократ были выдающимися ораторами древней Греции. Исократ – теоретик ораторского искусства, он не произносил свои речи, но большое внимание уделял слову. Его речи поражают плавностью и музыкальностью, а Демосфен не только писал, но и блестяще произносил свои речи, незря даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя.

Демосфен и Исократ – это не только люди своей эпохи, это личности, вошедшие в историю. Демосфен помимо косноязычия и слабого голоса имел привычку подергивать плечом, но настойчивостью и энергией победил все свои недостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причем спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна [2].

В то время, афиняне были избалованы ораторами, от них требовалось очень многое и первые попытки Демосфена говорить публично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Он добился огромного успеха. Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силою убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ее славе и ее прошлому.

В отличие от речей Демосфена, речи Исократа не произносились, они были написаны для домашнего прочтения. До конца дней своих, однако, Исократ стремился направлять события к определенной цели посредством воззваний к народам и царям и никак не мог понять, почему никто не пользуется его уроками в политике. Зато в роли мастера и учителя литературной прозы Исократ не имел соперников; слава его привлекала в его школу многочисленных учеников из разных мест Эллады. Цицерон сравнивал дом Исократа с гимназией и с открытой для всей Эллады мастерской; школу его он называл троянским конем, из которого толпой вышли герои, ученики; число слушателей Исократа доходило, по словам его биографа, до ста. Из его школы вышли историки Ефор, Феопомп, Андротион, ораторы Ликург, Леодамант и др [2].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить следующее:

•  роль ораторского искусства очень важна для амбициозных людей.

•  проблема подготовки к публичному выступлению это неотъемлемая часть самого выступления;

•  что же касается выбранной мной темы, могу сделать следующие выводы: и Демосфен и Исократ внесли огромный вклад в историю красноречия, каждый из них был величайшим мастером слова. Речи, составленные этими ораторами имели большое значение для своей эпохи. Демосфен, с детства страдающий физическими недостатками: косноязычие, слабый голос, нервный тик, человек, рано лишившийся отца - он справился со всем, что ему преподнесла судьба и вошел в историю. Это один из выдающихся ораторов древней Греции, человек, сделавший огромный шаг от косноязычия к красноречию…Второй выдающийся древнегреческий оратор – Исократ, но в отличие от Демосфена, он является мастером письменного красноречия. Исократ не выступал публично из-за слабого голоса и природной застенчивости.

В наше время сложно назвать кого-либо великим оратором, многие стремятся говорить грамотно и красиво, но многим не хватает, может быть внутренней силы, внутренней энергии, какой обладал Демосфен. Тем же кто пытается писать речи, возможно не хватает художественной целостности какая была у Исократа…В школах, в вузах, речи уделяется слишком мало времени, и поэтому не только ораторов, но и людей, говорящих на «великом и могучем» все меньше и меньше… Так давайте же стремиться к ораторскому мастерству, давайте вместе покорять вершины знаний, если древние греки славились искусством красноречия, почему же мы, люди двадцать первого века не можем достичь в этом успеха? 


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1).  Конспект лекций по ораторскому искусству;

2).  Материалы Интернета:

http://www.teatr-obraz.ru/newteatr/index.php?pageaction=static&staticpage_id=222

© ДонНТУ 2008 Дыхно М. В.