Вернуться в библиотеку Карпенко А.А.

Реферативная работа по дисциплине "Ораторское искусство"

Выполнила: Карпенко А.А.

Лектор: зав. каф. "Немецкого языка" Левченко Г.Г.



«Современная классификация красноречия»

ВВЕДЕНИЕ

В учебном плане этого семестра у меня есть дисциплина «Ораторское искусство». Но у меня, если позволите так выразиться, просто язык не поворачивается ограничивать науку об умении говорить красноречиво, аргументировано, столь грубыми рамками, как термин «дисциплина»! Ведь это поистине самое настоящее искусство, которое нельзя ни купить, ни заработать, – ему можно только попытаться обучиться. И ни в коем случае нельзя умалять значения умения человека правильно, грамотно и, главное, убедительно строить свою речь.
Многие преподаватели, – люди, преподающие какой-либо предмет, могут быть очень компетентны в нем и много знать об этой конкретной области. Однако они обычно очень мало знают о том, как они этому научились, и еще меньше – о том, как научить этому кого-то другого.
Преподаватель «Ораторского искусства» для меня – поистине не просто преподаватель, он педагог в полном понимании этого слова. Я очень благодарна ему за его работу с нами и хочу лишь выразить сожаление по поводу того, что не все преподаватели в нынешнее время являются педагогами.
Что же касается темы моей зачетной работы – я выбрала ее исходя из ее актуальности в отношении данной дисциплины. Звучит моя тема так: «Современная классификация красноречия».

РИТОРИКА – ВЕЛИКИЙ ДАР ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

Риторика является одним из прекраснейших проявлений человеческой речи. В словарях ей дается такое определение: риторика – первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации вообще, теория красноречия, наука об умении говорить красно.
Все великие полководцы и правители прекрасно владели риторикой. Ведь для того, что бы массы слушали тебя необходимо их увлечь и убедить в своей правоте. Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Эти качества помогут вам, когда вы будете наниматься на новую работу, когда вам потребуется рассказать начальнику свою биографию, и опыт работы. Или рассказать начальнику о ваших успехах на рабочем месте, чтобы начальник немедленно издал указ о вашем повышении.
Истоки риторики. Риторика – одна из древнейших наук в истории человечества. Зародилась риторика в древней Греции. И первыми, кто эту науку стал нести в массы, стали софисты. Софисты создали культ слова.
Первая школа риторики была открыта в Сиракузах в пятом веке до нашей эры. Появились даже первые учебники по риторике. Софисты применяли диалогический метод изложения – каждый из собеседников отстаивает свою точку зрения. Сейчас понятие софизм стало нарицательным и пробрело одиозный смысл - игра с истиной и умение доказать сомнительное. Но изначально софизм не имел отрицательного значения («софиа» в переводе с греческого означает «мудрость»).
Одним из самых ярких учителей софизма был Горгий. Он писал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела».
Крупнейшим теоретиком античной риторики считается Аристотель. Свои мысли о красноречии он изложил в таких работах, как "Аналитики", "Категории", "Поэтика" и в специальном труде "Риторика". Это единственное древнегреческое сочинение по риторике, которое дошло до нас в целостном виде. Она состоит из трех книг.
В России проблемами языковедения и риторики серьезно начал заниматься только Михаил Ломоносов в середине восемнадцатого века. И его труды стали настоящим прорывом в этой области. Ломоносов написал первые теории риторики на русском языке: краткую и пространную. Это были первые общедоступные руководства по красноречию. Само определение риторики традиционно: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению". В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще, ораторию — наставление к сочинению речей в прозе, поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений.
Риторика активно развивалась. В Российской академии вырабатывались и совершенствовались нормы «российского слога». Эти темы в своих трудах развивали такие академики, как Сперанский, Рижский, Никольский. В первой половине двадцатого века риторику разбили на несколько дисциплин: стилистику, поэтику, герменевтику, теорию литературы, культуру речи, методику преподавания языков, лингвистику текста.
Но во второй половине двадцатого века, риторику вернули как цельную дисциплину в университеты и институты. Снова стали изучаться проблемы риторики, проводиться конференции.
Время само доказало, насколько необходима риторика людям.
ы
Риторика одна из базовых дисциплин в Европе и США.

СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРАСНОРЕЧИЯ

Социально-политическое красноречие.

Доклад является публичным выступлением на экономические, социально-политические, культурно-просветительные, этико-нравственные, бытовые темы и на темы научно-технического прогресса. В таком выступлении ставятся и решаются назревшие задачи в той или иной области жизни и нередко преследуются практические цели и задачи. Поэтому доклад содержит рекомендации, подсказывает решение более или менее определенно сформулированных задач, а иногда становится и руководством к действию.
Известен еще один жанр социально-политической речи – слово по текущим, нередко повседневным, вопросам. Оно произносится при обсуждении какого-либо вопроса в прениях. Ограниченная, как правило, 5–10 минутами, такая речь предельно сжата по объему изложения, но конкретна и деловита. Описания в таком выступлении, как правило, исключены. Полемичность или критическая направленность – характерные ее особенности. Она не имеет самостоятельного значения, понятна лишь в связи с обсуждаемым вопросом. Но и в таком кратком слове опытный оратор блеснет и глубиной мысли, и остроумием, и выразительностью своей речи.
Дипломатическая речь – сугубо официальное выступление лица, представляющего то или иное государство.
Политическое обозрение – публичное выступление, в котором освещаются и кратко оцениваются главным образом текущие социально-политические события. Такое выступление носит информационно-комментаторский характер.
Речь митинговая носит остро-политический характер и посвящена всегда общественно значимой теме.
Военно-патриотическая речь обычно произносится командиром перед решающим сражением. Разумеется, в сфере военного искусства используются разнообразные виды красноречия. Предельно краткая речь носит призывный патриотический характер, сурова .по сути и всегда одухотворена идеей героизма, требует совершения личного подвига, проявления массового мужества. Одна из особенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит обсуждению и тем более критике.

Академическое красноречие

Термин «академическое» красноречие является условным и обозначает научное красноречие. Строго научное красноречие отличается глубокой аргументированностью, высокой логической культурой, строгим стилем речи и специфической терминологией.

Судебное красноречие

Судебное красноречие один из древнейших видов ораторского искусства. Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее полная характеристика обвиняемого и его мотивов. Существует такая классификация судебной речи:
  • прокурорская (обвинительная) речь;
  • адвокатская (защитительная) речь;
  • самозащитительная речь.
  • Социально-бытовое красноречие.

    Социально-бытовое красноречие – это юбилейная, или похвальная, речь, застольное слово, или тост, а также надгробная, или поминальная, речь. Оно отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции. Причем тост и поминальная речь – явления наидревнейшие, возникли у большинства народов мира наряду с формированием у них определенного уклада жизни. И тот факт, что юбилейная, застольная и поминальная речи не играют такой роли в общественной и государственной жизни, как другие виды красноречия, вовсе не умаляет их значимости, поскольку социально-бытовое красноречие – составная часть духовной культуры общества в не меньшей мере, чем другие виды ораторского искусства.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Видовое многообразие современного ораторского искусства не поддается строгому, а тем более исчерпывающему разделению. Но в данной работе я попыталась выделить основные роды и виды ораторского искусства современности. Основные потому, что представленная мною классификация не охватывает всех видов красноречия. Я не коснулась, например, особенностей дискуссионной и полемической речей, одинаково распространенных во всех родах ораторского искусства. Я не обратилась также к такой старой по традициям, но очень эффективной и экспромтной форме ораторского искусства, как реплика и, пожалуй, справка. Иная реплика звучит как резкая отповедь оратору, как разоблачение, фальши, а нередко инсинуации. Не остановилась я также на форме красноречия, обычно применяемой на пресс-конференции, практика которой в наше время приобрела большой размах. Ответы на пресс-конференции требуют широкой информированности ораторов, прочности занимаемых им позиций и, конечно, большого, причем нередко полемического, опыта.
    Не останавливалась я также на сравнительно молодых, но уже завоевавших миллионные аудитории, видах красноречия, применяемых по радио и особенно телевидению. Все виды устной речи — лекция, беседа, обозрение, — исполняемые по радио и особенно по телевидению, отличаются некоторыми особенностями. В частности, то живое общение, которое обычно достигается в аудитории, должно компенсироваться иными средствами, когда оратор выступает но радио и по телевидению. Заслуживает специального внимания искусство слова «круглого стола», организуемого как на различных симпозиумах, так и с помощью телевидения. Это очень трудный жанр, ибо в еще большей мере, чем на любых пресс-конференциях требует от его участников эрудиции, ораторской находчивости, отличного словом и искусством импровизаций.

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • http://www.ritorika.net/publ/8-1-0-33
  • Материалы лекций по дисциплине «Ораторское искусство» (лектор Левченко Г.Г., зав. каф. "Немецкого языка")



    Вернуться в библиотеку Карпенко А.А.