Источник: (http://pda.ura.dn.ua/13.05.2008/53686.html )

Автор: Евгений Шибалов

13.05.2008

 

«Угольное послевкусие»

 

Донецкое метро находится на грани затопления. Один из самых амбициозных донецких проектов, который планировалось завершить к чемпионату Европы по футболу 2012 года, под угрозой срыва. Специалисты Госпромгорнадзора утверждают, что в строящийся метрополитен вот-вот хлынут грунтовые воды из закрытых шахт. Одновременно с этим окажутся подтопленными обширные территории Пролетарского и Буденовского районов Донецка. «Город без окраин» станет болотом…

 

ПОЛМЕТРА В СУТКИ

 

Впервые об угрозе затопления метрополитена заявил 12 мая, начальник Государственной инспекции охраны труда и шахтного строительства Анатолий Подорванов.

 

По его словам, из-за приостановки работ по строительству подземного водоотливного комплекса на закрытой шахте «Заперевальная № 2» уровень грунтовых вод «превысил критическую отметку» (-100м от поверхности) и ежесуточно уровень воды поднимается на 0,5-0,6 м. По прогнозам специалистов, через месяц-полтора вода начнет поступать в строящийся метрополитен. На момент, когда было сделано это заявление, уровень воды превысил «отметку плюс-минус ноль» (так обозначается критический уровень затопления) на 7,7 метра.

 

Госпромгорнадзор прогнозирует, что метро гарантированно затопит при достижении грунтовыми водами отметки «плюс восемьдесят», то есть когда вода окажется на глубине двадцать метров, однако гидроизоляции построенных тоннелей придется пройти серьезное испытание на прочность гораздо раньше. Коллективу донецкого метростроя можно только посочувствовать, ибо они взялись выполнять задачу, которую никто в мире до сих пор не решил: строительство метро в районе горных выработок. Однако, помимо застарелых последствий индустриализации Дикого Поля в 30-е годы прошлого века, строителям «подземки» приходится сталкиваться с обычной бесхозяйственностью нового времени.

 

«Ситуация выходит из-под контроля», - резюмировал Подорванов.

 

При этом он подчеркнул, что также существует опасность подтопления всей территории Пролетарского и Буденовского районов Донецка. Инспекция уже направила обращение в правоохранительные органы с требованием привлечь к ответственности всех виновных в приостановлении работ на шахте «Заперевальная №2».

 

По соседству, в тех же районах, находятся еще закрытые шахты «9-Капитальная» и «6-Красная звезда», однако там глубинные насосы уже смонтированы и работают. Поэтому пока оттуда опасность вроде бы не грозит. Всего в Донецкой области 54 закрытых шахты, из них 24 остаются частично работающими – уголь не добывают, но воду откачивают. Критическая ситуация сложилась пока только в Донецке на «Заперевальной № 2», но, по словам инспекторов, порой и в других местах возможную техногенную катастрофу предотвращали в последний момент. Как у нас водится, героически преодолевали трудности, которые сами себе и создавали…

 

AQUA INCOQNITA

 

В свою очередь, главный инженер Донецкой исполнительной дирекции по ликвидации шахт Роман Миминашвили остановку работ объяснил прекращением бюджетного финансирования. По его словам, по проекту на этой шахте предполагался монтаж 3-х подземных насосных установок. Общая стоимость проекта составляет 25 млн. грн., из которых выделено и освоено – 14 млн. грн. Кроме того, дирекция осталась должна за выполненные подрядчиками работы еще 1,795 млн. грн.

 

Он также пояснил, что в 2008 году госбюджет пока не выделял средств на монтаж водооткачивающих агрегатов, а остаток средств «не позволяет смонтировать даже одну насосную установку». Оборудование уже закуплено и лежит на складах, но нечем заплатить людям, которые должны собрать приобретенные узлы и агрегаты в единый комплекс из трех глубинных насосов.

 

Миминашвили согласился с тем, что затопление метрополитена приведет к приостановке строительства. «Вместо того, чтобы вести работы, из метро будут только откачивать воду», - спрогнозировал главный инженер.

 

Вообще-то по проекту шахта «Заперевальная № 2» должна была быть полностью закрыта еще в 2002 году. Однако практически во всех случаях проектные сроки закрытия угольных предприятий никогда не соблюдались. Причина в национальных особенностях бюджетного финансирования. Закрытие или консервация шахты – мероприятие не из дешевых, поэтому государство «растягивает» запланированные выплаты на несколько лет. Тогда как проект составляется, исходя из единовременного выделения всей необходимой суммы.

 

В итоге получается, что угольные предприятия вместо года-двух закрываются десятками лет. Народная мудрость, утверждающая, что «скупой платит дважды», срабатывает и здесь – пока Кабмин тянет время, материалы, оборудование и стоимость монтажа постоянно возрастают, проекты приходится постоянно пересматривать. Ежегодно закрытие шахт, как черная дыра, бесследно поглощает миллионы и миллиарды бюджетных средств без видимых перспектив завершения этого процесса. Судя по появляющимся в разное время при разных премьерах резонансным уголовным делам о злоупотреблениях в деле распоряжения государственными финансами, выделенными на закрытие нерентабельных шахт, в этой сфере уже сложилась группа людей, которым выгодно сохранение «status quo». Впрочем, так случается везде, где процесс становится перманентным, как, например, бесконечная череда украинских досрочных, очередных и внеочередных выборов.

 

Бывает и по-другому: однажды новый Кабмин, не вникая в подробности, прекращает финансирование таких «долгоиграющих» проектов. Что в итоге и случилось с «Заперевальной № 2»: выделение бюджетных средств на завершение закрытия этой шахты прекратилось в августе 2007 года, когда проект был выполнен на 50%. Десятки писем из Донецка в Киев со ссылками на критичность ситуации сподвигли столичное начальство лишь на туманные обещания на тему «деньги вот-вот будут».

 

По словам Романа Миминашвили, сегодня, при условии выделения запланированных на этот год 8 млн. грн., можно решить проблему «стахановскими» темпами: поскрести по сусекам, собрать недостающее по соседним закрытым шахтам, привлечь к работам дополнительных специалистов. «Проект ведь составляли не дураки. Надо просто выполнять проектные решения», - резюмировал главный инженер.

 

Пока же приходится только просить у гидрогеологов позволения «поднять» критическую отметку затопления и сделать вид, что все как бы еще и не столь плохо.

 

Госпромнадзор, со своей стороны, честно предупредил: если Донецкая дирекция ликвидации шахт будет простаивать и ждать манны небесной от Кабмина, инспекторы сделают все, чтобы в один прекрасный день руководителям «ликвидаторов» пришлось ответить на каверзные вопросы о причинах своей бездеятельности не только журналистам, но и следователям прокуратуры.

 

«Они нам иногда говорят: что ж вы, мол, то в прокуратуру, то еще куда нажалуетесь, а нас потом штрафуют, с работы выгоняют… Но на это я могу ответить только: это – ваша обязанность! Не можете – подавайте в отставку! Нет, ну правда: если вы там сидите, и ничего не можете сделать – подайте в отставку! Это будет честно», - поделился историей взаимоотношений «ликвидаторов» с надзорными органами главный госинспектор Государственной инспекции охраны труда и шахтного строительства Сергей Ходюш.

 

Пока все заинтересованные участники событий выясняют отношения между собой, о сроках и масштабах потенциальной промышленной катастрофы приходится судить исключительно «вслепую», в меру интуиции и природного пессимизма. У Донецкой дирекции ликвидации шахт, как выяснилось, нет денег даже на то, чтобы заплатить гидрогеологам на мониторинг ситуации в недрах закрытой шахты. К «формульным» расчетам специалисты относятся с определенной долей скептицизма. «Моделирование подобных ситуаций нигде в мире не производилось, и в условиях Донбасса прогнозы гидрогеологов не всегда оправдывались», - пояснил Сергей Ходюш.

 

P.S. На своей последней пресс-конференции губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко отметил, что лично он считает главным источником неприятностей шахты центральной части Донбасса и частично – Западного Донбасса, в районе Доброполья и Белозерска. Проблема вновь и вновь возвращается к местному варианту загадки двоечника Виктора Перестукина, где до сих пор никто не может уверенно поставить запятую: «Закрыть нельзя оставить»…