МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу: Ораторское искусство

на тему: «Проблемы философии техники»

 

Выполнила: ст. гр. М-07 м  Королёва Ю.В.

Проверил:   Левченко Г.Г.

 

 

     Содержание

Введение

1.Риторика Древнего Рима

     2. Проблемы и противоречия развития техники

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Сегодня, как и много веков назад публичные выступления являются  важной частью жизни не только  высокопоставленных чиновников, но обычного трудящегося. Ведь от того как будет поставлена речь человека во многом зависит его судьба. Качество публичного выступления говорит об интеллектуальном и моральном уровне  выступающего.  И для того, чтобы быть хорошим оратором не достаточно просто знать речь своего выступления, необходимо владеть знаниями ораторского искусства и умением применять их на практике.

Ораторскому искусству уделялось особое внимание еще с древних времен. Древние греки одними из первых задались целью объяснить, в чем заключается убедительная сила речи: почему с одной речью мы соглашаемся, а с другой — нет, почему одна из них убеждает нас и заставляет признать доводы оратора, а в другой обнаруживаем изъяны, как в доводах, так и в самом построении речи?

В данном реферате представлена лишь малая часть характеристики риторики древнего Рима, а также  рассмотрены проблемы философии техники.

 

 

 

1.Риторика древнего Рима

Несмотря на то, что Аристотель оставался для античного Рима высшим авторитетом в области риторики, тем не менее, римляне внесли немало ценного и заслуживающего внимания в эту науку и особенно практику ораторского искусства.

Римские судебные ораторы значительно усовершенствовали так называемые нетехнические средства аргументации, связанные с использованием свидетельств, показаний, контрактов, договоров и в особенности норм права. Хорошо известно, что усиленно разрабатывавшееся римское право стимулировало интерес к вопросам аргументации и убеждения, а ссылка на юридические законы стала неоспоримым доказательством в судебных речах. Римских судебных ораторов привлекала схема сведения всех многообразных случаев и мотивов к единой системе сложных и разветвленных видов и разновидностей — так называемых статусов. Основы такой системы разработал в середине II века до н.э. Гермагор, считающийся переходной фигурой от эллинистической риторики к римской.

Выдающимся оратором античного Рима является Марк Юлий Цицерон.

В риторике Цицерон пытался объединить, с одной стороны, философские принципы Платона и Аристотеля, а с другой, чисто практические приемы и рекомендации, идущие от Сократа. Однако главное внимание он уделяет не философским принципам, о которых очень мало говорится в трех его трактатах об ораторском искусстве. Его больше всего занимает прикладная сторона риторики, ее умелое использование в сенате, народном собрании, суде.

Руководствуясь этой целью, Цицерон во главу угла ставит содержательность и убедительность речи, а не ее внешнюю форму и красоту. “В самом деле, — пишет он, — что может быть так нелепо, как пустой звон фраз, хоть бы самых отборных и пышных, но за которыми нет ни знаний, ни собственных мыслей” [1, с. 86].

2. Проблемы и противоречия развития техники

 

      Сегодня развитие техники все больше  носит двойственный характер. С одной стороны развитие техники – это улучшение качества жизни человека, так называемая комфортабельность жизненных условий, а  с другой – развитие техники несет трагический характер.    Ведь сегодня уже невозможно представить свою жизнь без технических инноваций. Элементарный пример, каждый второй школьник младших классов имеет персональный компьютер и владеет им на уровне пользователя чаще намного лучше людей в среднем возрасте, трудящихся на предприятии.

Хорошо это или плохо? Вопрос достаточно противоречивый. С одной стороны это хорошо,  дети становятся более развитыми в техническом отношении, а с другой – нет ничего хорошего, ведь они практически не играют в детские игры, которые развивают их физически. Это самый простой пример, однако, таких примеров очень много. Технизация современной жизни приводит к тому, что многие специальности полностью искореняются, приводя тем самым к безработице населения.

Современный мир невозможно представить без постоянного усовершенствования. Причем это усовершенствование происходит бешеными темпами. То, что вчера еще было новшеством сегодня уже  неприемлемо.

Технизация затронула абсолютно все отрасли современной жизни, начиная от космического пространства и генной инженерии и заканчивая бытовыми предметами. Взять, к примеру, горную отрасль кто бы мог подумать, что через 50 лет средства производства позволят производить добычу полезного ископаемого из глубин более 1000 м.   

Однако все не так хорошо. Ведь современные технические средства человек изобретает, чаще не задумываясь над тем, какой урон может понести экология вследствие применения этих технических инноваций. На сегодняшний день экологическая обстановка особенно в промышленных регионах является критической. Причем загрязнение атмосферы, водных ресурсов, почв техническими и бытовыми отходами  идет высокими темпами, а вот  восстановление  - пока еще открытый вопрос.

Анализируя  вышесказанное, следует  задуматься, действительно ли так необходимо неограниченное развитие техники?

Я думаю развитие техники, безусловно, необходимо, но  применение ее инноваций должно быть обдуманно, согласовано с экологами и нести только положительный эффект.

 

 

Заключение

 

В данной зачетной работе были рассмотрены вопросы риторики древнего Рима и проблемы философии техники. Из всего вышесказанного можно сказать, что на сегодняшний день просто необходимо владеть знаниями ораторского искусства. Обосновать это можно легко: не умелое  преподнесение информации, даже самой интересной, становиться скучным для слушателя и огромная работа может быть не оценена по заслугам.

«Тот, кто не умеет говорить, карьеру не сделает» - Наполеон.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Вопр. философии. 1990. ¹ 3

2.     Конспект по ораторскому искусству