Статья переведена с немецкого языка на русский язык. Источник: Zeitschrift fur Bergbau, №7, 2005.

 

Рудник Каушер карьера  Вельцов- зюд

 

 Геология

Рудник Каушер  представляет собой эндогенно – тектоническую систему нарушений, которая состоит из переплетенных между собой поперечных нарушений  простирающихся с северо-запада на юго-восток. Длина рудника - 9200м,  максимальная ширина 1000м, границей рудника с  северо-запада на юго-восток служит система поперечных нарушений.

Юго-западный фланг рудника Каушер главным образом образован нарушениями, основное нарушение представлено надвигом, и разрабатывается уступами до 38м,  углом падения от 40º до 60º  по 2-ому Лужицкому горному пласту.

 

Технология разработки открытым способом

Рудник Каушер  по основным показателям подходит для  разработки открытым способом по всем разрезам. Управление предприятием и эксплуатация  рудника, в частности,   сильно  зависит от транспортно-отвального  моста F60.

 Главный  вопрос состоит в  установлении дополнительного уровня площадки, так называемой вспомогательной рабочей площадке. Благодаря  этому возможно добывать уголь на верхней части пласта  открытым способом на глубоких пластах.

Транспортно-отвальный мост

Эффективное использование транспортно-отвального моста на полку связано с почти горизонтальным залеганием, самое сложное из которого – волнистое, в конце склона горного пласта. В этом отношении рудник Каушер  представляет особенный случай в подготовке  и преобразование технологии добычи транспортно-отвальным  мостом F60.

Рудник Каушер  больше не может  добывать концы угольных пластов на уступах на  3-ем мостовом разрезе, хотя дальность действия добычных устройств и геотехнически-возможные углы уступа используются полностью. Вместе с тем вскрышная порода на теле горного пласта  разрабатываеться экскаватором  на дне ямы как отдельная технологическая операция.

 Следующая проблема - устойчивость отвала. Из-за больших высот (частично>30м)   с достаточно широкой бермой вокруг отвала необходимо создавать устойчивую систему  насыпи.  

Вспомогательная рабочая площадка используется как самостоятельная, так и как вспомогательная часть уступа. Однако,   эксплуатируемая ширина ограничивается опорной шириной транспортно-отвального  моста F60 (вертикальное расстояние между осью экскаватора   и стороной насыпи), причем максимальная ширина моста должен оставаться неизменной. Эта зависимость между шириной моста и шириной насыпи требует абсолютно неукоснительного соблюдения заявленных параметров.

 

Эксплуатация рудника

 

Эксплуатация рудника открытым способом  производится с 2002 и будет продолжаться до 2011 (до   достижения западной границы  поля  Велзов). В течение этого времени будут использоваться механизмы, соответствующие данной  технологии добычи с целью максимальной разработки угольного пласта.

 

Разрез

 

 На рисунке 3 показан ход горных работ   пласта в направлении уступа. Видно, что на юге (слева) большая глыба врезается в уступ, хотя выше лежащий пласт  выходит  на поверхность уступа, однако,  от станции  1 до станции 6 разрез  был сформирован  угольным пластом  в следствии понижения уровня залегания пласта, что обусловлено оседанием рудника Каушер.

В руднике Каушер остаются вскрышные  породы в конце уступа и дна рабочей площадке, доступ к которым не возможен мощным экскаватором транспртно-отвального моста (Es3750) применяемом при добычи сверху вниз. Крутозалегающие вскрышные породы добываются сверху вниз  и высыпаются в отвал с применением устройства добычи (SRs1301) при использовании челночной вагонетки (BRs1400) или  техникой на третьем мостовом разрезе. На полого-  и крутозалегающих пластах по данной технологии  неизбежно проведение  двойной вскрыши породы.

 

Разработка нижних пластов угля (погрузка).

 

Используемый роторный многоковшовый экскаватор 710 создает вспомогательную рабочую площадку, которая начинается от рабочей площадки конвейера,  в южном направлении  залегание пласта  с уклоном 1:35. Вскрышные работы на уступе  уступа на свободно лежащем пласте  выдуться с применением конвейерной  ленты типа BRs  1600. В северном направлении уголь верхнего пласта и вмещающие породы добываются в соответствии с техническими возможностями приборов, а уголь, который залегает глубоко, будет добываться следующей системой разработки -  сверху вниз.

 На этой глубине разработки  необходимо  соблюдать заданное направление движения транспорта

Рисунок 4 показывает выбранную технологическую схему. Рабочая площадка карьера с  транспортным уступом ориентируется на почву пласта нижнего уступа  с падением  в соотношении - 1:35. При этом мощности вскрышных пород  на третьем мостовом разрезе ограничиваются   более  чем  31м. Это означает, что добыча крутозалегающих пластов ведется с использованием  канатного карьерного устройства включая челночные вагонетки.

 Вспомогательная рабочая площадка начинается от точки пересечения рабочей площадки карьера и  кровли  нижележащего пласта  и тянется  в направлении на юг с падением  – 1:35.  Так как горный пласт  круто обрывается, вспомогательная рабочая площадка   частично располагается  в породе. При  добычи в северном  направлении применяется  роторный многоковшовый экскаватор 710 с поочередной  отсыпкой породы на свободное место и  отгрузкой угля на ленту. Для транспортировки  породы и для транспортировки угля применяется транспортная  лента типа BRs  1600 с длиной  рукава сбрасывания 70 м.  Роторный многоковшовый экскаватор 710 при горизонтальной   добычей в разрезе с прослойкой породы имеет  максимальную высоту выемки 13 м. Это значит,  что нижележащие пласты угля и породы  больше не подлежат разработке.

Рисунок 5 показывает реальную ситуацию на июнь 2004. Правосторонняя лента на уступе  применяется при разработке  верхних пластов угля,  а левосторонняя -   при разработке  нижних пластов угля.

  Уступ ступени образуется как при помощи верхних пластов, так и при помощи нижних пластов. Высота перестановки между концом бровки  верхнего пласта и концом бровки нижнего пласта составляет приблизительно 38 м. Нижний пласт лежит  на отметке  ±0,00m (в качестве сравнения: положение подошвы уступа в этой области около + 131,0м). В области  уступа уголь добывается  на большой глубине,   начиная  от рабочей площадки карьера – нижний пласт разрабатывается роторным многоковшовым экскаватором 710 и заканчивается  флангом нарушения уступа ступени на вспомогательной рабочей площадке.