Зачетная работа

по курсу: «Ораторское искусство»

на тему: «Кризис языка в современном обществе»

 

 

 

 

 

          Введение

1.Структура риторики

2.     Кризис языка в современном обществе

          Заключение

           Используемый материал

 

 

«Заговори, чтобы я тебя увидел»

(Сократ)

Риторика – это наука об эффективном, результативном общении. Центром ее является общающийся человек, который в процессе деятельности вступает во взаимодействие с людьми в различных коммуникативных ситуациях. Специфика этих ситуаций требует от человека адекватного речевого поведения, что и обеспечивает в конечном счете решение социально значимых, жизненно важных задач.

Таким образом, знание общих законов риторики – это общественная потребность, связанная с практической деятельностью человека.

В риторике как области гуманитарного знания разработаны законы и принципы речевого поведения, описаны практические возможности их использования, что позволяет достичь главной цели общения – обеспечение взаимопонимания между людьми, гармонизация отношений коммуникантов.

В связи с этим нельзя не отметить значения, в том числе и дидактического, такого понятия, как риторический идеал. Это “общий образец, идеал речевого поведения, которому нужно следовать”. Риторический идеал соответствует “в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном…, сложившимся исторически в данной культуре” (А. К. Михальская. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996, С. 379).

Категория риторического идеала позволяет рассматривать риторику и риторические знания не только как способ овладения речью, не только как способ решения коммуникативно-речевых задач, но и как способ познания явлений более высокого уровня – системы ценностей определенной культуры, ее общеэстетических и этических идеалов.

Другими словами, риторика в таком ее понимании становится средством познания действительности, ее совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.

Структура риторики

 

Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает этос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность).

Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки).

Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную.

Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики.

Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.

 

Законы риторики.

         Пр.1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия).

         Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания.

         Пр.3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.

 

Правило гемилектики

Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либо наоборот.

 

Правило риторики

Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего.

1)      Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ).

2)      Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины.

3)      Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил диалект

 

Кризис языка в современном обществе.

Пути выхода

 

3 аспекта кризиса:
1) Наличие различных национальных языков, которые представляют собой барьер для эффективного обмена информацией.

2) Современные языки содержат много терминов, неоднозначно трактуемых, что приводит к двусмысленности в общении.

3)   Современные формы естественного языка затрудняют описание объектов, невоспринимаемых конкретными чувствами.

Пути выхода:

-  Создание наднационального языка Эсперанто.

-  Создание формализованных языков – использование языков, которые исключали бы многозначность слов.

Формы существования языка.

1) Территориальная и социальная дифференциация и формы существования общенародного языка.

2)  Природные Языковые нормы.

3)  Литературный язык как высшая форма существования языка.

4)  Границы понятия современного литературного языка.

5)  Литературный язык и функциональные стили.

6)   О тайноречи.

Системы регулярных и взаимозависящих вариантов реализации языкового взаимодействия образуют формы существования языка. К формам существования языка относятся:

Территориальные диалекты или говоры – это произносительные особенности звуков.

Наддиалектический язык образования (язык Койне).

-  Различные социальные диалекты (профессиональная речь или арго, кастовые языки, тайные корпоративные языки).

-  Просторечия.

Молодежное арго.

- Обиходно-разговорная речь.

-  Литературная речь.

Все формы существования языка, кроме тайных, в пределах данного общенародного языка доступны пониманию. Однако высшей формой является литературный язык.

Взаимосвязь между формами существования языка усложняется по мере развития функциональных стилей.  У говорящего постепенно складывается узус (в переводе обычай, правило) речи – это общепринятое употребление слова или оборота. И в просторечии, и в диалекте, и в профессиональном арго есть свой узус. Природная языковая форма сходна и в диалектах, и в литературном языке.         нормы – это существование у говорящего идеала, образца, эталона. Между отдельными нормами литературного языка и просторечия существуют пограничные зоны, где происходят взаимопроникновения норм, существуют дубликатные варианты норм.

В динамике нормы в любом социуме участвуют два фактора:

-  степень распространенности конкурирующего варианта

-  авторитетность носителя языка, употребляющего именно этот вариант

Литературная норма может меняться с развитием  языка. Понятие норма весьма субъективно. Т.е. с точки зрения лингвистики, разные формы существующего языка не могут быть правильными или неправильными, образцовыми или смешными.

Особенности нормы литературного языка:

1) Литературный язык возник как наддиалектическая норма, это язык средств массовой информации и образования.

2) Литературный язык обладает наивысшим престижем в общении.

3) Нормы литературного языка кодифицируются, создаются системы норм языка в грамматиках и словарях.

4) Нормы литературного языка более устойчивы.

5) Литературный язык – это наиболее удобный, оптимальный вариант общенародного языка для выражения смыслов.

6)  Нормы литературного языка – явление национальное и историческое.

Можно выделить следующие важные нормы литературного языка:

орфоэнические (фонетические), т.е. единичные правила произношения отдельных звуков и их сочетаний.

лексические, правила, связанные с употреблением отдельных слов и сочетаний в соответствии с их смысловым значением.

грамматические, правила сочетания слов для построения предложений

-  стилистические, приемы, средства, помогающие яркому и точному выражению мыслей.

Литературный язык существуют в двух формах: в устной и письменной.

Особенности устной формы:

1) Воспринимается на слух любая форма языка с использованием фонетических и просодических свойств

2) Создается в процессе речи, выглядит спонтанной.

3) Для нее характерна словесная импровизация, простые предложения, повторы, незаконченность.

4) Речь складывается с учетом психолингвистических особенностей адресата.

Особенности письменной формы:

1) Графически закрепленная, не воспринимаемая на слух.

2) Может быть заранее обдумана.

3) Характерна книжная лексика, наличие сложных предложений.

4) Строгое соблюдение языковых норм.

5) Не ориентирована на конкретного адресата.

6) Может быть усовершенствована

 

 

 

Заключение

 

Таким образом можно сказать, что польза красноречия очевидна для каждого, кто обращает внимание на его существо и цель. Ни одна наука не имеет столь великого влияния на душевные наши силы, как изящное искусство, красноречие пленяет наши сердца и воспламеняет воображение.

Однако стоит отметить тот факт, что сейчас в нашем обществе назревает кризис языка. Эта проблема характерна не только для нашего общества, но и для всей мировой общественности. И чтобы не произошло большой и не поправимой ошибки, необходимо больше времени  и  сил уделять  правильному использованию и применению литературного языка среди населения.

 

 

Использованный материал

 

1. http://history.uchilka.ru/view/6083-0.htm 

2. http://www.kremstar.com.ua/2.htm