Ораторское искусство Древней Греции

Врачева А.А.

Вернуться в библиотеку Вернуться в библиотеку

СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ
1. РИТОРИКА
2. РИТОРИКА ПЛАТОНА
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    МАТЕРИАЛЫ

ВВЕДЕНИЕ

      Наполеон говорил, что «искусство войны – это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано». Это относится к публичным выступлениям в не меньшей мере, чем к военным действиям.
      Не существует непогрешимых, железных правил организации мыслей и построения речей. Каждое выступление создает свои собственные, особые проблемы.
      Истоки ораторского искусства начинаются еще в Древней Греции, а античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо прежде всего познакомиться с взглядами древних риторов, к которым можно отнести выдающегося философа и оратора древности - Платона. Именно его теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования.
      Он и другие виднейшие ораторы и теоретики красноречия Древней Греции и Древнего Рима смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов.
      Поэтому в своем реферате я бы хотела рассмотреть отношение Платона к значению ораторского искусства в жизни людей.

1 РИТОРИКА

      Залогом хорошего выступления для оратора является, прежде всего, уверенность в себе. Выработать ее можно начав готовиться к выступлению за несколько дней. Необходимо подобрать и скомпоновать собственные мысли, выбрать и оформить собственные утверждения. После обдумывания вопроса самостоятельно необходимо изучить существующую литературу на эту тему. То есть необходимо собрать значительно больше материала, чем будите использовать, получить наиболее полный объем информации. Это поможет обрести уверенность в себе.
      Вторым по значимости является правильное изложение фактов и последовательное рассмотрение вопросов. Необходимо выстроить всю логическую цепочку рассуждений и доводов.
      После того, как речь обдумана и скомпонована, необходимо ее отрепетировать, произнести полностью с начала и до конца, с жестами, дав себе волю. Представьте себе, что вы обращаетесь к настоящей аудитории. Чем чаще вы будете это делать, тем лучше вы будите чувствовать себя, когда настанет время вашего публичного выступления.
      Составьте тезисы своего доклада и непосредственно перед выступлением просмотрите их.
      Во время выступления необходимо соблюдать следующие правила:
      Во-первых, это акцентирование важных слов и подчинение им остальных. Такая расстановка акцентов углубляет понимание слушателями ораторской речи. Ведь в ней имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет огромное значение. Дело не столько в том, что Вы говорите, сколько в том, как Вы это говорите.
      Во-вторых, необходимо менять тон голоса, то есть говорить с аудиторией, как с обычным человеком, беседовать с ней. Отсутствие динамики изменения тона голоса приводит к сухости, формализованности речи, и даже слова, создающие яркие образы, будучи произнесенными монотонно, теряют половину своей силы воздействия на людей.
      В-третьих, нужно менять темп речи, выделяя слова, несущие смысловую нагрузку.
      В-четвертых, делайте паузу до и после важных мыслей. Внезапное молчание привлекает внимание также, как и внезапный звук. Никогда молчание не становится в такое мере золотом, как в тех случаях, когда оно разумно используется в речи. Это мощное орудие, слишком важное, чтобы им пренебрегать ….
      Кроме этого, паузы структурируют речь оратора, делят ее на предложения, помогают слушателям понять и глубже осознать то, что говорит выступающий. «Исходным пунктом исследования языкового процесса должно быть признано не слово, а предложение. Без предложения не может быть ни мысли, ни сообщения мысли другому. Предложение – это не только форма языка, но и форма деятельности. Посредством предложения мы не только мыслим, но и действуем. Значение в языке – скорее процесс мысли, выраженный предложением, а не готовое ратифицированное воплощение мысли».
      Таким образом, шаг за шагом, выступающий выражает свои мысли, рисуя в сознании слушателей заранее выбранную им картину, придавая ходу их мыслей желаемое направление. И, рано или поздно, наступит время произнести слова, завершающие выступление. Необходимо помнить, что то, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в умах слушателей, когда он уже закончит свою речь, и, видимо, их будут помнить дольше всего.

2 РИТОРИКА ПЛАТОНА

      «Имя Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении - историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом», - такими словами начинается предисловие к его сочинениям, написанное А.Ф. Лосевым.
      К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: „Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому".
      Значит, требуется прежде всего ясное разделение речи на части так, чтобы четко было видно, где общий принцип, где частности, как этот общий принцип, или принцип общей идеи, определяет все частность, чтобы можно рациональным путем переходить от общего к частному и от частного к общему.
      Оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинно» о определения своего объекта, предмета речи. „Тот, кто намерен заняться ораторским искусством, должен прежде всего определить свой путь в нем и уловить, в чем признак каждой его разновидности".
      По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части.
      Красноречие должно, прежде всего, воздействовать, убеждать, влиять на душу, на мнение. И основной принцип красноречия как искусства убеждения, по Платону, состоит в том, чтобы внушить, что справедливо и несправедливо, хорошо и дурно.
      Красноречие - инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя его огромными возможностями. „Красноречие - это мастер убеждения, внушающего веру в справедливое и несправедливое, а не поучающего, что справедливо, что нет".
      Таким Образом, не доказательства служат основой красноречия, а эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение, эмоциональное внушение. В связи с этим красноречие сравнивается с другими искусствами: музыкой, поэзией, театром. Отсюда делаются выводы, что риторика, очевидно, не может быть просто сноровкой и угодничеством для достижения удовольствий, а должна быть сознательно проводимым искусством насаждения благих чувств. Риторика должна создавать в душе „строй и порядок", приводя ее из состояния раздробленности в состояние цельности, на котором основывается ее совершенство.
      Риторика, как и всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон говорит, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речами. Философ неоднократно говорит о необходимости для всякого оратора проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В заключении можно сделать следующий вывод: о человеке судят на основании того, что он делает, как он выглядит, что он говорит и как он это говорит. Можно иметь умные и добрые мысли, но это лишь полдела. Вторая половина заключается в том, чтобы суметь донести их до окружающих, иначе от мудрости не будет никакой пользы. Все великие люди, когда-либо влиявшие на ход истории, смогли сделать это благодаря публичным выступлениям, и, если человек хочет изменить что-то в этом мире, обучение ораторскому искусству должно стать неотъемлемой частью его жизни, ибо это искусство является важным шагом на пути воплощения мысли в реальность.
      С древних времен философы и политики осознали важность ораторского искусства в жизни людей и как способ управления ими. О чем можно судить по рассуждения Платона, которые свидетельствуют о том, что он придавал огромное значение ораторскому искусству, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением.

МАТЕРИАЛЫ

      1. Д. Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, перевод с английского. Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.: Прогресс, 1994 – 704 с.
        2. Н.Н.Кохтев Основы ораторской речи. Московский университет, М.: 1992г. – 521 с.