Вернуться в библиотеку Вернуться в библиотеку

Вернадский о Гёте как натуралисте

Автор Е.В. Захарова, реферат по дисциплине "Философия науки и техники"

Введение

     Владимир Иванович Вернадский - российский естествоиспытатель и общественный деятель, основоположник комплекса современных наук о Земле - геохимии, биогеохимии, гидрогеологии и др., создатель многих научных школ. Вернадский также известен как автор многочисленных работ об известных деятелях российской и мировой науки, которые внесли значительный вклад в ее развитие. Один из таких деятелей - Иоганн Вольфганг Гёте.
     Многим Гёте известен, в первую очередь, как немецкий писатель и поэт, создатель "Фауста", однако Гёте (1749-1832) был также первым немцем-писателем, значение и влияние которого охватили весь мир, стали общим достоянием человечества.
     В этом отношении немцы далеко отстали - на несколько столетий - от английской литературы и литературы романских народов: итальянцев, французов, испанцев [1, 224-225]
     Гёте является вместе с тем в мировой литературе редким случаем одновременно великого поэта и крупного натуралиста. Исключительно редко мировые художественные деятели нераздельно со своим художественным творчеством охвачены и научным творчеством, изучением природы. По словам Вернадского, только три имени выступают в этом аспекте: Платон (427-347 до н. э.), Леонардо да Винчи (1452-1519) и Гёте.
     Между тем, обязательно следует подчеркнуть такую деталь, что среди этих имен Гёте гораздо более современен, что дает нам возможность лучше и вернее изучить его деятельность и оценить вклад в развитие науки. Поэтому и целью данного реферата стало изучение личности Гёте - как натуралиста и как поэта.

1 Биография Гёте. Влияние событий жизни на становление личности

     Иоганн Вольфганг Гёте родился в семье имперского советника и дочери франкфуртского старейшины. Узкий семейный круг и домашнее воспитание - отец сам занимался образованием Иоганна и его сестры - позволили будущему поэту с раннего детства сосредоточиться на самом себе.
     Гёте рано проявил склонность к поэтическому творчеству, но господствовавшие в доме отца взгляды исключали для него возможность профессионального занятия искусством. В возрасте шестнадцати лет Гёте переезжает в Лейпциг, где изучает право в университете, вскоре из-за болезни вынужден возвратиться во Франкфурт. Он увлекается оккультной философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. В 1769 году выходит его первый печатный сборник стихов "Новые песни". [2].
     В начале 1770 года начинающий поэт отправляется в Страсбург, чтобы продолжить свои занятия юриспруденцией; кроме того, Гёте посещает лекции по химии, медицине, филологии. В Страсбурге происходит знакомство Гёте с Фридерикой Брийон, дочерью пастора в Зазенгейме. Письма в стихах, так называемые "Зазенгеймские песни", адресованные возлюбленной были опубликованы в 1775 году.
     В сентябре 1770 года в Страсбург приезжает философ и критик И. Г. фон Гердер, который пробуждает в Гёте интерес к готической архитектуре и к народной поэзии. Во многом опираясь на шекспировскую драматическую традицию, по возвращении из Страсбурга во Франкфурт в ноябре 1771 года Гёте создает свою первую значительную пьесу "Гец фон Берлихинген".
     В мае 1772 года Гёте отправляется на юридическую практику в город Вецлар, где он намеревался изучать деятельность высшего апелляционного суда Священной Римской империи.
     Реакцией на бурные политические события эпохи (Великая французская революция, франко-прусские войны) становятся попытки Гёте устраниться от литературной деятельности: он все больше времени уделяет изучению естественных наук, занимается физикой, ботаникой, анатомией. В 1784 году Гёте открывает межчелюстную кость у человека.
     Осенью 1786 года, устав от обязанностей при дворе и двусмысленных отношений с женой одного из веймарских чиновников Шарлоттой фон Штейн, которая не могла поступиться своим общественным положением ради любви к поэту, Гёте тайно покинул Веймар. Взяв с собой рукописи некоторых произведений, он направляется в Италию. Результатом двухлетнего пребывания в Италии, во время которого Гёте предается изучению античного и классического искусства, становится перелом в мировоззрении поэта: Гёте приходит к выводу о необходимости гармоничного соединения чувства и разума в рамках строгой завершенной формы. В 1788 году Гёте берет в свой дом юную работницу цветочной мастерской Х. Вульпиус, с которой живет, не заключая брака. В 1789 года она родила ему сына. И только в 1806 году Гёте решается официально вступить с ней в брак.
     Если говорить о влиянии занятий в жизни Гёте, а особенно его научных опытов и исследований, на его творчество, то можно сказать, что Гёте проник своей научной мыслью и научным творчеством в свои художественные произведения: "Фауст", "Странствования Вильгельма Мейстера", "Wahrheit und Dichtung". Нельзя понять Гёте, не зная его исканий как натуралиста, его научного понимания природы. [1, 232].
     Как мы видим, долгая жизнь Гёте была наполнена постоянными исканиями в литературе, поэзии, науке. В научном и художественном творчестве он находил выражение смысла жизни. "Это был человек, до последних дней стремившийся понять и охватить окружающее,- природу прежде всего,- добивавшийся этого с исключительной глубиной и силой." [1, 225].

2 Литературный путь Гёте. "Фауст" как воплощение научных идей в поэтическом произведении

     Я думаю, что, начиная работу по изучению личности Гёте как натуралиста, нельзя не поставить перед собой задачу изучения в первую очередь его литературного пути. Кем же был Гёте с этой точки зрения?
     Крупнейший западноевропейский лирик, в чьих стихах немецкая поэзия впервые заговорила на подлинно народном языке о простых и сильных человеческих чувствах, Гёте вместе с тем - автор широко известных баллад ("Лесной царь", "Коринфская невеста" и др.), драм и эпических поэм и, наконец, замечательный романист, отобразивший в "Страданиях юного Вертера", в "Вильгельме Мейстере", в "Поэзии и правде" духовную жизнь целого ряда поколений немецкого народа. [3].
     Как уже отмечалось выше, первым известным произведением Гёте стала пьеса "Гец фон Берлихинген", написанная в 1771 году, которая дала возможность его соотечественникам впервые услышать о Гёте как о поэте.
     Уже не всегерманскую, а всемирную славу принесло молодому Гёте его второе крупное произведение - "Страдания юного Вертера", роман, в котором автор с огромной силой показал трагическую судьбу передового человека в тогдашней Германии, всю гибельность дальнейшего существования феодальных порядков для общества и для отдельного человека. [3]
     К Веймарскому периоду (1775 - 1786) в жизни Гёте относится работа над драмами "Эгмонт" и "Ифигения в Тавриде", а также начало работы над "Фаустом". Наиболее значительными лирическими произведениями этого периода являются "Стихи к Лиде" и баллады, в которых преобладают мотивы таинственной сущности природы, приносящей счастье и одновременно губительной. [2].
     И все же именно "Фауст" занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни ("Фауст" начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. "Фауст" - вершина - помыслов и чувствований великого немца. Все лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение. [3].
     Сюжетным источником трагедии послужила средневековая легенда о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, с помощью которого можно было бы превращать неблагородные металлы в золото. Гёте наполняет эту легенду глубоким философским и символическим значением, создав одно из самых значительных произведение мировой литературы. Заглавный герой драмы Гёте преодолевает чувственные соблазны, уготованные Мефистофелем, его стремление к знаниям является стремлением к абсолюту, а Фауст становится аллегорией человечества, с его неукротимой волей к знанию, созиданию и творчеству. В этой драме, художественные идеи Гёте тесно переплетены с его естественнонаучными представлениям. Так, единство двух частей трагедии обусловлено не принципами классической драматургии, но построено на понятиях "полярности" (термин, который Гёте ввел в своей работе "Учение о цвете" (1805 г.) для обозначения единства двух противоположных элементов в одном целом), "прафеномена" и "метаморфозы" - процесса постоянного развития, который является ключом ко всем явлениям природы. Если первая часть трагедии напоминает бюргерскую драму; то во второй части тяготеющей к барочной мистерии; сюжет теряет внешнюю логику, герой переносится в бесконечный мир Вселенной, на первое место выходят мировые отношения. Эпилог "Фауста" показывает, что действие драмы никогда не закончится, ибо его составляет история человечества. [2].
     По мнению Вернадского, высший смысл жизни Фауста Гёте видел в овладении природой, силами науки для блага народных масс, в создании наукой. Это казалось ему основной государственной задачей, которая для государственных деятелей его времени реально в таком виде почти не существовала.
     "Здесь Гёте был впереди своего времени. Он, конечно, не мог предвидеть реального конкретного будущего и форм исторически сложившегося его выражения, которое начинает вырисовываться в наше время.
     Но характерно, что в истории Фауста он придал как реальную задачу для деятельности одного человека такую, какая исторически совершалась только столетиями и массовой работой: отвоевание новой культурной земли у моря. Мне кажется, в художественной мировой литературе этот образ стоит одиноко." [1, 251].
     Обращение Гёте к различнейшим литературным жанрам и научным дисциплинам теснейшим образом связано с его горячим желанием разрешить на основе все более обширного опыта постоянно занимавший его вопрос: как должен жить человек, ревнуя о высшей цели? Не успокоенность, а борьбу, упорные поиски истины всеми доступными путями и способами - вот что на деле означала универсальность Гёте. Занимаясь естествознанием, вступая, по выражению поэта, "в молчаливое общение с безграничной, неслышно говорящей природой", пытливо вникая в ее "открытые тайны", Гёте твердо надеялся постигнуть заодно и "тайну" (то есть законы) исторического бытия человечества. [3].

3 Натуралист Гёте

     И все же главный вопрос, стоящий перед нами в данной работе, это вопрос о том, кто же такой Гёте как натуралист.
     Минерал, растение, животное, горная порода, почва, биоценоз, географический и геоморфологический ландшафт, геохора, река, озеро, водопад, облака, проявления движения атмосферы, моря, вулканы, минеральные источники, звезды, солнце, туманности и другие конкретные частные явления природы прежде всего сами по себе привлекают натуралиста. Их точное, научно проверяемое описание, их полный учет, превращение их в научно наблюдаемое явление, поражающее главным образом глаз, но сверх того в меньшей степени слух, является основной работой натуралиста.
     В идеале так и должна быть описана вся природа. Дело жизни ученого натуралиста, требующее огромного труда, знания, точности, заключается в таком учете и описании "естественных" природных тел и явлений. Оно дает ему удовлетворение и глубокое переживание научной истины, для некоторых индивидуальностей полное переживание природы, словами непередаваемое, как это было для Гёте. [1, 237-238].
     Гёте был, по диапазону своей научной работы, в области естествознания ученым исключительной индивидуальности и широты интересов. Он научно охватывал всю земную природу, все науки, связанные с биосферой. Как всякий натуралист-эмпирик, он стремился познать возможно больше фактов, видеть и ощущать их - их творить. Он собирал коллекции, повторял и придумывал опыты, строил научные приборы, спускался в шахты, наблюдал в телескоп и микроскоп, определял естественные тела природы, всходил на горы, наблюдал погоду, окраски природы, делал поездки, научные экскурсии,- и это непрерывно всю свою долгую жизнь. [1, 239].
     Из них надо сейчас же отметить одно, которому он придавал огромное значение. Резко отрицательное отношение к Гёте подавляющего большинства ученых того времени (по существу правильное) было одним из тяжелых для него трагических переживаний, наложивших глубокую печать на всю его духовную личность. Это - работа многих лет его жизни - "К учению о цвете" (красочности - Farbenlehre); историческая его часть имеет значение и в настоящее время, потому что в ней на фоне учения о цветности, которое Гёте ставил в основу понимания природы, Гёте дал яркий, самостоятельно проработанный для своего времени во многом новый очерк истории развития научного представления о природе. Поэтому эта часть научного труда Гёте, в основе ошибочного, не потеряла своего значения. [1, 226].
     В работах, включенных Гёте в его "К учению о цвете", мы теперь можем искать корни коренного перелома науки нашего времени - XX века.
     Начиная с 1896 г., через 87 лет после написания этого сочинения Гёте, А. Беккерель (1852-1908) в Париже открыл явление радиоактивности - беккерелевские лучи, как их тогда, да изредка и теперь, называют, светящиеся излучения радиоактивных минералов и некоторых урановых солей.
     1896 год - год открытия беккерелевских лучей- является поворотным пунктом в истории человечества: в этом году началось движение мысли - величайшее за тысячелетия - перестройка понимания окружающего, наших представлений о материи, нами сейчас переживаемая. Ее подготовлявшаяся веками, история, еще не написана. И исторический очерк Гёте в его Farbenlehre может представлять интерес для всякого, кто решится в XX в. войти в эту область исканий.
     Время Гёте - время окончательного создания описательного естествознания. Оно было создано старшим его современником К. Линнеем (1707-1778), гениально завершившим работу XVI-XVII вв. Линней отчасти впервые поставил конкретную научную задачу исчислить и определить, внести в "систему природы", все природные тела без исключения и он же первый указал возможность ее решения. Он создал первую удачную систему природы - научный аппарат, позволивший организовать массовую работу и быстро, точно охватить для научного сравнения в его время меньше двух десятков тысяч видов живых организмов, а в настоящее время почти миллион.
     Во время итальянского путешествия (1785-1788) молодой Гёте придавал системам Линнея чрезвычайное значение. Но с течением времени он, по существу, перешел к новым формам классификации, учтя успехи знания.
     Эти новые основные принципы описательного естествознания Гёте не только проводил в своей личной работе, он способствовал их проникновению в Йенский университет, который принадлежал трем Саксонским герцогствам, в том числе, прежде всего Веймарскому, и находился десятки лет под руководством и большим влиянием Гёте.
     Собственная коллекция минералов Гёте содержала до 18 000 экземпляров. Он над ней работал, пользуясь для химических проб помощью йенских и веймарских химиков, в том числе и такого крупного ученого, каким был И. В. Деберейнер (1780-1849), выбившийся из низов, выдвинутый и поддержанный Гёте.
     Наряду с минералогической коллекцией Гёте должно быть поставлено его большое остеологическое собрание, до известной степени носящее характер палеонтологический, так как в нем были собраны кости послетретичных ископаемых, находимых постоянно в то время в Саксен-Ваймарском герцогстве и в окрестных местах при постройках, в каменоломнях, в глинищах и при добыче песка. Эта остеологическая коллекция создавалась в связи с анатомо-морфологическими трудами Гёте.
     Собрание коллекций было для Гёте не препровождением времени любителя, знатока,- оно было одним из способов его научной работы. Гёте пришел этим путем в материально благоприятных условиях своей жизни к созданию своеобразного музея, сейчас сохраненного. Гёте, в результате этой работы, становился знатоком той области знания, предметы которой он собирал. Он держал в своей памяти этим путем огромное количество точно установленных, постоянно обдумываемых фактов. Он распространял этот способ научной работы на изучение нумизматики, рисунков, гравюр, камней, скульптуры, медалей. Он работал так упорно и систематически всю жизнь. Работал как ученый.
     Своеобразную форму приняло для Гёте при этом изучение живых тел природы - живых существ. Гёте не собирал систематически гербария, коллекций насекомых или птиц. Едва ли правильно объяснять это тем, как это делали, что для этого у него не хватало времени, вернее, это было связано у Гёте с его представлениями о биосфере. Живое он считал необходимым изучать не в мертвых его остатках, а только в живом состоянии на воле. Он собирал и изучал живые предметы.
     Он определял открывшиеся ему новые растения итальянской флоры. В своих частых отдыхах на минеральных водах в Чехии - в Теплице и в Карлсбаде и их окрестностях - определение растений и их собирание (среднеевропейская флора) представляли одну из форм его отдыха, к которому он привлекал светских знакомых и друзей, курортную публику. Эта профессия травоискателей, может быть начавшаяся в средние века, в этой области Чехии связана с уходом в более глухие места бежавших из университетских городов медицинских студентов в 30-летнюю войну.
     Гёте в 1780-х годах и другим путем создал себе базу для живого наблюдения растений - в Веймаре были собраны под его руководством драгоценные иноземные растения в теплицах, а в парках великолепные дендрологические коллекции. В библиотеках Веймара им в течение десятков лет собрана была богатая литература, нужная для определения живых и мертвых тел природы. [1, 242-243].
     Современники Гёте Д. Геттон (1726-1797, главным образом с 1788), У. Смит (1769-1838, главным образом с 1791), Д. Плейфер (1748-1819, главным образом с 1802), Ч. Ляйель (1797-1875, главным образом с 1830) оказали в эпоху Гёте решающее влияние на судьбу геологии. Но Гёте, как и другие немецкие геологи этого времени (1788-1832), этого не сознавали и даже работ их не знали. Такие новаторы геологической научной мысли, как Геттон и Смит, были Гёте неизвестны даже по имени. Об их достижениях немецкие ученые узнавали прямо или косвенно иногда через десятки лет.
     Немецкая геологическая работа шла своим путем, представляла в науке долго провинциальное, неяркое течение, которое в значительной мере в данное время шло по неверному пути и которое к последним годам жизни Гёте было захвачено и перемолото в корне мировым течением мысли. Мы видим теперь, что и тот спор о нептунизме и плутонизме, который всю жизнь горячо охватывал Гёте (нептунистический центр был недалеко от него во Фрейбурге - А. Г. Вернер, 1750-1817), который занимал десятилетия мысли геологов, особенно немецких, и казался современникам важным, но в действительности им не был,- эти оба представления или сводили всю струкруту изучаемых геологами явлений к влиянию поверхностных сил, царящих по современной терминологии в биосфере - нептунисты (преобладающая роль воды - Нептуна), или допускали преобладающее влияние глубоких частей планеты, ярким проявлением которых являлись вулканы - плутонисты. Высокая температура вулканов объяснялась нептунистами связанными с поверхностью планеты химическими явлениями (подземные пожары и т. п.), а вулканистами в эпоху Гёте она относилась к той теплоте, которая наблюдается в каждой точке планеты при углублении с поверхности земли в ее глубь, как к факту наблюдения, или связывалась с космогоническими гипотезами.
     Огромная опытная и наблюдательная работа Гёте о цветности в природе не прошла бесследно в науке. Она вскрыла и вскрывает много новых, неизвестных до него фактов и явлений, при жизни его или после него частью другими вновь открытых. Так, например, Гёте первый (не Беккерель, позже независимо от него открывший) показал, что только синие и фиолетовые лучи заставляют светиться "болоньский шпат" (конкреции барита). Но эта работа имела другое, гораздо большее значение: она положила в действительности начало физиологической оптики, в то время не существовавшей. Гёте вскрыл световое явление, которое зависит от глаза и его проявления, а не только от физических свойств света. В этой области им установлено впервые множество новых явлений и фактов, и работы его при внимательном чтении могут открыть новое и сейчас. Как натуралист он сделал свое основное дело, но он неправильно только, и то относительно, его истолковал.
     Его работы по физиологической оптике получили в дальнейшем ходе науки большее признание, чем это сперва сделал в 1859 г. Г. Гельмгольц. Работы Э. Геринга [38] во многом оправдали Гёте, но и Геринг, и Гельмгольц оторвали объяснения Гёте от его неправильной антиньютонианской физической основы, столь дорогой для Гёте. В своей оптической работе Гёте все время шел наблюдением и опытом. Он строил приборы, повторял новые открытия, например по кристаллооптике, углублялся в старую литературу, дал ценный - по первоисточникам - очерк истории учения о цветах и т. д. Характерно, что его больше занимала качественная, чем количественная сторона явления. Мне кажется, что пересмотр материала, собранного Гёте, может вскрыть новое не только в физиологии цветности. Далеко и посейчас не все ясно и охвачено теорией в учении о цветности природы, в проявлении цветности в биосфере. Физиологическая оптика всего не объясняет. [1, 248-249].
     Охватывая природу, как целое явление, Гёте явился одним из натуралистов, которые систематически вводили в научное мышление сравнительный метод научной работы. В частности, это проявилось в его остеологических работах, которые занимали его с конца XVIII столетия, но опубликованы были много позже. Нахождение межчелюстной кости в черепе человека, сделанное Гёте самостоятельно, в действительности открывалось много раз раньше, о чем Гёте и его современники не знали. О ней знал уже Везалий в XVI столетии. Морфологически, но не генетически, Гёте связывал череп с позвонком, генетической связи при этом могло по его мысли и не быть. Эта работа Гёте имела влияние в создании сравнительной морфологии и не выходит из поля зрения в ней до сих пор. Эти работы отнюдь не являются столь важными для характеристики Гёте-натуралиста, как это часто указывают. Основной работой Гёте, как натуралиста, являлось не обобщение, всегда умозрительное, а искание и установление эмпирических факторов. Научное естествознание и эмпиризм по существу неразделимы [1, 249-250].
     Гёте, внимательно относившийся к проявлениям мысли первых социалистов, ярко выдвинувший реальную и научную силу прикладного естествознания, как источника власти человека над природой и источника национального богатства, сознавал нарастание новой идеологии. Сознавал, что наука, и прежде всего прикладное естествознание, выдвигается как основная социальная сила будущего. [1, 251].
     Если мы сейчас попробуем подвести итог научных исканий и работ Гёте, как натуралиста, не в масштабе его времени, а по отношению к нашему времени, мы должны будем признать, что они имеют для нашего времени реальный интерес и указывают на явления, упущенные наукой его времени, разрешение которых есть дело ближайшего будущего. Мы подходим сейчас к ним с иных сторон и в другой обстановке, чем подходил Гёте, подходим, не выбрасывая из своего кругозора и своих рук могучего рычага количественного, числового научного знания. [1, 261].
     Гёте - синтетик, а не аналитик, великий художник, чрезвычайно ярко чувствовал единство - целое природы, т. е. биосферы, как в ее целом, так и в отдельных ее проявлениях. Это ярко сказывалось в течение всей его долголетней жизни. Очень характерно для Гёте, что его целое не было механически прочным, неподвижным, как мог проявляться современникам мир всемирного тяготения. Это было вечно изменчивое, вечно подвижное, в частностях неустойчивое равновесие, не механизм, а организованность. [1, 262].

Заключение

     Подводя итог данной работе, необходимо, разумеется, сделать вывод о значении личности Гёте в первую очередь как натуралиста, каким его считал В.И. Вернадский. Также небезынтересно взглянуть на Гёте и с точки зрения философии, а именно философии науки.
     Гёте был философом, как всякий мыслящий и вдумывающийся в жизнь человек, он был философски широко образован, но был скорее философским скептиком. Очевидно, он мог быть при этом только - и был - чужд всякой форме умозрительного естествознания. [1, 239].
     Его новые философские искания ближе к его пониманию окружающего, чем философские системы его времени и XIX столетия. Этот факт нельзя не отметить для правильной оценки его положения в истории мысли.
     Можно сказать, что Гёте всю свою жизнь менялся и все время находился, как духовная личность, в росте и в созидании. Он не остановился в этом процессе до последних дней жизни. В течение всей своей жизни в своем созидании, будучи глубоко мыслящим и ищущим натуралистом, он в процессе своего становления никогда не сходил с пути реальности на путь мистики или рационализма - на путь "философии".
     Гёте был мудрец, а не философ, мудрец-естествоиспытатель. Очень возможно, как тонко отметил англо-американский философ Д. Сантаяна, "он был слишком мудр, чтобы быть философом в обычном смысле". [1, 264-265].

Перечень ссылок

   1. Труды по всеобщей истории науки/ В.И. Вернадский. - 2-е изд. - М.: Наука, 1988. 336 С.
   2. Маркин А.В. - Статья "Гёте". - Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002.
   3. И. Гёте - Фауст. Электронный вариант. - Электронная библиотека FictionBook.lib, http://www.fictionbook.ru.


Вернуться в библиотеку Вернуться в библиотеку

© ДонНТУ 2008 Захарова