Адрес первоисточника: http://www.scorto.ru/analytics.php

Доклад директора компании Scorto Solutions Андрея Пищулина на 14-ой международной конференции «Банковские системы и сети».

СОВРЕМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ КРЕДИТНОГО СКОРИНГА

ЗАДАЧИ КРЕДИТНОГО СКОРИНГА

В мировой практике кредитный скоринг определяется двумя задачами, каждая из которой имеет свои характерные аспекты и особенности.

Задача №1: Создание скоринговых моделей – моделей оценки кредитоспособности

Задача №2: Построение скоринговой инфраструктуры

Для разных банков может быть актуальна одна, и не актуальна другая задача, но, тем не менее – именно эти два направления принято рассматривать как основные в кредитном скоринге. И для каждого из направлений существуют свои инструменты и методология, при помощи которых и решаются эти задачи.

СКОРИНГ – КАК РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ

Если рассматривать скоринг как разработку моделей, то здесь Банк сталкивается с необходимостью решить следующий ряд задач:

ПОСТРОЕНИЕ СКОРИНГОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

При построении скоринговой инфраструктуры в банках, чаще всего наблюдаются следующие ситуации:

  1. бизнес-процессы настроены и налажены, требуется лишь интеграция аналитического компонента - скоринговой системы, для того чтобы поднять банк на более высокий уровень ведения кредитного бизнеса.
  2. Бизнес-процессы находятся в стадии становления, возможно еще не отработаны, требуется обеспечить максимально полный цикл работы с кредитной заявкой.

Эти две ситуации характерны для банков разных уровней (и специалисты компании Scorto сталкивались и с одной, и с другой).

Особенностью первой ситуации является то, что банк четко знает, что ему необходимо - какие именно элементы процесса принятия решения необходимо оптимизировать и т.д. - чаще всего это интеграция СПР + приложение для создания скоринговых стратегий на сервере.

Вторая ситуация отличается тем, что чаще всего банки используют очень консервативный подход к ведению кредитного бизнеса. В таком случае с банками приходится проводить более глубокое предпроектное исследование на предмет внедрения системы кредитного скоринга. И в этом случае скоринговая система включает в себя помимо СПР, еще и рабочие места кредитных специалистов, приложение для регулирования бизнес-процессами и т.п.

Но как бы то ни было, современное решение для кредитного скоринга должно решать задачу, как в первой ситуации, так и во второй.

СОВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ КРЕДИТНОГО СКОРИНГА

Выбрать эффективное решения для всех перечисленных задач - это уже сам по себе достаточно трудоемкий и длительный процесс. Тем не менее, понимая основные принципы скоринговых систем и имея видение того, что предлагает рынок - выбрать современное и адекватное решения для кредитного скоринга вполне реально.

Важно понимать, что современное решение для кредитного скоринга это инструментарий, который становится доступным банку для работы, и знания, которыми обладает компания - поставщик скоринговых систем.

И если есть одно, а нет другого - то говорить о «полноценной» скоринговой системе можно не всегда.

Типовой набор компонентов, используемых в построении скоринговой системы это:

Знания, которыми должна обладать компания-поставщик скоринга, важны не менее чем инструментарий, который они поставляют. «Специалист», который не понимает самой сути скоринга, установить систему теоретически может. Но в таком случае, ни о какой грамотной дальнейшей поддержки решения и речи быть не может.

СОВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ КРЕДИТНОГО СКОРИНГА ЭТО...
ПЕРСПЕКТИВЫ СКОРИНГОВЫХ СИСТЕМ

На данный момент складывается благоприятная ситуация для полноценной работы кредитных организаций со скоринговыми решениями, т.к. сегодня технологический уровень обеспечения кредитных организаций достаточно высок и это уже не является препятствием для внедрения скоринговых систем, как это было 3-4 года назад.

А главное, люди, которые принимают стратегически-важные решения в плане работы на рынке, уже имеют четкое понимание того, что такое скоринг, и что именно может дать его использование.

Что касается препятствий процессу внедрения скоринга, это в первую очередь незрелость участников рынка потребительского кредитования. Когда амбиции кредитных организаций достаточно велики и существует реальная возможность их реализовать, зачастую принимаются такие решения, которые требуют наименьшего «сопротивления» как в финансовом плане, так и в общей организации работы.

Банковский сектор хоть и имеет более стабильное положение, в плане внедрения скоринга, все же пытается полагаться на собственные силы. Но это продолжается только до того момента, когда затрачено уже достаточно времени и денег на «понимание» того, что скоринговые системы это наукоемкая область, требующая знаний специалистов разных направлений – от разработчиков программной архитектуры уровня предприятия, до специалистов по исследованию и изучению данных.

Очень важно, чтобы конечный потребитель скоринговых систем понимал, что скоринг - это необходимость и наиболее оптимальный и эффективный инструмент работы на рынке потребительского кредитования. И если только первый шаг со стороны кредитной организации сделан, то компания -разработчик и интегратор скоринговых систем должна приложить все усилия для того, чтобы скоринговые решения по своим показателям эффективности, функциональности и качества были наиболее приемлемы в каждом индивидуальном случае.

Вверх