Зачетная работа по курсу "Ораторское искусство"

на тему:

"Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично"

Выполнила: ст. гр.СУА – 07м Фесенко Д.В.

План

1. Введение
2. Правила и принципы публичного выступления
3. Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично
4. Вывод

 

"Красноречие — это живописное изображение мысли; если, выразив мысль, оратор добавляет к ней ещё какие-то чёрточки, он создаёт не портрет, а картину".

Блез Паскаль

Введение

          Искусство говорить уходит своими корнями в седую древность. Поэты и ораторы Древней Греции и Древнего Рима умело пользовались своим красноречием – их метко выпущенные слова безошибочно достигали своей цели. Этих людей уважали, к их мнению прислушивались, им доставались почетные должности. У каждого из них был свой секрет успеха. Правила и принципы публичного выступления формировались на протяжении тысячелетий. На мой взгляд, самой важной и неотъемлемой частью выступления оратора является уверенность в себе. Потому, что как бы не был начитан и высокообразован человек, какие бы прекрасне сочинения он не писал, но если он неуверен в себе, он никогда не сможет донести ту красоту и суть до слушателя, которые он закладывает в свое творчество. Уверенность в себе – зерно, которое прорастает на глазах у публики. Не все известные ораторы обладали этим качеством. Величайший оратор древности Исократ писал прекрасные судебные речи, но никогда не выступал с ними перед слушателями из-за слабого голоса и природной застенчивости.

Правила и принципы публичного выступления

          1. Оратор должен иметь четкое и ясное представление о том, что он будет говорить. Тема для выступления должна глубоко затрагивать оратора, вызывать у него глубокий интерес. Цицерон во главу угла ставил содержательность и убедительность речи: « В самом деле, - говорил он, - что может быть так нелепо, как пустой звон фраз, хоть бы самых отборных и пышных, но за которыми нет ни знания, ни собственных мыслей».
          2. Выступающий должен испытывать чувство уверенности в истинности каждого из суждений. Для этого можно составить план или набор тезисов. Их наличие упорядочивает изложение мысли, упрощает их восприятие, позволяет отбросить менее значимое от несущественного.
          3. Оратор должен быть позитивно настроен, чтобы его хорошее настроение было передано публике. Он должен быть хорошо одет, т. к. одежда влияет на выступающего, придавая ему большую уверенность, веру в собственные силы и повышает уважение к самому себе. В образе не должно быть ничего «кричащего», что бы отвлекало слушателя от речи.
          4. Необходимо подняться на трибуну только в том случае, если аудитория довольно велика и в связи с этим возникает необходимость стоять на возвышенности. Если оратор выступает перед небольшой группой людей, то он должен находиться с аудиторией на одном уровне, стоять рядом со своими слушателями. Это позволит избежать формальной атмосферы, установить теплый контакт и превратить выступление в беседу.
          5. На сцене не должно быть ничего лишнего. Перед началом выступления человек должен выбрать такое место, которое будет наиболее выигрышным в отношении освещенности, т. к. малейшие изменения, которые могут возникнуть в чертах лица оратора, являются очень важной частью самовыражения.
          6. Начать выступление можно с иллюстрации либо со слов какого-либо известного человека. Хорошая цитата лучше всего подходит для начала выступления, придавая ему большей образности. Монтень сказал: «Если я цитирую людей, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль». Кроме того, цитирование известных людей сильно воздействует на аудиторию, способствуя быстрейшему убеждению слушателей в истинности слов самого автора.
          7. Необходимо наладить зрительный контакт со слушателями, но это вовсе не обозначает, что необходимо все время смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда, направляемого на них во время беседы или публичного выступления.
          8. Искренность и подъем также помогают оратору. Он говорит непринужденно и естественно. Выступая, необходимо придерживаться определённых правил:

          а)Акцентирование важных слов и подчинение им остальных.

          б)Необходимо менять тон голоса. Если вы замечаете, что говорите монотонно, то желательно сразу же представить себе, что вы ведете беседу со слушателем.

          в)Нужно менять темп речи. Это придает выразительность. В сущности, это один из лучших способов выделить какую-либо мысль.

          г)Необходимо делайте паузу до и после важных мыслей. Внезапное молчание привлекает внимание так же, как и внезапный звук. «Своим молчанием, - говорил Киплинг, - ты будешь говорить».

          9. Жесты должны исходить из вашего естества, из вашего сердца, ума, интереса к затрагиваемому предмету, из вашего стремления заставить других видеть так, как видите вы, наконец, из ваших собственных инстинктов. Дейл Карнеги говорил: «Жест нельзя надеть на себя, как смокинг. Жесты человека, подобно его зубной щетке, должны быть сугубо личными. Ведь все люди непохожи друг на друга, и если они будут вести себя естественно, их жесты будут индивидуальными». Спонтанность и жизненность жестикуляции делают выступление поистине неповторимым.
          10. Концовку, так же как и начало, нужно тщательно подготовить. Заканчивать речь надо плавно, не оставляя её незавершенной. А. Линкольн писал: «Надо выступить так, что бы, даже если бы это выступление слышал слепой, то и он почувствовал бы, что оно окончилось. Оно не повисло в воздухе, не осталось незавершенным».

Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично

 

"Я преуспевал во всем, за что я брался, потому что я этого хотел. Я никогда не колебался, и это дало мне преимущество над остальным человечеством".

Наполеон

          Когда мы начинаем изучать какой-либо новый предмет, мы никогда не продвигаемся вперед непрерывно. Мы не делаем успехи постепенно. Мы делаем их внезапными скачками, резкими рывками. Порой мы на некоторое время останавливаемся или даже можем откатиться назад и потерять кое-что из приобретенного ранее. Эти периоды стагнации или регресса хорошо известны всем. Те, кто обучается ораторскому искусству, могут порой неделями задерживаться на одном из уровней. Как бы стремительно они не работали, им не удается продвинуться вперед. Слабые приходят в отчаяние и бросают, а люди с твердым характером продолжают и убеждаются в том, что вдруг, внезапно, сами не понимая, как или почему это случилось, они делают большие успехи. Проявив необходимое упорство, они вдруг начинают держать себя непринужденно, приобретают естественность, уверенность в себе во время выступления и влияние на аудиторию.
          Для становления оратора, по мнению Исократа, необходимы три составляющие: природное дарование, правильное обучение и постоянная практика. На мой взгляд, именно постоянная практика воспитывает в человеке уверенность в себе. В первые моменты публичного выступления вы, возможно, всегда будете испытывать какой-то мимолетный страх, волнение, нервную тревогу. Но если вы проявите настойчивость, вы вскоре избавитесь от всех страхов, кроме первоначального, и этот страх будет очень кратковременным. После нескольких первых фраз вы овладеете собой. Выступление будет доставлять вам несомненное удовольствие. Для того, чтобы научится успешно публично выступить мало одного упорства и настойчивости, необходимо еще и желание. Приведу пример, ярко иллюстрирующий это положение. Однажды один молодой человек, пожелавший изучать право, написал Линкольну письмо с просьбой дать ему совет. И Линкольн ему ответил: «Если вы твердо решили стать юристом, дело уже сделано больше, чем наполовину... Помните всегда, что ваша решимость добиться успеха важнее всего другого». Линкольн знал, что это так. Он сам прошел через это. За всю свою жизнь он проучился в школе в общей сложности не больше года. А. Линкольн говорил, что он ходил пешком в радиусе пятидесяти миль от своего дома, чтобы одолжить все, какие только можно, книги для чтения. В его хижине всю ночь горел огонь, и он порой читал при свете очага. В стенах, между бревнами, были щели, и Линкольн часто вставлял книгу в одну из этих щелей. Как только рассветало, он вскакивал со своей постели из листьев, протирал глаза, вытаскивал книгу и начинал жадно читать ее. Он ходил пешком за двадцать-тридцать миль, чтобы послушать какого-либо оратора, а вернувшись домой, практиковался в произнесении речей повсюду - на поле, в лесу, перед толпой, собравшейся у бакалейной лавки Джонса в Джентривилле. Он вступил в литературные и дискуссионные общества в Нью-Сейлеме и Спрингфилде и практиковался в выступлениях на злободневные темы.
          Его всегда мучило чувство неполноценности. В присутствии женщин он робел и не мог слова сказать. Ухаживая за Мэри Тодд, он, бывало, сидел в гостиной и робко молчал, не находя слов, лишь слушая то, что говорила она. Но этот же человек путем тренировки и самообразования стал оратором, который мог дискутировать с таким высокообразованным человеком, как сенатор Дуглас. Этот человек в Геттисберге в речи по случаю переизбрания на пост президента поднялся до высот красноречия, каких редко достигали другие ораторы в истории человечества.
          В кабинете Теодора Рузвельта висел прекрасный портрет Авраама Линкольна. "Часто, когда мне нужно было принять какое-то решение по сложному и запутанному вопросу, когда возникали столкновения прав и интересов, - говорил Рузвельт, - я смотрел на Линкольна и старался представить себе, как бы он поступил при таких же обстоятельствах. Вам это может показаться странным, но, скажу откровенно, мне казалось, что это облегчало разрешение моих трудностей".
          Из приведенных примеров видно, что нельзя падать духом и бросать борьбу. Даже, если человек потерпел поражение, нельзя отчаиваться и останавливаться на достигнутом. Ярким примером может служить упорство Демосфена и мудрость Линкольна, который сказал своим сторонникам, когда проиграл выборы, что нельзя "сдаваться не только после одного, но и после ста поражений". Необходимо быть уверенным в том, что ваши усилия будут вознаграждены и тогда успех и удача будут несомненными вашими спутниками.
          В своих трудах Дейл Карнеги приводит прекрасные строки, который были выгравированы на медной доске судна «Квест»:

 

"Если ты умеешь мечтать и не превращать мечту в своего хозяина,
Если ты умеешь мыслить и не превращать мысли в самоцель,
Если ты умеешь встречаться с триумфом и катастрофой
И одинаково обращаться с этими двумя обманщиками,
Если ты можешь заставить свое сердце, и нервы, и мышцы
Делать свое дело и после того, как их уже не будет,
И таким образом сохраниться, когда от тебя уже ничего не останется,
Кроме воли, которая говорила им: "Держитесь!",
Если ты можешь заполнить неумолимую минуту
Шестидесятисекундным пробегом, -
Тебе будут принадлежать земля и все, что в ней,
И более того, ты будешь человеком, сын мой!"

 

          Карнеги называл эти стихи духом "Квеста". В них отражен тот дух, которым должен быть проникнут человек, желающий приобрести уверенность в себе во вовремя публичного выступления.

Вывод

          К сожалению, в наше время сложно назвать кого-либо великим оратором, многие стремятся говорить грамотно и красиво, но многим не хватает внутренней силы, внутренней энергии, какой обладал Демосфен. Некоторым просто не хватает уверенности в себе. Необходимо немало упорства и сил для того, чтобы искоренить скованность и неуверенность. Нужно помнить, что люди, достигшие успехов в этой области, не обладали, как правило, необыкновенными способностями. Но они имели настойчивость и непреклонную решимость. Они не отступали и достигали цели. Необходимо просто следовать правилам публичного выступления, постоянно тренироваться и думать об успехе, выступая публично. Необходимо стремиться к лучшему, ставить цели и достигать их.

Список использованной литературы

1. Карнеги Д. "Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей", Самара: Изд-во "ABC", 1997. – 704 с.

2. Карнеги Д., "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично". ООО "СЛК", Минск, 1997

3. Афоризмы, цитаты, крылатые фразы.

4. Кузин Ф., "Культура делового общения", М., 1996.


вверх

© ДонНТУ 2008, Фесенко Д.В.