Вернуться в библиотеку

Автор: Борис Славин

Источник:http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2008/05/19/300839


Станем ли мы "информационным обществом"?

17 мая отмечался Всемирный день электросвязи и информационного общества. К сожалению, сверхпопулярный термин "информационное общество" преимущественно не воспринимается как научный, а вовсю используется в политических или экономических интересах. Что реально мы отмечаем в этот день, и станет ли когда-нибудь общество информационным?
Термин "информационное общество" на рубеже тысячелетий является одним самых цитируемых социологических понятий. Более того, в последние два года он стал популярным и среди политиков. Как и "нанотехнологии", теперь он ассоциируется не столько с научным понятием, сколько с ярким лозунгом, за которым стоят чьи-то политические или экономические интересы. В этой связи имеет смысл разобраться, что представляет собой эта концепция и насколько реален приход такой эпохи.
Попытка Фрэнка Уэбстера представить в рамках одной книги ("Теории информационного общества") критический анализ разнообразных подходов к определению информационного общества позволяет лишь осознать многочисленность существующих взглядов на последствия информационного взрыва. Впрочем, обилие порой противоречивых теорий лишь свидетельствует о недостаточной глубине понимания социологической наукой происходящих в настоящее время процессов. Определение информационного общества сегодня скорее предполагает необходимость исследования современных тенденций, переход от констатации многочисленных перемен в жизни социума в условиях информационной глобализации к реальному анализу влияния информационных технологий на изменение общественных отношений. "Хотя в качестве эвристического, - замечает Уэбстер, - термин "информационное общество" обладает некоторой ценностью для исследования основных характеристик современного мира, все же он слишком не точен, чтобы принять его как научную дефиницию".
Развивая свою идею постиндустриализма, Дэниел Белл рассматривал информацию или теоретическое знание как наиболее яркую характеристику постиндустриального общества. Причем его "осевым принципом" "является громадное социальное значение теоретического знания и его новая роль в качестве направляющей силы социального изменения". В интерпретации Белла информационное общество есть не что иное, как форма развития постиндустриального или сервисного общества, в котором доля услуг в области ИТ и теоретического знания, является доминирующей. Точка зрения Белла сегодня является наиболее распространенной. Однако, как и теория постиндустриализма, она не позволяет выявить существенные качественные изменения в общественных отношениях, характерные "новому обществу". "Приверженцы этого нового общества, - пишет Уэбстер, - от поисков количественных изменений распространения информации переходят к утверждениям, будто количественная сторона и есть показатель качественного изменения социальной организации". Эта фраза ученого как будто специально адресована авторам стратегии развития информационного общества в России.
Рост высокотехнологичного сектора, безусловно, ошеломляющ: беспрецедентные успехи интернационального гиганта в области производства программных продуктов Microsoft, стремительный взлет компании Google с небольшой проектной группы до мультимиллиардной империи, предоставляющей услуги в области интернет-приложений, слияние телекоммуникационных и медийных корпораций в продвижении новых интегрированных технологий. Все это свидетельствует о существенных изменениях в экономике, однако скорее количественных, чем качественных. Наверное, самое масштабное исследование социально-политических изменений в новую эпоху было проведено Мануэлем Кастельсом в своей книге "Информационная эпоха". Справедливо полагая, что информация имеет существенное значение для любого исторического периода, Кастельс для обозначения новой эпохи вводит понятие "информационального общества", указывающего на "атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти".
Кастельс считает, что экономика нового этапа в развитии человечества "является капиталистической, фактически более капиталистической, чем любая другая экономика в истории" и даже вводит новый термин "информациональный капитализм": "новая система характеризуется тенденцией возрастания социального неравенства и поляризации" (выделено автором "Информационной эпохи"). Информациональное общество, по мнению Кастельса, имеет сетевую структуру, причем в качестве еще одного типа собственника выступает "коллективный капиталист", владеющий капиталом посредством "глобальных финансовых рынков". В свою очередь "коллективный капиталист" использует труд "коллективного работника", постоянно теряющего и находящего работу, "циркулируя между различными источниками занятости (которая носит главным образом случайный характер)". Фактически Кастельс описывает общество, по-прежнему построенное на противоречии между трудом и капиталом, но с использованием достижений современных информационных технологий. Антагонизмы общественных отношений, облаченные в информационные технологии, приводят, по мнению Кастельса, к появлению и "расширению цифрового разрыва, который в конечном итоге может вовлечь мир в череду многомерных кризисов" .
Информационное общество Кастельса гораздо более мрачное и противоречивое, нежели описание информационного этапа постиндустриальной эры по Беллу, однако и в этом случае новую эпоху отличают исключительно количественные характеристики. Вряд ли имеет смысл вводить новое понятие информационного общества, если оно всего лишь является разновидностью имеющихся в настоящее время общественных отношений, как бы их не градуировать: капитализм или постиндустриальная эпоха. Информационные технологии даже при взрывном характере их развития сами по себе не могут изменить социальную организацию общества. Они не способны ни усилить существующих противоречий, ни ослабить их, однако они в состоянии создать основу для изменения общественных отношений. И такой основой является автоматизация рутинного и физического труда с одной стороны и полномасштабный доступ ко всей информации, накопленной человечеством, с другой. Безусловно, еще очень рано говорить о том, что эта основа существует, но тенденция к ее формированию очевидна, и в той или иной мере теоретики информационного общества указывают на эти обстоятельства.

Полная автоматизация, абсолютная открытость

Сетевая структура общества и производительных сил, складывающаяся в последние десятилетия, глобализует общественные отношения. Транснациональные корпорации, преследуя исключительно частные интересы повышения эффективности, способствуют развитию инфраструктуры не только развитых стран, но и отсталых регионов, в которых располагаются их филиалы. В свою очередь, развитие мобильных средств связи и сети интернет разрушает национальные и государственные рамки, интернационализируя аудиторию медийных и информационных агентств, предоставляет возможность формирования многообразных сообществ по интересам. Безусловно, сетевые коммуникации, в первую очередь, предназначены для того, чтобы дать корпорациям больше инструментов в организации своего бизнеса и получить дополнительные возможности для присвоения чужого труда, но с другой стороны эти же телекоммуникации упрощают и делают доступным обмен информацией между людьми независимо от их государственной или национальной принадлежности.
Требования бизнеса к прозрачности и доступности информации, необходимые для повышения эффективности управления, приводят к формированию глобальных информационных баз данных, доступ к которым предоставляется партнерам и клиентам. Выход на международные финансовые рынки требует от корпораций четкой поведенческой дисциплины информирования о своих действиях. Фактически формируется технологическая структура будущего общества, в котором не будет "закрытой" информации, необходимой в настоящее время для конкурентной борьбы, а партнерами и клиентами компаний будут выступать все члены общества. Интеграция информационных систем коммерческих и государственных структур также создает основу единства в обмене информации в будущем. Насколько быстро будет протекать процесс информационного "открытия" бизнеса и государственных структур обществу – тяжело сказать, трудно даже поверить в такое. Однако технологические основы закладываются уже сейчас.

Информационное общество не утопично хотя бы потому, что принципы его организации имеют исторические корни

Информационное общество не утопично хотя бы потому, что принципы его организации имеют исторические корни

Вытеснение рутинного труда за счет автоматизации и технологические достижения в части глобализации доступа к накопленной информации создают основу формирования будущего информационного общества, в котором появится возможность оперативно получить информацию обо всем, что происходит или происходило с любым человеком или сообществом в любой точке планеты. Это касается раскрытия информации о планах развития и итогах деятельности корпораций, обнародования данных обо всех государственных расходах и о любых намерениях властных структур, доступа к информации о действиях близкого нам человека или доходах соседа. Причем такая информация будет доступна без ограничения каждому жителю планеты. Доступность информации будет столь же естественной, какой сейчас является общение между людьми на улице (хотя и были времена, когда сословные или кастовые различия не позволяли людям запросто общаться). Информационное общество – это такая самоорганизация людей, в которой рутинная, нетворческая деятельность автоматизирована, а вся информация, накопленная человечеством, доступна каждому.

Фантастика?

Не надо объяснять, что столь фантастически устроенная жизнь радикально отличается от современной. Говорить сейчас о том, что мы живем в эпоху информационного общества – нелепо, но очевидно, что историческая логика эволюции ведет человечество именно к такой самоорганизации, а элементы будущего общества все больше и больше проступают в различных видах человеческой деятельности: в бизнесе, в государстве, в обществе. Раскрытие информации невозможно при наличии хоть какого-то ущерба, приносимого открытостью. Тайна как инструмент соревнования между государствами, корпорациями и людьми должна отмереть, а это нереально осуществить только на основе внедрения новых технологий (хотя распространение информации во всемирной сети и иллюстрирует, пусть и в зачаточном виде, будущую свободу информации). Информационная прозрачность общества будет требовать особой организации людей, построенной не на подавлении и неравенстве, а на основе раскрепощения творчества каждого индивида. Нетрудно понять, что в информационном обществе изменения коснутся не только общественных отношений, когда нельзя будет быть первым только за счет обладания важной информацией, а любые властные действия будут прозрачными, но и общечеловеческой морали, семьи, да и личности в целом.
Внешне имеется определенная корреляция между будущим информационным обществом и коммунистическим идеалом – бесклассовым обществом, удовлетворяющим все потребности человека и предоставляющим всем равные возможности участия в его жизни. Поскольку потребности человека являются мотивацией к его деятельности, они не могут быть удовлетворены полностью: удовлетворение одних потребностей приводит к формированию других. За счет вытеснения физического труда и полномасштабной автоматизации потребности в информационном обществе сместится из физиологии (безопасность существования, пропитание и комфорт жизнедеятельности) в интеллектуальную сферу (знания, общение), и если именно такое смещение называть удовлетворением всех потребностей, то информационное общество, конечно же, похоже на коммунистический идеал. "Свобода, равенство и братство" – лозунг французской революции не популярен среди современной элиты постиндустриального общества: тех, кто имеет больше других, пугает равенство, а власть предержащих пугает свобода и маячащее в ней покушение на государственность. Однако этот же лозунг, выраженный как "свобода распространения информации, равенство в доступе к информации, братство в общении", вполне созидателен и может стать лозунгом просвещенной части человечества, лозунгом движения к информационному обществу.

Или реальность?

Несмотря на "страшное" требование абсолютно полного доступа к информации для каждого, информационное общество не столь утопично, как кажется на первый взгляд. Тенденции его построения видны уже и сейчас. Это и требования к компаниям по открытости коммерческой информации на фондовом рынке и собственное стремление бизнеса к прозрачности управления и расширению типов отчетности о своей деятельности со стороны государства, это увеличивающаяся доступность в распространении информации (особенно через интернет) и свобода в семейных отношениях и т.д. Реальная практика использования ИТ, как в бизнесе, так и в обществе и государстве, незаметно для нас самих "закладывает фундамент" для столь уникальной самоорганизации людей. Именно открытость информации и автоматизация труда должны лечь в основу стратегии построения информационного общества, которая не ограничена двумя и тремя сроками президентства или какими-нибудь иными политическими сроками, а является долгосрочной, охватывающей несколько поколений, учитывающей не только технологические возможности, но и возможности организационного развития общественных отношений.
Информационное общество не утопично хотя бы потому, что принципы его организации имеют исторические корни – общество первобытных людей было устроено аналогично: никто не утаивал информацию, не делил людей на хороших и плохих, бедных и богатых. Единственное (но зато существенное) отличие информационного общества от первобытного в том, что человек будущего станет реально свободным от прихотей природы. Трудовая деятельность будет в своей основе творческой – она станет деятельностью человека, обладающего мышлением, а не физической силой или правильно расположенными конечностями. В борьбе за свободу перед природой человек потерял свободу перед другим человеком и право на полный доступ к информации. Освободившись от природной зависимости, необходимости использования физического и рутинного труда, человек сможет получить и свободу перед обществом и доступ ко всем накопленным знаниям, а деятельность общества будет направлена, прежде всего, на самореализацию каждого индивида.
Смена общественных формаций и технологический прогресс – это результат перераспределения доступа к данным и мотивации индивида на улучшение качества своей жизни. Вместе с тем, появление новой информации связано как раз с процессом творчества человека, с его мыслительной деятельностью. Сам акт осознания действительности является сугубо индивидуальным, но он требует ранее накопленных обществом данных и результатом его также становится информация, востребованная другими людьми. Именно процесс познания и связанный с ним рост информации является вектором эволюции человечества, вектором, слагаемым из противоположных тенденций развития общества, различных интересов индивидуумов и социальных групп людей. Борьба человека за освобождение от рабства перед природой, доведенная до своей критической фазы в борьбе за свободу от эксплуатации человека человеком, может быть выиграна только в том случае, когда вся накопленная обществом информация станет реально доступной каждому индивиду, когда единственной целью общества станет обеспечение возможности для творческой деятельности человека.
До построения информационного общества еще очень далеко. Но думать о нем надо уже сейчас. ИТ-индустрия на Западе уже не уступает по значимости энергетическому и финансовому секторам. В России, к сожалению, это совсем не так. Компании, которые не задумываются о своем технологическом будущем, не слишком привечают руководителя своей ИТ-службы, и наоборот: в передовых и инновационных компаниях ИТ-директор имеет статус не ниже финансового или коммерческого директора. Поскольку именно руководитель ИТ-службы закладывает будущую инфраструктуру успеха бизнеса, а вместе с этим и основы информационного общества.


Вернуться в библиотеку