Совершенствование деятельности образовательных учреждений с позиций менеджмента качества

Пузанков Д.В., Степанов С.А.

http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/157956.html

Качество высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России, в наступившем веке. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику нового века.

В связи с этим уровень интеллектуального потенциала страны, напрямую определяющийся качеством высшего профессионального образования, становится не только важнейшим фактором экономического и социального развития, но и фактором экономической и политической самостоятельности страны, ее выживания. Существующую в России ситуацию в области качества образования нельзя назвать благополучной, хотя на разных уровнях предпринимается достаточно много шагов для ее улучшения.

В целом можно утверждать, что в конце 80-х и в течение 90-х годов ХХ века произошло существенное снижение качества образовательного и исследовательского процессов в высшей школе России и, как следствие, снижение качества подготавливаемых специалистов — выпускников вузов. В настоящее время это приводит к потере авторитета российской образовательной системы на международном уровне, которым она пользовалась в предшествующие годы, особенно в области фундаментального образования. Сложившееся положение обусловлено множеством объективных и субъективных причин, основными из которых можно считать следующие:

В России, как и в большинстве других развитых стран, существует государственный контроль за качеством ВПО. Он направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы ВПО. Система государственного контроля качества ВПО поддерживается процедурой комплексной оценки деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Эта система базируется на следующих документах:
Положении «О лицензировании образовательной деятельности» (Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 № 796);
Положении «О государственной аккредитации высшего учебного заведения» (Постановление Правительства РФ от 02.12.1999№ 1323);
Перечне показателей деятельности вузов, используемом приаттестационной экспертизе и перечне показателей государственной аккредитации (Приложение 1 к Приказу Минобразования РФ от29.06.2000 № 1965 «Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида высшего учебного заведения») с учетом новых показателей государственной аккредитации (Приказ Минобразования России от 27.12.2002 № 4670) и др.

Государственный контроль за качеством высшего профессионального образования осуществляется государственными органами управления высшим профессиональным образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «Овысшем и послевузовском образовании», постановлениями Правительства, регламентирующими деятельность Министерства образования и науки, Федерального агентства образования и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Тем не менее, как свидетельствует отечественная и зарубежная практика, государственный контроль качества образования не может в полной мере обеспечить выполнение современных требований потребителей образовательных услуг и полную реализацию современных принципов менеджмента качества в деятельности образовательных учреждений. Успешное решение образовательными учреждениями задачи повышения качества своей деятельности зависит от ряда факторов, важнейшим из которых является внедрение современных принципов менеджмента качества.

Решение этой задачи осуществляется путем внедрения стандартов серии ИСО 9000, а также применения средств и методов всеобщего менеджмента качества — TQM («Тotal Quality Management»). Образовательные учреждения во многом определяют развитие интеллектуального, научного, технического и экономического потенциала государства, и поэтому очевидна необходимость использования принципов TQM в сфере образования, в первую очередь с точки зрения качества предоставляемых услуг и качества результатов образовательной и научной деятельности. Проблемы менеджмента качества в области предоставления образовательных и научно-исследовательских услуг высшей школы в последние годы приобрели общепризнанную актуальность. С 2000 года проводится конкурс Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» [1], участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества. Необходимо отметить, что в конкурсах Минобразования России с 2000по 2004 годы приняли участие 139 вузов Российской Федерации. В вузах страны широко распространяются работы по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем менеджмента качества в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001) [2–5]. В 2003 и 2004 годах была проведена огромная работа в десятках вузов РФ, направленная на создание и сертификацию СМК отдельных подразделений вузов и центров (институтов) профессионального дополнительного образования.

С точки зрения TQM образовательное учреждение должно рассматриваться как равноправный член группы партнеров (заинтересованных сторон), объединенных общими интересами и представляющих определенную среду взаимодействия (см. рис. 1). К таким партнерам наряду с поставщиками и потребителями (клиентами) относятся также и собственные сотрудники, инвесторы и, наконец, общество в целом. Особую позицию здесь занимают сотрудники. Они рассматриваются как партнеры по интересам в едином рабочем процессе и как составная часть организации.

Философия управления образовательным учреждением (см. рис.1) включает в себя позиции, взгляды и представления высшего руководства о стратегических целях и функциях организации. Исходя из философии управления, формулируются ее стратегия и политика, которые описывают стратегические цели и задачи руководства образовательного учреждения. Стратегия определяет, каким образом должен развиваться потенциал организации и как использоваться для достижения поставленных целей. Оперативные цели формируются руководством на основе политики и стратегии организации. Они конкретизируют поставленные цели и служат для определения конкретных действий по их реализации.

Таким образом, философия управления образовательным учреждением определяет стратегию, политику и цели для высшего руководства организации. Она задает определяющие показатели для разработки системы управления и системы исполнения решений. В ходе рабочих процессов образовательного учреждения создаются все материальные и нематериальные активы, поэтому процессы необходимо рассматривать как центральный элемент всех подсистем организации, объединяющий все остальные части системы: руководство, сотрудников, деятельность, методы, средства труда и элементы организационной структуры.

Системная модель образовательного учреждения с точки зрения TQM

Рисунок 1 – Системная модель образовательного учреждения с точки зрения TQM

Основные принципы, на которых должны строиться системы менеджмента качества (СМК) образовательных учреждений, совпадают с базовыми принципами менеджмента качества, указанными в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000–2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и определенными для того, чтобы высшее руководство вуза могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации. В основу работы необходимо положить следующие принципы:

1) Ориентация на потребителя

Вузы зависят от своих потребителей, в качестве которых необходимо признать работодателей (предприятия и организации, принимающие на работу наших выпускников), студентов и их семьи общество в целом и другие заинтересованные стороны. Мы должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2) Лидерство руководства

Руководство обеспечивает единство цели и направления деятельности организации. Ему следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут быть полностью вовлечены в достижение поставленных целей и решение задач организации в области качества.

3) Вовлечение сотрудников

Сотрудники всех уровней составляют основу вуза. Их положительная мотивация, полное вовлечение в улучшение деятельности и рациональное использование их потенциала дает возможность с выгодой использовать их способности и приносить пользу вузу.

4) Процессно-ориентированный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов вуза, определению ответственных за эти процессы и документальной регламентации этих процессов.

5) Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой содействует результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

6) Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности вуза в целом следует рассматривать как его неизменную цель.

7) Принятие решений, основанное на фактах и данных

Эффективные решения основываются на анализе фактов, данных и информации. Это предполагает построение действенной системы сбора и анализа информации обо всех аспектах деятельности вуза и его взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна включать все определенные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности вуза и анализироваться на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане его развития.

8) Взаимовыгодные отношения с партнерами (поставщиками)

Вуз и его партнеры взаимозависимы, и отношения взаимно выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Система менеджмента является интегрирующей и направляющей силой, которая обеспечивает взаимодействие и развитие всех подсистем организации. Без твердой и постоянной приверженности руководства университета принципам менеджмента качества и настойчивого проведения в жизнь на всех уровнях учреждения соответствующей политики качества все попытки внедрения методов менеджмента качества будут обречены на неудачу. Стандарты на системы менеджмента качества серии ГОСТ Р ИСО 9000–2001 в первую очередь формулируют требования, предъявляемые к руководству организации. Первым критерием оценки системы менеджмента качества организации по модели Европейского фонда по менеджменту качества (European Foundation for Quality Management — EFQM) является «лидерство руководства».

Система менеджмента включает в себя факторы, связанные с:

1) определением стратегии и политики (в том числе в области качества), взглядов, целей и задач образовательного учреждения и доведением этой информации до сведения всех сотрудников, поставщиков, потребителей, корпоративных партнеров и других заинтересованных сторон;

2) формированием и развитием организационной структуры, распределением полномочий и ответственности сотрудников на всех уровнях;

3) административной деятельностью: планированием, организацией, руководством, координацией, выполнением контролирующих функций и периодическим анализом состояния основных процессов научно-образовательной деятельности и организации в целом. Менеджмент обеспечивает условия для проведения в жизнь стратегии образовательного учреждения, разработки положений, порядка, процедур, практических приемов работы и административной деятельности. Целенаправленные действия организации по внедрению элементов менеджмента качества должны инициироваться высшим руководством путем разработки, утверждения и доведения до сведения всех сотрудников и заинтересованных сторон так называемой «политики в области качества». Политика организации в области качества должна согласовываться с общей политикой и стратегией развития университета.

Литература

1. Руководство для участников конкурса 2003 года «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». М.: Министерство образования РФ, 2003.
2. ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001.
3. ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001.
4. ГОСТ Р ИСО 9004–2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001.
5. Пузанков Д.В., Олейник А.В., Соболев В.С., Степанов С.А. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 2000–2001 в высших учебных заведениях. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003.
6. Пузанков Д.В., Степанов С.А. Развитие университетского комплекса с позиций менеджмента качества // Материалы конференции-совещания «Менеджмент качества в образовании». СПб., 28–29 октября 2002 г.
7. Deming, W. Edwards Out of Crisis. Cambridge: MIT Center for Advanced Engineering Study, 1986.
8. Пузанков Д.В., Степанов С.А. ЛЭТИ: многоуровневая система обучения качеству. «Стандарты и качество». 2001. № 10. С. 44–46.
9. Method for Improving the Quality of Higher Education based on the EFQM Model. The HBO Expert Group. Second English version. October 1999.
10. Верклей А., Вестерхейден Д., Желязкова М., Мотова Г. Принципы проведения самообследования. Пилотная версия. Центр исследований политики в области высшего образования (CHEPS) Университета Твенте (Нидерланды), Научно-информационный центр государственной аккредитации (Российская Федерация).
11. Vroeijenstijn A.I. Towards A Quality Model for Higher Education // INQAAHE_2001 Conference on Quality, Standards and Recognition, March 2001. Conference on Quality, Standards and Recognition, March 2001.
12. 2000 Education Criteria for Performance Excellence Baldrige National Quality Program. National Institute of Standards and Technology, 2000.
13. McKinnon K.R., Walker S.H., Davis D. Эталонное тестирование. Руководство для Австралийских университетов. Австралийский союз, Департамент образования, обучения и дел молодежи, Февраль 2000 (Интерактивная версия доступна на сайте www.detya.gov.au/highred/).
14. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие //Наводнов В.Г., Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В. Москва–Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 2001.

Наверх