ДонНТУ Портал Магистров

Магистр ДонНТУ Таха Й Тарафа

Таха Й Тарафа

Факультет: Механический

Группа: ТМ-07м

Тема магистерской работы: Повышение эффективности собирания машин на базе специальных автоматов

Научный руководитель: Ищенко Александр Львович



АВТОБИОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ
ОТЧЕТ О ПОИСКЕ
МОЯ РОДИНА- ИРАК

АВТОРЕФЕРАТ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Потребность в сборочных процессах появилась в глубокой древности, когда человек начал создавать первые орудия труда, способные облегчить, стоящие  перед ним задачи по выживаемости, а также частично или полностью заменить функции человека. В процессе эволюции сборочные процессы непрерывно усложнялись и совершенствовались, что явилось основой к созданию станков-автоматов сборки. Первые станки-автоматы сборки изделий появились в прошлом веке. В настоящее время автоматизация сборочных процессов достигла более высокого уровня, однако анализ современного состояния показывает отставание в развитии сборочных процессов от заготовительных и механообрабатывающих операций. Требования повышения производительности производства изделий предполагает автоматизацию всех входящих в них элементов, включая и операцию сборки. Уровень операций автоматизации сборки не превышает 6%. Учитывая высокий удельный вес операций сборки в общем объеме производства (25-40% в общем машиностроении), повышение уровня их автоматизации остается актуальным в настоящее время

Вопросу автоматизации сборочных процессов посвящены работы ученых: М.С. Лебедевского , А.И. Федотова , Т.Э. Кладе , К.Я. Муценека  , Л.И. Беловского , А.А.  Гусева , В.В. Косилова , Н.В. Захарова , И.А. Клусова , Н.П. Новикова , П.И. Алексеева , Л.Н. Кошкина , А.Н. Рабиновича , Н.И. Шерешевского , В.А. Яхимовича ; иностранных ученых: У.Б. Хегинботама, Дж. Холлингама, Дж. Мортимера Б. Ракса, М. Гиннеса,  И.К.  Бояджиева  ...

На базе исследований указанных авторов получены  автоматические сборочные системы. Однако современные требования к  производительности сборочных процессов и повышенные  требования  к собираемым узлам машин требуют перехода на качественно  более высокий уровень автоматических технологических сборочных систем непрерывного действия. Этому вопросу и посвящена данная работа.

 

1.1. Анализ структуры технологических процессов

автоматической сборки

 

Технологический процесс автоматической сборки изделия состоит из следующих переходов:

1) загрузка сопрягаемых деталей в бункерные или другие загрузочные устройства и подача их в захватывающие, отсекающие, и подающие устройства в предварительно или окончательно ориентированном положении;

2) захват, отсекание и подача сопрягаемых деталей в ориентирующие и базирующие устройства сборочного приспособления;

3) ориентация с требуемой точностью относительного положения поверхностей сопрягаемых деталей на базирующих сборочных устройствах;

4) соединение и фиксация сопряженных деталей с требуемой точностью;

5) контроль требуемой точности относительного положения сопряженных деталей или сборочной единицы;

6) загрузка и транспортировка готовой сборочной единицы.

При выполнении автоматической сборки изделий важнейшими элементами сборочного производства являются ориентация собираемых компонент в пространстве и подача их на позиции сборки, осуществляемые с помощью загрузочных устройств. В условиях автоматической сборки загрузочные устройства выполняют в виде самостоятельных узлов, органически связанных со сборочным оборудованием. В гибких производственных системах сборки наиболее эффективно использование бункерно-ориентирующих кассетных и магазинных загрузочных устройств по мере убывания. Одним из важнейших этапов автоматической сборки является ориентирование деталей с требуемой точностью относительного положения поверхностей  сопрягаемых деталей на базирующих сборочных устройствах. При этом детали должны располагаться так, чтобы можно было легко осуществить их сопряжение при установленных допусках на размеры и относительные повороты сопрягаемых поверхностей. Этот этап является самым ответственным и от него зависит работоспособность сборочного оборудования и качество сборки. Структура и содержание составляющих этапа ориентирования собираемых компонент в пространстве  и подачи их на позицию сборки определяется видом применяемого загрузочного  устройства . Содержание составляющих этапов ориентирования компонент при использовании бункерно-ориентирующих устройств составляют перемещение собираемых компонент со специально отведенной площадки рабочего места сборки к загрузочному устройству; засыпка навалом компонент в бункер (предбункер); контроль минимального и максимального заполнения бункера (предбункер) компонентами; захватывание и поштучное отделение компонент из общей массы (с помощью механизма захвата); первичная ориентация компонент в пространстве (перевод из хаотического состояния в любое определенное и устойчивое); вторичная ориентация компонент в пространстве (перевод в определенное заданное положение); контроль правильности ориентации компонент; переориентация или сброс неправильно ориентированных компонент; входной контроль компонент; подача компонент в приемные лотки, контроль минимального и максимального уровней заполнения магазина (накопителя) компонентами; отделение одной (или группы) компоненты от общего потока компонент, находящихся в магазине (накопителе); подача на позицию захвата; захват и перемещение одной (или группы) компоненты  на позицию сборки; контроль наличия и правильности положения в захвате.

В содержание составляющих этапа ориентирования собираемых компонент в пространстве и подачи их на позицию сборки при  использовании кассетных загрузочных устройств входят: перемещение собираемых компонент со специально отведенной площадки рабочего места сборки к загрузочному устройству; засыпка компонент навалом в бункер; контроль минимального и максимального заполнений бункера компонентами; предварительная ориентация компонент в пространстве; заполнение компонентами гнезд кассеты; контроль наличия компонент в гнездах и правильность их положения; переориентация или удаление неправильно ориентированных компонент в гнездах; контроль заданного уровня загрузки гнезд кассеты; фиксация и удержание компонент в гнездах кассеты; удаление  оставшихся лишних компонент; дополнительная загрузка компонентами свободных гнезд кассеты; снятие загруженной кассеты с установки кассетирования; перемещение заполненной кассеты на позицию захвата; захват из кассеты и перемещение одной (или группы) компонент на позицию сборки; контроль наличия и правильности положения одной компоненты (или группы) в захвате.

Гнезда кассеты заполняют деталями (кассетируют) с  помощью вибрационных, пневматических, магнитных и лентомагнитных систем  кассетирования и кассетирования с применением электрического поля и др. В кассетных загрузочных устройствах для накопления  ориентированных в пространстве собираемых компонент служит  кассета, из которой компоненты захватываются и попадают на позицию сборки. В зависимости от конструкции, размеров, массы  и  материала компонент загрузка кассет может осуществляться  вручную  или  с помощью механизированных или автоматических устройств. В магазинных загрузочных устройствах для накопления ориентированных в пространстве собираемых компонент предназначен магазин (накопитель), из которого компоненты подаются  на  позицию захвата. В зависимости от конструкции, размеров, массы и  материала компонент загрузка магазинов может осуществляться  вручную или с помощью механизированных или автоматизированных  устройств.

Содержание составляющих этапа ориентирования собираемых компонент в пространстве и подачи их на позицию сборки при использовании магазинных загрузочных устройств являются: перемещение собираемых компонент со специально отведенной площадки рабочего места сборки к загрузочному устройству; захватывание и поштучное отделение компонент из общей массы; предварительная ориентация компонент в пространстве; укладка компонент на ориентирующие поверхности магазина; окончательная ориентация компонент в пространстве; контроль правильности ориентации компонент; переориентация или удаление неправильно ориентированных компонент; контроль минимального и максимального уровней заполнения магазина компонентами; отделение одной или (группы) компоненты от общего потока компонент, находящихся в магазине (накопителе); подача компоненты на позицию сборки; контроль наличия и правильности одной (или группы) компоненты в захвате. Загрузка с помощью адаптивных устройств позволяет обеспечить захват роботом собираемых компонент из навала; ориентирование компонент в пространстве и подачу их на позицию сборки  в автоматическом цикле.

Содержание составляющих этапа ориентирования собираемых компонент в пространстве и подачи их на позицию сборки с помощью адаптивных загрузочных устройств составляют: перемещение собираемых компонент со специально отведенной площадки рабочего места к загрузочному устройству; засыпка навалом компонент на место их захвата; подвод захвата адаптивного устройства к компонентам; определение с помощью датчиков (визуальных, тактильных и др.) положения в пространстве одного из компонент; соответствующая ориентация захвата относительно данной компоненты; захватывание и отделение одной компоненты из общей массы; предварительная ориентация компоненты в пространстве за счет соответствующих перемещений захвата; окончательная ориентация  компоненты в пространстве за счет соответствующих перемещений кинематических звеньев устройства и захвата; подача компоненты на позицию сборки; контроль наличия и правильности положения компоненты в захвате. Базирование собираемых объектов зависит от технологии автоматической сборки, конструкции сборочного изделия и требований предъявляемых к ней, а также и от точности оборудования. Базирование собираемых деталей при автоматической сборке - это непрерывно меняющийся процесс, начиная от загрузочных устройств и заканчивая непосредственным сопряжением сборочных компонент. Задачей базирования является нахождение и применение наиболее простых и надежных схем базирования собираемых деталей, при которых обеспечивается выполнение условий собираемости деталей.

В зависимости от построения сборочного оборудования   базирование деталей на позиции сборки может производиться при вертикальном, горизонтальном и наклонном положении оси собираемых деталей. Выбор способа базирования зависит от конструкции собираемых деталей и сборочного оборудования необходимого усилия замыкания детали после базирования, характера и точности сопряжения.

При сборке базовая деталь в большинстве случаев остается неподвижной относительно подвижных присоединяемых деталей. Собираемые детали могут базироваться как по сопрягаемым поверхностям, так и по вспомогательным . При этом наибольшее применение при базировании находят цилиндрические, плоские, резьбовые, конические и  комбинированные поверхности. Реже используются сферические, керновые и  ножевые поверхности. Конструктивные формы базирующих поверхностей собираемых деталей оказывают непосредственное влияние на выбор схемы базирующих устройств .

В качестве установочных элементов базирующих устройств используются плиты, призмы, опоры, центры, цилиндрические или конические пальцы и оправки, угольники и др. Базовая деталь обычно зажимается в базирующем устройстве с помощью зажимных элементов в целях обеспечения необходимой ее устойчивости против возникающих в процессе сборки сил и моментов, стремящихся сместить ее. В ряде случаев  базовая деталь может свободно устанавливаться в базирующее устройство, что позволяет упростить конструкцию базирующего устройства за счет исключения зажимных элементов и привода к ним. Расчет сил зажима базовой детали следует вести с учетом наибольших значений моментов.

Базирующие устройства для присоединяемых деталей должны обеспечить возможность перемещения ее в направлении базовой детали.

Содержание составляющих этапа базирования собираемых компонент на позиции сборки следующее : установка базовой компоненты в базирующее устройство (приспособление), центрирование базовой компоненты в приспособлении; фиксация базовой компоненты в приспособлении; контроль точности установки базовой компоненты в приспособлении; установка присоединяемой компоненты в базирующее устройство (приспособление),  центрирование присоединяемой компоненты в приспособлении; фиксация собираемой компоненты в приспособлении, контроль точности установки присоединяемой компоненты в приспособлении.

На выбор конструкции базирующих устройств оказывают влияние геометрическая форма, размеры, масса, физико-механические свойства материала собираемых компонент, способы подачи их в зону сборки, требуемая точность базирования, вид применяемого оборудования, вид применяемого сборочного оборудования и транспортного устройства. Наиболее эффективными в гибких производственных системах сборки являются программируемые универсально- переналаживаемые базирующие устройства. Технологическое подобие собираемых компонент в гибких производственных системах сборки на этапе базирования и выполнения  процесса сборки определяются общностью применяемых способов базирования, установки и фиксации компонент, а также программирования и  переналадки базирующих устройств . Точность относительной ориентации собираемых деталей, установленных в базирующие устройства, нередко может быть недостаточной для выполнения процесса автоматической сборки. В этом случае, когда ужесточение допусков на изготовление оборудования и собираемых деталей экономически не оправдается,  применяются устройства относительного ориентирования, с помощью которых удается обеспечить необходимую точность относительной ориентации детали на сборочной позиции и их автоматическую сборку.

В целях повышения относительного ориентирования собираемых деталей необходимо использовать принцип совмещения баз. Наиболее эффективными  в гибких производственных системах сборки являются  программируемые универсально- переналаживаемые и специализированные переналаживаемые ориентирующие устройства с направляющими. Технологическое подобие собираемых компонент в гибких производственных системах сборки на этапе их относительного ориентирования с необходимой точностью на позиции сборки определяется общностью применяемых методов относительного ориентирования, установки и фиксации компонентов, а также программирования и переналадки ориентирующих устройств. Следующим этапом в структуре технологического процесса автоматической сборки является этап сопряжения и закрепления собираемых компонент друг с другом. К требованиям технологичности конструкций собираемых компонент применительно к условиям их автоматического сопряжения и закрепления можно отнести технологичность соединений  ; свободный доступ сборочного инструмента к местам соединений ; наличие конструктивных элементов, обеспечивающих заданную точность относительного расположения деталей в изделии ; наличие направляющих, облегчающих сборку, обоснованную шероховатость сопрягаемых поверхностей деталей, достаточную прочность материалов и защитных покрытий деталей, исключающую их повреждения; обоснованную точность размеров деталей и объекта сборки.

На выбор конструкции исполнительных сборочных механизмов (устройств) влияют геометрическая форма и размеры (диаметр, длина, ширина, площадь) сопрягаемых поверхностей, характер посадки в сопряжении, виды движения рабочего органа и т.д. Наиболее эффективными в гибких производственных системах сборки являются программируемые переналаживаемые сборочные устройства модульной конструкции и сборочные роботы . Технологическое подобие собираемых компонент в гибких производственных системах сборки на этапе их сопряжения и закрепления друг с другом с заданными параметрами определяется областью способов программирования и наладки сборочных устройств и их рабочих органов.

Контроль наличия собираемых деталей на сборочных базирующих устройствах и контроль требуемой точности относительного положения сопряженных деталей или сборочной единицы являются необходимыми элементами сборочных устройств, от которых зависит качество сборки и работоспособность сборочных устройств.

Более детально структуру технологического процесса автоматической сборки можно рассматривать на примере существующих технологических процессов автоматической сбор. В качестве примера автоматической линии с непрерывной транспортировкой объекта рассмотрим изготовление батареи «Смена».

Элемент батареи содержит шесть деталей и другие компоненты. Элемент изготовляется на двух роторно-цепных линиях. На первой линии изготавливают и собирают корпус, к которому присоединяют две детали. На второй линии завершается изготовление элемента  эта линия, как и первая, состоит из ряда роторных автоматов соединенных между собой цепным транспортером. Корпуса, собранные на первой линии и уже представляющие узел  в составе трех деталей, поступают по лотку 1 на загрузочный ротор 2, укладывающий их на цепной транспортер 3. На роторе 4 изготавливают отрицательный электрод, который формируется из массы, поступающей по лотку 5. На роторе 7 заливается электролит. Роторы 6 служат для контроля операций, выполняемых на роторах 4 и 7 соответственно. Далее цепной транспортер проходит нагревательную камеру 8, где протекает процесс созревания электролита. На роторе 9 получают положительный электрод, материал для которого поступает по лотку 10. Далее следует контроль на  роторе 11, а с ротора 12 собранные элементы выдаются на лоток 13. Ветвь цепного транспортера 14 является холостой. Таким


Рис. 1.1 Принципиальная схема автоматической линии для изготовления батареи «Смена»


образом, осуществлена комплексная автоматизация производства элементов, все детали и материалы которых изготовляют в одно целое в едином технологическом потоке.

В качестве второго примера рассмотрим автоматическую линию сборки блок картера тракторного двигателя СМД-14 . Сборка блока со шпильками, крышками коренных подшипников, шайбами и гайками под расточку для последующего монтажа коленчатого вала с вкладышами представляет собой трудоемкую работу, требующую больших затрат ручного труда для затяжки шпилек, гаек и запрессовки крышек. В блок-картер в сборе входят детали: блок, пять крышек коренных подшипников, десять

          Рис. 1.2 - Принципиальная схема автоматической линии сборки блок картера двигателя СМД-14:

          1 - раскладчик; 2 - гидростенд испытания водяной рубашки; 3 - кантователь; 4 - гидростенд испытания масляных клапанов; 5 - укладчик; 6 - транспортер; 7 - автомат разбивки резьбовых отверстий на группы; 8 - автомат заживления и затяжки шпилек; 9 - автомат контроля шпилек по высоте; 10 - автомат установки крышек коренных подшипников; 11 - магазинное устройство; 12 - автомат заживления и затяжки гаек; 13 - автомат клеймения шпилек

шпилек М18, десять специальных и десять замковых шайб. Автоматическая линия сборки блок картера (рис. 1.2) состоит из двух участков, связанных между собой главным транспортером. Первый участок имеет две ветви с самостоятельными транспортерами, каждая ветвь (правая и левая) состоит из двух агрегатов: гидропрессовки водяной рубашки и масляных каналов и кантователь. Второй участок состоит из автоматов: 1) разбивки резьбовых отверстий на группы; 2) заживления и затяжки десяти шпилек; 3) контроля шпилек по высоте и отбраковке; 4) установки пяти крышек подшипников; 5) заживления и затяжки десяти гаек; 6) клеймения. Перечисленные автоматы соединены между собой главным транспортером для передачи собираемого изделия от одного автомата к другому. Перемещение всех исполнительных механизмов линии производится посредством одного гидропривода с электрическим управлением по определенной циклограмме с тактом работы T = 1,04  мин. Линия имеет один центральный пульт управления, а каждый автомат - свой подналадочный независимый пульт, служащий для проведения пуско-наладочных работ. Базовую деталь - блок-картер устанавливают на раскладчик, который направляет деталь  на  правую  и  левую  ветви  первого участка попеременно, а укладчик направляет блок на место, к которому подходит первый транспортер второго  сборочного участка (рис. 1.3). Операции гидроиспытания водяной рубашки и масляных каналов на двух ветвях производятся за два цикла работы автомата. На всех сборочных операциях базовая деталь - блок-картер фиксируется по имеющимся в ней технологическим отверстиям и зажимается. На операциях гидроиспытания блок устанавливается под крышки технологическими отверстиями вниз, а после гидроиспытания на следующей позиции поворачивается на 180° относительно продольной оси. Далее, на протяжении последующих контрольных  и сборочных операций основной установочной базой является  поверхность разъема с головкой блока. Поступающие на линию сборки детали находятся в накопителях, расположенных около сборочных агрегатов или в кассетах автоматов. Количество собираемых изделий, одновременно находящихся на линии - 33. Неотъемлемой частью данной автоматической линии является транспортная система (рис.1.3). При автоматической работе линии после установки блока на позицию. А раскладчика Р. нажатием пусковой кнопки перемещает блок-картер вправо, после чего транспортер левой ветви Л перемещается назад, укладчик - влево, правый транспортер П. - вперед. При следующей установке блока и нажатии кнопки движения раскладчика, транспортеров и укладчика происходит в обратном порядке. После каждого правого и левого конечного положения укладчика главный транспортер Гл совершает ход назад и, захватив блок, перемещает его вперед по главной ветви линии. Если в результате гидропрессовки блок окажется бракованным, то оператор устанавливает в отверстие специальную оправку, которая при подходе блока к укладчику нажимает специальный концевой выключатель, который включает транспортер сбрасывателя, и последний, захватив бракованный блок, выводит его из общего потока работы линии.

Установка крышек коренных подшипников производится с помощью специального автомата.

          Рис. 1.3 - Схема расположения транспортеров автоматической линии сборки блок картера

Операции установки на концы шпилек блок картера десяти специальных и десяти замковых шайб производится оператором вручную. Операции автоматического заживления, навинчивания и затяжки десяти гаек М18 производится на двух отдельных автоматах.

Линия обеспечивает производительность 55 изд./ч. Линию обслуживают трое рабочих.

Анализ структуры технологического процесса автоматической сборки и приведенных выше примеров существующих автоматических сборочных линий позволяет сделать следующие выводы:

1. Для создания технологических систем непрерывного действия для сборочных процессов необходима разработка общей методологии проектирования таких систем;

2. Структуры сборочных технологических систем непрерывного действия должны обеспечивать максимальную производительность их функционирования;

3. Разработка систем непрерывного действия для сборочных процессов должна осуществляться на основе элементарной кинематики функционирования сборочных модулей;

4.  При разработке технологических систем непрерывного действия необходимо полное исследование движения сборочных компонент по позициям и модулям сборочных систем.

 

Перечень ссылок

 

          1. Автоматизация дискретного производства / Б. Е. Бонов, Г. Й. Богачев, И. К. Бояджиев и др.; Под общ. ред. Е. И. Семенова, Л. И. Волчкевича. - М.: Машиностроение, 1987, София: Техника, 1987. - 376 с.

          2. Автоматизация сборки миниатюрных изделий с использованием стохастического вибрационного воздействия / Л. П. Сунгурова. - В кн.: Автоматизация электронного машиностроения. - Труды ЛПИ, 1982, №382, с. 60-63.

          3. Автоматические линии роторного типа: Конструкции, расчет и проектирование / А. Н. Кошкин, И. А. Клаусов, В. Ф. Прей-с и др.; Под ред. В. Ф. Пейса.- Тула: ЦБТИ, 1961.- 198 с.

          4. Анализ базирования деталей в условиях автоматической сборки / Т. Э. Кладе, К.Я. Муценек, И.А. Одитис и др. // Автоматизация сборочных процессов. Рига: РПИ, 1977. - Выпи. 5.- с. 45-52.

          5. А.с. 774917 СССР, МКИ В 23 Q 39/04. Автоматическая линия роторного типа для сборки узлов / О. А. Ларинцев; Опоил. 30.10.80., бал. №40. - 4 с.

          6. Балакин Б. С. Основы технологии машиностроения. - М.: Машиностроение, 1973. - 688 с.

          7. Белов Ю. С., Власов Е. В., Юревич Е. И. Состояние и тенденции развития робототехники. - М.: ВНИИТЭМР, 1985.- 48 с.

          8. Берж К. Теория графов и ее приложения. -  М.: ИЛ., 1982. - 319 с.

          9. Биркгоф Г. Теория структур. - М.: ИЛ., 1952. - 407 с.

          10. Бляхеров И. С. и др. Автоматическая загрузка технологических машин / - М.: Машиностроение, 1990, 346 с.

          11. Бонч-Осмоловский М. А. Селективная сборка. - М.: Машиностроение, 1974. - 144 с.

          12. Булевский П. И., Крылов Г. В., Лопухин В. А. Автоматизация селективной сборки приборов. Л.: Машиностроение, 1987. - 232 с.

          13. Выбор компоновки оборудования при автоматизации сборочных работ / А.А. Гусев. - В кн.: Автоматизация сборочных и сварочных процессов в машиностроении. М.: Наука, 1974. - с. 116 - 123.

          14. Гаврюш А.П. Гибкие робототехнические системы. - Киев: Веща школа, 1989. - 406 с.

          15. Гановски В. С., Бояджиев И. К. Автоматизация и комплексная механизация сборочных процессов в машиностроении. София: Техника. 1982. - 236 с.

          16. Гибкие производственные системы сборки / П. И. Алексеев, А. Г. Герасимов, Э. П. Давиденко и др.; Под. общ. ред. А. И. Федотова.- Л.: Машиностроение. Ленингр. отдание, 1989.- 349 с.

          17.Гибкое автоматическое производство / В. О. Абель, В. А. Егоров, А. Ю. Звоницкий и др.; Под ред. С. А. Майоров, Г. В. Орловского, С. Н. Халкиопова. - Л.: Машиностроение, 1985. - 454 с.

          18. ГОСТ 14.320 - 81. Виды сборки.

          19. Гусев А. А. Адаптивные устройства сборочных машин. М.: Машиностроение, 1979. - 266 с.

          20. Дворянкин А. М., Половинки А. Е., Соболев А. Н. Методы синтеза технических решений. - М.: Наука, 1977. - 253 с.

          21. Довгань С. И., Литвинов Б. Ю., Сбитне А. И. Персональные ЭВМ:  ТурбоПаскаль 6.0, объектное ориентирование, локальные сети. - Киев: Информсистема сервис, 1993. - 440 с.

          22. Захаров Н. В. Совершенствование состояния и направление развития отечественного и зарубежного производства. / Современные проблемы машиностроения и технический прогресс. Тез. Докладов междунар. научно-техн. конференции. 10-13 сентября 1996 г. - Донецк: ДонГТУ, 1996. - с. 85-86.

          23. Захаров М. В., Тимофєєв Ю. В. Розробка технологічних процесів складання: Навіч. посібник. К.: НМК ВО, 1992. - 152 c.

          24. Захаров М.В. Аналіз та синтез структур автоматизованих складальних технологічних систем: Автореф. Дис. ...д-ра техн. наук. - Харків, 1992, - 38 c.

          25. Захаров Н. В., Рубец Н. П., Мельниченко А. А., Нечипоренко Н. В., Одненко Г. И., Бондарев С. Г. Совершенствование технологии в машиностроительном производстве: - Сумы: СумГУ, 1994.- 98 с.

          26. Замятин В. К. Сборка подвижных цилиндрических и конических соединений. М.: Машиностроение, 1980. - 145 с.

          27. Зима П. Ф., Тимошенко Г. М. Теория инженерного эксперимента: Учеб. пособие - К.: УМК ВО, 1991. - 124 с.

          28. Исследование технологических систем автоматической сборки методом теории графов / М. С. Лебедевский, А. И. Федотов. - В кн.: Автоматизация и комплексная механизация в машиностроении. - Труды ЛПИ, 1978, №360, с. 12-17.

               29. Ищенко А. Л. Закономерности формирования структур сборочных автоматических технологических сборочных систем непрерывного действия. / Прогрессивные технологии и системы машиностроения: Сб. научных трудов.- Донецк: ДонГТУ, 1997. Выпи. 4 - с. 61 – 66.