ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Ищенко Иван Владимирович

   Ищенко Иван Владимирович

       Электротехнический факультет

       Кафедра ЭАПУ

       Специальность: Электромеханические системы автоматизации и электропривод

       Тема выпускной работы:

Исследование систем управления электроприводами на основе вентильных двигателей

Научный руководитель: Чекавский Глеб Станиславович


Материалы по теме выпускной работы: Об авторе | Библиотека | Ссылки |Отчет о поиске | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
2.1 Виды вентильных двигателей
2.2 Математическое описание синхронной машины с возбуждением от постоянных магнитов
2.3 Построение и исследование автоматизированных электроприводов на базе ВД
3. Заключительная часть
3.1 Обзор результатов и выводы. Перспективы дальнейшего исследования
3.2 Литература

1. Введение


          Простота управления двигателем постоянного тока обусловливала до недавнего времени его преимущественное применение в регулируемом электроприводе. Слабым звеном в этом приводе является сам двигатель, дорогой в изготовлении из-за сложности коллектора и потребности в дефицитном материале – меди, обладающий повышенной инерционностью и ограниченной перегрузочной способностью. Лучшие динамические и стоимостные показатели имеют асинхронные и синхронные двигатели, а также двигатели индукторного и вентильно-индукторного типов. Если этим двигателям с помощью управляемых полупроводниковых средств придать свойства бесколлекторного двигателя постоянного тока, то могут быть использованы простые структуры управления электропривода постоянного тока, обеспечивающие высокие регулировочные свойства и динамические показатели [1].
          Вентильный двигатель – двигатель, в котором коммутация секций (фаз) обмотки статора (якоря) осуществляется с помощью полупроводникового коммутатора, управляемого сигналами, позволяющими выявить положение ротора по отношению к статору [2].
          Вентильные двигатели обладают целым рядом конструктивных и техникоэксплуатационных преимуществ, по отношению к существующим типам электрических машин:
      - отсутствие узлов, требующих техобслуживания – бесколлекторная машина;
      - обеспечение взрывобезопасности;
      - большая перегрузочная способность по моменту;
      - высокое быстродействие, возможность оптимизации режимов работы по скорости и нагрузке;
      - наивысшие энергетические показатели;
      - высокая надежность и повышенный ресурс работы;
      - низкий перегрев электродвигателя, при работе в режимах с возможными перегрузками.
          Таким образом, преимущества вентильных двигателей с электронными системами управления объединяют в себе лучшие качества бесконтактных двигателей и двигателей постоянного тока, а часто и превосходят их. В связи с этими преимуществами вентильные двигатели вытесняют двигатели постоянного тока с традиционных им сфер применения.

2.1 Виды вентильных двигателей


          Современные ВД реализуются на основе синхронных машин с возбуждением от постоянных магнитов. В зависимости от конструктивных особенностей СДПМ различают два основных вида вентильных двигателей :
      1. Бесконтактные (бесщеточные) двигатели постоянного тока (БДПТ), в англоязычной литературе называемые "brushless DC motors", в которых конструкция синхронной машины магнитоэлектрического возбуждения, т.е. геометрическое расположение витков обмотки якоря на статоре и постоянных магнитов на роторе, обуславливает фазные ЭДС вращения трапецеидальной формы .
      2. Бесконтактные двигатели переменного тока – "permanent-magnet brushless AC motors", фазные ЭДС, вращения которых имеют синусоидальный характер. Именно такие системы чаще всего называют вентильными двигателями – ВД.

             Бесконтактные двигатели постоянного тока

           По принципу действия БДПТ представляет собой обращенную машину постоянного тока с магнитоэлектрическим индуктором на роторе и обмоткой якоря на статоре, функции щеточно-коллекторного узла в которой выполняет полупроводниковый коммутатор, питающий обмотку якоря и переключающийся в функции положения ротора. Наиболее часто используются БДПТ с трехфазной обмоткой на статоре. Статор трехфазного БДПТ идентичен статору асинхронного двигателя.
          Момент БДПТ образуется вследствие реакции двух магнитных потоков – статора и ротора. Магнитный поток статора всегда стремится так развернуть ротор с постоянными магнитами, чтобы поток последнего совпал с ним по направлению. При этом с помощью датчика положения ротора электрический угол между двумя потоками в БДПТ всегда сохраняется в диапазоне 90±30O, что соответствует максимальному вращающему моменту.
          Для питания обмотки якоря БДПТ принципиально может применяться любой управляемый полупроводниковый преобразователь, реализующий жесткий алгоритм 120-градусной коммутации токов или напряжений трехфазной нагрузки.
          Механические и электромеханические (скоростные) характеристики БДПТ полностью аналогичны характеристикам классической машины постоянного тока с независимым или магнитоэлектрическим возбуждением. Поэтому и системы автоматического управления скоростью БДПТ обычно строятся по классическому принципу подчиненного регулирования координат электропривода постоянного тока с контурами тока якоря и частоты вращения.

             Вентильные двигатели переменного тока

           Синхронные двигатели с синусоидальной формой ЭДС вращения и, соответственно, с синусоидально распределенными по расточке статора трехфазными обмотками якоря сложнее в изготовлении, имеют значительные лобовые части обмоток и требуют, таким образом, большего расхода меди. Однако они превосходят БДПТ по массогабаритным показателям, обеспечивают минимальные пульсации вращающего момента и поэтому используются в глубоко регулируемых и прецизионных системах электропривода, приводах подач металлорежущих станков и измерительных установках.
          В отличие от БДПТ, питание обмотки якоря ВД переменного тока осуществляется трехфазно-симметричной системой токов (напряжений), при этом используется ставшая уже стандартной силовая схема преобразователя электрической энергии на базе транзисторного IGBT-инвертора напряжения. Благодаря управлению транзисторами инвертора в режиме модифицированной синусоидальной или пространственно-векторной широтно-импульсной модуляции (ШИМ) с относительно высокими частотами (для двигателей малой и средней мощности с номинальной частотой питания 50 Гц частоты ШИМ могут составлять от 1 до 20 кГц) обеспечивается близкая к синусоидальной форма токов ВД [3].




ВВЕРХ

2.2 Математическое описание синхронной машины с возбуждением от постоянных магнитов


          При исследовании режимов работы во вращающихся электрических машинах, целесообразно использовать координатную систему, жестко связанную с ротором. Поскольку ротор исследуемой машины обладает магнитной асимметрией, т.е. различными магнитными проводимостями в двух взаимно перпендикулярных осях, пространственные векторы будут раскладываться на две составляющие. В направлении продольной (d) и поперечной (q) осях, причем направление оси d принимается за вещественную ось, а q – за мнимую [4].
           Уравнение, описывающее электрическую часть вентильной машины в координатной системе d, q, вращающейся со скоростью ротора   , с учетом отсутствия роторных обмоток может быть составлено на основе 2-го закона Кирхгофа:

               (1)

где    – результирующий вектор напряжения на статорной обмотке;
          – активное сопротивление и полная индуктивность фазы статора;
          – вектор потока машины;
          – падение напряжения, обусловленное потоком рассеяния статора;
          – падение напряжения, обусловленное основным магнитным потоком машины, который создается возбуждением ротора.
           Учитывая, что вектор     совпадает с направлением оси q, раскладывая в выражении (1) вектора на действующие и мнимые части по осям d, q, получаем систему уравнений:


               (2)

          Вращающий момент двигателя, учитывая совпадения направления вектора     с осью магнитного поля ротора d, можно записать следующим образом:


               (3)

          Условие механического равновесия описывается выражением:


               (4)

где     приведенный момент инерции механической системы;
        M – электромагнитный момент, развиваемый вентильным двигателем;
        Мс – момент сопротивления на валу двигателя.
           Объединяя выражения (2), (3), (4), получаем систему уравнений описывающих работу вентильной машины.
           Упростим запись уравнений, воспользовавшись оператором Лапласа, заменив –    . После преобразований можем получить:


               (5)

где     – постоянная времени двигателя.




ВВЕРХ

2.3 Построение и исследование автоматизированных электроприводов на базе ВД


          При построении автоматизированного электропривода на основе ВД используется принцип двухконтурного подчиненного регулирования скорости вращения. Изменение частоты вращения ВД достигается изменением подводимого к двигателю напряжения в режиме широтно-импульсного регулирования. Функциональная схема системы регулирования скорости ВД показана на рис.1.


Рисунок 1 – Функциональная схема системы регулирования скорости ВД

          Как видно, структура САР ВД идентична структуре колекторного двигателя постоянного тока. Она состоит из двух контуров: внутреннего – контура тока и внешнего – контура скорости. На входе контура скорости установлен задатчик интенсивности ЗІ, который формирует сигнал пропорцинальный линейному изменению напряжения в процессе разгона и торможения. Стабилизация тока происходит при помощи регулятора тока РС датчика тока ДС. Распредилитель импульсов РІ формирует сигналы управления ключами, получая широтно-модулированный синал от регулятора тока РС. В зависимости от положення ротора РІ подключает ту или иную пару фаз [5]. Для исследования процессов в приводе на основе ВД была разработана его математическая модель.
          При построении математической модели ВД и электропривода принимается следующий ряд допущений: трехфазная вентильная машина электрически симметрична, потери в стали не учитываются; реакция якоря считается незначительной при влиянии на магнитный поток в вентильной машине; преобразователь частоты идеализирован (предполагается, что силовые транзисторные ключи имеют бесконечно большое входное сопротивление в закрытом состоянии, а в открытом состоянии составляет сопротивление подключенной якорной цепи).
          Модель для исследования замкнутой системы регулирования имеет вид:



Рисунок 2 – Модель для исследования замкнутой системы регулирования
(GIF-анимация из трех кадров, длительность каждого кадра 3с., размер анимации 24 Кб)




ВВЕРХ

3.1 Обзор результатов и выводы. Перспективы дальнейшего исследования


          В результате исследований были получены графики переходных процессов, которые представлены на рис.3.


Рисунок 3 – Графики переходных процессов


          Анализируя даные графики, можно сделать вывод о том, что система достаточно точно отрабатывает задание по скорости. Следующей задачей для меня является построение и исследование системы двухзонного регулирования скорости ВД, а также проведение экспериментальных исследований с помощью лабораторного стенда, появившегося на кафедре.




ВВЕРХ

3.2 Литература


       1. Соколовский Г. Г. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием. – 265 с.

       2. Овчинников И. Е. Вентильные электрические двигатели и привод на их основе (малая и средняя мощность): Курс лекций. СПб.: КОРОНА-Век, 2006. – 336 с.: ил.

       3. Вентильный электропривод. Понятие, преимущества, виды, реализация
( http://www.ingener.info/pages-page-30-2.html)

       4. Буряк А. Д. Исследование процессов и обоснование системы автоматизированного электропривода шахтного электровоза на основе использования вентильного двигателя
( http://www.masters.donntu.ru/2006/fema/buryak/diss/index.htm)

       5. Казачковський М. М. Комплектні електроприводи. – Дніпропетровськ, Обліково-видавн. 2003. – 224 с.

       6. Майборода В. Н. Исследование сервоприводов на основе синхронных машин с постоянными магнитами
( http://masters.donntu.ru/2008/eltf/mayboroda/diss/index.htm)

       7. Герман-Галкин С. Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем в MATLAB 6.0. – СПб.: КОРОНА принт, 2001. – 320 с.

       8. Коцегуб П. Х. Синтез вентильних приводів постійного струму. – Київ, ІЗМН, 1997. – 122 с.