ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Киселев Александр Владимирович

Киселев Александр Владимирович

Электротехнический факультет
Специальность: Электромеханические системы автоматизации и электропривод







Загадки камней. Каменные могилы.

Вступление

               Главной мотивацией для написания этого материалы является любовь к природе. Изначально у меня возникло желание осветить вопросы, связанные с природоохранными и заповедными уголками моей родной Донецкой области. В процессе сбора материала по первой теме я наткнулся на такое интересное и мистическое словосочетание как Каменные могилы. Что это? Где это? Как это возникло? Именно эти вопросы стали главными для меня при написании данного раздела и я постараюсь на них ответить.

Историческая справка.

               Каменные могилы – отделение Украинского государственного степного естественного заповедника. Комплексный заповедник. Расположен возле села Назаровка в Володарском районе Донецкой области (300 га) и Розовском районе Запорожской области (100 га) вдоль правого берега реки Каратыш, левого притока реки Берды. Основан 5 апреля 1927 г. Статус заповедника присвоен постановлением Совета Министров УССР № 1118 от 22 июля 1961 года [1].
               Здесь находится наибольшая по площади и высоте в Донбассе и Приазовье интрузия (выход застывшей вулканической лавы на поверхность): гранитные скалы посреди степи. Возраст гранитов – порядка 2 миллиардов лет, высота отдельных скал – до 100 м.


Рисунок 1

               В заповеднике произрастает почти 500 видов степных растений. Водятся зайцы, лисы, волки, дикие кабаны и козы, волки, масса видов птиц. Из многочисленных видов пресмыкающихся чаще всего можно увидеть степных гадюк, ящериц и водяного ужа – их здесь больше, чем где бы то ни было в украинских степях. Вокруг Каменных Могил исследовано около 20 древних курганов и 4 поселений возрастом до 20 тысяч лет [5].


Рисунок 2

               Наибольшей достопримечательностью заповедника Каменные Могилы является камень на вершине горы Острая, западная сторона которого покрыта загадочными письменами.
               Увы, несмотря на явную уникальность символики и стиля исполнения камень не внесен в путеводитель по заповеднику и не упоминается ни в одном справочнике либо энциклопедии по украинской культуре и истории. Если первое еще объясняется тем, что камень принадлежит к «запретной» части заповедника, то второе скорее вызвано ничтожными ассигнованиями, выделяемыми отечественной археологии и довольно низкой читаемостью надписей.

Гипотезы происхождения Каменных могил.

               Геологическая редкость таких образований, как Каменная могила, способствовала распространению идеи об искусственном происхождении памятника. В народе существует несколько легенд о происхождении Каменной могилы. Одна из них, о ссоре двух богатырей, которые кидали друг в друга скалы, имеет славянское происхождение. Другая, приводимая Б.Д. Михайловым, записана от ногайцев:
                «...Провинился чем-то богатырь Богур перед аллахом, и тот наказал богатыря: повелел вырвать руками из ближнего горного кряжа камни и сложить из них на берегу Молочной такой высоты гору, с которой во все стороны была бы видна степь. Исполняя веление аллаха, Богур рвал из кряжа громадные камни, переносил их на себе и складывал один на другой в указанном аллахом месте. Для скорейшего исполнения работы он прибегнул к хитрости: неплотно складывал камни. Когда более чем наполовину работа была уже сделана, Богур, втаскивая глыбу, неосторожно оступился и провалился в умышленно оставленные им между камнями щели, завяз там и умер с голоду. Такое наказание постигло его за желание обмануть аллаха. После этого аллах повелел ветру засыпать песком все щели между камнями и закрыть тело богатыря Богура, кости которого и поныне находят ущемленными между камней; место же стало называться Камень-гора...» [4].
               К природной необычности чуда и загадочности происхождения добавились странные письмена-рисунки которые открыл на стенах Каменной Могилы петербургский профессор Н.Веселовский в 1887 году. Детальным их исследованием занимался в 1930-х годах советский археолог Отто Бадер. Вроде бы именно он разглядел в, казалось бы, хаотичных штрихах некоторую систему.

Рисунок 3

               Многие ученые уже после войны исследовали этот уникальный феномен приазовской степи, было обнаружено около 62 гротов с петроглифами – рисунками на камнях, но что это за информация, какие народы ее оставили никто толком не знал. Высказывались самые разные предположения на этот счет – например, нынешний директор заповедника Б.Д.Михайлов, в 80-е годы возглавлявший здесь раскопки, даже назвал рисунки "готскими рунами", но как не пытались специалисты «прочитать» древние петроглифы – камни надежно хранили свою тайну [3].
               Есть основания полагать, что на «Каменной могиле» обнаружены наброски эпоса о Гильгамеше – самого раннего письменного памятника в истории – той самой легенды, с которой частично «списана» Библия. Но что же первично? Шумерская письменность 4-го тысячелетия до н.э., найденная на Ближнем Востоке, что официально считаются самой древней в мире или петроглифы Каменной могилы?
               По одной из версий записи на камнях говорят о том, что здесь находился алтарь бога древних скифов Ареса.
               Главная загадка наскальных надписей Каменных Могил состоит не в том, с какой целью, а когда и кем они были нанесены, в особенности трезубец. Отталкиваясь от этого символа возникают еще несколько вариантов происхождения надписей.
               С вершин Каменных Могил хорошо видна река Кальчик. Некогда широкая в русле и полноводная, она не только обеспечивала водой и пищей близлежащие племена, но и являлась транспортной артерией, соединявшей их с азовским побережьем. Тогда трезубец могли нанести на камне племена, занимавшиеся рыбным промыслом. Также, именно через Приазовье проходил знаменитый путь «из варягов в греки». Поэтому трезубец вполне могли начертать приезжие варяги, а еще вероятнее – греки-колонизаторы, которым рыбный промысел был много ближе [2].
               Однако возможен и иной вариант.
               Еще Платон упоминал об атлантах – жителях затонувшего континента Атлантиды. Он называл их «детьми Посейдона». А символом Посейдона, как известно, был именно трезубец. Возможно, после гибели Атлантиды, часть ее обитателей сумела спастись, и поселилась на необжитых, но плодородных приазовских землях? Да и название праславян – анты, дает лишний повод задуматься о нашем с вами происхождении.

Выводы

               В качестве вывода хотелось бы отметить, что заповедник Каменные могилы является уникальным местом, в котором сошлись исторические и природные ценности, наука и легенды. Лично для себя я поставил цель непременно посетить этот заповедник, полюбоваться природой и взглянуть на мистические камни.

Источники

  1. Каменные могилы – Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Каменные_могилы
  2. Обзор: Каменные могилы – Загадка приазовья http://www.panterra.com.ua/review/4/stone_tombs.htm
  3. Каменная Могила. История, наполненная тайной http://www.nice-places.com/articles/ukraine/drygie/232.htm
  4. Обзор понятия Каменная могила в энциклопедиях на Академике http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/57880#cite_note-.D0.92.D0.B5.D1.81.D0.B5.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9-2
  5. Ольга Беленькая ("Наше время+" от 07.05.2009) Путешествие по природному заповеднику "Каменные Могилы" http://www.zabor.zp.ua/Statiy/puteshestvie_po_zapovedniku_kamennie_mogili.htm

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе