ДонНТУ                      Портал магистров ДонНТУ                      Об авторе

Магистр ДонНТУ Кобенок Василий Сергеевич

Кобенок Василий Сергеевич

Электротехнический факультет

Специальность: Электротехнические системы электропотребления



УКРАИНСКИЙ АВТОКРОСС

автокросс


ЗРЕЛИЩЕ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ           ТРАССЫ - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ           АВТОМОБИЛИ           ГОНКИ          

ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

ЗРЕЛИЩЕ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

автокросс

        Как известно, самыми зрелищными в любых кольцевых гонках являются старты и борьба пилотов, выражающаяся в обгонах, а иногда и в столкновениях. Так вот именно всего этого в кроссе хоть отбавляй. Не в одном другом виде автогонок не происходит такого количества борьбы, столько столкновений машин, да и переворотов, как в кроссе – такова специфика соревнований.

        А способствует этому вышеперечисленные факторы – это и краткость трасс и дистанций гонок, большое количество заездов, и сложность преодоления коварных грунтовых трасс, и изменения состояния полотна по ходу заездов. В общем, всё в кроссе направлено на зрелищность. Есть только два минуса для зрителей. Все они тоже, так или иначе глотают ту же пыль, что и пилоты, подымаемую из под колес машин, или пачкаются той же грязью в случае дождя.

автокросс

        Пилоты же на трассе «отрываются» на все 100%, не особо жалея своих железных мустангов. Можно даже сказать, что кросс в чём-то хулиганский вид автогонок. Среди раллистов бытует мнение о кроссменах, что мол «…они побьют машины в субботу, отрехтуют и отремонтируют за ночь, а в воскресенье побьют их ещё больше». Да, это так, но только на первый взгляд. Если коротко, то, как и везде в автоспорте, побеждает не самый быстрый пилот, а тот который первым доехал до финиша. А вот в жёстких условиях кросса как нигде больше (может только в марафонах) нужно приложить большие усилия, что бы машина доехала до финиша. Нужно «ехать головой», а не эмоциями. Любому пилоту хочется повыше прыгнуть на трамплине, с лихачеством проскочить яму или обойти соперника, но такие, обычно заканчивают гонку досрочно, если им конечно не подфартит. В кроссе нужно уметь беречь автомобиль. Именно от его искусства справляться с тяжелейшими дорожными условиями, при этом ехать быстро, но «не насилуя» машину и зависит, на какое место пьедестала он взойдет по завершению гонок. Так что не так всё просто в этой грязи и пыли, как может показаться на первый взгляд. Тут надо видеть и чувствовать трассу, ее изменения. Надо не лететь по ней, а по возможности аккуратно объезжать все «шероховатости», хотя конечно, гонки по асфальту без сомнения требуют гораздо более филигранной, отточенной и умелой езды (имеется в виду если речь идет не о прогулке или аутсайдерах).

        Как ни крути, но грунтовое покрытие это не асфальт. Но именно в нем есть свой шарм, своя изюминка, именно благодаря этим «бездорожным» условиям кросс является кроссом.


ТРАССЫ - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

        Кросс является одним из старейших видов автоспорта в Украине, пришедшим к нам из далёких глубин времён СССР. При «союзе» он был без преувеличения самым развитым и, что важно - самым массовым видом автоспорта.

        Это не удивительно – трассы не требуют специального покрытия, нужна просто пересечённая местность, на которой грейдеры «рисуют» собственно полотно трассы. Хотя стоит оговориться, что современные трассы строят уже по другой технологии, с использованием гравийной «подушки», на которую потом насыпают грунт. Эта мера спасает от грязи– главного минуса кроссовых гонок, которая обычно образуется на кроссовых трассах после сильных дождей. Однако такая технология достаточно дорогостоящая и в Украине не применяется, хотя в Татарстане и Прибалтике, не говоря о странах бывшего восточного блока, трассы строятся именно по этой технологии.

ралли-кросс

        На западе же гораздо большее развитие получил ралли-кросс – более динамичная дисциплина, но трассы для неё требуют больших капиталовложений, они частично асфальтированы и из-за больших скоростей требуют дополнительных мер безопасности, например тех же отбойников, всё это увеличивает цену трассы многократно.

        У кроссовых трасс есть сразу несколько преимуществ, способствующих зрелищности проводимых на них гонок, а это, пожалуй, главный аспект любых видов гонок, ибо без зрелища не будет и хлеба. По регламенту их длина ограничена двумя километрами, а на практике почти все они не длиннее 1200-1400 метров. Обычно трассы находятся в оврагах, впадинах (как в Харькове, Артемовске, Кременчуге) или проложены с использованием природных холмов (как в Черновцах и Запорожье), на которых спокойно и безопасно размещаются зрители. Гораздо хуже когда трасса проложена на равнинной местности (как в Мелитополе, Виннице, Желтых Водах, Донецке) – тогда всю ее просто невозможно увидеть с одного места. Малая протяжённость трасс даёт отличный обзор, и на трассе всегда можно выбрать точку, с которой будет видно если не 100 процентов поворотов, то 90-80 точно. Идеальной в этом отношении является трасса в Харькове. Она проходит по одному склону глубокого оврага и по его дну, зрители же, располагаясь на противоположной стороне оврага и имеют 100 процентную обзорность трассы, если бы не большая протяженность, артемовская трасса тоже в этом отношении одна из лучших.

Харьков

        Однако это не значит, что гонки на «равнинных» трассах не интересны. Напротив, как раз винницкие и мелитопольские этапы больше других изобилуют борьбой, ведь на равнинной местности возможны более «хитромудрые» конфигурации и повороты, просто зрителю придется выбирать, где именно ему стоять и созерцать борьбу. В таком случае лучше переходить с места на место, благо гонок в кроссе за день происходит предостаточно (но об этом ниже).

        Однако в кроссе есть один большой минус, диаметрально противоположный грязи – пыль. И не просто пыль, как у вас дома на мебели, которую все мы ленимся протирать, а столбы пыли с песком, которые подымают табуны кроссовых автомобилей. Пыль висит над трассой, и если нет ветра, являет собой настоящую дымовую завесу. Причём эти завесы вызывает проблемы не только с обзорностью у зрителей, а что на много важнее, и у пилотов. Плюс, не смотря на фильтры, песок зачастую просто гробит двигатели - после гонок по большой пыли, как например стенки цилиндров могут быть просто исцарапаны. Однако с пылью можно очень даже эффективно бороться – достаточно после каждого заезда выпускать на трассу поливочные машины, что и делают обычно организаторы гонок. Однако если трасса длинная, а ее ширина велика, и грунт при этом не глинистый – то это беда. Именно с такими проблемами приходится бороться организаторам на практически идеальных в остальных отношениях трассах в Донецке и Желтых Водах.

автокросскросс

        Ещё одним минусом является удалённость трасс, ибо добраться до них иногда можно только на машине, да и зачастую на подходах к ним вас может встретить грязь, особенно в дождливую погоду. Исключением служат трассы в Черновцах – тут она вообще находится не далеко от центра города, в его черте, и в Виннице, где трасса находится на окраине города, но «маршрутка» из центра идёт до неё всего 10 минут. А асфальтированные подходы к комплексу в Виннице и оборудованные трибуны вызывают восхищение, не даром на этой трассе возможно проведение международных гонок, в скором будущем до этого уровня возможно дорастет и черновицкий комплекс.

АВТОМОБИЛИ

        Но естественно зрители приходят смотреть не на трассы, они приходят за зрелищем, называемым автогонками. А основным персонажем этого действа являются автомобили участников этих гонок.

        В кроссе автомобили делятся на два дивизиона – ДI и ДIII. В первом дивизионе выступают обычные туристические (кузовные) автомобили группы А. Они в свою очередь, в зависимости от рабочего объёма двигателя, делятся на четыре класса. 7-й «Н» класс (национальная классификация), это автомобили «Таврия». В 7-м «А» классе выступают автомобили с рабочим объемом двигателя до 1400 см3 включительно, в 8-м – 1600 см3. Самый мощным является 12-й класс, где могут выступатют полноприводные автомобили с любыми усовершенствованиями подвески и трансмиссии, оснащённые 2-х литровым мотором с турбонагнетателем или с 3,5-й литровым атмосферным.

Кузова

        Причем фактически во всех классах ключевой буквой является «А». То есть все автомобили, даже «Таврии» подготавливаются по техническим требованиям группы «А». А это значит только одно, точнее очень многое – в смысле менять в автомобиле дозволено очень много. Ибо кроссовые «кузова» сильно отличаются от тех, которые выступают в ралли – там почти во всех классах выступают «N» групповые, то есть очень близкие конструктивно к серийным. В «А» группе же можно менять очень многое, включая даже точки крепления подвески – иными словами ставить настоящую спортивную подвеску на подрамнике. В двигателе же вообще главное, что бы оставался оригинальный серийный блок цилиндров и все!!! Так что по факту кроссовые автомобили не только проходимее раллийных, а еще и гораздо мощнее.





(СКА) багги

        Вообще ещё одной причиной почему кросс получил такое массовое развитие в СССР и успешно выживает в эти бедные времена это собственно автомобили выступающие в кроссе. Они относительно простой конструкции, не требуют применения высоких технологий, а соответственно они «относительно дешевле», по крайней мере, в сравнении с другими дисциплинами автоспорта. Специфика гонок на пересечённой местности с трамплинами не требуют тонкой настройки подвески как например в ралли и «кольце». Однако от кроссовых машин требуется экстра крепость и выносливость, в первую очередь это относится к подвеске и трансмиссии. Да и кузов должен выдерживать нагрузки, значительно превышающие те, что испытывают раллийные или кольцевые автомобили.

        В третьем дивизионе гонщики выступают на специальных кроссовых автомобилях (СКА) багги. Из аббревиатуры СКА понятно, что багги это специальные транспортные средства, предназначенные исключительно для участия в кроссе. По своей сути багги напоминают болиды «Формулы-1», только предназначенные для гонок по ну очень плохим дорогам с использованием почти примитивной по западным меркам технологии.

ГОНКИ

автокросс

        Теперь собственно о самом процессе гонок, ведь они и являются основой зрелища. Собственно гонкам как и везде предшествуют свободные тренировки и квалификация. Правда последняя тут необычна. По очереди с интервалом не менее 15 секунд на трассу выпускаются несколько машин, при этом, в зависимости от длинны трассы, из-за неизбежной в кроссе пыли во время контрольных заездов одновременно на ней находятся только три – четыре автомобиля. Они проезжают три круга – первый разгонный, а второй и третий – хронометрируемые. Сама же отсечка происходит или с помощью банального секундомера, или по современному, компьютером фиксирующем время пересечения машиной финишной прямой с помощью транспондера, установленного на каждом автомобиле.

        Определяющим временем является лучший из двух. Если же вдруг гонщики показали одинаковое лучшее время, тогда буду сравниваться между собой их вторые худшие круги. У победителя в квалификации есть право выбора дорожки, с которой он будет стартовать (в кроссе стартовое поле формируется как в старые времена 3-2-3-2-3).

растерялся :))!!

        По регламенту на старт каждого заезда допускается в каждом классе или группе не более 10 машин (иногда, если позволяет ширина и длинна трассы до 14). Сам этап состоит из трёх финалов, в зачёт идут результаты только двух лучших для каждого из пилотов.

        Если же на этап в классе заявлено более 10 участников, то тогда после квалификации гонщиков делят поровну и каждый из них участвует в одном из двух предфинальных (полуфинальных) заездах. Пришедшие в них первые 4 (6) пилотов стартуют в финальных заездах. Все остальные выходят на старт утешительного заезда. Его победители занимают последние два места на стартовой решётке первого из финалов. Когда возникает необходимость полуфинальных заездов, этап будет состоять уже не из трех, а всего двух финалов, при этом результаты обоих будут суммироваться. Если стартовое поле первого из финалов определяется традиционно квалификацией (когда же проходят полуфинальные заезды, то тогда в первом финале все выстраиваются согласно занятым местам в двух полуфиналах, при этом первым стартует тот пилот, который выиграл первый полуфинал). В каждом последующем заезде стартовая решетка определяется местами, занятыми в предыдущем.

Переворот

        При этом сами заезды в кроссе динамичны, всего по 5-6 кругов каждый. Однако важно, сколько заездов происходит за один день – минимуму 12, это если в этапе участвует только один из дивизионов, но практически всегда этапы объединены, и на одной трассе в одни выходные проходят гонки обоих дивизионов. Тогда количество заездов вырастает как минимум до 21. Всего в кроссе как это ни странно звучит, протяженность этапа составляет от 10 до 20 км! То есть в каждом из финалов проходится полрядка 5-6 км. Однако не улыбайтесь, кросс в действительности очень тяжелый вид гонок как для техники, так и для пилотов. При этом как и во многих других видах гонок, пилот, выступающий на более слабой технике, может принять участие в гонках «старшего» класса. Чем очень часто и пользуются кроссовики, особенно баггисты. Однако это происходит не только потому, что они хотят еще погоняться (хотя и не без этого). Тут вопрос тактики. Дело в том, что пожалуй только в кроссе командные очки зачисляются по особым формулам, а не просто, например как сумма лучших двух гонщиков. Нет, их очки еще и перемножаются на коэффициенты, в зависимости от количества стартовавших. Таким образом, чем больше вышло на старт, тем больше очков зарабатывает все пилоты для своих команд. Зритель от этого только выигрывает. Хотя зачастую такие гонщики берегя технику (ведь им нужен результат и в своей группе) намеренно сходят уже после первого круга.

После переворота

        В личном же зачете все просто. За первое место дается 20 очков, за второе 15, за третье – 12, за 4-е – 10, дальше минус два очка, вплоть до 10-го, за которое дается одно очко. Однако все очки, набранные в финалах являются промежуточными. Во-первых суммируются лишь два лучших результата (если гонщик выиграл первые два финала, то в третьем он просто может не стартовать - он уже победил на этапе, или стартовать и съехать, что зачастую и происходит). Во-вторых по этой сумме из двух уже выстраивается итоговая таблица, после чего эти очки навсегда забываются, а за места занятые на этапе по той же самой шкале уже зачисляются места, которые уже собственно и идут в копилку Чемпионата. (При равенстве промежуточных очков выше располагается тот гонщик, у которого был лучше финиш в последнем финале). По итогам же года результаты вновь определяются по формуле, когда в зависимости от количества проведенных этапов отбрасываются худшие результаты. При 5 этапах не учитывается один худший результат, при 6-9 этапах отнимаются два худших результата. Хотя в последнее время было принято решение не проводить в рамках Чемпионата Украины более 7 этапов. Остальные гонки имеют статус этапов Кубка Украины.

ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

        Теперь как раз пришло время сказать пару слов и о себе - как участнике чемпионата Украины!!!

Я на старте

        Какими видами спорта за свою жизни я только не занимался - и футболом, и регби, и баскетболом, и настольным теннисом и т. д.. И вот в 9 классе мой сосед и мой друг Михаил Носко (тоже известный кроссовик) позвал меня заниматься спортивными автомобилями. И как вы уже поняли, изначально это было просто моё следующее увлечение. Я так увлёкся машинами, что даже запустил первый семестр 10-го класса. Но прошло ещё некоторое время, и я стал успевать везде.

        Конечно же, хотелось бы сказать огромное спасибо своему тренеру (тренеру не только в спорте, но и в жизни) Грубальскому Валерию Александровичу – человек с большой буквы, потому что он сумел собрать замечательный коллектив и дал каждому из нас «толчок» в спортивную жизнь.

        Никогда в жизни не забуду свою первую гонку. Мне 16 лет (только закончил 10 класс). Представьте себе совсем «зелёный», ничего не знающий и не понимающий. А тут на старте 15 машин, а я 16-ый. Эмоции на пределе, адреналин зашкаливает…… до финеша я не доехал (перенервничал и поломал машину), но могу точно сказать, что на то время это были лучшие ощущения в моей жизни!

        И кто мог знать, что тот мальчишка сможет через 4-6 лет добиться каких-либо результатов.

        Да этот мир тяжёлый, но знайте всегда, что есть люди, не равнодушные и которые могут подать «руку помощи».

МОИ ТИТУЛЫ

        2007 г. – бронзовый призёр Чемпионата Украины по автомобильному кроссу

        2008 г. – серебряный призёр Чемпионата Украины по автомобильному кроссу

МОЙ АВТОМОБИЛЬ

 я в гонке мой автомобиль













        Я обычный человек, студент, сын, друг. Буду надеяться, что моя спортивная карьера удастся, но могу уверенно сказать, что любой человек может добиться в этой жизни многого, только необходимо приложить «капельку» усилий.

        Хотел сказать ещё пару слов. 9-10 мая 2009 г. прошёл І этап Чемпионата, я занял 1-е место. Представляю пару фотографий с награжденья и фотографию с моими друзьями, и одногруппниками, которые приехали из Донецка, чтобы поддержать меня. УРА!!!

награжденье!! награжденье!!













 Мои друзья!!

        Так же хотел сказать спасибо своим родителям, которые всегда верят в меня и поддерживают!!!



Рекомендуемые ссылки

Движение болельщиков, эпидемия скорости – www.epidemia.com.ua


Официальный Сайт Соболева Николая Петровича – http:www.autokross.com


"Автомобільна Федерація України" – www.fau.in.ua



Вверх


ДонНТУ                      Портал магистров ДонНТУ                      Об авторе