Библиотека

РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ПИТАНИИ ОТ ЦИКЛОКОНВЕРТОРА

ДВ.С. Петрушин, канд. техн. наук, доц.,
С.В. Рябинин, инженер

Источник: http://www.nbuv.gov.ua/articles/ospu/opu_98_1/2_14.htm

В.С. Петрушин, С.В. Рябінін. Регулювальні характеристики асинхронного двигуна при живленні від циклоконвертора. Розраховуються робочі і регулювальні характеристики асинхронного двигуна при сумісному розгляданні циклоконвертора, двигуна та навантаження. В математичній моделі, яка пропонується, гармонічні складові несинусоїдальної напруги циклоконвертора живлять ряд умовних двигунів, за допомогою яких поданий реальний двигун.

V.S. Petrushin, S.V. Ryabinin. Adjusting characteristics of the asynchronous drive with supply by cicloconvertor. The working and adjusting characteristics of the asynchronous drive have been calculated with joint consideration of cycloconvertor, drive and load mechanism. In the offered mathematical model harmonical components of cycloconvertor's not sine wave voltage supply a number of conditional engines, with which help the real engine has been submitted.

       Одним из видов частотного асинхронного привода является привод с циклоконвертором (непосредственным преобразователем частоты). Он позволяет осуществлять регулирование скорости приводного механизма вниз от номинальной. К числу достоинств таких приводов относятся лучшие массогабаритные и стоимостные показатели по сравнению с частотными приводами, использующими автономные инверторы. Кроме того, они проще по конструкции и надежнее в работе. Параметром регулирования циклоконвертора является отношение выходной частоты циклоконвертора w2 к входной частоте w1. Выходное напряжение преобразователя, состоящее из участков синусоиды напряжения сети, зависит также от способа управления, вида модуляции входного напряжения, закона частотного регулирования. Исследования проведены для наиболее распространенных 18-вентильных схем циклоконверторов при согласном способе управления и фазовой модуляции с модулирующей функцией прямоугольного типа.

       Для рассматриваемой силовой схемы преобразователя число тактов выпрямления четное (m=6). С учетом допущений об идеальности вентилей и источника питания возможно определение выходного напряжения при прямоугольной модуляции и совместном управлении [1]. Выходное напряжение содержит два семейства гармоник: кратныx выходной частоте f2n1 = (2k + 1)f2 и комбинационных гармоник, связанныx с дискретностью преобразователя f2n2 = [pmf1±(2k + 1)f2].

       Для получения рабочих характеристик асинхронного двигателя (АД) при питании от непосредственного преобразователя частоты необходимо учесть наличие гармонических составляющих в выходном напряжении циклоконвертора. С этой целью реальный АД представляется в виде ряда условных двигателей, питаемых напряжениями отдельных гармоник. Для каждого условного двигателя, используя его схему замещения, выполняются расчеты электрических, механических, тепловых величин. Затем, с помощью метода суперпозиции определяются величины, характеризующие работу реального двигателя. При этом следует учитывать, что в процессе регулирования параметры схем замещения условных двигателей изменяются. В современной научной и учебной литературе принимается, что индуктивные параметры пропорциональны номеру гармоники (v), а активные не изменяются для машин малой мощности и пропорциональны номеру гармоники для машин средней мощности [2]. Такое допущение некорректно, поскольку значения параметров зависят не только от номера гармоники (т.е. частоты гармоники), но и от величины гармоники питающего напряжения и скольжения условного двигателя.

       Для расчета рабочих характеристик асинхронного двигателя предлагается математическая модель, обеспечивающая совместное рассмотрение циклоконвертора, двигателя и механизма и учитывающая наличие высших гармонических питающего двигатель напряжения и изменение параметров схем замещения условных двигателей. В нее входит аналитическая модель непосредственного преобразователя частоты, определяющая гармонический состав напряжения в любой точке регулирования и учитывающая соответствующие законы частотного управления (позволяет вести анализ при восьми предполагаемых законах), модель двигателя, основанная на схемах замещения условных двигателей, питаемых напряжениями определенных гармоник, и характеристика механизма нагрузки. Данная математическая модель позволяет учитывать насыщение стали магнитопровода и вытеснение тока в обмотках АД.

       При разработке математической модели принимались следующие упрощающие допущения: обмотки статора и ротора симметричны, магнитные поля отдельных гармоник распределены в воздушном зазоре синусоидально, вентили идеальны, нет взаимного влияния гармоник напряжения.

       Параметры схемы замещения рассчитываются для любой гармоники, используя значения величины и частоты напряжения питания, скольжения для конкретной нагрузочно-регулировочной точки. Найденные параметры совместно с величиной подводимого напряжения дают возможность определить величины, характеризующие работу условных двигателей.

       Рассчитаны семейства рабочих характеристик асинхронного двигателя мощностью 15 кВт для заданных параметров регулирования при приближенном и точном учете по предложенной математической модели изменения параметров схем замещения. Закон частотного регулирования определен U/f=const. Регулировочные характеристики (ni. ?enoiie) получены при наложении на семейство рабочих характеристик характеристики механизма на валу. В качестве такого механизма выбрана нагрузка с постоянным номинальным моментом. Регулировочные характеристики представляют собой зависимости изменений энергетических показателей (КПД - h, коэффициента мощности - c), потребляемых двигателем тока и мощности в процессе регулирования при заданной нагрузке. Таким же образом может быть осуществлен анализ работы любых АД в системах электропривода с непосредственными преобразователями частоты при раздельном способе регулирования, других видах модуляции, других законах частотного управления

       Аналогичная математическая модель предложена для расчета рабочих характеристик асинхронных двигателей при фазовом регулировании в системах электропривода "тиристорный преобразователь напряжения - асинхронный двигатель". Корректность ее подтверждена экспериментально [3]. В рассматриваемой системе привода отличие заключается в типе преобразовательного устройства. Определение величин и частот гармоник питающего двигатель напряжения циклоконвертора рассмотрено достаточно полно теоретически и экспериментально [1]. В предлагаемой математической модели используется это определение. Моделирование двигателя осуществляется, как и при фазовом регулировании.

Регулировочные характеристики АД:
1 - приближенный учет изменения параметров схем замещения;
2 - точный учет изменения параметров схем замещения

       Сопоставление характеристик показывает наличие значительного расхождения между характеристиками, полученными при приближенном и при точном учете изменения параметров схем замещения. Предлагаемая математическая модель может быть использована как при обоснованном выборе, так и при проектировании двигателей для приводов с циклоконверторами.

 

       ЛИТЕРАТУРА

1. Фираго Б.И. Непосредственные преобразователи частоты в электроприводе. - Минск, 1990. - C. 28 - 35.

2. Радин В.И., Брускин Д.Э., Зорохович А.Е. Электрические машины. - М.: Высш. школа., 1988. - C. 92 - 93.

3. Лысенко С.И., Петрушин В.С., Слободниченко Б.И. Учет изменения параметров схем замещения асинхронных электродвигателей при фазовом регулировании // Электромашиностроение и электрооборудование. Республ. межвед. науч.-техн. сб. - Одесса, 1997. - Вып. 49. - С. 48 - 53.

 

Вверх
Библиотека