ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ОПОРА

    Материал взят из электонного многоязычного толкового словаря на сайте "Академик"

Автор перевода: Марасина Елена


Источник: http://http://dic.academik.ru/dic.nsf/enwiki/417745


Электрическая опора или вышка электропередач – это высокая, обычно решетчатая структура, предназначенная для  соединения воздушных проводников для передачи электроэнергии.

Высоковольтные опоры электропередач переменного тока

Трехфазовые системы электроэнергии используются для высоко- и сверхвысоковольтных линий электропередач (50 кB и выше).  Опоры должны быть сконструированы таким образом, чтобы они могли соединять до трех и более проводников. Опоры преимущественно изготавливают из стали или дерева (это в исключительных случаях практикуется в Германии).  Изоляторы  же представляют собой стеклянные или фарфоровые диски. Также это могут быть композитные изоляторы, для производства которых используются силиконовая или EPDM  резина. Для защиты от попадания молнии два или три провода заземления располагают на самом верху каждой вышки.

В некоторых странах высоковольтные опоры сконструированы таким образом, чтобы нести две и более электрические цепи. В Германии для линий электропередач с двумя электрическими цепями используются вышки типа «Дунай» или реже «Пихта».  Если в процессе установки линии используются опоры, способные замыкать несколько электрических цепей, то не обязательно размещать их все сразу.

Иногда высоковольтные электрические цепи замыкаются на опорах, рассчитанных на напряжение 110 kV. Распространены случаи присоединения к таким вышкам линий с напряжением 380 kV, 220 kV, 110 kV. Иногда, особенно это характерно для линий с напряжением 110 kV, параллельно с основной устанавливается электротяговая линия для электрификации железных дорог.

Высоковольтные опоры электропередач постоянного тока

Высоковольтные опоры электропередач постоянного тока представляют собой моно- или биполярные системы. При биполярной системе проводники размещаются таким образом, что с каждой стороны опоры находится по одному. В большинстве случаев опоры ориентированы на двухполюсную систему. При этом по техническим причинам провода размещаются с обеих сторон опоры. Пока один полюс используется, другой заземляется или размещается параллельно ему.

Вышки железнодорожных электротяговых линий

Вышки, используемые для однофазных железнодорожных электротяговых линий по конструкции схожи с трехфазными линиями напряжением 110 kV. Железнодорожная электротяговая система является двухполюсной системой переменного тока и предполагает использование двух проводников (или нескольких их пар). Как правило, опоры железнодорожных линий электропередач несут две электрические цепи, поэтому к ним крепятся 4 проводника. Они обычно размещаются на одном уровне, благодаря чему каждая цепь занимает половину опоры. Для четырех цепей проводники размещаются на двух уровнях; при наличии шести цепей применяется трехуровневое размещение.

В случае если места недостаточно, возможно разместить проводники одной цепи на двух уровнях.  Для трехфазных линий переменного тока возможно расположение электротяговых линий параллельно высоковольтным на отдельной распорке той же опоры. Если электротяговые линии прокладываются параллельно линии с напряжением 380 kV, то изоляция должна быть ориентирована на напряжение 220 kV, т. к. в случае ошибки может возникнуть угроза перенапряжения в трехфазной цепи переменного тока. Электротяговые линии обычно оснащены одним проводом заземления. В Австрии, однако, могут быть использованы и два таких проводника.

Монтаж

Сборка решетчатых опор может происходить горизонтально на земле, а установка – с использованием механического соединительного кабеля. Однако этот способ применяется редко, в связи с тем, что для монтажа требуется большое пространство. Обычно применяется подъёмный кран, монтажная мачта или другие подъёмные приспособления. В самых труднодоступных местах также используют вертолет.

 Альтернативы опор

Считается, что опоры и соединяющие их кабели  имеют непривлекательный вид. Как вариант, возможно использование подземных проводов. Этот способ более дорогой, чем установка опор для линий электропередач, но все же, имеет ряд эстетических преимуществ. В некоторых странах уже существуют  различные программы по улучшению экологической ситуации, которые предусматривают демонтаж вышек и прокладывание проводов под землей. Основным недостатком такого метода является то, что способность подземных кабелей к теплоотводу незначительна, в то время как подвесные провода охлаждаются воздухом значительно эффективнее. Также емкостное сопротивление земли снижает эффективность передачи электроэнергии. Однако, один из самых больших недостатков этого метода заключается в том, что подземные провода подвержены неумышленным повреждениям гораздо больше, чем подвесные, в частности из–за проведения строительных работ.


в начало