ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ

Подобреева Е.А.
Донецкий Национальный Технический Университет


Источники: [1] – Якуба, Елена Александровна/Учебное пособие для студентов. – Харьков: Константа, 1996. – 192с.

[2] – Кравченко, Альберт Иванович/ Социология: Учебник для вузов. – М.: Логос; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 368с.:ил.

[3] – Андреева, Галина Михайловна/ Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 375с.


Введение

         Во все времена и во всех культурах одним из самых распространенных способов классификации людей является деление на мужчин и женщин. Оно настолько основополагающе и вездесуще, что его важность не требует доказательств. Однако в последнее время люди стали обращать на такое деление больше внимания и ставить вопросы о его различных смысловых аспектах. Эти вопросы возникают не только в социальной психологии, но и во многих других областях психологической науки. Точка зрения социальных психологов на данную проблему очень важна, поскольку они фокусируют внимание на нормах и ролях, которые формирует наше поведение как «маскулинное» или фемининное» [2].

         В результате недавних научных дискуссий было проведено четкое разграничение понятий пол и гендер. Пол указывает на биологический статус человека. говоря о том, кем является данный человек — мужчиной или женщиной.

         Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Такое разграничение понятий не является жестким правилом, поскольку допускается пересечение категорий — ведь многие половые различия возникают за счет сочетания социальных и биологических факторов. Тем не менее это разграничение позволяет нам рассматривать социальные и биологические факторы отдельно и независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплетении. Быть женщиной еще не значит автоматически обладать фемининными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тождественна маскулинности.

Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин

         Хотя у мужчин и женщин много общего, они отличаются друг от друга но ряду важных характеристик— психологических и физиологических. Психологи довольно хорошо изучили гендерные различия в развитии личности и когнитивной сферы, но не всегда полностью понимают их происхождение. В одной статье Дж. Блок выдвигает предположение о том, что эти различия формируются в результате воспитания мальчиков и девочек в различных социальных контекстах. Существует целый ряд способов (как очевидных, так и неявных), с помощью которых мальчикам предоставляется больше возможностей для самостоятельного решения проблем и познания действительности, а то время как над девочками осуществляется более строгий контроль, них опыт ограничивается. По мнению Дж. Блок мальчики и девочки испытывают серьезное влияние этих социальных контекстов. из-за чего они по-разному осмысливают окружающий мир и пользуются разными стратегиями при взаимодействии с этим миром[1].

         ,..В этой статье утверждается, что 1) мужчины и женщины вырастают в существенно различных психологических контекстах и 2) эти контексты оказывают решающее влияние на последующее психологическое функционирование мужчин и женщин. ...В первом разделе статьи систематизируются и обобщаются некоторые эмпирические данные, касающиеся половых различий; в остальных разделах на основе сформулированной выше концепции выявляются когнитивные эвристики, формирующиеся у мужчин и женщин.

Социализация, дифференцированная по половому признаку

         а) Результаты наблюдений за поведением родителей

         Наблюдения показывают, что уже на первом году жизни ребенка его взаимодействия с родителями дифференцированы по половому признаку, Родители мальчиков и родители девочек отличаются друг от друга по такому характерному показателю, как частота условных реакций на поведенческие сигналы ребенка. Согласно наблюдениям, при кормлении грудного ребенка матери реагируют на сигналы мальчиков более чутко и внимательно, чем на сигналы девочек. Как матери, так и отцы в ответ на голосовые сигналы мальчиков с большей вероятностью вступят с ребенком в контакт, чем в ответ на голосовые сигналы девочек. Эти явные различия в условном реагировании, замеченные в младенческом возрасте, продолжают существовать и в детстве. Многочисленные исследования проведенные на различных возрастных уровнях, показывают, что мальчики получают от родителей не только больше негативных ответных реакций, в том числе и телесных наказаний, но также больше позитивных ответных реакций[2].

         К различиям в дополнительном опыте в межличностной сфере добавляются различия в дополнительных возможностях, которые предоставляют игрушки, предлагаемые родителями мальчикам и девочкам. Мальчики получают более разнообразные игрушки, чем девочки, и виды игрушек, предлагаемых родителями мальчикам и девочкам, существенно различаются. Игрушки для мальчиков в большей степени позволяют проявить изобретательность, дают больше возможностей манипулировать различными предметами и позволяют поддерживать более явную обратную связь с материальным миром, чем игрушки для девочек. С другой стороны, игрушки для девочек, как правило, таковы, что девочки в своих играх больше подражают окружающим, чаще играют в непосредственной близости от своих воспитателей и имеют меньше возможностей для разнообразной и новаторской деятельности. Различия между видами игрушек, которым отдают предпочтение мальчики и девочки, зафиксированы в многочисленных исследованиях. Однако ученые лишь недавно начали изучать вопрос о том. как различия в видах игрушек, которым мальчики и девочки оказывают предпочтение и которые им доступны. влияют на их развитие. Дифференцированный доступ к игрушкам, имеющим различные характеристики, предрасполагает к тому, что мальчики и девочки получают различный опыт в области игр и решения проблем, а подобный опыт может быть связан с когнитивным развитием в дальнейшем.

         По данным наблюдений, кроме того, что родители с большей готовностью реагируют на действия мальчиков, чем девочек, они также физически стимулируют мальчиков больше, чем девочек. Грудных детей мужского пола дольше держат на руках и больше тормошат, а также больше стимулируют у них буйную моторную активность. В проведенном Ярроу (Yarrow, 1975) исследовании взаимодействий между матерями и грудными детьми показано, что матери мальчиков чаще взаимодействовали со своими младенцами, взаимодействия были более интенсивными и в них присутствовали более богатые и разнообразные формы поведения. Эти обсервационные исследования, демонстрирующие, что в грудном возрасте мальчиков стимулируют больше, чем девочек, согласуются с половыми различиями в интенсивности поощрения исследовательского поведения, которые обнаруживаются при социализации позднее в детстве.

         Исследования поведения родителей в процессе социализации детей обычно показывают, что оно дифференцировано по половому признаку: мальчикам предоставляют больше свободы для исследования мира, чем девочкам. По результатам наблюдений девочки во время игр находятся ближе к своим матерям; им реже разрешают самостоятельные поездки и прогулки вне дома; поощряется, если дома девочка всюду следует за матерью; и активность девочек находится под более внимательным контролем. Дифференцированное распределение домашних обязанностей между мальчиками и девочками также отражает различия в свободе передвижения: на мальчиков чаще, чем на девочек, возлагают обязанности, требующие ухода за пределы дома и/или дальше от лома, в то время как на девочек возлагаются работы внутри дома, такие как уборка, помощь по хозяйству, присмотр за маленькими детьми, работы, подчеркивающие значение домашней среды. Чодороу (Chodorow, 1974) утверждает, что различий между социальными контекстами, в которых проходит детство мальчиков и девочек, являются причиной многих психологических половых различий, в особенности различий, отражающих большую включенность женщин в социальные сети в отличие от более индивидуалистической, подчеркивающей их превосходство активности мужчин.

         Обратившись к систематическим исследованиям взаимодействий, которые происходят между родителями и детьми в стандартной обстановке, можно обнаружить дальнейшие подтверждения того, что поведение родителей по отношению к детям разного пола дифференцирование. В одном из наших исследований проводились раздельная видеозапись, наблюдение и независимая оценка обучающего поведения отцов и матерей. В обучающем поведении отцов была обнаружена более сильная дифференциация, чем в поведении матерей. Этот результат согласуется с другими наблюдениями, которые показывают, что отцы, по сравнению с матерями, оказывают на детей более сильное давление, добиваясь от них поведения, соответствующего их полу. Обучая сыновей, отцы устанавливали для них более высокие стандарты, обращали внимание на ког- нитивные элементы заданий и придавали больше значения достижениям. Обучая дочерей, отцы обращали больше внимания на межличностные аспекты обучающей ситуации — поощрение, поддержку, шутки, игры и защиту. Как показывают данные Дэй(Day, 1975), обучающее поведение взрослых имеет аналогичную дифференцированную по половому признаку структуру. Был проведен эксперимент с манипулированием предположением о поле двухлетних испытуемых. Взрослые, особенно мужчины. более целенаправленно подкрепляли поведение предполагаемых мальчиков и ожидали от них значительно больших успехов при выполнении заданий по сравнению с предполагаемыми девочками. Предполагаемым девочкам доставалось гораздо больше похвал и поддержки. В целом эти результаты указывают на то, что взрослые, в особенности отцы, с сыновьями действуют более инструментальными, ориентированными на задачу и подчеркивающими их превосходство способами, а с дочерьми действуют более экспрессивными, менее ориентированными на достижения, подкрепляющими зависимость способами.

         Не только отцы при обучении девочек обращают меньше внимания на достижения и превосходство; матери ведут себя аналогичным образом. Согласно наблюдениям, матери девочек чаще, чем матери мальчиков, оказывают ребенку помощь при решении проблем, даже если их помощь не требуется. Матери реагируют на просьбы о помощи, исходящие от девочек, более положительными эмоциями, чем на просьбы, исходящие от мальчиков, и быстрее предлагают девочкам физическое утешение после переживаний, вызвавших фрустрацию. Родители, по-видимому, не только не придают должного значения самостоятельным достижениям своих дочерей, но возможно, также и девальвируют усилия своих дочерей, направленные на достижения. Изучая образцы внутрисемейного общения, Гриф (Greif, 1979) обнаружил, что в разговорах родители перебивают своих дочерей чаще, чем сыновей, а члены семьи перебивают матерей чаще, чем отцов. Если при разговоре женщину перебивают, то это может служить скрытым сообщением, передающим мысль о том, что женщины считаются менее значимыми и менее достойными уважения. Такие скрытые сообщения вполне могут негативно влиять на формирование у женщин уверенности в себе и самооценки.

         б) Исследования дифференциации поведения учителей по отношению к ученикам разного пола

         Если связанные с полом различия в моделях семейной социализации повторяются в поведении учителей, то типичные для данного пола формы поведения мужчин и женщин получают еще более мощное подкрепление, Имеется много доказательств существования такого подкрепления в классе. Наблюдения поведения воспитателей детских садов показывают, что, по сравнению с девочками, мальчикам уделяется больше внимания, как положительного, так и отрицательного (Serbin, O’Leary, Kent, Tonick, 1973). Сербин также обнаружил различия в ответах воспитателей на вопросы мальчиков и девочек; воспитатели не только чаще отвечали мальчикам, но и давали им более полезные ответы, предоставляя более точную информацию. ...Результаты этого исследования согласуются с результатами других работ по изучению дифференциации поведения учителей по отношению к ученикам разного пола: наблюдения показали, что учителя больше взаимодействуют с мальчиками, более положительно реагируют на действия мальчиков и адресуют больше критических замечаний девочкам. Даже на уровне университета зарегистрировано более слабое подкрепление когнитивных достижений студенток по сравнению со студентами. Обширные анкетные исследования установок студентов и преподавателей показывают, что интеллектуальные устремления студенток менее серьезно воспринимаются преподавателями. Одной из причин более высокого отсева женщин из высших учебных заведений может являться пагубное влияние отсутствия поддержки и отрицательного подкрепления интеллектуальной деятельности женщин, что стало привычным и обнаруживается на всех уровнях системы образования — от поступления в детский сад и до окончания колледжа. Такие результаты, полученные в домашней, лабораторной и учебной обстановке, говорят о том, что усилия девочек —у даже девочек с высокими достижениями — меньше поощряются, чем усилия их сверстников-мальчиков. Причиной существования гендерных различий в уровнях уверенности в себе. Я - концепции и поведении при решении проблем вполне может быть подобный опыт, полученный дома и в школе и часто приводящий к разочарованию и обесцениванию усилий женщин.

         Подкреплению гендерных различий и традиционных видов поведения, соответствующих половой роли, способствует не только специфическое поведение учителей, но также и более широкий школьный контекст. Наиболее престижные должности в школьной системе занимают мужчины; для учителей женского пола характерна меньшая профессиональная идентификация; школьные дворы, как правило, способствуют половой сегрегации, поскольку мальчики и девочки отдают предпочтение разным видам активности; и обязанности в классе, как правило, распределяются дифференцирование по половому признаку. Кроме того, игры, в которые предпочитают играть мальчики и девочки на игровой площадке, дифференцированы по половому признаку и имеют различные формальные характеристики. Левер (Lever, 1976) проанализировал формальные характеристики игр. в которые играют мальчики и девочки на игровой площадке, и обнаружил, что игры девочек имеют четкую структуру, действия в них производятся по очереди, все процедуры регулируются неизменными правилами, участвует меньше игроков и реже требуется использование непредусмотренных стратегий. Хотя игры мальчиков тоже регламентируются правилами, в них вознаграждается инициатива, импровизация, умение справиться с не предусмотренной ситуацией, участвуют команды, состоящие из большого числа сверстников, и поощряется как сотрудничество внутри одной команды, так и соперничество между разными командами. Можно ожидать, что этот дифференцированный по половому признаку опыт игровой деятельности также оказывает значительное влияние как на социальное развитие, так и на подходы к решению проблем.

         Перечисленные различия в поведении учителей, деятельности сверстников и порядках, установленных в различных общественных институтах, подчеркивают существование различий между мужчинами и женщинами и закрепляют результаты дифференцированной по половому признаку социализации в семье. Таким образом, сеть агентов дифференцированной социализации не ограничивается пределами семьи, что обеспечивает непрерывность опыта ребенка при выходе из дома в большой мир.

         Обобщая, можно сказать, что социализация дома и в школе, по-видимому. заметно дифференцирована по половому признаку, в результате чего мальчикам предоставляется больше свободы для исследований, в них поощряется любознательность, самостоятельность и проверка себя в достиженнях и других ситуациях соперничества. Такая модель социализации способствует расширению опыта мальчиков. В процессе социализации девочек исследования не поощряются, сферы активности ограничиваются, акцент ставится на правильности поведения, и осуществляется строгий контроль, что ограничивает опыт девочек. Многие исследователи показали, что наличие возможности получить опыт и активно взаимодействовать с миром влияет на когнитивное развитие[1]. Поэтому следует ожидать, что описанная практика социализации, дифференцированной по половому признаку, оказывает влияние на когнитивное и личностное развитие мужчин и женщин. В следующем разделе будут рассмотрены некоторые концептуальные следствия наличия у мальчиков и девочек различного опыта с точки зрения его, влияния на развитие.

         Следствия социализации, дифференцированной по половому признаку

         Если подходить к наблюдаемым гендерным различиям с точки зрения их влияния на развитие, то следует предположить, что дифференцированная по половому признаку социализация и «формирующее» поведение родителей воздействуют на мальчиков и девочек, оказывая важное влияние на глубинные структуры их когнитивного развитии. Можно выделить три основополагающих начала, которые закладывается в раннем возрасте и влияют на дальнейшее когнитивное развитие, и связать эти начала со схемами социализации, которые способствуют формированию у мальчиков и девочек различных характеристик. Тремя началами, от которых так сильно зависит дальнейшее когнитивное развитие, являются; 1) представления ребенка о том, как окружающий мир реагирует на его действия; 2) имеющиеся у ребенка возможности «экспериментировать с природой»; 3) стратегии, которыми ребенок пользуется, реагируя на противоречивый и неподтверждающийся опыт.

         Представления ребенка о том, как окружающий мир реагирует на его действия

         Показано, что опыт дополнительных отношений имеет важные когнитивные последствия. Обнаружено, что дополнительные представления связаны с общим уровнем развития, целенаправленностью поведения исследовательским поведением младенцев. Поскольку способы обработки информации и обусловленные ими устойчивые когнитивные структуры в какой-то степени являются производными раннего опыта ребенка в области возможных отношений с физическим и социальным миром, существенное значение могут приобретать те взаимодействия ребенка с родителями и «формирующее» поведение последних, которые приводят к половой дифференциации в связи с различным опытом мальчиков девочек.

         Ранее, при обобщении литературных данных, касающихся дифференцированной социализации по половому признаку, было отмечено, что, по сравнению с девочками, мальчики вызывают дополнительное реагирование со стороны родителей и учителей: им уделяют больше внимания, относятся к ним отзывчивее и чаще делают как поощряющие, так и критические замечания в ответ на их действия. Мальчики получают игрушки, обладающие большим потенциалом обратной связи, и участвуют в играх, требующих применения вероятностных стратегий. Можно ожидать, что этот ранний и более богатый опыт возможных взаимоотношений, приобретаемый мальчиками, положительно влияет на мотивацию их действий и способствует развитию у «их целеустремленности. Кроме того, этот опыт позволяет мальчикам осознать, что они своими действиями могут вызывать изменения во внешней среде. Такое раннее осознание эффективности своих действий (и чувство эффективности) способствует формированию черт личности и когнитивных основ, от которых впоследствии зависит инструментальная компетентность. Установлено, что при способе социализации, который в настоящее время практикуется в нашей культуре, мальчикам оказывают больше, чем девочкам, помощи в развитии системы представлений, предполагающей и прогнозирующей их превосходство и инструментальную компетентность.

         Возможность "экспериментировать с природой"

         Пиаже напоминает нам о том. что «всякий раз, когда ребенка преждевременно учат чему-нибудь такому, к чему он мог бы прийти сам, его лишают возможности сделать самостоятельное открытие, а следовательно, и понять данное явление полностью» (Piaget, 1970, р. 715), Сигел и Кокинг (Sigе1, Cocking, 1976) обратили внимание на то, какое влияние оказывает неумение родителей «выбирать дистанцию» при развитии репрезентативного мышления ребенка. Они предполагают, что правильный «выбор дистанции» способствует активному вовлечению ребенка в решение проблем и повышает вероятность того, что между опытом и ожиданиями ребенка возникнут расхождения, которые он не сможет сразу же ассимилировать. Для разрешения этих противоречий ребенок должен изменить подход, перепроверить прежние представления и модифицировать посылки — то есть развить новые когнитивные структуры. Данные нескольких работ подтверждают, что практики социализации, при которых приветствуется нахождение ребенка вблизи от Взрослых, не поощряется самостоятельное решение проблем, поскольку взрослые вмешиваются преждевременно или слишком часто, ограничивается исследовательская деятельность и не поощряются активные игры, могут препятствовать формированию у ребенка когнитивных представлений и навыков, составляющих сущность когнитивного развития.

         Ранее отмечалось, что при воспитании мальчиков больше, чем при воспитании девочек, поощряется любознательность, независимость и исследование окружающего мира — то есть качества и типы поведения, необходимые для экспериментирования, которое Пиаже и другие ученые считали основным условием развития когнитивных структур. И наоборот, для родителей девочек характерно воспитание с использованием более ограничивающих средств (таких как поощрение нахождения ребенка вблизи от взрослых, ожидания «благовоспитанного поведения, строгий контроль и оказание помощи при решении проблем). Поэтому девочки имеют меньше возможностей участвовать в активном экспериментировании с окружающим миром, сталкиваться с противоречиями и прилагать усилия для поиска решений. Установлено, что при способе социализации, который в настоящее время практикуется в нашей культуре, мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей вделать открытия», «изучать» и «понимать» мир, в котором им придется жить.

         Когнитивные стратегии реагирования на противоречивый опыт

         Понятия когнитивной ассимиляции и когнитивной аккомодации широко используются в психологии развития, что в основном является заслугой Пиаже. В процессе ассимиляции [ происходит включение новой информации или опыта в ранее существовавшие когнитивные структуры; в процессе аккомодации происходил изменение существующих или формирование новых когнитивных структур, способных включить в себя новую информацию или опыт, расходящиеся с прежними представлениями. Хотя Пиаже (Р]а@е1, 1970) считал, что адаптация к новому опыту всегда требует одновременной ассимиляции и аккомодации, которые являются как бы двумя сторонами одной монеты, в этой статье при использовании данных концепций применяется несколько другой подход и эти две когнитивные стратегии отделяются друг от друга. Конечно, все индивиды используют оба способа обработки опытных результатов, которые быстро сменяют друг друга и действуют при различных обстоятельствах в течение разного времени. Тем не менее полезно выяснить, какой способ обработки информации — ассимиляция или аккомодация —предпочтителен или доминантен для данного человека...

         Можно рассматривать ассимиляцию и аккомодацию как адаптационные функции эволюции. Ассимиляция консервирует существующие структуры, для чего иногда используются креативные способы, обеспечивает преемственность прошлого и настоящего, и увековечивает культурные и семейные традиции и исторические ценности. Аккомодация приводит к созданию новых способов адаптации, иногда ненужных, таким образом способствуя социальным нововведениям и культурным изменениям. Если индивиду доступны оба способа обработки результатов опыта и если к ним можно прибегать с учетом контекста, то эффективность решения проблем увеличивается. Если при обработке противоречивой информации полагаться только на одну из этих стратегий, не учитывая требований реального мира, то это приведет к когнитивной дисфункции. Использование жестких и неизменных методов для “подгонки” новых представлений под ранее существовавшие структуры может привести к проективному, искаженному, чрезмерно упрощенному, ригидному подходу к миру. В то же время преждевременный отказ от установившихся структур и переопределение посылок (путем активного поиска или пассивного принятия новых посылок) может привести к антиисторичному, фрагментарному, чрезмерно ситуативному, не опирающемуся на критерии, импульсивному подходу к миру[1].

         Приведенные выше литературные данные говорят о том, что женщины по сравнению с мужчинами растут в более структурированном и директивном мире. Сочетание родительского контроля, ограничений исследовательской деятельности, распределения домашних обязанностей, требования нахождения вблизи от родителей и более частой — а иногда и ненужной — помощи, предоставляемой девочкам в ситуациях, связанных с решением проблем, создает для девочек более канализированную и прогнозируемую среду по сравнению со средой, в которой растут мальчики. Столкновения девочек с миром вне дома менее экстенсивны и более подконтрольны, чем столкновения мальчиков. Свой вклад в создание для девочек более структурированного мира вносит и то, что предпочитаемая ими игровая деятельность имеет более четкую структуру и в большей степени, чем игры мальчиков, связана с подражанием примерам, инструкцией и подчинением правилам. Игры, предпочитаемые девочками старшего возраста, также более структурированы и в меньшей степени требуют импровизации, чем игры мальчиков, в которых часто вознаграждается умение справиться с непредусмотренной ситуацией и быстро Воспользоваться преимуществами сложившегося положения. Было обнаружено, что по сравнению с менее структурированными средами относительно структурированные среды слабее способствуют развитию креативности, предрасполагают детей к большей уступчивости, связаны с менее активным вовлечением в решение задач и с нетерпимостью к неопределенности. Можно ожидать, что упомянутые различия в обстановке, в которой обучаются мальчики и девочки, оказывают общее сильное влияние на когнитивные стратегии, к которым люди прибегают в тех случаях, когда их ожидания не подтверждаются.

         Сравнение способов социализации мальчиков и девочек показало, что при социализации девочек в большей степени поощряется использование ассимиляционных стратегий обработки новой информации, в то время как при социализации мальчиков в большей степени поощряется использование аккомодационных стратегий обработки входной информации, расходящейся с прежними представлениями. Более того, предполагается, что, по сравнению с мальчиками, девочки медленнее совершают переход от когнитивной ассимиляции к когнитивной аккомодации[3].

         При социализации в относительно структурированной внешней среде, которую чаще создают для воспитания девочек, акцентируется адаптивное вознаграждение усилий, направленных на ассимиляцию и на подавление новаторской аккомодации, вызывающей чувство тревоги, Мальчики, сталкивающиеся с более непредсказуемым миром, где часто возникает необходимость в стратегиях ad hoc (лат. — «на данный случай»), вынуждены чаще пересматривать свои когнитивные структуры и даже отказываться от тех из них, которые оказались неэффективными, Можно ожидать, что успехи мальчиков при принятии изобретательных решений ad hoc со временем повысят их уверенность в себе ;( им легче будет идти на риск, связанный с перестройкой структур.

         ...Здесь уместно вспомнить о результатах исследований, которые показывают, что в ситуациях решения проблем женщины демонстрируют большую консервативность в выборе способа решения. Ряд результатов, касающихся поведения людей при классификации понятий, показывает, что женщины устанавливают более узкие границы классов, чем мужчины. Обобщая результаты нескольких работ по исследованию процессов классификации, Силверман отмечает: "По сравнению с мужчинами женщины более предрасположены к тому, чтобы принять основную структуру конфигурации стимулов [курсив мой. — Д. Б.], внося в нее лишь минимальные изменения* (Silverman, 1970, р. 84). Данные исследований с полной очевидностью говорят о том. что женщины демонстрируют более низкие результаты при решении когнитивных проблем, требующих реорганизации или изменения установки. Оценки поведения в ситуациях, связанных с когнитивным риском, показывают, что женщины консервативнее в своих суждениях, чем мужчины. Дак (Duck, 1975) провел исследование с целью выявления факторов, связанных с моделями дружеских отношений, и продемонстрировал, что основой дружбы у девочек является сходство психологического склада, а у мальчиков это не так. Доказательства значимости для женщин знакомых и испытанных путей можно усмотреть также в работе Хартера (Нагtег, 1975), который обнаружил, что девочки, научившись определенным навыкам, продолжали над ними работать дольше, чем мальчики, особенно при наличии социального подкрепления. С другой стороны, мальчики тратили больше времени на неразрешимые проблемы, пытаясь найти ключ к их решению. Предполагается, что описанные выше результаты (которые демонстрируют, что при классификации женщины устанавливают более узкие границы категорий; что при решении задач, требующих изменения установок, они испытывают меньшую склонность к реорганизации структур; проявляют больший консерватизм в суждениях, карающихся рискованных действий; предпочитают друзей со сходными психологическими характеристиками и предпочитают решать знакомые задачи) свидетельствуют в пользу ассимиляционного способа обработки нового опыта. В таком случае эти результаты могут служить подтверждением предположения о том, что женщины в большей, чем мужчины, степени полагаются на ассимиляционные стратегии, в то время как мужчины в ситуациях решения проблем склонны чаще пользоваться аккомодационными стратегиями[2].

         Таким образом, было выдвинуто предположение о том, что сложившаяся практика дифференцированной по половому признаку социализации оказывает многостороннее влияние на когнитивное развитие мужчин и женщин. Каждый аспект этого влияния и их совокупное воздействие приводят к тому, что мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для самостоятельного решения проблем в разнообразных контекстах. Различие в предоставляемых мальчикам и девочкам возможностях активно взаимодействовать с большим миром вне знакомой и защищенной домашней среды рассматривается как фактор, способствующий созданию разных представлений о мире, развитию неодинаковой компетентности и подкреплению использования различных когнитивных эвристик при обработке нового опыта.

Проявление сексизма у женщин

         Невозможно искоренить сексизм, если не обращать внимания на сексистские установки и поведение. Это кажется самоочевидным. Однако что происходит, когда носителями сексистских установок неожиданно оказываются обычные жертвы этих установок, а именно женщины? И кроме того, кто проявляет большую чувствительность к фактам, которые можно трактовать как проявления сексизма, — мужчины или женщины? Эти интересные проблемы являются предметом исследования, представленного ниже.

         Выявление предрассудков в поведении — это тема, которой исследователи незаслуженно пренебрегают, хотя она имеет большое значение, Для изменения дискриминирующего поведения необходимо сначала заметить и правильно классифицировать дискриминирующие действия, Это условие остается главным независимо от того, каким образом будет происходить изменение поведения — путем самомониторинга, под социальным давлением или с применением юридических процедур. Действительно, неспособность заметить дискриминирующее поведение, когда оно имеет место, и/или дать ему отпор часто служит молчаливой поддержкой дискриминирующих действий. В подобных случаях молчание слишком часто подразумевает согласие и соучастие.

         В этой статье исследуется гипотеза о том. что в случаях, когда Источники предрассудков соответствуют ожиданиям, вероятность выявления дискриминации больше, чем в тех случаях, когда источники предрассудков не соответствуют ожиданиям. Говоря конкретнее, здесь анализируются суждения индивидов, которые замечали гендерные предубеждения против женщин, проявляемых мужчинами или женщинами. Прогнозируется, что когда дискриминирующие действия совершают женщины, вероятность того, что испытуемые отнесут действия к категории сексистских, меньше, чем когда эти действия совершают мужчины. К такой гипотезе можно прийти, руководствуясь некоторыми теоретическими соображениями. Во-первых, если сделать вполне правдоподобное предположение о том. что, согласно гендерным стереотипам, мужчин считают агентами сексизма. а женщин рассматривают как жертв сексистских действий, то можно утверждать, что сформулированный выше прогноз обусловлен гендерными стереотипами. В настоящее время нам неизвестна ни одна работа, в которой исследовалось бы, существуют ли ожидания, что мужчины являются агентами предрассудков, направленных против женщин.

         Этот вопрос будет обсуждаться далее, в приведенном ниже пилотажном исследовании. Если предположить, что в стереотипных представлениях мужчины являются носителями сексизма. а женщины рассматриваются в качестве жертв, то в литературе по социальному познанию можно найти достаточно данных, свидетельствующих о том, что подобные стереотипы могут вызывать при восприятии предрассудков эффект самоподкрепления.

         Подобный прогноз согласуется, например, с данными, которые свидетельствуют о том, что стереотипы могут оказывать влияние на интерпретацию поведения. Снайдер (Snyder, 1981) провел обзор ряда исследований, в которых показано, что индивид, принявший стереотипные убеждения о человеке-мишени, будет запоминать... и интерпретировать...события, связанные с этим человеком, таким образом, что имеющиеся у него стереотипные убеждения получат подкрепление и поддержку. ...Таким образом, одним из факторов, влияющих на вероятность выявления предрассудков, является принадлежность действующих лиц к категории людей (в данном случае, к гендерной категории), которая, согласно ожиданиям, содержит относительно высокую долю индивидов с предрассудками.

         Из этого утверждений вытекает, что вероятность выявления предрассудков может зависеть от ожиданий субъектов, касающихся внутригрупповой/внешнегрупповой пристрастности. Конкретнее говоря, люди могут с большой уверенностью ожидать, что представители данной гендерной категории не склонны к дискриминации по отношению к другим членам своей группы (по крайней мере, принадлежащим к данной категории). Любые подобные ожидания могут также искажать интерпретации и воспоминания (как было описано выше) таким образом, что дискриминирующие действия, исходящие из неожиданного источника, вряд ли будут восприняты как дискриминация.

         ...На интерпретации дискриминирующих действий, направленных против женщин, могут оказывать влияние семантические факторы.

         Весьма возможно, что большинство населения США предполагает, что термин сексизм, как. и термин мужской шовинизм, применим только по отношению к действиям мужчин. Если это верно, то доля действий мужчин, отнесенных к сексистским, будет непропорционально большой, поскольку, согласно такому «народному» определению, только мужчины могут совершать сексистские действия. Такая семантическая предвзятость, несомненно, может приобретать серьезное социальное значение. Тот факт, будут ли действия индивида отнесены к категории сексистских, может иметь важные межличностные, социальные и юридические последствия. Более того. поскольку присвоение ярлыка «сексистский» является важным способом осуществления социального контроля, то неумение правильно классифицировать случаи проявления предвзятости (независимо от того, чем объясняется это неумение — семантическими ошибками или существовавшими ранее ожиданиями), затрудняет борьбу с этими проявлениями и осложняет изменение такого поведения.

         Короче говоря, существует целый ряд концептуальных оснований для следующего прогноза: дискриминирующие действия, исходящие из неожиданного источника, с меньшей вероятностью будут отнесены к таковым, чем аналогичное поведение, исходящее из ожидаемого источника. Хотя некоторые из приведенных выше объяснений основывались на предположении о том, что базовый уровень ожиданий будет искажать суждения, в данном исследовании не проводились манипуляции наличием или отсутствием таких ожиданий, поэтому их влияние на результаты не выяснено[3]. В работе исследуется лишь эмпирическая валидность основного прогноза, который состоит в том, что люди с большей вероятностью отнесут дискриминирующие женщин действия к категории проявлений сексизма, если эти действия соответствуют их культурным ожиданиям касающимся пола жертвы и лица, совершившего дискриминирующие действия. Подобное предубеждение может иметь несколько важных последствий, одним из которых является то, что свидетели, действующие лица и даже жертвы сексистского поведения с меньшей вероятностью осознают дискриминационный характер таких действий, если они исходят из неожиданного источника (в данном случае от женщины). Хотя этот прогноз согласуется с ожиданиями, возникающими при рассмотрении влияния «базовых уровней», его подтверждение не исключает возможности существования какого-либо другого механизма, действием которого на самом деле объясняются полученные результаты. Вопросы, возникающие при интерпретации результатов, рассматриваются далее, в разделе «Обсуждение результатов». Тем не менее процедура исследования спланирована таким образом, чтобы попытаться свести к минимуму влияние семантических факторов посредством использования свободной формы ответов и рассмотрения широкого диапазона вербальных реакций в качестве показателей воспринимаемого сексизма.

         Еще один вопрос возникает в связи с влиянием пола испытуемых. Используя испытуемых как мужского, так и женского пола, авторы смогли также оценить, на самом ли деле представители одного пола более предрасположены интерпретировать данное действие как сексистское, чем представители противоположного пола. Ожидается, по двум причинам, что женщины с большей вероятностью, чем мужчины, будут идентифицировать такую дискриминацию. Во-первых, женщины часто бывают реципиентами такой дискриминации и поэтому более мужчин заинтересованы в ее выявлении. Во-вторых, можно утверждать, что женщины с большей вероятностью обладают заранее установленной, испытанной (то есть более доступной) схемой, касающейся такой дискриминации. Поэтому мы ожидали, что женщины легко распознают дискриминирующее поведение и отнесут его к категории сексистского с большей вероятностью, чем мужчины.

         ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

         Одной из основных гипотез данного исследования является то, что действующие лица — мужчины значительно чаще совершают дискриминирующие женщин действия, чем действующие лица — женщины. Для проверки этой гипотезы было проведено короткое пилотажное исследование.

         Испытуемые и метод

         На занятиях по вводному курсу психологии 42 студента колледжа меньше 2] мужчина и 21 женщина) читали серию коротких рассказов, в которых действующее лицо ущемляло права женщин или мужчин. Затем испытуемых просили указать наиболее вероятные возраст, место рождения, пол и образовательный уровень этого лица.

         Результаты и обсуждение

         Единственной категорией, по поводу которой у испытуемых имелись ярко выраженные ожидания, был пол: 88% испытуемых (17 мужчин и 30 женщин) указали, что в ситуациях, когда ущемляются права женщин, действующим лицом с большей вероятностью является мужчина. Далее, только 2% испытуемых указали, что женщины могут ущемлять правам других женщин, и 9% не высказали никаких предпочтений. ...И наоборот, на вопросы, касавшиеся категорий возраста, места жительства и образовательного уровня, испытуемые чаще всего отвечали: «любой». Эти результаты, конечно, согласуются с предположением о наличии у испытуемых сильных ожиданий того, что мужчины чаще, чем женщины, совершают дискриминационные действия, направленные против женщин. Однако когда испытуемых спрашивают о том, у представителей какого пола вероятнее наличие предрассудков против мужчин, то получаются обратные результаты. В этом случае непропорционально большое число испытуемых (93%) ожидают, что такие установки чаще имеются у женщин, и только 2% испытуемых указывают на мужчин. ...Более того, в ожиданиях испытуемых мужского и женского пола по поводу пола лица, совершившего дискриминирующие действия против мужчин, не было выявлено существенных различий. ...Хотя эти данные носят предварительный характер, они полностью согласуются с обсуждавшимся ранее подходом, основанном на концепции внутригрупповой/внешнегрупповой пристрастности[2].

Исследование гендерных ролей

         Предлагаемое вам упражнение включает в себя сбор и анализ некоторой информации, связанной с понятиями пола и гендера. Каждый из студентов вашей группы будет собирать данные о двух людях — о мужчине и о женщине. Вы попросите каждого из испытуемых составить самоописание, а также ответить на ряд вопросов, касающихся его демографических характеристик и/или установок. Оценка самоописания будет сделана по Анкете половых ролей Бем (BSRI), с помощью которой можно получить показатели маскулинности и фемининности. Соотношение этих показателей определяет тип гендерной роли индивида: маскулйнный половой тип (высокая маскулинность — низкая фемининность), фемининный половой тип (высокая фемининность — низкая маскулинность), высокий уровень андрогинии (высокая маскулинность — высокая фемининность) и низкий уровень андрогинии (низкая маскулинность — низкая феминннность).

         Вашей группе следует решить, какую другую информацию (в дополнение к BSRI). касающуюся демографических характеристик и установок испытуемых, вы хотели бы собрать, то есть какая еще информация, по вашему мнению, имеет отношение к различиям в гендерных ролях. Такие переменные, как пол и возраст, уже внесены в формы BSRI, но там оставлено место еще для нескольких вопросов. Например, возможно, вы захотите оценить переменные, характеризующие семью испытуемого (является ли он первым ребенком в семье, пол и возраст сиблингов), или его этническое происхождение и принадлежность к определенной культуре. Вы можете оценить установки испытуемых по отношению к некоторым проблемам или спорным вопросам, связанным с гендером (например, дискриминация по половому признаку, изнасилование на свидании, аборты). Не забудьте присвоить каждому из этих вопросов числовой код[3].

         Теперь попросите двух человек (мужчину и женщину) заполнить BSRI (инструкция и бланк для ответов приведены на стр. 25) и ответить на ваши дополнительные вопросы. Запишите полученные показатели маскулинности и фемининности, а также значения демографических и установочных переменных в таблицу, как показано ниже (табл. 1,1).

         На занятиях вы сможете объединить все полученные данные, подсчитать средние баллы, необходимые для определения типа гендерной роли, и проанализировать данные различными способами.

Анкета половых ролей Беем

         Примечание. Число, предшествующее каждому определению, является порядковым номером данного пункта в анкете. Испытуемый указывает, насколько правильно каждое из определений описывает его (ее) по следующей шкале: 1 — всегда или почти всегда неверно, 2 — обычно неверно, 3 — верно очень редко, 4 — иногда верно, 5 — часто верно, 6 —обычно верно, 7 — всегда или почти всегда верно.

Подсчет результатов
Самоописание А

         Инструкция. Укажите, насколько правильно каждая из следующих характеристик описывает вас. пользуясь следующей шкалой: 1 — всегда или почти всегда неверно, 2 — обычно неверно, 3 — верно очень редко, 4 — иногда верно, 5 — часто верно, 6 — обычно верно, 7 — всегда или почти всегда верно.

1. Надеется только на себя

2. Покладистый

3. Готов оказать помощь

4. Защищает свои убеждения

5. Веселый

6. Легко поддается переменам настроения

7. Независимый

8. Застенчивый

9. Добросовестный

10. Спортивный

11. Ласковый

12. Театральный

13. Напористый

14. Любит лесть

15. Счастливый

16. Сильная личность

17. Верный

18. Непредсказуемый

19. Сильный

20. Женственный

24. Ревнивый

25. Имеет способности лидера

26. Внимательный к потребностям других

27. Правдивый

28. Любит риск

29. Понимающий

30. Скрытный

31. Легко принимает решения

32. Сострадательный

33. Искренний

34. Самодостаточный

35. Готов утешать других

36. Тщеславный

37. Доминантный

38. Вкрадчивый

39. Приятный

40. Мужественный

41. Сердечный

42. Серьезный

43. Желает иметь определенную позицию

44. Нежный

45. Дружелюбный

46. Агрессивный

47. Доверчивый

48. Неумелый

49. Действует как лидер

50. Похож на ребенка

51. Умеет приспосабливаться

52. Индивидуалистический

53. Не пользуется грубыми словами

54. Неорганизованный

55. Любит соревноваться

56. Любит детей

57. Тактичный

58. Честолюбивый

59. Добрый

60. Вежливый

Гендерные стереотипы в средствах массовой информации

         Многое из того, что мы узнаем о мужчинах и женщинах, зависит от того, какими мы видим их по телевизору и в кино, на страницах газет и журналов. Как средства массовой информации изображают мужчин и женщин? На этот вопрос вы и попытаетесь ответить, выполняя данное задание. Выберите какое-нибудь средство массовой информации —свою любимую газету, журнал, телепрограмму (новости, сериал, мульт фильмы. музыкальные видеоклипы), радиопрограмму (новости, народная музыка, рок-музыка и т. п.). Решите, какую выборку вы возьмете для своего исследования (неделя, семь номеров, десять часов и т. п.) и какой именно материал вы собираетесь наблюдать. Записывайте релевантные данные[3].

1. Каким источником вы воспользовались (тип носителя информации)?

2. Что вы смотрели (рекламу, мультфильмы и т- п)?

3. Как вы собирали данные? (В какое время? Как часто? И т. п.) Что именно вы наблюдали? (Какую телевизионную программу? В течение скольких часов? Какой журнал вы читали? Сколько номеров?)

4.Какие темы, имеющие отношение к гендерным вопросам, вы обнаружили?

Гендер и коммуникация

         Как человек передает свои личные мысли и чувства другому человеку? Зависит ли стиль коммуникации от пола говорящего и/или пола слушателя? Это задание предназначено для того, чтобы вы попытались ответить на эти вопросы. Вы будете наблюдать за разговорами пар испытуемых одного или разного пола и записывать характерные особенности речи обоих партнеров. Собранные вами данные вместе с данными других студентов вашей группы позволят вам оценить зависимость стиля коммуникации от трех независимых переменных: от пола говорящего (можно ли считать, что мужчины и женщины по-разному разговаривают с людьми?), от пола адресата (можно ли считать, что люди по-разному разговаривают с мужчинами и с женщинами?) и от полового состава пары (можно л и считать, что люди говорят с собеседником своего пола не так, как с собеседником противоположного пола?).

         Точность ваших результатов будет зависеть от того насколько вам удастся сохранить постоянство других основных переменных. Поэтому перед началом сбора информации вам и вашим товарищам надо принять определенные решения о том за кем и где вы будете наблюдать. Принимая эти решения, вам необходимо учитывать, в какой обстановке вы будете наблюдать за разговорами пар. Место, где проводятся наблюдения, должно быть общественным и легко доступным (так, чтобы можно было; услышать разговоры, не вторгаясь в частную жизнь говорящих), привлекать много пар людей (одного пола и разного пола), и это должно быть место, где люди обычно много разговаривают (избегайте залов для занят тий и библиотек). Хорошими примерами таких мест являются многолюдные кафе и комнаты отдыха в общежитиях. Стиль коммуникации будет сильно зависеть от возраста и статуса партнеров в паре, поэтому выберите для наблюдения людей примерно одинакового возраста, имеющих одинаковый статус (например, студенты примерно одинакового возраста). Коммуникации между знакомыми и незнакомыми людьми также осу- ществляются по-разному, поэтому вы должны решить, за парами какого типа вы будете наблюдать. Вам надо также решить, в течение какого времени вы будете наблюдать за каждой парой (например, одну минуту, три минуты).

         Какие конкретные речевые характеристики вы выберете в качестве зависимых переменных? Ниже перечислены несколько возможных вариантов. Не выбирайте слишком много переменных, поскольку вам будет трудно одновременно оценивать каждую из них. После того как ваша группа решит, какие характеристики вы будете наблюдать, вам надо разработать общие формулировки основных определений (например, что означает «изменение темы»?) и процедуры оценки каждой характеристики. Внесите названия переменных и форму оценки каждой из них в бланки для результатов наблюдений (см. табл. 5.2). Желательно, чтобы вы провели наблюдения минимум за тремя парами: женщина—женщина, мужчина—мужчина и мужчина—женщина. Запишите оценки на бланках и принесите заполненные бланки на занятия, чтобы можно было объединить результаты и провести их статистический анализ.

Коммуникационные переменные

1. Время разговора.

а) Как часто говорит данный собеседник.

б) Как долго он говорит каждый раз (для измерения этого времени нужен секундомер).

2. Прерывание собеседника.

а) Завершение фразы за собеседника.

б) Преждевременные ответы (человек начинает говорить до того, как его собеседник закончил).

в) Неуместные замечания или смена темы.

3. Смена темы.

а) Введение новой темы.

б) Развитие новой темы, введенной собеседником.

4. Вопросы (иногда на них указывает только интонация).

а) С целью критики.

б) С целью получения информации или помощи.

в) С целью выразить сомнение.

5. Просьбы.

а) Императивные («Принеси кофе»).

б) Вежливые («Будь добр, принеси кофе»).

в) Обычные обращения, связанные с желанием что-либо получить(*А еще, кофе не осталось?»).

г) Намеки («Я бы выпил немного кофе»).

д) Обоснования, поддерживающие просьбы.

6. Проявления уступчивости.

а) Согласие, игнорирование или отказ в ответ на просьбу.

б) Согласие с мнениями, несогласие или Компромисс.

7. Интенсификаторы (слова, увеличивающие силу утверждения) «очень», «определенно», «несомненно»...

8. Проявления уклончивости (слова, уменьшающие силу утверждения) «вроде бы», «похоже, что», «немножко», «как бы», «я предполагаю», «я догадываюсь»…

9. Вопросы, следующие за утверждением. «Так и надо делать, не правда ли?»...

Исследование конфронтации посредством ролевой игры

         Целью данного упражнения является демонстрация некоторых проблем, обсуждавшихся в этой главе, с помощью методики ролевых игр. Ознакомьтесь с исходными данными и описанными ниже проблемами, Когда вы почувствуете, что спокойно можете сыграть роль любого из участников столкновения — школьного инспектора или директора школы, — то это означает, что вы готовы к выполнению упражнения. Преподаватель назначит вас на роль школьного инспектора или на роль директора школы и объяснит, при каких обстоятельствах между ними произошло столкновение.

Исходная информация

         РАЙОН. Население 60000 человек. Ценности, связанные с образованием, консервативны. Район типичен для районов подобного размера.

         ШКОЛЬНЫЙ ИНСПЕКТОР. Имеет докторскую степень в области руководства школами. Стаж в народном образовании 20 лет. На данном месте работает пять лет; приехал из другого штата. Добивался успехов в, улучшении школьного образования, подействует осторожно.

         ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. Имеет степень магистра в области руководства школами. Это вторая школа, где он директорствует. Пять лет работает директором школы; стаж в народном образовании девять лет. На данном месте работает два года. Приехал из другого штата. Его предшественник ушел на пенсию, 35 лет проработав учителем и директором (из них 15лет директором данной школы).

         ШКОЛА. Построена три года назад; современный проект; современное оборудование; традиционная программа.

         УЧИТЕЛЯ. В педагогическом коллективе школы примерно в равных соотношениях представлены учителя разного возраста, обладающие различным опытом, с различными философскими взглядами, использующие разные методики и т, д[3].

Проблемы

         ВАНДАЛИЗМ. Проявления явно учащаются. Технический персонал школы жалуется, что часто приходится иметь дело с разбитым кафелем, сломанными перегородками в туалетах, разбитыми зеркалами, испачканными стенами, засоренными раковинами, сломанными кранами.

         ДИСЦИПЛИНА. Дисциплинарных взысканий очень много (заместителя директора обычно ждут два или три учащихся). Секретари жалуются на шум; родители расстраиваются, когда приходят в школу. Каждые несколько дней происходи т драка. Кроме того, в буфете учащиеся кидают друг в друга продуктами, а работники буфета говорят, что учащиеся в грубой форме выражают претензии к качеству пищи и вообще невежливы.

         УЧИТЕЛЯ. Учителя старшего возраста жалуются на «вседозволенность»; они говорят, что при прежнем директоре обстановка в школе была лучше, а учащиеся знали свое место. Они сомневаются в необходимости проведения дискуссий на занятиях, практических внеклассных работ и тому подобного- Молодые учителя хотят двигаться вперед; им нравится свободная обстановка в школе. Обычно у них на уроках более шумно, чем у учителей-ветеранов, потому что они больше поощряют дискуссии и практические работы.

         РОДИТЕЛИ. За последние месяцы в редакцию местной газеты пришло несколько писем от родителей, в которых были подняты проблемы дисциплины в школе и явно недостаточной строгости педагогов; авторы писем считают, что надо меньше уговаривать учеников и больше действовать. Некоторые родители жалуются, что старые учителя часто относятся к ученикам несправедливо; этим родителям нравится большинство молодых учителей и их методы преподавания, но и они активно критикуют имеющиеся недостатки.

Заключение

         Тема моей научной работы на сегодняшний момент является одной из самых актуальных. Понятие гендера всегда интересовало человечества. Деление людей на женщин и мужчин имеет свои особенности. Хотя у мужчин и женщин много общего, они отличаются друг от друга по ряду важных характеристик – психологических и физиологических. На мой взгляд все - же женщины по сравнению с мужчинами растут в более структурированном и директивном мире, именно поэтому женщины более связаны с решением проблем, они более экстенсивны и подконтрольны. Можно утверждать, что женщины с большей вероятностью обладают заранее установленной, испытанной ( то есть более доступной ) схемой, касающейся чего-либо. Поэтому женщины легко распознают дискриминирующее поведение и отнесут его к категории сексистского с большей вероятностью, чем мужчины. Однако, для мужчин, приобретая ранний и более богатый опыт возможных взаимоотношений, положительно влияет на мотивацию их действий и способствует развитию у них целеустремленности.

         Нельзя дать четкого объяснения, каковы взаимоотношения между мужчиной и женщиной, ведь они вырастают в существенно различных психологических контекстах. Именно поэтому данная тема является такой актуальной на сегодняшний момент.

Список используемой литературы

[1] – Якуба, Елена Александровна/Учебное пособие для студентов. – Харьков: Константа, 1996. – 192с.

[2] – Кравченко, Альберт Иванович/ Социология: Учебник для вузов. – М.: Логос; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 368с.:ил.

[3] – Андреева, Галина Михайловна/ Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 375с.