ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ     Об авторе

«Оформление фотоальбомов в программе Photoshop»

Воротников С.А.

Существует мнение, что для внутреннего равновесия человеческой души
куда полезнее смотреть на удачный фотопортрет, чем в зеркало!:)


       Наш мир – мир людей, так уж устроен, что в жизни каждого человека есть свои увлечения и интересы, которые складываются в зависимости от воспитания, склада ума и круга общения. Так сложилось, что с детства я обратил внимание на увлечение моего отца – фотографию. Почти ни одна поездка в лес или на море, День рождения или встреча с друзьями семьи не проходили без запечатления на память интересных моментов. В раннем детстве меня, как, наверное, и любого мальчишку в возрасте 4-5 лет, интересовало только устройство этой загадочной штуки – фотоаппарата. Со временем этот интерес перерос в серьезное увлечение.
       С тех самых пор как мне приобрели компьютер, у меня возникла мысль о «приукрашивании» фотографий... Хотелось добавить, например, надписи, тематические элементы, изменить одежду, фон... А еще - я занялся сбором семейных фотографий от давних лет до сегодняшнего времени, их реставрацией, ретушированием и оформлением альбома. Первая моя работа – это создание фотоальбома моей семьи.

       Затем я поймал себя на мысли, что мое творчество нравится не только моим родным и друзьям… И я стал профессионально заниматься этим направлением; сейчас создаю дизайн фотографий в стиле скрапбукинга.
       Конечно, предшественником всего практического была теоретическая составляющая. Я изучил множество литературы по истории фотографии, фотомонтажа и возникновения компьютерных программ для оформления фотографий. Я уверен, что все слышали слова «фотография», «фотомонтаж», «фотошоп», но почти на 100% уверен и в том, что мало, кто знает историю возникновения этих понятий. Поэтому я хочу познакомить Вас не только с некоторыми своими работами, но и интересными фактами истории.
       Но, все по-порядку…

       ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК:
       Фотография (от фото… и греч. grapho- пишу, черчу, рисую; букв. – светопись), область науки, техники и культуры, охватывающая разработку методов и средств получения сохраняющихся во времени изображений или оптических сигналов на светочувствительных материалах (слоях) путем закрепления изменений, возникающих в светочувствительном слое под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом фотографирования. Вот такое сложное определение дает энциклопедия тому понятию, которое прочно вошло в наш мир.
       Датой изобретения фотографии считается 19 августа 1839 года, когда в Парижской академии наук физиком Д.Ф.Араго было сделано сообщение о разработанном Л. Дагером совместно с Ж.Н. Ньепсом способе получения изображений, названном позднее дагеротипцией.
       Первоначально, после изобретения, фотография использовалась как способ фиксации портретных и натуральных изображений, и поэтому первыми фотографами чаще были художники. По мере совершенствования фотоматериалов и технологии их обработки, создания более совершенных фотоаппаратов и освоения новых приемов съемки значительно расширились возможности фотографии и сфера ее применения.
       В конце 19 в. фотоаппарат взяли в руки люди, часто сталкивающиеся с необходимостью делать натуральные зарисовки: путешественники, натуралисты, этнографы. Документальность и наглядность изображения, создаваемого фотоаппаратом, привлекли внимание ученых, инженеров, журналистов, врачей и других специалистов, для кого процесс фотографирования быстро стал важным элементом их научной, производственной и общественной деятельности.
       В 20 в. фотография вышла на одно из первых мест среди средств массовой информации, получила широкое распространение во многих областях науки, техники и культуры; будучи, в сущности, техническим способом воспроизведения изображения, превратилась в особый вид искусства – фотоискусство.
       Почти одновременно с первой фотографией, то есть, примерно в 1839 году или чуть позже, появились предпосылки к возникновению фотомонтажа.
       Фотомонтаж (от фот.- греч. phos – свет и монтаж - франц. montage — подъём, установка, сборка), метод совмещения изображений с двух или нескольких фотографий; изображение, полученное этим методом. При фотомонтаже нередко использовался графический материал.
       Первые умельцы делали фотомонтаж с помощью примитивных подручных инструментов – ножниц и клея и исключительно ради своего удовольствия. Со временем возник так называемый механический способ фотомонтажа, когда из фотографий вырезали нужные изображения, подгоняли их путем увеличения под необходимый масштаб, склеивали на листе бумаги, ретушировали, затем переснимали.
       Лишь позже некоторые предприимчивые люди рассмотрели в этом методе огромный потенциал, с помощью которого можно привлечь глаз простого обывателя. Таким образом, получил толчек в развитии проекционный способ фотомонтажа - на фотобумаге последовательно печатали изображения с ряда негативов. При этом нередко использовали т. н. маски, последовательно перекрывающие те или иные части негатива. Такой вид фотомонтажа широко применялся при изготовлении плакатов, реклам, политических карикатур и т.д.
       Как жанр, фотомонтаж сформировался лишь к началу двадцатого века в Германии. Основатель модернистского течения «Dada», Р. Хаусманн, написал статью «Определение фотомонтажа», в которой поведал принципы направления. Его коллега Х. Херцфельд создал отдельный вид фотомонтажа - плакат-памфлет. Его работы пользовались большой популярностью в период борьбы с фашизмом.
       В России в период конструктивизма получил бурное развитие новый жанр фотографии – фотоколлаж; тогда творили такие мастера-фотохудожники как Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко и другие. Именно в тридцатых годах двадцатого века формировались новые тенденции графического дизайна. Фотомонтаж, как выразительное средство, считался наиболее понятным для советского народа. Знаковыми фигурами того времени были В. Корецкий и А. Житомирский, создававшие методом фотоколлажа плакаты и листовки. В 1983 году вышел в свет альбом Житомирского, где художник рассказывает о тонкостях коллажа на примере своих работ.
       В восьмидесятые годы двадцатого века начал развиваться цветной фотомонтаж. Изготовление цветного коллажа было очень трудоёмкой работой, поскольку все детали для него приходилось снимать вручную, используя только профессиональную технику. Наиболее известные мастера этого периода – короли эстрадного плаката А. Сальников, Ю. Аксёнов, Ю. Балашов, С. Власов, Ю. Широченков, Г. Кузьмин, В. Щербак и С. Буров   [1].
       С массовым распространением цифровых технологий, потомки первых умельцев фотомонтажа обрели мощнейшее орудие – компьютер вместе с программными приложениями для редактирования фото. Появился новый вид фотомонтажа - фотомонтаж цифровой, который полностью вытеснил механический фотомонтаж.
       Именно это дало возможность фотомонтажерам в отличие от их дедов и прадедов придавать своим работам, ранее подразумевавшим под собой грубое сочетание кусков из разных фотографий, где границы склейки всегда были заметны невооруженным глазом – творить иллюзию целостного фото. Теперь только с большим трудом и за редким исключением обыватель мог усмотреть в том или ином фотомонтаже обман зрения, а порой и рассудка. Ведь цифровой фотомонтаж дал возможность не только профессиональным фотографам, но и просто увлеченным этим направлением людям, доводить до идеала неидеальные образы, «переодевать» и «перемещать» своих друзей, знакомых на фон неимоверно красивых и загадочных пейзажей, помещать их в автомобили последних эксклюзивных моделей, ну в общем совмещать несовместимое.
       Ну что тут скрывать?! Именно с этого я и начинал, когда заинтересовался возможностями фотомонтажа. Сначала я научился «отделять» лица своих друзей от тела и «перемещать» их на красивые тела каких-нибудь знаменитостей. А потом, учитывая пожелания друзей, либо «отправлял» их в кругосветное путешествие, делая фотографии на фоне айсбергов, альпийских лугов и т.д., либо помещал их в шикарное авто, которого у них, понятное дело, никогда не будет. Кроме того, когда друзья и родственники обзавелись персональными компьютерами, хотелось передать фотографии не просто записав их на CD или переслав по электронной почте - ведь это элементарно, быстро, скучно. Гораздо веселее создать свою персональную интерактивную презентацию из снимков. Так, можно проиллюстрировать любую туристическую поездку только изображениями, а можно добавить к каждому из них текстовый или аудиокомментарий, забавные исправления.
       И когда я понял, что такого рода работы вызывают у людей неподдельный интерес, то решил освоить цифровой фотомонтаж всерьез и профессионально.

       Освоив в достаточной степени специфику творческой обработки фотографий, я стал пытаться соединить отдельные фото в такие альбомы, которые не будут пылиться на полке и извлекаться из закромов родины только для принудительной их демонстрации зевающим гостям. Я занялся новым направлением – цифровым скрапбукингом.

Мои работы в PhotoShop:)


       Скрапбукинг – это искусство, развивающееся на протяжении многих веков, и имееющее в свей истории два основных этапа: до 1980 года (это история прошлого скрапбукинга) и после 1980 года (современный скрапбукинг).
       Скрапбукинг (или скрэпбукинг, англ. Scrapbooking: scrap — вырезка и book — книга, букв. «вносить в книгу») — вид хобби, ручного творчества, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов; способ хранения личной и семейной истории в форме фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей. Скрапбукинг это своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй, с помощью особых визуальных и тактильных приемов вместо обычного рассказа, передающегося «из уст в уста».
       В Древней Греции существовала форма записной книжки «hypomnema» для записи того, что ее владелец услышал, прочитал или подумал и хотел запомнить.
       В XV веке в Англии были распространены так называемые «commonplace books», хозяин такой книжки фиксировал в ней каким-либо образом полученные знания — медицинские рецепты, цитаты, письма, стихи, таблицы и измерения, пословицы, тексты молитв и т. д. Такие записные книжки использовали в основном студенты, а также филологи, как помощь при запоминании полезных понятий и фактов. Некоторые современные писатели рассматривают блоги как аналог таких записных книг.
       В 1980 году на Всемирной конференции Записей (World Conference of Records) семья Кристенсен, штат Юта выставила на всеобщее обозрение 50 своих альбомов, посвященных истории их семьи. После того, как появился интерес к их альбомам, они решили написать книгу об искусстве скрапбукинга “Ожившие воспоминания”. Мэриэлен вместе с мужем в 1981 году решили основать первый магазин для любителей скрапбукинга в штате Юта. В 1996 году они создали первый в мире интернет-сайт, через который можно было заказывать товары для изготовления альбомов  [3].
       Наряду с оформлением фотоальбомов, появился и так называемый "цифровой скрапбукинг", где в подобных технологиях оформляются цифровые фотографии.
       В настоящее время скрапбукинг очень популярен в США и на Западе. В нашей стране скрапбукинг находится в начальных стадиях развития.
       Да, это один из способов оформления фотографий, но это - особый дизайн, каждая страничка фотоальбома как маленький рассказ о моменте, запечатленном на фотографии.. Оформленная таким образом фотография приобретает историю, свой неповторимый стиль - добавляются всевозможные декоративные элементы, текст...
       Я остановил свой выбор на работе в стиле скрапбукинг не просто так. Основная идея моих работ – это сохранить фотографии, воспоминания и памятные вещи на длительный срок для будущих поколений. Но помимо этого, я выражаю свой творческий потенциал, поскольку показываю свое видение искусства в альбоме, оформляя их в особом, собственном стиле. Это также способ представить мои фотографии и воспоминания в цифровом файле, поделиться своим творчеством в сети, выслушать комментарии...
       Естественно, мои работы не сразу стали профессиональными. Далеко не все получалось с первого раза. Я просматривал, изучал работы многих талантов в этой области, пытался определиться, какая техника оформления мне ближе - монтаж фотографий, коллаж, черно-белые или же насыщенно-яркие фотографии... И стиль в оформлении фотографий получился произвольный - сыграл роль простой принцип «мне нравится – мне не нравится». И я стал двигаться мелкими, но уверенными шажками, оттачивая мастерство в редактировании фотографий, применении различных эффектов, созданию фонов и образов …

       При притворении своих мыслей в жизнь я использую программу Photoshop, которая дает широкие возможности для реставрации старых и некачественных фотографий, создания поздравительных открыток, постеров, коллажей, обложек, шаблонов для веб-страниц, ретуширования фотографий и многого другого. Программа, на экранной заставке которой сегодня список разработчиков – их 41, изначально принадлежала двум братьям – Томасу и Джону Нолл, а в настоящее время – это программа-лидер в индустрии графики и дизайна.

       К каждой своей работе я подхожу индивидуально. Обычно, я создаю альбомы, охватывающие какую-то определенную тему: свадьбу, романтическое путешествие, рождение ребенка и т.п. Каждый лист в таких альбомах я оформляю таким образом, чтобы он представлял из себя законченную мысль.
       Возможно, изучая и применяя новые знания, я открою новые возможности своего творчества…

ПОЛЕЗНЫЕ И ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ССЫЛКИ

  1. http://www.naholste.info - Печать фотографий и репродукций на холсте, мультипанельная печать, коллажи, стилизация под живопись и много другой полезной информации
  2. http://www.pshopcreative.co.uk - На сайте доступны для скачивания англоязычные журналы "Creative Photoshop", есть множество примеров работ в области фотомонтажа
  3. http://www.scraboo.ru/history/ - Здесь описана история развития скрапбукинга
  4. http://scrapbooking.com/ - Представлено большое количество интересных материалов про скрапбукинг, много примеров
  5. http://www.alldesign.biz/photoshop/ - На сайте представлено большое количество информации относительно фотодизайна
    Вверх

    ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ     Об авторе