В.И. Вернадский как ученый, мыслитель, человек

Воротников С.А.
Донецкий национальный технический университет


  1. Введение

  2. Ученый по призванию

  3. Философские идеи Вернадского

  4. Человек с украинскими корнями

  5. Выводы

  6. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

        В ряду выдающихся ученых ХIХ - ХХ столетий одно из наиболее почетных мест занимает Владимир Иванович Вернадский. Его жизнь является образцом деятельности выдающегося ученого и мыслителя не только минувшего столетия, но и современности. Это творческая личность гармонично обобщившая в себе глобальность рассматриваемых проблем, энциклопедичность, создание теоретических и экспериментальных первичных знаний, открытие новых разделов науки и формирование научных школ, практическую результативность, гражданственность и любовь к Отечеству, высочайшие нравственные качества.
       Владимир Иванович Вернадский – человек нашей исторической эпохи, крайне противоречивой, переломной и в развитии науки, и в развитии техники и в развитии человечества в целом.

УЧЕНЫЙ ПО ПРИЗВАНИЮ

        Владимир Иванович Вернадский - ученый-естествоиспытатель, организатор и первый президент Академии наук Украины, творец теории о биосфере, в частности о ноосфере, теории о ведущей роли живых существ в геохимических процессах и эволюционной теории о происхождении минералов, основатель геохимии, радиогеологии. Сам Вернадский отмечал: “жизненность и важность идей познается лишь длительным опытом. Значение творческого труда ученого определяется временем” [1].
       Владимир Иванович принадлежит к тем классическим ученым, в руках которых становится наукой все, чего касается мысль. Если говорить о разносторонности его научных интересов, то в точном смысле слова он ни геолог, ни биолог, ни историк, хотя был и тем и другим. Владимир Иванович был не просто натуралистом, а натуралистом-мыслителем, ученым-натуралистом. В.И. Вернадский оставил неизгладимый след по всему возможному спектру деятельности ученого: новые знания и разделы науки, научные школы и ученики, новые научные организации и науковедение. Он был основоположником или участником создания генетической минералогии, геохимии, радиогеологии, учения о живом веществе – совокупности растительных и животных организмов как геологическом факторе эволюции земной коры, биохимии, учения о биосфере, учения о естественных производительных силах как естествен-ноисторическом фундаменте социального развития, учения о ноосфере, науковедения и истории научной мысли.
       Научные направления, в которые В.И. Вернадский внес огромный по ценности вклад, - это геометрическая кристаллография, кристаллофизика, кристаллохимия, теоретическая геология, теория строения силикатов, учение о газовом строении Земли, география, почвоведение, история природных вод, гидрология, гидрохимия, общая (теоретическая) биология, космическая биология, экология, космическая химия, радиохимия, метеоритика и космология, наука и научное мировоззрение, философские проблемы естествознания. При этом поражает не количество охваченных им направлений, а качество исследований и анализа, объединяющихся в определенное мировоззрение.
       В.И. Вернадский занимался всеми видами научной работы: теоретической, экспериментальной, полевыми экспедиционными исследованиями.
       Ученый по призванию, Вернадский был мыслителем, художником душой. Искусство, по его словам, вместе с наукой является путем познания природы и Космоса. Сам он является автором концепции о том, что произведения искусства в значительной мере служат неисчерпаемым источником для науки, но идеи, которые она вносит, остаются в науке лишь после их проверки научными методами.
       Вернадский всегда подчеркивал, что его увлечение художественной литературой, изобразительным искусством, музыкой оказывало содействие сохранению высокой трудоспособности. Это помогало ему вносить в свое научное творчество эмоциональное вдохновение.
       Чем дальше Вернадский продвигался в своих научных поисках, тем больше он акцентировал внимание на ответственности ученого за результаты своей деятельности. Он отмечал, что ученые не должны закрывать глаза на возможные следствия их работы, научного прогресса.
       В лице Вернадского мировая наука встречается с классическим ученым, украинским творческим гением. Сегодня мы по-новому воспринимаем Вернадского - не только как гениального планетарного ученого, но и как пламенного патриота Украины, великого сына украинской земли. Оправдывается реальность его высказываний: «Жизненность и важность идей познается лишь продолжительным опытом. Значение творческого труда ученого определяется временем».
       Много гениальных идей Вернадского уже стали достоянием современной науки, но еще очень многие из его идей ждут своих исследователей. Одна из них золотом вычеканена на памятнике Вернадскому, который установлен на его могиле: «С человеком, бесспорно, возникла новая геологическая сила на поверхности нашей планеты».
       Могучий аналитический ум, выдающиеся способности в научной интуиции, дар предвидения, философское мышление, титаническая трудоспособность принесли Вернадскому славу выдающегося натуралиста - исследователя.
       Довольно рано Владимир Иванович вырабатывает для себя главные принципы научного мировоззрения. В его работе «Основы кристаллографии» они четко просматриваются: «Осуществлять детальный анализ. Видеть за частичным общее. Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями. Не избегать вопроса “почему?” Проследить историю идей. Собрать как можно больше сведений о предмете исследования из литературных источников (преимущественно научных), обращаться к оригиналам. Изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь). Связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью. Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные».
       По словам Вернадского главным в его методе является научный поиск, научная работа, свободная мысль, жажда познания и сила сомнения. Начиная разработку научной проблемы, он продолжал заниматься ею на протяжении многих лет. Как правило, ученый вел параллельно несколько научных исследований, стараясь охватить мысленным взором несколько областей знаний, чаще всего на стыке наук. Постепенно через изучение природы Вернадский подошел к органическому синтезу Космоса с учением о биосфере и ноосфере.
       Идеи В.И. Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. Его желание понять мир в целом, связать все явления в единый процесс, начиная от микромира и заканчивая Космосом, принесли ему славу выдающегося натуралиста - мыслителя.
       Вернадский стал организатором и первым президентом АН Украины (1918). Необходимо отметить, что созданием Академии занимался выдающийся, авторитетный в стране и Европе ученый, высоко образованный человек, читавший на всех славянских, германских и романских языках, человек с украинскими корнями, любивший Землю и народ Украины, обладавший огромным опытом общественной, парламентской и государственной деятельности, непогрешимо порядочный в науке и в жизни.
       Работа по созданию Академии была начата сразу в нескольких направлениях: непосредственно создание Академии, научной библиотеки и новых научных и учебных заведений, в том числе Ботанического сада, Академических музеев, фондов помощи ученым и др. Особенно быстро в этой стремительно меняющейся обстановке, когда бесхозными оставались ценнейшие собрания книг, создавалась библиотека. Сейчас это Национальная библиотека Украины, носящая его имя.
       Заложенные В.И. Вернадским зерна дали обильные плоды. Академия Наук Украины в XX веке, привлекшая научную элиту Украины мирового уровня, стала одной из самых мощных и результативных в мире. Вернадский всегда чувствует сопричастность с Украиной, осознает единство славянских народов и их право на свободу, никогда не порывает с Украиной, работающими здесь учеными. Последний раз он был в Украине на двух научных конференциях в 1939 г.

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ВЕРНАДСКОГО

       Мысли В.И. Вернадского о смысле жизни, устройстве общества, роли науки, образования, культуры, истории общества и науки и др., нельзя пересказывать, их следует приводить и размышлять весте с ним, использовать в своей жизни.
       Вернадский считал философию и науку двумя принципиально разными способами познания. Философия безгранична, «она размышляет обо всем: о человеке, его внутреннем мире и о самом мышлении. Наука же ограничивается реальным миром».
       Исключительно актуальна сейчас высказанная В.И. Вернадским еще в 1920 г. мысль: «…те вопросы, которые встали перед человечеством, выходят за рамки одного народа – они вечные».
       Вернадский опередил время, его фантастические обобщения, предвидения становятся сегодня реальностью. Неисчерпаемость его идейного наследия подтверждаются не одним, а многими и многими примерами. В те годы, когда впервые были высказаны идеи Вернадского, многое в них было непонятным из-за новизны самих идей и неподготовленностью к их восприятию.
       Являясь создателем учения о биосфере, Вернадский глубоко понимал, что едва ли возможно целиком жизнь свести на физико-химическое начало [2, с.28]. Идея принципиальной незавершенности научной теории живого содержится в его неоконченных работах 20-х годов.
       В поисках источника «живой материи» Вернадский отделяет в организме «те материальные его части, которые взятые отдельно, явно не имеют признаков живого или жизненного» (например, вода, газ, части скелета и т.п.). Ученый формирует несколько общих признаков оживленной материи, а именно: размеры живой материи всегда микроскопически мелкие, приближающиеся к величине молекул и даже атомов. Однако эти «крупинки» являются «могучим источником энергии» для всех процессов, вызывающим огромные изменения в захваченном ими мертвом веществе. Понятие материи получает здесь расширенную трактовку не только как вещества, но и энергетической, говоря современным языком, полевой формы.
       Вернадский затруднялся связать явление человеческого сознания с какой-либо конкретной формой материи (энергии), однако он утверждает необходимость существования его особого источника (центра), выступающего организующим началом для костного вещества. Он писал: «Это как будто особая сила, способная менять – в некоторых процессах – проявление и действие энергии, но не одна из ее форм? Никак не могу подойти к более точному выражению своей мысли» [2]. Позже, Вернадский предполагал, что отличие живой от косной материи «кроется… в состояниях пространства-времени» [3].
       Позитивизм как опыт подчинения философии науки не имел большого успеха среди философов как в Европе, так и в России. Но зато он оказался очень привлекательным среди ученых различных специальностей. Это ярко выразилось среди ученых-естествоиспытателей. Одним из представителей поисков “научного мировоззрения” был В.И. Вернадский.
       Гносиологические аспекты взглядов В.И. Вернадского, подходы к соотношению научного и философского постижения целостного мира поражают своей глубиной и актуальностью. В.И. Вернадский хорошо понимал “огром- ное значение философского мышления в структуре духовной жизни человечества” [4].
       В наше противоречивое время, когда идет переоценка ценностей, нам необходимо по достоинству оценить раздумья философа о гносиологических принципах, возможностях философии и науки: “Философия резко отличается от науки гораздо более глубокой и широкой базой, на которой возникают ее построения в области ее искания безграничны, тогда как науке поставлены пределы, так же как они поставлены технике. Эти пределы – реальный мир. Разнообразие и широта мысли, видимо, обеспечивают и большую глубину проникновения философской мысли в окружающее” [5].
       Философ размышлял: “Философия не решает загадки мира, она их ищет. Она пытается охватить жизнь разумом, но никогда достичь этого не может. Философская истина всегда может быть подвергнута сомнению свободно ищущей личностью”.
       Наряду с этим, В.И. Вернадский поднимает ряд проблем, анализ которых находится в эпицентре современных философских дискусий. Так, например, анализируя последствия отделения научного знания от философского, он отмечает: в “истории философии наблюдается явление, невозможное для научной мысли в наше время: наука одна для всего человечества, философий по существу несколько”.
       В.И. Вернадского иногда обвиняют в примитивном позитивизме. Однако это не так. Вернадский никогда не принижал философское знание, высоко его ценил, но видел противоречивый характер и отстаивал философский плюрализм. Об этом свидетельствуют хотя бы следующие его рассуждения: ... “но ученый не может считаться с верой философских мыслителей, он должен принимать во внимание научно-объективную структуру философской мысли. Структура философской работы человечества резко отличается от таковой же научного мышления. Всегда одновременно будут существовать и существуют противоположные философские системы и построения, всецело проникнутые отражением творческих личностей человечества. Может быть их совокупность дает сложную, многогранную, резко иную, чем научная, истину - правду философии” [5].
       Вернадский считал, что философия в поисках “абсолюта” всегда ставила и будет ставить вечные вопросы, до которых науке “не дотянуться” и она всегда будет опираться на науку и другие составные части культуры.

ЧЕЛОВЕК С УКРАИНСКИМИ КОРНЯМИ

       Как определял сам Вернадский, “человеческая личность, как все в окружающем мире, не является случайностью, а созданная продолжительным ходом предыдущих поколений”.
       Уверенная походка, прямой стан, легкость движений Вернадского привораживала всех, кто с ним встречался. Его лицо было пронизано красотой мысли. Скромный, всегда требовательный к себе и другим, он говорил, что «у меня не можно быть, у меня нужно работать». Ученый всегда строго придерживался детального распорядка дня, даже накануне Нового года он в десять часов гасил свет в своем рабочем кабинете и ложился спать [5, с.9].
       Благодаря врожденным задаткам, воспитанию и влиянию близких людей стиль жизни Вернадского характеризовался постоянным поиском новых проблем. Он мог в одно и то же время заниматься решением нескольких проблем, которыми он обычно продолжал заниматься многие годы. В отличии от многих ученых, стремившихся к узкой специализации, Владимир Иванович оставался универсальным мыслителем. Однако это не мешало ему выделить основную линию жизни: «Мне теперь уже выясняется та дорога, те условия, среди каких пройдет моя жизнь. Это будет деятельность ученая, общественная и публицистическая…» [1, с.218] .
       Он был заботливым отцом. Его увлеченность науками передалась детям, как и он сам перенял ее у своего отца. Дети очень любили своего отца и уже взрослыми проводили с ним исследования, участвовали в экспедициях. Они стали продолжателями его идей и учений.
       Что касается смысла, идеала и цели жизни, то для себя Владимир Иванович определил их в «доставлении наивозможной пользы окружающим», поскольку он считал, что его ценность, как и ценность всех остальных людей «оценивается не сама по себе, а по степени причастности к жизни всего человечества, по той реальной пользе, которую человек приносит окружающим, близким и далеким» [1, с.119].
       Крупнейший натуралист ХХ века - В.И. Вернадский был потомком славного рода запорожских казаков, всегда считал Украину родной для себя землей, в его переписке можно встретить великое множество признаний такого рода: «Я так сильно чувствую свою связь и с Украиной, и с Киевом» (письмо к академику Н.П. Василенко, сентябрь 1921 года). Черты гражданина Украины и России и мыслителя мирового, даже космического масштаба сочетались в натуре Вернадского совершенно органично [3, с.18].
       “Настоящим украинцем” Вернадский стал в 1876 году, когда вышел указ, запрещающий украинский язык. Именно тогда отец рассказал ему историю Украины, историю борьбы украинцев за независимость, рассказал и о тайном украинском обществе - Кирилло-мефодиевском братстве, одним из участников которого был родной дядя матери.
       Вернадский основательно знакомится с украинской литературой. В библиотеке отца он читает произведения Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Николая Костомарова и др. Чтобы больше узнать об истории Украины, он самостоятельно выучил польский язык, так как именно на польском языке издавалось много книг, в которых речь шла о родной земле.
       Сам Вернадский владел многими языками: польским, латинским, греческим, немецким, английским, итальянским и др. Например, лишь для того, чтобы прочитать в Гааге несколько книг из истории науки, он самостоятельно выучил голландский язык.
       Вернадский тяжело воспринимал дискриминацию украинского языка, культуры и всего украинского. Ему тяжело было понять, почему в Киеве, если в каком-нибудь доме члены правительства найдут портрет Шевченко, то хозяина сразу же арестовывают, почему вечерницы “малороссийские” запрещались, а многих из их участников бросали в тюрьмы.
       Укреплению интереса к Украине содействовала дружба с Михаилом Драгомановым, который познакомил его с И. Франко и Г. Павликом.
       В.И. Вернадский принял активное участие в деятельности земства, создавшего целый слой культуры, состоявший из земских врачей, учителей, агрономов, земских деятелей, многие из которых видели в земстве выход к конституции.
       В Тамбовской губернии В.И. Вернадский выдвинулся на ниве просвещения, – он оставил здесь после себя 300 школ. Вместе с друзьями он создал Комитет помощи голодающим, где в 1891-1892гг. кормилось до 25 тысяч человек, оказывалась помощь лошадьми, семенами. Участвовал в съездах земских гласных, работе Бюро земских съездов. Активно участвовал в создании в 1909г. «Союза освобождения», нацеленного на мирную эволюцию режима путем введения конституции, который перерос затем в партию конституционных демократов.
       Вернадский не мыслил себя вне своей Родины. Его арестовывали, травили в прессе. Репрессировали и уничтожали его друзей. Дети звали его за рубеж, но он остался и продолжал служить своему Народу, своей Земле. Его размышления были динамичны: «Подлинная работа осуществляется тысячами интеллигентов – учителей, врачей, агрономов, инженеров, натуралистов. Их хватают за руки, затыкают им рот, ссылают и не дают пропитания, элементарного обеспечения. Но только они, а не грубая сила коммунистов, обеспечивают целостность страны».
       В 1943 г. Вернадскому исполнилось 80 лет. Он был награжден орденом и Сталинской премией I степени. Половину он отдал в пользу фронта, вторую – нуждающимся друзьям, в том числе репрессированным.

ВЫВОДЫ

       В объеме представленного доклада мы увидели долгую творческую, насыщенную событиями и неустанным трудом жизнь Владимира Ивановича Вернадского – Ученого, Мыслителя, Человека, Гражданина.
       Перед нами Ученый, который говорил: «Был у меня один молодой разговор, о котором часто приходится вспоминать и чувствовать жизненную правду, мною тогда высказанную: на необитаемом острове, без надежды поведать кому-либо мысли и достижения, научные открытия или художественные произведения, без надежды выбраться – надо ли менять творческую работу мысли, или надо продолжать жить, творить и работать как будто живешь в обществе и стремишься оставить след своей работы в максимальном ее проявлении и отражении? Я решил, что надо именно так работать».
       Перед нами Мыслитель, чьи высказывания исключительно актуальны и сейчас – они вечны. Он опередил время. Его фантастические обобщения, предвидения становятся сегодня реальностью.
       Перед нами Человек, который отстаивал свободу науки и образования, помогал голодающим и организовывал школы, боролся за судьбы своих любимых учеников, который последним из «братства» покинул этот мир, высоко и достойно держа над головой как звезду для всех нас девиз «Жить для других, жить открыто!».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Творческое наследие. Вернадский и современность// Сборник трудов международной научной конференции. 1998.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988. - 218 с.
3. Сюндюков И.В. Разум есть сила жизни//День. №26, 9 февраля 2002.
4. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн.2., - М., 1977. - 238 с.
5. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)/ М.: Ленинград, 1947. – 352 с.


Вверх