RUS | UKR | ENG || ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Зюзин Дмитрий Геннадьевич

Зюзин Дмитрий Геннадьевич

Факультет: Электротехнический
Специальность: Электропривод и автоматизация промышленных установок

Тема выпускной работы:

Исследование демпфирования колебаний в крановом электроприводе

Научный руководитель: Коцегуб Павел Хоритонович


Материалы по теме выпускной работы: Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Центр обучения «Schneider Electric»

Реферат по теме выпускной работы

ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

           Актуальность

       В современной промышленности большую долю среди всех подъёмно-транспортных механизмов занимают краны, на которые возложены разнообразные функции: транспортировка сырья, перемещение готовой продукции, монтаж и ремонт оборудования.

       Одной из главных особенностей крановых механизмов является то, что в большинстве случаев груз с механизмом передвижения связан не жёстко, а с помощью упругих связей, что в свою очередь является основной причиной возникновения колебаний при его горизонтальном перемещении. Раскачивание груза возникает при пуске и торможении механизмов передвижения или поворота крана. Колебания заметно увеличивают время технологического цикла, вызывают колебания момента и неравномерное движение крана, увеличивают нагрузку на элементы конструкции кранов, вызывают усиленный износ отдельных узлов, а в некоторых случаях могут вызвать опасность столкновения груза с объектами, расположенными вблизи транспортируемого объекта. Также раскачивание груза имеет особое значение при автоматизации кранов и для кранов, осуществляющих точные монтажные операции. Возникающие колебания долго не затухают вследствие малого сопротивления воздуха и жёсткости каналов, поэтому необходимо применять специальные меры по демпфированию колебаний.

           Цели и задачи

       Цель работы – исследовать различные методы демпфирования колебаний в крановых электромеханических системах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

           Научная новизна и практическая ценность

       Недостаточно работ, которые бы полностью и основательно раскрыли все вопросы, связанные с демпфированием колебаний в системах с упругими связями.

К содержанию

ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ

           Локальная ситуация

       Исследованием и оптимизацией двухмассовых электромеханических систем занимались такие преподаватели ДонНТУ:

           Национальная ситуация

       Украинскими учёными в области кранового электропривода решаются следующие вопросы:

           Мировая ситуация

       За пределами Украины решаются следующие вопросы:

К содержанию

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

           Математическое описание двухмассовой электромеханической системы

       На рис. 1 приведена расчётная схема наиболее распространённой двухмассовой механической части электромеханической системы. На данной схеме все величины приведены к скорости вала двигателя и означают: J1 и J2 – моменты инерции первой (ротора двигателя) и второй (подвешенный груз) масс соответственно; w1 и w2 – их угловые скорости; c12 и b12 – эквивалентные коэффициенты жёсткости и вязкого трения упругого звена; M – момент двигателя; Mc1 и Mc2 – моменты сопротивления первой и второй массы, которые для упрощения представляют собой моменты сухого трения.

Рисунок 1 – Расчётная схема двухмассовой электромеханической системы
Рисунок 1 – Расчётная схема двухмассовой электромеханической системы

       В общем случае такая система описывается уравнениями Лагранжа, которые могут быть записаны в следующем виде:

;              (1)

где q и q* - обобщённая координата (в данном случае это углы поворота и угловые скорости первой и второй масс), i – число степеней свободы системы (для рассматриваемой системы i=2), Wк и Wп – кинетическая и потенциальная энергия.

       После подстановки в уравнение (1) значений всех входящих в неё величин по всем координатам и приведения подобных, получим систему:

       По полученным уравнениям можно составить структурную схему механической части, которая приведена на рис. 2.

Рисунок 2 – Структурная схема двухмассовой механической системы
Рисунок 2 – Структурная схема двухмассовой механической системы

       На структурной схеме обозначены: Mв=b12(w1-w2) – момент вязкого трения, – момент упругой связи.

К содержанию
           Математическое описание процесса колебания груза

       Для расчёта процесса колебания груза удобно воспользоваться расчётной схемой, которая приведена на рис. 3.

Рисунок 3 – Расчётная схема процесса раскачивания груза
Рисунок 3 – Расчётная схема процесса раскачивания груза
(рисунок анимирован: 52.8 кВ, 8 кадров, 5 циклов повторения, GIF Animator
для просмотра анимации с начала повторно загрузите страницу)

       В точке M сосредоточены массы вращающихся элементов механизма передвижения и поступательно движущихся частей (m1). В точке К сосредоточена масса груза m2. Дифференциальные уравнения движения груза:

;              (2)

где F(t) – ускоряющее или замедляющее воздействие, которое приложено в точке M и в общем случае зависит от времени; S0 – текущее расстояние от тележки до начала отсчёта в неподвижной системе координат; S – амплитуда колебаний груза в подвижной системе координат.

       Преобразование уравнения (2) приводит к уравнению:

;              (3)

       Общее решение уравнения (3) при нулевых начальных условиях и постоянном усилии F(t) в периоды разгона и торможения будет иметь вид:

;              (4)

       Максимальная амплитуда колебаний груза будет равна:

;              (5)

       Частота колебаний груза

;              (6)

       Производная от (4) даёт следующий результат:

;              (7)

       Из формул (4) и (7) следует, что через промежуток времени

;              (8)

отклонение груза S и скорость vK станут равными нулю, где n=1, 2, 3... количество колебаний груза. В противном случае колебания сохраняются, а их амплитуда зависит от начальных условий.

К содержанию
           Методы демпфирования колебаний

       Существуют различные способы гашения колебаний и методы их реализации. Наиболее простыми и менее эффективными из них являются [12]:

       Среди наиболее перспективных и дающих хорошие результаты можно выделить следующие методы:

       1)Основанные на определении периода колебаний. К таким методам можно отнести следующие:

       2) Модальное управление [10].

       3) Основанные на использовании интеллектуальных модулей, к которым можно отнести:

       Рассмотрим первые два метода несколько подробнее.

       Разгон до половинной скорости. Метод основан на вычислении периода колебаний по формуле [3]:

;              (9)

где L – длина троса, на котором подвешен груз; g – ускорение свободного падения; m1 и m2 – массы движущихся частей крана и груза соответственно.

       Разгон двигателя осуществляется до половинной скорости, а затем в момент времени, который соответствует половине периода колебаний, продолжается разгон до основной скорости. В этом случае, происходит приложение ускорения, равного по амплитуде и периоду, но смещённого на полпериода относительно начальной точки колебаний. Таким образом, задача демпфирования колебаний сводится к определению периода колебаний, для чего, согласно (9), необходимо обладать информацией о длине каната и соотношении масс груза и подвижных частей крана.

       Как показано в [13], период колебаний не зависит от m2, тогда формула (9) примет вид:

       Последнее утверждение упрощает задачу расчёта периода колебаний

       Управление, оптимальное по быстродействию. Для минимального времени разгона или торможения усилие (момент двигателя), приложенное к тележке, должно изменяться по тахограмме, приведенной на рис. 4.

Рисунок 4 – Диаграмма изменения момента двигателя при управлении, оптимальном по быстродействию
Рисунок 4 – Диаграмма изменения момента двигателя при управлении, оптимальном по быстродействию

       Как видно из приведенного рисунка, весь переходный процесс пуска разделён по времени на три участка. Время переходного процесса можно рассчитать по формулам:

где Тр – фиктивное время разгона массы m=m1+m2 от начальной скорости V до заданной V1зад при жёстком соединении тележки (m1) и груза (m2) и действии постоянной силы Fm.

       Время t2 можно определить из уравнения:

где Ω – частота колебаний груза, которая вычисляется по формуле (6).

К содержанию

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

           Полученные результаты

       В ходе исследований согласно рис. 1 в приложении Simulink пакета Matlab была разработана модель асинхронного электропривода с двухмассовой механической частью. Период и амплитуда колебаний соответствует формулам (5) и (6).

       Были промоделированы следующие методы демпфирования колебаний:

       1. Управление, оптимальное по быстродействию. Результаты моделирования приведены на рис. 5.

Рисунок 5 – Результаты моделирования системы электропривода без демпфирования 
    колебаний (а) и с использованием управления, оптимального по быстродействию (б)
Рисунок 5 – Результаты моделирования системы электропривода без демпфирования колебаний (а) и с использованием управления, оптимального по быстродействию (б)

       Из рис. 5 видно, что при использовании данного метода гашения колебаний к концу разгона колебания груза прекращаются (), несмотря на то, что первоначальное отклонение груза несколько больше, чем в системе без гашения колебаний.

       2) Метод разгона до половинной скорости. Результаты моделирования приведены на рис. 6.

Рисунок 6 – Переходные процессы в системе с применением метода половинной 
    скорости (а) и без демпфирования колебаний (б)
Рисунок 6 – Переходные процессы в системе с применением метода половинной скорости (а) и без демпфирования колебаний (б)

       Как видно из рис. 6, по окончанию пуска колебания груза прекращаются (). При использовании данного метода первоначальное отклонение груза не больше, чем в системе без демпфирования колебаний, однако пуск несколько продолжительнее, чем при использовании управления, оптимального по быстродействию.

           Планируемые результаты

       В ходе дальнейших исследований планирует разработать и промоделировать систему демпфирования колебаний с FUZZY-регулятором и с использованием искусственных нейронных сетей.

К содержанию

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Синтез вентильних приводів постійного струму: Навч. посібник/ Коцегуб П.Х. – Київ, ІЗМН, 1997. – 122 с.
  2. Толочко О.І. Аналіз та синтез електромеханічних систем зі спостерігачами стану : Навч. посібник для ВНЗ. – Донецьк: Норд-Прес, 2004. – 298 с.
  3. Герасимяк Р.П., Лещёв В.А. Анализ и синтез крановых электромеханических систем. – Одесса, СМИЛ, 2008. – 192с
  4. Герасимяк Р.П., Мельникова Л.В. Оптимальное управление крановым механизмом передвижения./ Автоматика. Автоматизация. Электротехнические комплексы и системы./ – 1999 – № 1. с. 87-94.
  5. Герасимяк Р.П., Аит А.М., Рамарувахуака А.М. Синтез электромеханической системы подъёмных механизмов с подавлением упругих колебаний // Електромашинобудування та електроустаткування: Респ.міжвід.наук. - техн.зб. – 1996. – Вип.48. – с.30-37.
  6. Мельникова Л.В., Тепляков А.Г. Реализация оптимального управления механизмом передвижения с использованием системы ТПН-АД. //Електромашинобудування та електрообладнання: Міжвід.наук.-техн.зб. – 2000. – Вип 54. – с.21-25.
  7. А.Г. Тепляков Оптимальное управление крановым механизмом передвижения с использованием тиристорного преобразователя тока. //Електромашинобудування та електрообладнання: Міжвід.наук.-техн.зб. – 2000. – Вип 55. – с.21-25.
  8. К.П. Здрозис Повышение качества электромеханических систем с регулируемым асинхронным электроприводом – Диссертация канд. техн. наук: 05.09.03 / Одесский национальный политехнический ун-т. – О., 2001. – 144 с.
  9. Tae-Young Lee, Sang-Ryong Lee Anti-sway and Position 3D Control of the Nonlinear Crane System using Fuzzy Algorithm. //International Journal of the Korean Society of Precision Engineering Vol. 3, No. 1, January 2002/ - c.66-75.
  10. Stefan Palis, Frank Palis, Mario Lehnert Anti-Sway System for Slewing Cranes. //22nd International Symposium on Automation and Robotics in Construction ISARC 2005 - September 11-14, 2005.
  11. Mahmud Iwan Solihin, Wahyudi Sensorless Anti-swing Control for Automatic GantryCrane System: Model-based Approach. // International Journal of Applied Engineering Research Vol.2, No.1 (2007), pp. 147–161
  12. Ключев В.И., Терехов В.М. Электропривод и автоматизация общепромышленных механизмов: Учебник для вузов. – М.: Энергия, 1980. – 360с.
  13. Altivar 71. Crane card. User’s manual. – 2008. – 48c.

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Центр обучения «Schneider Electric»