4.1. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ С ПОДВЕШЕННЫМ ГРУЗОМ


Источник: Герасимяк Р.П., Лещёв В.П. Анализ и синтез крановых электромеханических систем. – Одесса, СМИЛ, 2008. – с. 144-149


      К подобным механизмам отнесём механизмы пере¬мещения моста и тележки мостового крана, а также козлового крана и мостовых перегружателей. Для анализа работы исследуемой механической части ЭМС рассмотрим процесс пуска механизма передвижения грузоподъемной тележки с подвешенным на гибкой нити (канате) грузом, описав его дифференциальными уравнениями. Известна расчетная схема механической части для этого случая [3,4], изображенная на рис. 4.1.На этом этапе исследования механизм представлен в виде двух поступательно движущихся масс: m1 – тележки (моста) и m2 – груза, подвешенного на гибкой нити длиной l, s1 и s2 – пути их перемещения соответственно.

Рисунок 4.1 – Расчётная схема механизма поступательного
    перемещения
Рисунок 4.1 – Расчётная схема механизма поступательного перемещения

      Пуск происходит под действием приложенного непосредственно к тележке динамического усилия F, представляющего собой разность усилия (момента), создаваемого двигателем, и силы статического сопротивления (силы трения). Если известно значение силы сопротивления, то величина F определяет усилие (момент) двигателя. Здесь удобно все величины приводить к поступательному движению тележки, так как нас интересует поведение подвешенного груза и реальный угол его отклонения от вертикали . Полагаем, что до начала разгона люфты в передачах выбраны, а нить нерастяжима, т.е. длина l не зависит от веса груза. Кроме того, все выкладки этой главы производятся без учёта возможных дополнительных внешних воздействий – влияния ветровой нагрузки и пр.

      Пренебрегая потерями при деформации нити, движение рассматриваемой системы можно описать известными дифференциальными уравнениями [4]:

         (4.1)
         (4.2)

где горизонтальная составляющая от силы веса груза m2g, эквивалентная усилию упругой линейной деформации,

         (4.3)

В последнем выражении величина адекватна коэффициенту жесткости C12 при линейной деформации, g – ускорение свободного падения.

      Отклонение груза от вертикали характеризуется углом . При реальных малых углах отклонения (5-10 град.) с достаточно высокой степенью точности можно считать sin= , тогда

и, следовательно,

         (4.4)

      Преобразуя уравнения (4.1) и (4.2), с учетом формулы (4.4) получаем выражение, связывающее угол отклонения груза с задающим воздействием,

         (4.5)

где частота собственных колебаний системы "тележка - груз"

         (4.6)

a 0 – известная частота колебаний математического маятника, подвешенного на конструкции с бесконечной массой (),

         (4.7)

      Здесь и далее коэффициенты соотношения масс (1.48), (3.10)

,
a
m=m1+m2

      Перейдя к операторной форме записи уравнения (4.5), с учетом (4.6) получаем передаточную функцию для угла

         (4.8)

      Решение уравнения, записанного по передаточной функции (4.8), при нулевых начальных условиях и действии постоянной силы F (например, при пуске) приводит к зависимости

         (4.9)

графически изображённой на рис. 4.2 и отображающей незатухающие колебания, которые груз совершает с частотой относительно наклонной оси, а угол меняется от 0 до

      Решение однородного дифференциального уравнения, соответствующего (4.5), после достижения скорости тележки заданного значения V1зад и F=0 и потому при ненулевых начальных условиях принимает вид:

         (4.10)

где н и 'н – начальные значения угла и его производной, являющиеся конечными для режима, описываемого зависимостью (4.9).

Рисунок 4.2 – Зависимость угла отклонения груза от вертикали при 
    действии усилия F=const
Рисисунок 4.2 – Зависимость угла отклонения груза от вертикали при действии усилия F=const

      Если переходный процесс пуска заканчивается точно через промежуток времени

      Если переходный процесс пуска заканчивается точно через промежуток времени , где n= 1,2,3,... (рис. 4.2), то груз после прекращения действия силы больше не колеблется (F=0; =0). Однако если время переходного процесса отлично от значений , колебания сохраняются, а их амплитуда зависит от начальных условий.

      Таким образом, амплитуда колебаний в соответствии с формулой (4.9) пропорциональна усилию F, а следовательно, и динамическому моменту двигателя и при его уменьшении также снижается. Однако снижать момент двигателя для ограничения амплитуды раскачивания – это значит увеличивать время переходных процессов, что ведет, естественно, к снижению производительности механизма.

      Предложено много различных способов демпфирования колебаний подвешенного на канате груза [1, 3, 4, 5]. Здесь мы остановимся на способе, который оптимизирует переходные процессы и потому обеспечивает их максимальное быстродействие. Следовательно, необходимо найти такой закон изменения усилия F, который обеспечивал бы минимальное время переходного процесса с учетом требований, предъявляемых дополнительно, а именно: к концу разгона или торможения, которые протекают за минимальное время, нить с грузом должна располагаться вертикально, т.е. угол отклонения её от вертикали =0 (рис.4.1) [2]. При этом предполагается, что используется такой регулируемый асинхронный электропривод, который может обеспечить любой требуемый закон изменения динамического момента (усилия F).

     

Литература

  1. Герасимяк Р.П. Динамика асинхронных электроприводов крановых механизмов. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 168с.
  2. Герасимяк Р.П., Мельникова Л.В. Оптимальное управление крановым механизмом передвижения. /Автоматика. Автоматизация. Электромеханические комплексы и системы: науч.-техн.журнал. – 1999. – №1. – С. 87-94.
  3. Ключев В.И., Терехов В.М. Электропривод и автоматизация общепромышленных механизмов: Учебник для вузов. – М.: Энергия, 1980. – 360 с.
  4. Комаров М.С. Динамика грузоподъёмных машин. – М.: Машгиз, 1962. – 268 с.
  5. Масандилов Л.Б. Электропривод подъёмных кранов. – М.: Изд-во МЭИ, 1998. – 72 с.
Назад