ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Дубина Александр Владимирович

Дубина Александр Владимирович

Факультет экологии и химической технологии
Специальность: Химическая технология высокомолекулярных соединений



ИСТОРИЯ МУЭЙ ТАЙ

C недавних пор я начал всеръез интересоваться различными контактными видами единоборств, таким как кик-боксинг и Муай Тай. Наиболее мне интересует тайский бокс, узнав немного о технике данного вида единоборств меня заинтеросовал вопрос о происхождении и историии Муай Тай. К сожалению, история возникновения таиландского бокса Муай Тай до сих пор остается неясной.

Таиландские исторические записи навсегда потеряны в 1764 году, когда бирманская армия осадила древнюю столицу Таиланда - Аюдхайя. Город был опустошен, разграблен и сожжен. Все сокровища, религиозные реликвии и произведения искусства, так же как и королевский архив, были уничтожены. То немногое, что мы знаем о Муай Тай, пришло к нам из древних писаний камбоджийцев и бирманцев, а также нескольких летописцев.

О том, откуда пришел Муай Тай, и как сформировалось это боевое искусство известно не совсем точно. Но до сих пор об истоках Муай Тай идут горячие споры.

Истоки Муэй Тай



Считается, что Муай Тай берет свое начало свыше 2000 лет назад в тайской народности Ао Лай[1]. Первые упоминания об этом племени были найдены в провинции Юньнань Южного Китая. Выживание в те дни предполагало постоянную борьбу.



Племя Ао Лай вело продолжительные войны с китайской империей, завоевывая себе репутацию свободолюбивого и отважного народа. Однако превосходство китайской армии вынудило различные племена мигрировать на юг. Так, шаньцы осели в Северной Бирме, эхом - во Вьетнаме, а тайцы основались вначале в бассейне реки Меконг, основав города Пхаяу, Чанг Рай и др. Однако и там тайцам пришлось отстаивать свои земли в сражениях с местными жителями. Постоянная борьба способствовала сплочению тайского народа. Кроме этого, они столкнулись с великой империей кхмеров. Кхмеры преобладали в Юго-Востоной Азии, кхмерская империя Ангкор простиралась с юга Вьетнама и Лаоса, вплоть до Малайского полуострова

В китайских летописях, относящихся к династии Та (618-907 гг.)[2], встречается термин «даб наньчжао», который впервые появляется в записях, датируемых 649 г. н.э. В докладе императору упоминается о пришедшей с территории тайских племен странной и непредсказуемой технике фехтования, против которой очень трудно защищаться. В качестве резюме высказывалось соображение воздерживаться от нападения на тайцев до тех пор, пока не будут изучены все секреты этого искусства. Как оказалось данная техника фехтования отличалась использованием в комплексе с мечом приемов рукопашного боя «пачуху» или «пахуют» (приблизительный перевод этого термина - многосторонний бой), в который входили удары кулаками, ногами, локтями и коленями. Гораздо позже в даб наньчжао стали применять два обоюдоострых меча одновременно, используя их рукоятки для проведения бросков и болевых приемов (в т.ч. на суставы) по принципам, которые до сих пор сохранились в тайском массаже и акупрессуре. Фехтование двумя мечами в какой-то степени предвосхитило появление системы тайского фехтования «краби крабонг», самые первые свидетельства о которой появились лишь в середине XIV века.

История Муэй Тай в средние века



У древних кхмеров существовала каста воинов, называемая «Наяр», которые были подготовлены во всех аспектах войны. Несмотря на могущество кхмеров, в 1238 году сиамским воинам удалось захватить крупную провинциальную столицу кхмеров. Сначала здесь они обосновали Королевство Сукотай. Они назвали его «Страной свободных»

В 1350 году в современном центральном Таиланде с приходом к власти в княжестве Утонг генерала Утконга Яидхэйса, известного под именем Рама Тибоди I, возникла новая сила, вскоре объединившая всю тайскую нацию[3]. Королевство Сиам со столицей в Аюттайе просуществовало более 400 лет. Великие бойцы того времени объединялись для того, чтобы зашифровать и записать технику борьбы Муай Тай. Поскольку методы подготовки бойцов Муай Тай записывались и постоянно проверялись, тайское воинское искусство никогда не фрагментировалось в рамках отдельных школ. Улучшения и новшества в Муай Тай принимались лишь только тогда, когда получали право на существование после сражений на поле боя. Руководство отвергло идею секретного, тайного знания, передаваемого от учителя к ученику. Эта открытость и доступность воинского искусства Муай Тай эффективно остановили «замораживание знания» между мастером и учеником. Следовательно, новая техника Муай Тай стала общей и пригодной для любого учителя. Это подчеркивало необходимость развиваться и что-то постоянно менять в единоборстве Муай Тай.

Тайские воины использовали стиль рукопашного боя, известный как «пахуют», упомянутый ранее. Согласно китайским хроникам, движения их были непредсказуемы, а в качестве оружия активно использовались все ударные поверхности тела.В систему рукопашного боя вошли также независимо развившиеся техники страховок при падении со слонов, и чуть позже все это объединилось под единым названием «пахуют». Также следует упомянуть о легенде «небесная пещера» («там кухасаван») связанной с городом Суваннапумом,где будто бы была создана система рукопашного боя «пахуют», основателями которой считаются пять великих мастеров: Кру Кун Плаай, Кру Лам, Кру Сри Трейрат и дочь Кру Кун Плаая, Кру Мэ Буа. Действительно, фрески, найденные в пещерах Канчанабури, подтверждают версии о том, что это место являлось одним из древнейших центров обучения воинским искусствам.

Искусство Муай Тай постепенно оттачивалось в ходе сражений за землю. И постепенно, Муай Тай стал неотъемлемой частью тайской культуры. В давние времена все вопросы национального уровня решались путем Муай Тай состязаний. В Таиланде Муай Тай расценивается как спорт королей.



Искусство КОРОЛЕЙ



И действительно - в свое время короли сделали много для развития Муай Тай.

Еще где-то в конце Х в. правитель города Аутонг, который позже стал называться Сри Аютия («прекрасный и нерушимый»)[4], Пра Панса впервые организовал соревнования по пахуюту. Это зрелище было задумано как народное празднество и азартная игра для всего населения одновременно. Следует сказать, что страсть к азартным играм является характерной национальной чертой тайцев, и даже сейчас любые соревнования не мыслятся без тотализатора. Поединки носили дружественный характер и, согласно правилам, убийство соперника не допускалось. Такой вид соревнований стал называться «муай», или «па-нан муай» («муай» означает «схватка, поединок», а «па-нан» - «делать ставки»), и он явился предтечей современного Муай Тай. Основное внимание в этой ранней форме боксерских соревнований уделялось лишь техническому превосходству над соперником. Сам Пра Панса почитается как основатель соревновательной формы Муай Тай, выросшей из этих поединков. Древний тотализатор включал в себя не только выступления бойцов панан муай, но и другие виды развлечений, где люди могли заключать пари и делать ставки. К ним относились петушиные бои «муай кай» - развлечение, чрезвычайно популярное во всей Юго-Восточной Азии, бои между бойцовыми рыбками «муай пла кад» (необычайно красивые, но страшно драчливые рыбки «петушки» (Betta splendens Regan), обитающие в аквариумах любителей, как раз и представляют собой разновидность таиландских бойцовых рыбок), а также схватки между между кобрами и мангустами «муай нгу». В поединках нередко принимали участие и китайские бойцы, практикующие различные стили ушу, поэтому в таких случаях распорядитель делал объявление о бое «муай чек», что означало «поединок с китайцем».

Здесь нельзя не рассказать о национальном герое тайцев, боксере Пай Кханом Томе, имя которого знает в Таиланде каждый школьник. В различных источниках по Муай Тай его история немного различается деталями, но в целом такова. Пай Кханом Том был одним из пленников бирманского короля Мангры, угнанных в Бирму. На следующий год после великой победы в буддийском монастыре в Рангуне (современная столица Бирмы), где хранится святая реликвия - часть праха Будды, проводилась большая праздничная религиозная церемония. Желая продемонстрировать мастерство своих воинов король Мангра приказал устроить поединки девяти наиболее умелых бирманских бойцов с тайскими пленниками, первым из которых выступил известный у себя на родине боксер Най Кханом Том. Бирманцы были уверены в своем превосходстве, полагая, что тайцы будут использовать сильно упрощенную форму пахуюта, стиль рам мад рам муай, в то время как сами полагались на знание сходной с пахуютом старой бирманской системы рукопашного боя, делающей акцент на удары кулаками. Однако их постигло жестокое разочарование: Най Кханом Том замечательно владел пахуютом и сумел в одиночку нанести поражение всем девяти войнам, особо умело действуя локтями и коленями. Пораженный таким мастерством, король Мангра подарил тайскому бойцу свободу и тот вернулся в Таиланд победителем. С тех пор имя Най Кханом Тома остается для тайцев символом веры в свое национальное боевое искусство, а ночь 17 марта, называемую «боксерской», тайцы ежегодно посвящают своему легендарному герою. История о Най Кханом Томе, сохранившаяся в бирманских исторических хрониках, является одним из первых достоверных исторических свидетельств о таиландском боксе.

Изменения продолжались и при другом короле: король-Тигр Фра Биддка Чао Суа был знаменит своей свирепостью. Как боец Муай Тай он путешествовал инкогнито по стране и готов был сражаться с каждым, кто принимал его вызов на различных ярмарках. Во времена правления Короля-тигра в стране был мир. Король, желая занять чем-либо армию, распорядился всем изучать Муай Тай. Интерес к Муай Тай увеличивался все больше и больше.



История до наших дней



Таиландский бокс Муай Тай стал любимым спортом и популярным время провождением для народа, армии и короля. Создателем спортивной разновидности Муай Тай считается сын Рамы V, король Рама VI (1910-1925) из династии Чаккри, придавший традиционному поединку боксеров более цивилизованный вид. Он организовал регулярные боксерские поединки на футбольном стадионе под названием «Сад роз» (Суан Кулаб) на территории одного из колледжей в Бангкоке и ввел единые правила проведения соревнований по муай ват и муай лыанг. Провинциальные боксеры наперебой стремились попасть на соревнования в «Сад роз», поскольку это считалось престижным и можно было надеяться на более-менее успешную карьеру по возвращении домой. Кроме того, многих интересовали новые правила проведения боев, которые, по свидетельству одного из современников, состояли в следующем. Было разрешено проводить поединки с использованием защитных приспособлений, состоявших из бандажа на пах и хлопковых бинтов шириной 4,5 см и длиной до 2,5 м, охватывающих руки боксеров от кисти до локтя. Бинты крепились на костяшках пальцев, а затем пропитывались для прочности клеем из рисовой муки. Возникшая еще во времена династии Аютия достаточно сложная традиционная тайская техника бинтования рук весьма популярна и в наши дни. Она позволяет эффективно предохранять кисти и предплечья от повреждений и смягчает наносимые удары. Поединок длился пять раундов, продолжительность которых отмерялась с помощью кокосовых «песочных часов», на приподнятом над землей квадратном ринге, впервые огороженном канатами. Судили матч два рефери, один в «красном», другой в «синем» углу. Поединок останавливался в случае падения одного из участников, поэтому бросковая техника потеряла смысл. Несмотря на то, что несчастные случаи во время поединков все еще имели место, их количество резко пошло на убыль. Исторические источники говорят о том, что люди различных общественных положений толпами собирались в тренировочных лагерях Муай Тай[5]. Богатые, бедные, молодые и старые, все хотели видеть выступления боксеров Муай Тай. Каждая деревня проводила соревнования по Муай Тай и имела своих чемпионов. На каждый поединок Муай Тай делались ставки. Традиция заключения пари дошла и до наших дней, но тогда, пари заключалось из чувства собственного достоинства, теперь же, на исход поединков бойцов Муай Тай ставятся немыслимые суммы.

Но древние поединки Муай Тай, существенно отличались от боев сегодняшних дней. Были разрешены удары в пах, всевозможные броски, рубящие удары, а также удары пальцами. Никаких перчаток! Руки обматывались конопляными веревками и в особо яростных поединках обмакивались перед боем в клей, а затем в битое стекло. Поединки в Муай Тай не имели временных ограничений, просто один должен был проиграть, другой - победить.

Муай Тай значительно изменился с годами. Многие традиции этого боевого искусства, передаваясь из поколения в поколение, где-то затерялись во времени, так и не дойдя до нас.

Но несмотря на изменения, Муай Тай не утратил свои экзотические преимущества, мистику и эффективность. Муай Тай это искусство сражения, в прошлом на поле боя, а сейчас на ринге. И сегодня Муай Тай - боевое искусство, которое легко соперничает по популярности с кунг-фу, карате, тхеквондо, кикбоксингом и другими...

Источники

  1. MUAY THAI - СВОБОДНЫЙ ПОЕДИНОК ВОИНОВ
    Специализированный сайт о боевом искусстве Муэй Тай
  2. Тайский бокс, Муай Тай кикбоксинг
    Специализированный сайт о Тайбокс - приближенного к реальному бою современного спортивного единоборства.
  3. Официальный сайт Санкт-Петербургской Федерации Реального Айкидо
    На данном сайте можно найти много информации о Реальном Айкидо, Джит Кун До, других боевых искусствах и единоборствах, о спорте Чанбара, а также ознакомитесь с информацией об инструкторах и клубах Санкт-Петербургской Федерации реального айкидо.
  4. Тайский бокс - Википедия
    В данной энциклопедической статье рассказывается об основных особенностях, истории и техники Муай тая
  5. Муай Тай
    На данном сайте можно найти большое колличество информации по правилам соревнований по тайскому боксу среди любителей, кодекса бокса Муай Тай и много другое на тему Муай Тая.

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе