ДонНТУ Об авторе Портал магистров ДонНТУ

Магистр ДонНТУ Макаришина Юлия Игоревна

Макаришина Юлия Игоревна

Факультет экологии и химической технологии

Кафедра прикладной экологии и охраны окружающей приодной среды

Специальность: экология химических производств


Мой любимый город -Алчевск

1

Географии стран знатоки!
Покажите мне место на карте,
Где природе самой вопреки
Полыхало бы утро на западе.
- «Нет такого» - ответите вы,
А сто тысяч алчевцев в азарте
Головой покачают: - «Эх, вы...»-
И покажут мой город на карте.
Здесь, над фьордами шлаковых гор,
Над садами окраин рабочих
О высокие сполохи зорь
Обжигаются дымные ночи.
Тяжело, от моста до моста,
Огнедышащей лавой согреты,
Громыхая, ползут поезда,
Увлекая на запад рассветы,
Приезжайте, географы, к нам,
И вы чудо природы узнаете,
Вы увидите, как по утрам
Загораются зори на западе.
А.Аксюта

Флаг города

На страницах индивидуального задания я хотела бы рассказать о своем родном городе – Алчевске. Город Алчевск - простой индустриальный город, в нем нет великих памятников архитектуры как в Киеве, основан он не так давно как, например, Львов. Поэтому я расскажу несколько фактов из истории города. Алчевск – город областного значения в Луганской области на Украине, крупный промышленный центр. В городе проживает 114,7 тыс. жителей на территории в 50 кв.км. В Алчевске производится четверть промышленной продукции Луганской области. Основа промышленного потенциала города — Алчевский металлургический комбинат (ОАО «АМК») и Алчевский коксохимический завод (ОАО «Алчевсккокс») [1].

История города от основания и до наших дней

На этом месте вырос Алчевск — план с. Васильевки и прилегающих земель, 1819 г

На этом месте вырос Алчевск — план с. Васильевки и прилегающих земель, 1819 г. (копия Ю. Е. Белова), Луганский областной архив

В путеводителях по нашему городу, которые выходили и в советское время, сказано, что Алчевск «возник он в 1895 году в связи со строительством на станции Юрьевка крупного металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества». Вот только ничего не говорится о конкретной дате рождения, а её оказывается можно определить достаточно точно. Это 20 апреля 1895 года. В этот день и начались работы по строительству завода, и был положен первый камень в основание Алчевска. К 15 июня уже «были готовы фундаменты под все здания, как заводские, так и административные». Земляные насыпи и выемки для подъездных путей между заводом и станцией Юрьевка были устроены приблизительно на 3/4 всего проектированного протяжения.

Возводилась деревянная плотина в прилегающем к заводу овраге, и предполагалось, что к середине сентября можно будет закрыть шлюзы и приступить к сбору воды. А с целью обеспечения завода водоснабжением, независимо от устройства пруда, приступили к расчистке ключей, впадающих в балку Должик, где строилась плотина. Чтобы провести воду из водоносных пластов, были заложены в разных местах пять шурфов и одна буровая скважина. При всех этих работах была встречена вода на глубине от 5 до 10 метров [2].

Вода собиралась в Васильевский пруд и должна была по трубам поступать на завод. В то же время приступили к возведению большой заводской трубы. Была также устроена насыпь через небольшую балку, для сообщения с заводом рабочих, живущих в колонии. Она состояла уже из 24 каменных строений, построенных «вчерне», но на большей части домов уже были сделаны потолки и поставлены стропила. В то время на заводе работало около 2000 рабочих.

Основателем Донецко-Юрьевского завода — нынешнего Алчевского металлургического комбината, как и акционерного общества ДЮМО, был украинский промышленник и банкир, купец первой гильдии Алексей Кириллович Алчевский. Основанный им завод ДЮМО являлся в то время единственным на Украине металлургическим предприятием, построенным на отечественные капиталы. Так летом 1896 года недалеко от села Юрьевки помещик Алчевский совместно с немецким капиталистом Герберцом начал строить металлургический завод. Как говорят очевидцы, вначале был построен доменный отдел, затем литейный, механический и общий, а через три года — сталеплавильный отдел — мартеновские печи, бессемеровский конвертор, прокатные станы...

 

Завод, огороженный забором, конец XIX в

Во время острого экономического кризиса начала XX века, не выдержав конкуренции с господствовавшими на Донбассе иностранными компаниями, и, получив отказ от царского правительства на просьбу о кредите, А. К. Алчевский 7 мая 1901 года бросился под поезд на Царскосельском вокзале в Петербурге. Обесценившиеся после гибели Алчевского акции ДЮМО сосредоточились в руках франко-бельгийских компаний.

В память об основателе завода ДЮМО станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 году в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской посёлок, превратившийся постепенно в город [1].

К культурным очагам в заводском поселке относилось: частный цирк, кинематограф, так называемый «летний театр», кегельбан и даже казино.

Цирк действительно был и не просто шапито, а каменный, из красного кирпича, огромный, круглый амфитеатр, с высоким деревянным куполом. Построен он был в 1905 — 1907 гг. владельцем колбасных мастерских и магазинов поляком Згоржельским, а в 1910 году цирк был выкуплен Иосифом Руманом и передан в полное владение его жене. Кстати, он так и назывался — «Цирк & театр Марии Руман». Кого только не видел этот старый манеж — Поддубный, Дуров, польские, английские, французские труппы. Выступали здесь известные итальянские актёры Труцци, комик с мировым именем – Танти. В Алчевске цирк просуществовал до 1918 года. Потом его закрыли, а к году 1922 взорвали и растащили на кирпичи для постройки ближайших домов.

Алчевск в конце XIX - начале ХХ века состоял главным образом из бараков и казарм - так называемой Старой колонии. Исключение составляла Административная колония с ее каменными домами для специалистов-иностранцев и администрации завода ДЮМО - тоже, в большинстве, состоявшей из иностранцев. В старой колонии не было ни водопровода (воду привозили в бочках), ни канализации, ни мощеных улиц. Везде копоть, угольная, железорудная и шлаковая пыль, а в ненастье - непроходимая грязь. По свидетельству известного металлурга академика М.А. Павлова «все здесь было убого и мрачно, как и во всех других заводских поселках Донбасса, лишенных, к слову, какой-либо зелени».

Условия труда рабочих были чрезвычайно тяжелыми. На металлургическом заводе преобладал тяжелый физический труд, почти все делалось вручную. Рабочий день длился 12 часов. Нестерпимая жара в горячих цехах, сквозняки, антисанитария, отсутствие техники безопасности приводили к массовым заболеваниям, увечьям и гибели металлургов. Обслуживали пять с лишним тысяч рабочих и их семьи три врача, 5 фельдшеров, 3 акушерки и 2 аптекаря. 40-50 процентов рабочих в основных цехах не умели читать и писать, во вспомогательных цехах - и того больше [2].

Тяжелые условия жизни и труда вызвали недовольства и возмущения трудящихся, превратившиеся в организованную политическую борьбу с существовавшим самодержавным строем.

В ходе революции 1905-1907 годов металлурги избрали для руководства борьбой с царскими сторонниками Делегатское собрание (Совет рабочих депутатов), создали боевую дружину, в которую записалось 2000 человек, профсоюз, рабочий кооператив. В декабре 1905 года боевая дружина Донецко-Юрьевского завода и станции Алчевское приняла участие в Горловском вооруженном восстании. Рабочие Алчевска принимали активное участие в революции 1905—1907 годов, но восстание потерпело поражение. В 1917—1920 годов власть в Алчевске менялась неоднократно. 26 апреля 1918 года в город вступили австро-германские войска, в декабре 1918 — белоказаки генерала Краснова, летом 1919 — деникинцы. В промежутках между ними власть брали большевики. 26 декабря 1919 года в городе окончательно установилась Советская власть [2].

После окончания гражданской войны, с переходом к новой экономической политике, когда не было средств на восстановление разрушенных крупных предприятий, Донецко-Юрьевский завод, ставший государственным, 3 мая 1923 года был временно законсервирован. Закрытие завода привело к значительному уменьшению населения: к концу 1923 года в Алчевске осталось всего 8000 жителей [3].

Верхний Лиманский пруд

Верхний Лиманский пруд

В 1925 году было принято решение о снятии металлургического завода с консервации и в начале 1926 года здесь восстанавливается одна из доменных печей (доменный цех стоял ещё с 1918 года — со времени немецкой оккупации), а вскоре началось сооружение новых доменных печей и других объектов.

Большим событием в жизни города было строительство коксохимического завода. Вначале он создавался как коксовый цех металлургического завода, а в 1929 году выделился в самостоятельное предприятие. Возникла легкая и пищевая промышленность. Вместе с предприятием рос и город. Если в 1926 году его население составляло 16 тысяч человек, то к 1939 году оно выросло до 55 тысяч. В декабре 1931 г. III сессия всеукраинского центрального исполнительного комитета приняла решение о строительстве в Донбассе четырех новых городов, среди них был и Ворошиловск. Общая сумма затрат определялась в 20 миллионов рублей. Сегодня трудно представить грандиозность этой программы. В 1932 году планировалось построить жилья больше, чем за все предыдущие годы существования города, новые строения — обеспечить «побутово-комунальними» условиями: канализацией, водоснабжением, электричеством, а также детскими яслями, садиками, столовыми. В 1933 г. намечалось решить вопросы газификации, теплофикации города, прокладки трамвайных путей. Городской жилой фонд превысил в довоенном 1940 году 160 тысяч квадратных метров (против 38 тысяч квадратных метров в 1913 году). Город благоустраивался, озеленялся, площадь зеленых насаждений достигла 200 гектаров. Быстрыми темпами развивалось народное образование, здравоохранение. В 1937 году было закончено строительство городской больницы - комплекса на 200 коек. Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений. Но фашистское нашествие помешало осуществлению новых планов [2].

С началом Великой Отечественной войны тысячи добровольцев-алчевцев заявили о своем желании сражаться с гитлеровскими захватчиками. Около 10 тысяч человек, не подлежащих призыву в армию по возрасту или по состоянию здоровья, вступили в народное ополчение; предприятия города перестроили работу на военный лад. Металлургический завод, несмотря на бомбежки, давал металл для фронта.

В связи с опасностью захвата города фашистами оборудование металлургического и коксохимического заводов было вывезено на Урал, в Кузбасс и Узбекистан.

12 июля 1942 года Алчевск оккупировали немецко-фашистские захватчики. Почти 14 месяцев чинили гитлеровцы чудовищные злодеяния, подвергая население грабежам и издевательствам. Мужественно сражались алчевцы на фронтах Великой Отечественной войны. Звания Героя Советского Союза удостоены: участник героической обороны Севастополя рядовой П.Н.Липовенко (посмертно), офицеры Н.А.Бабанин, В.И. Киселев (посмертно), В.И.Недбаев, В.С.Снесарев [1].

Памятник погибшим металлургам

2 сентября 1943 года 315 стрелковая дивизия 51 армии Южного фронта под командованием полковника Д.С.Куропатенко и части 91 стрелковой дивизии полковника И.М.Пашкова обходным маневром освободили Алчевск от фашистских захватчиков. Перед освободителями встала картина страшных разрушений. Ущерб, нанесенный городу и его предприятиям, составил огромную по тем временам сумму в 523 миллиона рублей.

Сразу же после освобождения города началось его восстановление. Предстояло не только восстановить промышленные предприятия, но и реконструировать их на базе последних достижений науки и техники. На помощь алчевцам прибыли посланцы многих областей Украины, Челябинский восстановительный отряд, был создан специализированный строительно-монтажный трест «Алчевскстрой» [1].

Восстановительные работы велись ускоренными темпами. Уже в начале 1944 года металлургический завод выдал первые плавки чугуна и стали. К первой годовщине освобождения Алчевска вступила в строй коксовая батарея на коксохимзаводе.

За годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.) был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства. Это открыло перспективу дальнейшего развития экономики города. На месте старых выросли, по существу, новые предприятия, а с ними и новый город. На карте города появились крупные предприятия строительной индустрии - заводы строительных конструкций, железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения, строительных материалов, переработки шлаков и другие. Бурное развитие промышленности повело за собой увеличение населения и, соответственно, строительство жилья, школ, больниц и поликлиник, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания. Для удовлетворения нужд населения были построены хлебокомбинат, молокозавод, швейная и галантерейная фабрики, завод хозяйственных товаров, различные бытовые мастерские и т.д. Алчевск обогатился дворцами культуры, библиотеками, кинотеатрами, стадионами, спортивными залами, другими учреждениями социально-культуоного назначения [1].

Завод середина XX века

Завод середина XX века

Троллейбусы в Алчевске 195O-е гг

Троллейбусы в Алчевске 1950-е гг.

...1954 год. Не все знают, что город Алчевск — второй в Донбассе после Донецка, где появились троллейбусы. Этим мы обязаны Пётру Арсентьевичу Гмыре, его «мальчишескому озорству». Дело в том, что троллейбусы и всё оборудование, предназначенное для Запорожья и Луганска, были перехвачены Гмырей. Когда приехала комиссия разбираться в «пиратстве», в городе уже, буквально на деревьях, были развешаны линии передач. Рассказывают, что был даже снят фильм о пуске троллейбуса в Алчевске. Он «проезжал» по улице перед кинокамерой, но в кадре, конечно, не было видно, что сзади его толкали рабочие.

Но существует и другой вариант легенды — возможно, более достоверный, согласно которому город уже был готов к пуску троллейбусов. Не хватало только машин [2].

Кажется, не так давно — 19 мая 1968 года — открыли в нашем городе детскую железную дорогу. Протяжённость построенной дороги составила 1467 метров, скорость движения была установлена не выше 10 километров в час. По пути следования были три станции: Орлёнок, Октябрёнок, Пионерская. Сейчас поросла травой колея, и лишь как укор и насмешка стоят одинокие указатели — «берегись поезда» [2].

 


Парк Победы с детской железной дорогой, 1960-е гг.

Парк Победы с детской железной дорогой, 1960-е гг.

Верхний Лиманский пруд (вид на здание Городской исполнительной комиссии)

 

Современный Алчевск

Жители Алчевска по праву гордятся своим утопающим в зелени городом. Из грязного небольшого рабочего поселка он превратился в один из крупнейших промышленных центров Луганской области. Старожилы вспоминают, что до революции (да и вплоть до Великой Отечественной войны) Алчевск практически состоял из какого-то десятка небольших улиц, тесно жавшихся к металлургическому заводу, а в юго-восточном направлении ограничивался Больничным и Школьным прудом. Сейчас в городе более 250 улиц большой протяженности и, конечно же, все улицы, площади, тротуары заасфальтированы. В начале 60-х годов восточная окраина Алчевска проходила у Лиманских прудов. Сейчас эти пруды находятся внутри города, а за ними вырос огромный жилой район, застроенный преимущественно 9-ти этажными домами - по сути, новый город, куда переместился административный центр Алчевска. От многих других городов Донбасса Алчевск отличается компактностью. На площади примерно в 50 квадратных километров проживает 126,5 тысяч человек(1996 год) [1].

Население

По данным переписи 1989 года в городе проживало 125 тысяч человек.

Национальный состав: 50,2 % (63000 человек) — русские, 45,7 % (57400) — украинцы, остальные 4.1 % жителей — белорусы, татары, евреи, армяне, молдаване, поляки, цыгане, грузины и представители других национальностей.

По данным переписи 2001 года в Алчевске проживало 119 тысяч человек, а в 2008 - 116 тысяч человек [3].

Промышленность

ОАО "Алчевский металлургический комбинат"

Основные отрасли промышленности Алчевска — металлургическая икоксохимическая. Также развиты промышленность стройматериалов, электромеханическая, строительная, лёгкая и пищевая. В настоящий момент в городе работают 17 промышленных предприятий, среди которых:

- Алчевский металлургический комбинат (ОАО «АМК»);

- Алчевский коксохимический завод (ОАО «Алчевсккокс»);

- завод строительных конструкций;

- завод железобетонных изделий и другие.

Кроме того, в городе работают предприятия лёгкой и пищевой промышленности, транспортные, сферы услуг [3].

Культура, образование, спорт, досуг

Огромное внимание уделяется в Алчевске системе образования. В городе работают два вуза — Донбасский Государственный Технический Университет и Высшая школа бизнеса — Институт экономики и менеджмента, индустриальный техникум, три профессионально- технических училища, 18 средних общеобразовательных школ и санаторная школа-интернат для детей, больных сколиозом. Учебно-воспитательную работу в школах ведут более 800 преподавателей [1].

Донбасский Государственный Технический Университет (бывший ДГМИ)

Наряду с перечисленными выше учебными заведениями в Алчевске работают две детские музыкальные школы, детская художественная школа и ряд внешкольных учреждений: Центр детского и юношеского творчества, Детско-юношеский клуб физической подготовки, Станция юных техников, Станция юных натуралистов, Станция юных туристов, Дворец спорта для детей и юношества, Межшкольный учебно-производственный комбинат, который осуществляет профессиональную подготовку школьников по 16 профилям. Дети дошкольного возраста посещают детские сады.

За последние годы Алчевск превратился в город с развитой информационной сетью. Здесь издается несколько газет, работает радиотрансляционный узел, студии местного радиовещания и телевидения, широкое развитие приобретает кабельное телевидение. Потребности населения обслуживают 14 отделений связи. В распоряжении жителей около 30 тыс. телефонных аппаратов, 27 тыс. радиотрансляционных точек (для сравнения: 50 лет назад их было соответственно 330 и 3900). Внедряется информационная сеть Интернета [1].

ДК «Металлургов»

К услугам жителей — дворцы культуры, кинотеатр, 8 массовых библиотек (не считая школьных), дворцы спорта, стадионы, спортивные залы, крытые плавательные бассейны, яхт-клуб, стрелковые тиры, туристические базы, созданы все условия для занятия физкультурой и спортом. В городе проходят соревнования по драгрейсингу [1].

Любителям футбола так же известна алчевская футбольная команда «Сталь» - команда первой лиги, которая уже несколько раз добивалась права выступать среди команд высшей лиги.

 

Выдающиеся жители Алчевска

Наш город богат людьми, начинавшими свой трудовой или творческий путь в городе Алчевске, людей которые жили и творили, работали и работают здесь, тех, кто внес посильный вклад в развитие города в разные годы. Конечно, всех сделавших что-то особенное для нашего города людей я здесь упомянуть не смогу, поэтому я расскажу только о наиболее выдающихся личностях. Итак, наверно правильно начать с основателя города и его семьи:

Памятник Алексею Кирилловичу Алчевскому

Алексей Кириллович Алчевский горячо любил Украину и ее народ, жертвовал значительные средства на просвещение народных масс.

А. К. Алчевский родился в 1835 г. в городе Сумы в семье мелкого бакалейного торговца. В 1862 г. он переехал в Харьков, где открыл небольшой чайный магазин. В 60 — 70-е годы Алчевский получил известность как основатель первого в Харькове (и второго в России) банка коммерческого кредита — Харьковского торгового банка и первого в России Земельного банка. Он финансировал горнометаллургические предприятия Донецкого, Криворожского бассейнов, Керчи.

Близкими друзьями Алчевского и его семьи были известные украинские писатели, театральные деятели, ученые. Алексей Кириллович на собственные средства установил в Харькове, в принадлежавшем ему Мироносицком саду, первый на Украине памятник великому украинскому поэту Т. Г. Шевченко. Современники, отмечая ум, знания и энергию Алчевского, характеризовали его как человека, заслуживающего благодарности потомков. Такая высокая оценка выдержала испытание временем [4].

Не меньшим уважением на Украине и далеко за ее пределами пользовалось имя жены Алчевского.

Христина Даниловна Алчевская (1841-1920) известна как педагог-просветитель, основоположник методики обучения грамоте взрослых, основатель Харьковской женской бесплатной воскресной школы, которой руководила почти 50 лет. Она построила школу в селе Алексеевка близ Алчевска, оказывала материальную помощь Васильевской и другим школам, живо интересовалась работой коммерческого училища, открытого в 1910 г. в Алчевске. Под руководством Х. Д. Алчевской созданы учебные пособия, с одобрением встреченные прогрессивной общественностью Украины и России. На выставках в Москве, Нижнем Новгороде, Париже, Антверпене, где освещался педагогический опыт Алчевской, ей присуждались высшие награды. Христина Даниловна была членом многих просветительных обществ, вице-президентом Международной лиги просвещения.

Самым знаменитым из детей Алчевских был Иван Алексеевич (1876 — 1917) — певец с мировым именем, "король теноров", как его называли, один из самых выдающихся представителей русской и украинской культуры. Окончив университет, Иван собирался стать сельским учителем, однако смерть отца заставила его изменить свои планы: он стал оперным певцом, переложив на свои плечи содержание воскресной школы, которой руководила его мать. Иван Алчевский был солистом Мариинского театра в Петербурге, Большого театра в Москве, Гранд-Опера" в Париже, с огромным успехом выступал на сценах оперных театров в Брюсселе, Лондоне, Нью-Йорке, Алжире, гастролировал во многих городах России и Украины, пропагандировал творчество украинских композиторов в России и за рубежом.

Младшую дочь Алчевских звали тоже Христиной, как и мать. Христина Алексеевна (1882 — 1931) в детские и отроческие годы лето проводила (как и Иван) в Алексеевке, а будучи взрослой, посещала Алчевск и Алексеевку в 1913, 1916 и 1917 гг. Христина Алексеевна — известная украинская поэтесса, переводчик и педагог. Ее интимная и гражданская лирика принадлежит к непреходящим художественным ценностям и свидетельствует о значительном вкладе поэтессы в развитие украинской культуры. Не случайно 100-летие со дня рождения Х. А. Алчевской было внесено в календарь знаменательных дат международной организации ЮНЕСКО [4].

Ворошилов К.Е.

Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969). Советский государственный деятель. Родился в с. Верхнее (ныне г. Лисичанск) в семье путевого обходчика. В 1893-1895 - учился в земской школе села Васильевки. В 1896-1899 работал на заводе ДЮМО рассыльным, помощником машиниста на водокачке, слесарем в электротехническом цехе, машинистом электрического крана в чугунолитейном цехе. В 1898 году вступил в нелегальный социал-демократический кружок. В 1899 организовал забастовку крановщиков чугунолитейного цеха, протестуя против невыносимых условий труда. Вскоре был арестован, уволен с завода и внесен в черные списки». Вернувшись в 1912 г. в Алчевск после ссылки и по-прежнему числясь в «черных списках», сумел устроиться заведующим пекарней рабочего кооператива. По требованию полиции уволен с работы и в марте 1913 года выслан в Пермскую губернию.

После Февральской революции 1917 года часто приезжал в Алчевск, выступал перед рабочими. В 1926 году имя Ворошилова было присвоено Алчевскому металлургическому заводу, в 1931 года - городу (с 1931 по 1961 Алчевск назывался Ворошиловском). В середине 20-х годов, будучи Народным комиссаром по военным и морским делам, посещал Алчевск. В 60 годы, как председатель, а затем член Президиума Верховного Совета СССР, поддерживал переписку с ветеранами Алчевского металлургического комбината, студентами Донбасского горно-металлургического института и молодежью города [1].

Гмыря

Гмыря П.А.

Пётр Арсентьевич Гмыря. Это имя стало символом целого периода жизни нашего города. Это не удивительно. Ведь именно он, директор металлургического завода, член ЦК КП(б)У, депутат Верховного Совета, Герой Социалистического Труда, сделал для города так много, как, пожалуй, никакой другой руководитель. Многому из того, о чём он мечтал, не суждено было сбыться. Хотел он открыть в городе медицинский институт, картинную галерею... Но и то, что сделано, достойно памяти, как и отношение Гмыри к людям и к делу.

Его биография такая же сложная, как и биография страны. Но то, что стало уже легендой и неразрывно связано с историей нашего города, хотелось бы рассказать.

...1944 год. В освобождённом от немцев городе восстанавливается металлургический завод. Стране нужен металл. Но что можно сделать на устаревшем оборудовании? Завод работает почти вхолостую, и Гмыря принимает безумное по тому суровому времени решение: снести уже восстановленные мартеновские печи и поставить новые, более мощные. Его вызывают в Москву. Вернее, уже подписан приказ о его аресте. В гостинице к дверям номера, где остановился директор, приставлены «люди в синих фуражках». Но нарком чёрной металлургии Иван Фёдорович Тевосян идёт к Сталину и берёт на себя всю ответственность за события на заводе. Гмыря возвращается в город. А вскоре новый мартен даёт уже 7 % всей стали страны.

С его лекой руки в Алчевске появились троллейбусы.

Пётр Арсентьевич слыл заядлым болельщиком, но его невозможно было увидеть на центральной трибуне, он всегда был внизу, среди людей. В этом не было ничего удивительного, как и в том, что и днём и ночью его могли встретить на заводе. Даже будучи на пенсии он не переставал жить заводскими делами. Со многим не соглашался, спорил, отстаивал свои взгляды. Многим он становился неудобен, и принимали его всё менее охотно. В его архиве сохранился черновик письма Н. С. Хрущеву, в котором он писал о бесхозяйственности в области. Неизвестно, было ли отправлено это письмо, но не болеть делами завода, которому было отдано 25 лет, он не мог. И сердце однажды не выдержало. Он умер на следующий день после одного из бурных совещаний [2].

Литература и ссылки

1. Белов Ю.В. Алчевск. По публикациям из городских газет (страницы истории). Донецк: "Донеччина", 2008г. - 192с.

2. Ямковой А.А. Алчевск. Справочник-путеводитель.- Алчевск: ОАО "Алчевская типография", 2001г. - 120с.

3. Статья Алчевск в свободной энциклопедии Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Алчевск

4. Ямковой А.А. Семья Алчевских. - Алчевск: ОАО "Алчевская типография", 2001г. - 60с.

5. Официальный сайт Алчевского городского совета. http://www.al.lg.ua/ru/

6. Сайт фотографа Андрея Беки (фотографии города) http://andreybeka.com/image/tid/81?page=1

7. Официальный сайт Донбасского Государственного Технического Университета http://dmmi.edu.ua/


ДонНТУ Об авторе Портал магистров ДонНТУ
©ДонНТУ Макаришина Ю.И., 2009