ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Иваненко Иван Иванович

Теплицкая Наталья Сергеевна

Факультет экологии и химической технологии
Специальность: Химическая технология высокомолекулярных соединений

История возникновения и развития художественной гимнастики

      Каждый из нас имеет свое хобби, в основном это спорт или искусство. Меня с детства увлекало волшебное сочетание этих понятий - xудожественная гимнастика.
      Художественная гимнастика по праву завоевала множество поклонников во всем мире. Возникнув сравнительно недавно, этот вид спорта имеет очень интересную историю. Красота женщин в Древней Греции и Риме считалась неполноценной, если она не обладала искусством грациозной походки. Научить девушек раскрепощено и изящно двигаться, свободно владеть своим телом - эту цель и ставили перед собой создатели художественной гимнастики.
      В 1913 году при Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Ее первыми педагогами стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Их заслуженно называют пионерами, создателями художественной гимнастики. Все они до прихода в ВШХД имели свои студии или школы, где преподавали "эстетическую гимнастику "Франсуа Дельсарта, В конце XIX – начале XX в. не менее значительное влияние на становление художественной гимнастики оказала «ритмическая гимнастика» Жака Далькроза (1865-1914 гг) и зарубежные системы физического воспитания : «естественная гимнастика», «культура тела», «ритмопластика» и «функциональная женская гимнастика». Значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес французский физиолог и педагог Жорж Демин (1860-1917 гг.) Заметное влияние на становление художественной гимнастики оказала известная танцовщица Айседора Дункан (1878-1927 гг).
      В Высшей школе все слилось воедино и в этом тигле с помощью метров балета Мариинского театра родился новый красивый вид спорта - художественная гимнастика. Выпускники школы и их учителя в апреле 1941 года провели первый чемпионат Ленинграда. И лишь после войны уже в 1949 году прошел первый чемпионат Советского Союза. Художественная гимнастика как вид спорта для женщин формировалась в течение многих лет.
      История развития художественной гимнастики в бывшем СССР и Украине позволяет выделить этапы ее развития :
  • зарождение (дореволюционный)
  • с 1917 по 1945 гг. – зарождение как средство физического воспитания женщин
  • с 1948 по 1954 гг. – становление художественной гимнастики как вида спорта (массовость и спортивное мастерство)
  • с 1955 по 1983 гг – совершенствование научно-методической основы советской школы художественной гимнастики и выход ее на международною арену.
  • с 1984 по 1992 гг. – выход на олимпийскую арену.
  • с 1992 по настоящие время – развитие гимнастики в условиях независимой Украины
          Уже в довоенный период, в 1939 г. в Ленинграде были проведены первые соревнования по художественной гимнастике в рамках личного первенства по произвольной программе. В 1941 г. состоялись вторые соревнования по классификационной программе для I, II, III разрядов и для начинающих с присвоением гимнасткам соответствующего разряда ленинградской классификации. Помимо классификационной программы была разработана и система судейства, чуть позже учебные программы и методические пособия. Т.е. были заложены основы нового вида спорта.
          Сравнительная молодость художественной гимнастики имела свои преимущества. Детище появилось на свет оформленным в соответствии с последним словом спортивной науки, методически обеспеченным, благодаря опыту работы западных специалистов, критически переосмысленным, прошедшим горнило практической проверки в тяжелейших, но и дающих простор творчеству экспериментах начала века.
          Несмотря на полный противоречий, сложный путь молодого вида спорта, сейчас, с полувекового расстояния это представляется достаточно ясно. Объему проделанной работы, качеству ее, уровню квалификации не устаешь удивляться.
          Если в развитии гимнастических систем были периоды, названные героическими, то в художественной гимнастике такой период тридцатые-сороковые и начало пятидесятых, когда вошла в действие мастерская программа.
          М.В. Лисициан - тренер первой чемпионки мира по художественной гимнастике Л.Савинковой,; закончила в 1925 г. институт ритма и пластики в Тифлисе, прозанималась с 9 до 16 лет на Педагогическом сценическом факультете. Диплом давал ей права и знание педагога и работника искусства по системе Дельсарта.
          Предметы, которые она изучала: ритм; пластика; мимика; жест; пляска (теория и техника); курс физического воспитания; теория Дельсарта - методика пластики. И дополнительно: грим, история искусств, теория музыки, сольфеджио.
          Там же, в Тифлисе, Мария Вартановна видела танец Айседоры Дункан.
          Популярная в России до революции, оказавшая большое влияние на артистический мир, Дункан выступала босой, полуобнаженной. Ее одежда – легкая греческая туника. Красавица, прекрасно сложенная, эмоциональная, динамичная, стремительная, она выполняла импровизации на классическую музыку - Шуман, Шопен, Глюк, Чайковский. Фокин. Станиславский, поэты, художники, музыканты покорялись ее обаянию. Ее выступления покорили и артистов балета, сделался популярным и сам жанр, появились «босоножки»
          После революции Дункан одной из первых приехала в Советскую Россию, Айседора мечтала создать свою школу, которая воспитает человека с раскрепощенной пластикой, естественного и грациозного, эмоционального, непосредственно воспринимающего музыку, призванного обновить мир.
          Школы была открыта в Москве в 1922г. После отъезда Дункан, работой руководила ее приемная дочь Ирма. Через много лет в 1947 г. эта школа, преобразованная в студию, послала своих учениц на первые Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в г. Таллин.
          Примерно в одно время с Дункан Россию посетил Жак-Дапькроз со своей школой ритмической гимнастики. В 1912 г. С. Волконский открыл в Петербурге курсы ритмической гимнастики. Выпускницы , этих курсов - в будущем основатели студий ритмопластики. Среди них А.М.Невинская и Р.А.Варшавская - преподаватели школы художественного движения при институте физкультуры им. П.Ф. Лесгафта, открытой в 1934 г. Вместе с Е.Н.Горловой, З.Д.Вербовой, А.Н.Ларионовой, А.М.Семеновой и др. они воспитали целую плеяду будущих педагогов-тренеров по художественной гимнастике, усилиями которых был создан и утвердился в нашей стране новый вид спорта: Ю.Н.Шишкарева, Т.Т. Варакина. Л.Н. Кудряшова, А.Р.Башнина, Г.А.Боброва, С.В.Нечаева, А.Н.Чепкаленко.
          Первые попытки проводить конкурсы по художественной гимнастике предпринимались с 1944 года Всесоюзным комитетом. 22 ноября 1947 года в Таллиннском драматическом театре был открыт 1-ый Всесоюзный конкурс. Команда Украины в нем не участвовала. Программа состояла из 2 упражнений : с предметом и без предмета. В выступлениях участниц преобладали элементы сценического искусства.
          В марте 1948 года Всесоюзный спорткомитет провел заседание Всесоюзной комиссии по вопросам классификационной программы, правил соревнований, единой терминологии в художественной гимнастике. Это отразилось на содержании 20ого Всесоюзного конкурса, состоявшегося в ноябре 1948 года на сцене театра им. Ш, Руставели в г. Тбилиси. Здесь наметился отход от театрализации, что явилось первыми шагами к победе спортивности над художественной самодеятельностью.
          В апреле 1948 года в Харькове прошел первый чемпионат Украины, в котором приняли участие 7 команд из разных областей. Гимнастки выполняли упражнения без предмета и с мячом. В командном зачете 1-е место заняли гимнастки Киева, 2-е – Харькова, 3-е – Львова. Первой чемпионкой Украины стала Лидия Сильченко.
          В 1949 года чемпионкой УССР вновь стала Л. Сильченко.
          Сборная команда республики в составе : Л. Сильченко, Л. Буц, Бахарева, Подшивалова, Суворова, Ляхова, Амчиславская, Юшко, Епикина, Пшеничная, Арянова, Юсова приняла участие в первом чемпионате СССР, который состоялся в г. Киеве. В его программу входили 4 вида : произвольное упражнение без предмета, с предметом, с элементами акробатики и гимнастический прыжок через планку. В соревнованиях принимало участие 90 гимнасток. Чемпионкой стала ленинградка Л. Денисова. Ее подготовила Ю.Н. Шишкарева, впоследствии заслуженный тренер СССР по художественной гимнастике. Под редакцией Юлии Николаевны в 1950 г. вышло первое методическое пособие по художественной гимнастике. Это был труд целого коллектива авторов : А.Р. Башниной, Т.Т. Варакиной, Р.А. Варшавской, Э.Д. Вербовой, Е.Н. Горловой и другими.
          На чемпионатах страны 1950-1951 гг. лидировала ленинградка В. Сивохина, а 1953-1954 гг. – чемпионкой СССР была Д. Огородова, также из Ленинграда. В 1950 г. – чемпионкой республики стала Е. Кучеравлюк (Бирюк), студентка киевского института физкультуры. В 1951 г. на чемпионате УССР она уступила лидерство М. Булгаковой (Кульпинская) из Харькова. На чемпионатах страны 1950-1951 гг. лидировала ленинградка В. Сивахина. В 1952-1953 гг. чемпионкой СССР была Д. Огородова, также из Ленинграда. На чемпионатах Украины 1952 – 1953 гг. побеждала киевлянка Е. Бирюк.
          Введение в 50-х годах ЕВСК и правил соревнований сыграло решающую роль В дальнейшем развитии художественной гимнастики. Класси­фикационная программа 1950-1953 гг. состояла из обязательных упражнений без предмета, с предметом и акробатики, произвольных упражнений с обязательными элементами - акробатика и предмет выполняемых группой. Также индивидуальные произвольные упражнения без предмета и с предметом на выбор, прыжок с пружинного мостика один из трех по жребию: согнув ноги; согнув ноги назад; согнувшись, и в высоту через планку.
          Новая классификационная программа 1954 г. отличалась последовательностью в распределении материала по трудности в каждом разряде. Введены нормативные требования для мастеров спорта. Их программа состояла из шести видов: обязательное упражнение без предмета и с предметом по жребию; произвольное с обязательными элементами акробатики, прыжок через планку (= 150 см) один из трех по жребию: два произвольных упражнения: без предмета и с любым предметом.
          В программе чемпионата УССР 1954 года впервые проводились соревнования по разряду мастеров спорта. В личном первенстве лидировала Бирюк, она единственная выполнила норму мастера спорта и в четвертый раз стала абсолютной чемпионкой республики, 2-ое место заняла А.Нужная, 3-е место - М.Булгакова (обе из Харькова). Среди первого разряда лидировала В.Любимова из Харькова. В командном зачете 1 место в шестой раз завоевали гимнастки первой команды Киева (тренер В.С.Зинченко), II - команда Харьковской области, III - Львовская область.
          В 1954 г. в Ярославле, на очередном чемпионате СССР Л. Назмутдинова, гимнастка из Свердловска, воспитанница молодого тренера Е.А.Облыгиной, став абсолютной чемпионкой страны, единственная из участниц выполнила впервые введенный норматив мастера спорта по художественной гимнастике. Лилия Назмутдинова. Стала первым мастером спорта в истории художественной гимнастики.
          Еще в 1946 г. была защищена первая диссертация «Художественной движение как часть эстетического и физического воспитания – автор ее Роза Варшавская.
          Таким образом, в период с 1934 по 1954 год был заложен прочный фундамент нового вида спорта, подготовлены тренеры, созданы учебные и классификационные программы, правила соревнований, изданы методические пособия, создана Всесоюзная федерация по художественной гимнастике, велись научные исследования в содружестве с физиологами, биомеханиками, педагогами.
          Что же представляла собой вновь созданная система, вокруг которой еще много лет шли спор : признавать ли ее спортивной.. "Искусство или спорт?" - броский заголовок газет того времени, принимавших участие в дискуссиях. Соревнования "граций" пользовались популярностью. Финалы соревнований чем-то походили на концерты, часто проводились в театрах, на сцене. Билеты достать было трудно. Привлекало зрителей многое - композиция, музыка, выбор предметов, исполнительский стиль. В финале соревнований выступали, как правило, по 10 сильнейших гимнасток. Они выполняли произвольные композиции без предмета и с предметом.
          Выбор предмета ограничивался только фантазией спортсменок и тренеров. Были неожиданные решения: шарфы на палочках, мяч, надетый на скакалку, огромные мячи золотого цвета, мячи, обшитые блестками, булавы-снежинки, широкая лента-шарф.
          Традиционными считались упражнения с обручем, мячом, лентой, вымпелами, булавами, шарфом, скакалкой. Гимнастки имели право выполнить упражнения и с двумя предметами одновременно: 2 ленты , 2 обруча, мяч и обруч, не запрещалось включать в композиции элементы танца, пантомимы, акробатики, вплоть до махового сальто, что воспринималось зрителями с восторгом. Нужно учесть, что элемент исполнялся на полу без коврового покрытия.
          На соревнованиях объявлялись название музыкального произведения и автор, это обязывало. Среди финалисток нелегко было выделить лучшую. Судьи оценивали композицию, качество исполнения и общее впечатление.
          В произвольных программах использовались оригинальные решения композиции, подбирались средства и элементы, в которых гимнастки хорошо смотрелись и были традиционно сильны. Существовали индивидуальные трюки, отличавшие некоторых спортсменок. Трудность упражнений определялась уровнем соревнований.
          Чемпионкой республики 1955 Г. вновь стала Е.Бирюк. На чемпионате СССР 1955 Г. в Риге лидировала Л.Назмутдинова из Свердловска. Елена Бирюк здесь заняла III место.
          В 1956 г. на чемпионате Украины в упорной борьбе победила В.Волошина из Одессы. На чемпионате страны 1956 г. блестящую победу одержали гимнастки сборной Украины: чемпионкой стала Е.Бирюк, -- II место М.Булгакова, ПI место - А.Нужная и 1 место в командном первенстве.
          Чемпионка страны и республики Е.Бирюк в составе делегации советских спортсменов выезжала за рубеж с показательными выступлениями, с целью пропаганды и популяризации художественной гимнастики, как вида спорта, В 1955г. была на открытии первой гимнастической спартакиады в Чехословакии. В декабре 1956 г. ездила с обменом опыта в Албанию, в Болгарию, где она рассказывала о программе, системе подготовки гимнасток в нашей стране, проводила семинары, показательные тренировки, этим оказывала помощь в развитии художественной гимнастики в 13 этих странах.
          С 1956 г. стал развиваться новый вид – групповые упражнения. Произвольные, с произвольными предметами, в костюмах, допускавших импровизацию – купальники, юбочки, платьица, украшенные блестками, вышивкой, тесьмой, другими яркими деталями. Каждая команда стремилась преподнести сюрприз судьям, зрителям. Все это было близко к атмосфере искусства. Интерес к художественной гимнастике проявляли музыканты, артисты балета, хореографы. Кто-то посещал соревнования как зритель, другой искал пути обогащения собственного творчества, кто-то высказывал весомое мнение в прессе. Некоторые нашли здесь работы, активно включились в творческий процесс, помогали исправлять недостатки, подсказывали неожиданные решения, открывали новые пути. Где же был спорта ? В чем состояла спортивность?
          Дело в том, что результат соревнований определился не только выступлением по произвольной программе. Предварительно гимнастки соревновались по обязательной, в которую входили:
  • Обязательное упражнение без предмета (всего за весь период их было 4, причем трудность наибольшая была в первом)
  • Упражнение с элементами акробатики (акробатические элементы органично вписывались в композицию)
  • Одно из 6 обязательных упражнений с предметами (по жребию, гимнастки должны были тренировать все 6)
  • Один из 3 форм прыжков через планку с трамплина (2 попытки, зачет по лучшей, высота 1м 50 см)       Можно было отказаться от попытки и повторить ее для того, чтобы сделать упражнение лучше. Решали этот вопрос гимнастки и тренер. Все упражнения выполнялись индивидуально. Таким образом, сама пропорция 2 и 4, простота судейства обязательной программы, когда сравнивались точность исполнения по записи и качество выполнения одного и того же элемента разными гимнастками, делали вклад обязательной программы в результат весьма весомым.
          В 1952-1956 гг. тренеры по художественной гимнастике помогали в постановке и подготовке упражнений с предметами женской сборной по спортивной гимнастике. В это время эти упражнения входили в программу Олимпийских игр. В 1952 г. – упражнения с обручами, команда 8 человек, время до 5 минут. В 1956 г – упражнения с булавами. Включение этих упражнений в программу имело целью сделать спортивную гимнастику более женственной. Ведь программа соревнований для женщин также значительно отличалась от нынешней. Женщины выполняли упражнения на перекладине, параллельных брусьях, конь - махи, кольца в каче, - все это не содействовало развитию грации, пластики.
          Отличились в командных упражнениях с предметами шведские и венгерские спортсменки. Наши девушки победить в этих видах не смогли, заняли соответственно 2 и 3 места. Специфика упражнений с предметами проявилась уже тогда. Сама пластика, форма тела (накачанного, мышечного) не сочетались с этими упражнениями, требующими точности и тонкости ощущений. Несмотря на прекрасную атлетическую подготовку, спортивным гимнасткам упражнения с предметами давались с трудом. Обручи были металлическими, дюралюминиевыми. Булавы деревянными, довольно тяжелыми, опасными при ударе. Оценивались точность, синхронность, ритмичность. С большим трудом девушки приспосабливались к свободному хвату, тонким движениям руки, кисти, пальцев. Трудно было и согласовать движение с музыкой. После 1956 г. в программе Олимпийских игр этот вид упражнений не использовался. Развитие спортивной гимнастики поло в другом направлении.
          В 1957-58 ГГ. Е.Бирюк - бессменная чемпионка на чемпионатах и первенствах страны и республики. В июле 1957 г. украинские гимнастки Е.Бирюк, А.Нужная в составе советской делегации ездили в Югославию для участия с показательными выступлениями, посвященные церемонии открытия II гимназиады в городе Загребе. В 1958 году во Франции и Бельгии вновь Е.Бирюк с гимнастками сборной команды страны принимала участие в показательных выступлениях, что способствовало популяризации этого вида спорта в зарубежных странах.
          В 1959 году чемпионкой Украины стала студентка Львовского института физкультуры Э.Аверкович. Чемпионкой страны 1959 года стала А.Назмутдинова. В общекомандном зачете гимнастки Украины заняли II место.
          В 1960 году выходит новая классификационная программа, которая стимулировала рост популярности художественной гимнастики, повышение технической подготовленности и исполнительского мастерства гимнасток. Программа мастеров спорта состояла из обязательных упражнений без предмета, с предметом, акробатики, прыжка через планку и произвольных упражнений без предмета и с предметом по выбору.
          Чемпионкой УССР 1960 года стала харьковчанка У.Нужная, которая на чемпионате страны в Ленинграде заняла III место. А чемпионкой СССР 1960-61-62 гг. была В. Смотрина из Грозного. На чемпионатах страны украинская команда в 1960-61-62 гг. занимает II место в командном зачете.
          А спустя три года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште прошел первый чемпионат Мира. Первой королевой художественной гимнастики - абсолютной чемпионкой мира стала москвичка Людмила Савинкова. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. Тогда в Мадриде первой обладательницей Европейской короны стала советская гимнастка россиянка Галима Шугурова.
          И, наконец, олимпийская история художественной гимнастики началась с 1984 года. Первой в Лос-Анджелесе олимпийского золота была удостоена канадка Лори Франт. Спустя 4 года в Сеуле олимпийской чемпионкой стала Марина Лобач из Белоруссии, в Барселоне праздновала победу Александра Тимошенко, в Атланте - Екатерина Серебрянская(обе - Украина). Дело, которое 63 года назад начали первопроходцы, получило олимпийское признание. К сожалению только одному из них, заслуженному тренеру СССР, Александре Семеновой-Найпак удалось дождаться воплощения олимпийской мечты. Зато их последовательницы реализуют ее уже более чем в 50 странах мира. Художественная гимнастика - подарок России олимпийскому содружеству!
          В наше время всем известно имя – Алина Кабаева. Алина - единственная в истории художественной гимнастики четырехкратная чемпионка Европы. Свой четвертый континентальный титул она заработала в ноябре в Испании на чемпионате Европы, а впервые она стала европейской чемпионкой в Португалии. Двукратная чемпионка мира - первый раз абсолютной чемпионкой стала в Японии в Осаке в 1999 году. С тех пор считает Японию счастливой страной. Кроме того, ей есть за что любить Испанию - там она дважды становилась абсолютной чемпионкой Европы (в Сарагосе в 2000-м году и в Гранаде в 2002-м), а также опять-таки в Испании заработала вторую медаль абсолютной чемпионки мира (в Мадриде в 2001-м).
          В данный момент на небосвод звезд художественной гимнастики взошла Анна Бессонова. Анна Бессонова выросла в спортивной семье. Отец Анны — известный в прошлом футболист киевского «Динамо» Владимир Бессонов, а мама — чемпионка мира в групповых упражнениях по художественной гимнастике Виктория Бессонова. Виктория Бессонова не собиралась отдавать дочку в гимнастику. Скорее видела ее на балетной сцене. Однако в пять лет дочка категорично заявила, что хочет быть гимнасткой. Так под непосредственным руководством мамы начались занятия художественной гимнастикой.
          В послужном списке Анны Бессоновой немало весомых титулов — 4-кратная Чемпионка мира, обладательница Кубка мира в 3 упражнениях, 3-кратная чемпионка Европы.

    Рекомендуемые ссылки

    1. История возникновения
    2. История развития
    3. Алина Кабаева
    4. Анна Бессонова
    ДонНТУ|| Портал магистров ДонНТУ || Об авторе