ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ

Магистр ДонНТУ Жебель Антон Валериевич

Жебель Антон Валериевич

Факультет: экологии и химических технологий

Кафедра: прикладой экологии и охраны окружающей среды

Специальность: экология химических производств


Автобиография

Бас-гитара

Предисловие

Данный раздел сайта магистра ДонНТУ является неотемлемой частью, позволяющей более полно раскрыть творческий потенциал магистра. Даёт более полное представление о личностных качествах магистра.

В этом разделе речь пойдет о таком музыкальном инструменте как бас-гитара. Основой для выбора данной тематики раздела стало значительное влияние, которое оказывает музыка на развитие современных молодежных субкультур, и роли вышеназванного инструмента в звучании музыкальных композиций.

ВВЕДЕНИЕ

Бас-гитара (басовая гитара) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже — сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в рок-музыке. Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре — бас-гитарист или басист.

История появления бас-гитары.

Необходимость в более громком басовом инструменте возникла в 20-е годы XX века, когда на сцене вовсю бушевал джаз. В оркестрах проблема решалась количеством – четыре контрабасиста играли одну и ту же мелодию. Иногда их было и больше, вплоть до восьми. В джазовых же коллективах, в компании с банджо, духовыми инструментами, пианино и барабанами, контрабас был почти не слышен. Переносных усилителей, усиливающих низкие частоты, тогда ещё не изобрели. Плюс ко всему, контрабас был намного больше остальных инструментов, и не очень удобен в транспортировке. В 20-30-х годах появились первые прототипы электрических контрабасов. Были они такими же, как и контрабасы, хотя и со звукоснимателями. В 1935 году человеком по имени Paul Tutmarc (музыкант, конструктор гитар и усилителей) был сделан первый инструмент с полым корпусом. Он же и создал первую ладовую («ноты» на грифе разделялись металлическими «ладами», как на гитаре) бас-гитару, которую при игре держали горизонтально, а не вертикально. Называлась она Model #736 Electric Bass Fiddle. У гитары были несомненные плюсы – её было легче транспортировать, на ней было легче играть, и её было лучше слышно.
Бас-гитары
Рисунок 1 - Бас-гитары

Первая бас-гитара, запущенная в массовое производство, была создана легендарным в гитарном мире человеком по имени Leo Fender. Изобретатель и инженер-самоучка, начавший свой путь инженера, как и многие другие – с починки радиол. По иронии судьбы, создатель самой известной в мире гитары не умел играть ни на гитаре, ни на басу. «Ни единой ноты». Fender Precision Bass был выпущен в продажу в 1951 году. Дизайн был прост, как и всё гениальное – ладовый гриф, один звукосниматель, и корпус самой обычной формы. Модель 1954 года имела немного обведённые края, для более удобной игры. Модель 1957 года претерпела смену звукоснимателя и головы грифа на более пригодные для собственно игры, и стала «старшей сестрой» всем известного Stratocaster’a. Эта модель была самой удачной, и большинство басов от Fender повторяют его конструкцию в той или иной степени. В 1960 году был создан Jazz Bass, ещё одна легенда от Fender. Он мало чем отличался от своего старшего брата, но был лучше сконструирован с точки зрения электроники. Эти модели до такой степени популярны в мире басистов, что типы звукоснимателей, используемых на них, называют P и J. Видя такой успех, подтянулись и другие компании; такие как Gibson, Danelectro... Некоторые позже стали ассоциироваться с определённым стилем музыки, например Rickenbacker 4000, на которой в своё время играл Paul McCartney. В 70-е Ernie Ball создал первую акустическую бас-гитару. Целью было добиться более естественного звука бас-гитары в созвучии с акустической гитарой. Идея опередила своё время почти на два десятилетия – акустический бас был принят в компанию других акустических инструментов в конце восьмидесятых с запуском в эфир программы MTV Unplugged. В 1971 году Alembic заложили основу high-end бас-гитар. Ключевыми элементами стали активная электроника, первосортные породы дерева, многослойная система neck-through-body. Так же, Alembic первыми создали бас с графитовым грифом, а так же пятиструнный бас (с нижней Си) в 1976. Fodera так же начала производство 5-струнных басов в середине 70-х, а так же вместе с Anthony Jackson разработали 6-струнный бас. Ранние электро-бас-гитары использовались вместе с контрабасами. К 1960, бас-гитара заменила контрабас в большинстве популярных музыкальных стилях – за исключением разве что джаза и кантри. Это так же произвело небольшую революцию – басисты вдруг перестали быть превязанными к одному месту, и их стало гораздо лучше слышно. Контрабас начал возвращать свои позиции в середине 80-х, когда вновь возрос интерес к ранним вариантам стилей рок и кантри. А возвращение рокабилли взлетевшими на вершины всех чартов Stray Cats снова сделали контрабасы популярными. В 1990-ые усовершенствованные звукосниматели и дизайн акустических басов и контрабасов позволили басистам добиться хорошего чистого звука от акустических инструментов. Многие группы решили вопрос низких частот при помощи контрабаса.

КОНСТРУКЦИЯ БАС-ГИТАРЫ

Бас-гитара - инструмент сравнительно молодой. Её первый промышленный экземпляр был изготовлен в США, в 1951 г., а широкое признание и распространение этого инструмента началось в 60-х годах и во многом связано с творчеством английской группы «Биттлз». Музыканты этой группы одними из первых стали активно использовать в своей концертной деятельности звукоусилительную аппаратуру и электромузыкальные инструменты, в том числе и бас-гитару. С тех пор появилось много разновидностей бас-гитар, отличающихся друг от друга формой, диапазоном (объёмом звучания от самого низкого до самого высокого звука), мензурой (длиной рабочей части струны), количеством струн и звукоснимателей, механизмом крепления и настройки струн, электрической схемой темброблока, наличием или отсутствием ладовых планок (порожков), а также целым рядом других, менее важных конструктивных особенностей. Общий вид бас-гитар изображен на рисунке 2 (а и б). Здесь представлены две её разновидности: шестиструнная ладовая гитара (рис.1а) и ладовая четырёхструнная гитара (рис1б). Не останавливаясь на мелких различиях, не влияющих сколько-нибудь существенно на технику игры, познакомимся с устройством и назначением основных узлов бас-гитары. Основной частью гитары является корпус. На нём устанавливается устройство крепления нижних концов струн и механизм тонкой регулировки мензуры каждой струны. Как правило, здесь же находятся регулировочные винты, позволяющие изменять высоту струн над грифом. Под струнами, в углубления на поверхности корпуса крепятся звукосниматели (датчики) - преобразователи звука в электрические сигналы. Положение звукоснимателей относительно струн также может изменяться специальными регулировочными винтами. На поверхности корпуса находятся также ручки регулировки (потенциометры) громкости и тембра, а также имеется штекерное гнездо для подключения бас-гитары к звукоусилительной аппаратуре посредством соединительного шнура. Сам темброблок располагается в специально подготовленной полости внутри корпуса бас-гитары. Часто здесь же находится и схема предварительного усилителя с элементом питания, в этом случае говорят, что инструмент имеет активные датчики. Гриф бас-гитары жёстко крепится к корпусу и имеет внутри анкер - металлический стержень, вращая который в ту или иную сторону специальным ключом можно устранять деформацию грифа. Со стороны струн гриф разделён на лады специальными металлическими планками, которые называют ладовыми планками или порожками. Количество ладов у бас-гитары обычно колеблется от 20 до 24, но может быть и больше. Всё большее распространение получают инструменты, не имеющие на грифе ладовых планок. Такие бас-гитары называют безладовыми. Гриф заканчивается головкой, на которой находятся колковые механизмы, служащие для крепления верхних концов струн, а также для их настройки. Для того чтобы исполнителю было легче ориентироваться в процессе исполнения, на некоторых ладах рабочей стороны грифа имеются метки, в виде белых кружков.
Устройство бас-гитары

1- головка грифа; 2 - колковый механизм; 3- верхний порожек; 4 - лад (часть грифа между соседними ладовыми планками); 5 - ладовая планка; 6 - ладовые метки; 7 - струны; 8 - корпус; 9 - гриф; 10 - звукосниматели; 11 - потенциометры; 12 - машинка (устройство для крепления струн на корпусе гитары); 13 - гнездо для штекера.

Рисунок 2 - Устройство бас-гитары. (а- шестиструнный бас, б - четырёхструнный бас)

По способу крепления грифа к корпусу гитары все инструменты можно условно разделить на четыре группы:

- в первую группу входят бас-гитары с привинченным (bolt on neck) грифом. Это наиболее дешевый способ крепления грифа;

- ко второй группе относятся инструменты с вклеенным (glued neck) грифом. Такой тип крепления ведёт к частичному удорожанию инструмента;

- третью группу составляют бас-гитары с грифом, проходящим сквозь корпус (neck-through). Преимуществом «сквозного» грифа является большая продолжительность звука (сустейн) и чистота тона, а единственным недостатком — некоторая потеря глубины звука. Такая технология изготовления бас-гитар ведёт к ещё большему удорожанию инструмента;

- четвёртый способ крепления грифа появился относительно недавно и включает в себя достоинства каждого из рассмотренных типов крепления, поскольку гриф проходит не через весь корпус, а лишь через его часть, что позволяет сохранить хороший сустейн и не потерять глубину звука.

До недавнего времени наиболее традиционной и распространённой моделью бас-гитары являлась четырёхструнная бас-гитара с 20-24 ладовыми планками. В 70-х годах известный американский бас-гитарист Энтони Джэксон впервые в концертной практике использовал шестиструнную бас-гитару. С тех пор всё больше исполнителей пользуются пяти- и шести­струнными инструментами. Преимущества таких инструментов, по сравнению с обычной четырёхструнной бас-гитарой, очевидны: во-первых, это расширенный диапазон, как в верх­нем, так и в нижнем регистрах, а во-вторых — увеличение числа охватываемых звуков в одной пози­ции (без перемещения кисти левой руки вдоль грифа), что помогает решению не­которых аппликатурных задач. Однако игра на таких инструментах имеет и дополнительные технические трудности, которые могут серьёзно осложнить начинающим музыкантам процесс обучения. Подобные препятствия возникают и при освоении безладовой бас-гитары. Несмотря на то, что безладовый инструмент предоставляет некоторые дополнительные возможности для достижения большей музыкальной выразительности, чистота интонации при этом, как пока­зывает практика, является большой проблемой не только для начинающих музыкантов.

АККУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАС-ГИТАРЫ

Диапазон

Аккустика - наука о звуке. Звук — это физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела — источника звука (натянутой струны, пластинки, мембраны, кожи, обтягивающей барабан, столба воздуха в духовом инструменте и др.). Упругое тело при своём колебании создает в окружающем воздухе звуковые волны, которые передают колебания барабанной перепонке нашего уха. В современной музыке используются звуки не только традиционных музыкальных инструментов, но и всевозможные шумы, существующие в природе, а также сопутствующие деятельности человека, однако музыкальными по традиции называют звуки, которые имеют чётко выраженную высоту. К музыкальным следует также отнести звуки всевозможных ударных инструментов, без которых трудно представить себе современную музыку. Большинство из этих звуков не имеют строго определённой высоты и являются шумовыми, т.е. картина их звукового спектра представляет собой наложение множества звуков различной частоты.

1) Высота звука определяется частотой колебаний звучащего тела, т.е. количеством колебаний, производимых в секунду. Чем больше частота колебаний, тем выше звук. Частота колебаний зависит от степени упругости звучащего тела, от его величины. Например, чем тоньше и короче струна и чем сильнее она натянута, тем производимый ею звук будет выше. Человеческий слух воспринимает звуки, имеющие не менее 16 и не более 20 000 колебаний в секунду. Из них в музыке применяются звуки, имеющие основную частоту примерно от 16 до 4200 колебаний в секунду.

2) Тембром называется окраска звука, которая придаёт ему специфическое, индивидуальное для каждого инструмента или голоса характерное звучание и неповторимость. Любой музыкальный звук помимо основной частоты содержит одновременно и более слабые высокие призвуки (гармоники), благодаря которым мы и определяем, какой инструмент исполняет тот или иной музыкальный фрагмент, а также узнаём голоса любимых исполнителей.

3) Длительность звука, время его звучания зависит от продолжительности колебаний звучащего тела. Чем дольше будут продолжаться колебания, тем длительнее будет звук.

4) Сила звука или его громкость определяется интенсивностью колебаний, их амплитудой. Чем сильнее колебательное движение, чем больше его амплитуда (размах), тем громче звук, и наоборот. Сила звука имеет существенное значение для передачи различных эмоциональных состояний и развития музыкальной драматургии. Например, кульминация произведения, момент наивысшего напряжения в развитии музыкального сюжета, как правило, связаны с максимальной громкостью исполнения.

Все музыкальные звуки, расположенные в восходящем или нисходящем порядке, образуют звукоряд. Сравнивая между собой звуки звукоряда, можно легко убедиться, что каждому из них на определённом расстоянии выше и ниже соответствуют звуки, с которыми он сливается. Сливающиеся звуки имеют одинаковые названия. Расстояние между ближайшими сливающимися звуками называется октавой. В современной европейской музыке октава делится на двенадцать звуков, из которых только семь имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си или c, d, e, f, g, a, b. Эти звуки называют основными ступенями звукоряда. Звуки до, ре, ми, и т. д. повторяются в звукоряде по несколько раз. Чтобы отличить звуки одинакового названия, но разной высоты, принято делить весь звукоряд на ряд октав, началом каждой из них считая звук до. Начиная с самой низкой октавы, в восходящем порядке, названия их следующие: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвёртая октава, пятая октава (рис.3).[1]

Диапазон музыкальных звуков
Диапазон бас-гитары
Рисунок 3 - Диапазон музыкальных звуков. Диапазон бас-гитары

Струны

Большое влияние на звучание вашего инструмента оказывают струны. Основными характеристиками струн можно считать их длину, толщину, материал, из которого они сделаны и способы их навивки.

Длину струн, поставляемых различными фирмами на музыкальный рынок, можно разделить на пять категорий:

 

1.      Коротко-мензурные    Short Scale (30", 762 mm).

2.      Средне-мензурные   Medium Scale (32", 812 mm).

3.      Длинно-мензурные   Long Scale (34", 864 mm).

4.      Экстра Extra Long (36", 914 mm).

5.      Экстра плюс   Long Plus (38", 965 mm).

Первые струны для электрических бас-гитар имели плоскую навивку (flatwound) и изготавливались путём на­мотки на стальной корд никелированной или хромированной стальной полоски (рис.4а). Струны с плоской навивкой имеют мягкое, округлое и упругое звучание, близкое к контрабасовому. В зависимости от типа струн, можно получить различные варианты окраски звука: мягкий, тёплый, жёсткий, глухой, объёмный, насыщенный, рычащий, металлический или кристально чистый.

В 1963 г. был опробован новый тип струн (рис.4б) с круглой навивкой (roundwound), которые имеют более яркое звучание, насыщенное высокими гармониками и обладают хорошей атакой (резко выраженным началом звука). Такие струны до настоящего времени остаются наиболее популярными среди бас-гитаристов и изготавливаются путём намотки круглой проволоки из нержавеющей стали на стальной корд. Недостатком таких струн является шершавая поверхность, которая как напильник обдирает пальцы, ладовые планки и образует канавки под струнами на грифах безладовых инструментов. Для устранения этой проблемы в настоящее время производятся струны с круглой навивкой из мягких сплавов или стали с никелиевым, медным и даже золотым покрытием. Звук струн с таким покрытием отличается большей мягкостью по сравнению с традиционными струнами из нержавеющей стали, однако срок их службы значительно меньше.

а)

Струна с плоской навивкой

б)

Струна с круглой навивкой

в)

Струна с полукруглой навивкой

 а) с плоской навивкой;  б) с круглой навивкой;  в) с полукруглой навивкой.

Рисунок 4 - Различные типы навивки струн

  Существует ещё один тип струн ¾ струны с полукруглой навивкой (ground или halfwound), которые изготовляются путём срезания внешней стороны круглой навивки (рис.4в). Гладкая поверхность таких струн сделали их популярными среди музыкантов играющих на безладовых инструментах. Форма навивки этих струн позволяет сберечь гриф инструмента и, в то же время, сохранить характерную для струн с круглой навивкой яркость окраски звука. 

  Помимо формы оплётки струны различаются также своей толщиной, подразделяясь на три основные группы: тонкие, средние и толстые. Чем толще струны, тем богаче звучание вашего инструмента, но и тем больше нужно приложить усилий для игры на инструменте. Более тонкие струны мягче, податливее, на них проще играть, особенно быстрые пассажи. Диаметр струн принято измерять в долях дюйма. Таблица, приведенная ниже, даёт приблизительные диаметры струн разных комплектов: 

 

G

1-я струна

соль

D

2-я струна

ре

А

3-я струна

ля

Е

4-я струна

ми

Очень тонкие

030

045

065

080

Тонкие

.040

.055

.075

.095

Средние

.045

.065

.080

.100

Толстые

.050

.070

.095

.107

Начинающим басистам следует пользоваться струнами средней толщины. Следует отметить, что общее натяжение струн на инструменте достигает нескольких десятков килограмм и величина этого натяжения, а, следовательно, и величина прогиба грифа, колеблется в зависимости от толщины струн. В связи с этим каждый новый комплект после установки требует индивидуальной регулировки струнодержателя и анкера (металлического стержня-растяжки внутри грифа). При этом расстояние между 12-й ладовой     планкой и струнами должно находиться в пределах 3-6 мм. При меньшем расстоянии струны начинают задевать соседние ладовые планки и в звуке появляются дребезг и нежелательные призвуки; в то же время слишком высокое положение струн над грифом усложняет процесс исполнения ¾ прижатие струны к грифу требует больше усилий. 

Для того чтобы струна звучала чище, имела продолжительный звук, и стабильность в настройке, свободный конец струны следует наматывать на колок так, как показано на рис.5, т.е. витки располагать сверху  вниз, чтобы они плотно прилегали друг к другу. После предварительной настройки всех струн поиграйте сильным, энергичным щипком на каждой из них, чтобы они плотнее установились на колках и в пазах, после чего проведите более точную настройку.

Крепление свободного конца струны на колке

Рисунок 5 - Крепление свободного конца струны на колке

 Для сохранения яркости звучания струн в процессе их длительной эксплуатации, после занятий следует удалить все, что попадает на них с пальцев рук, при помощи кусочка сухой, чистой  ткани, либо протирая их тканью, пропитанной специальным составом для очистки струн. С этой же целью некоторые бас-гитаристы вываривают струны в кипятке с небольшим количеством уксуса или соды, что позволяет растворить и удалить грязь и жир, скапливающиеся в труднодоступном пространстве между витками. Всё же со временем, даже при хорошем уходе, звуковые характеристики струн ухудшаются в связи с их «усталостью» и естественным «старением», поэтому струны желательно менять каждые 3-6 месяцев (или даже чаще, если вы помногу играете). Перед игрой желательно вымыть руки, чтобы частички грязи с пальцев не попадали на струны. Это также продлит срок яркого звучания струн. Кроме того, на полировке деревянных и металлических частей гитары виден каждый отпечаток, поэтому постарайтесь не ставить эти отпечатки  жирными или грязными пальцами.

Следует также отметить, что характер извлекаемого звука будет зависеть от места щипка струны. Чем ближе к подставке, тем суше и резче звук. Щипок непосредственно у грифа придаёт звуку более мягкую и приглушенную окраску. Наиболее яркое и сильное звучание ощущается при звукоизвлечении в средней между грифом и подставкой области.[1]

Немного о самостоятельном изготовлении электрогитар

         Итак,что нам необходимо для создания электро гитары? (не важно какой)

 

1.      ЖЕЛАНИЕ

2.      Немного опыта в области столярного производства и обращения с инструментами деревообработки.

3.      Кусок подходящего дерева, могущего стать гитарой при определенной доле Вашего упорства.

4.      Средства производства.

При отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных пунктов Ваше мероприятие обречено на провал.

ДРЕВЕСИНА

Используемые породы дерева

Таков краткий перечень используемых пород древесины. Несколько отдельная тема - производство акустических дек, где используют хвойные породы, в частности ель (Spruce).

Относительно материалов, применяемых при изготовлении гитары, часто можно услышать примерно следующее: "Дека у шестиструнки только из ольхи или красного дерева, гриф из клёна… На бас-гитарах красное дерево вообще не используют…". На самом деле таких категоричных правил нет. В каждом конкретном случае подбирается необходимый материал, исходя из пожеланий и возможностей заказчика, а так же обеспечения возможного наилучшего звучания инструмента. Никто не запрещает изготовить гитару целиком из чёрного дерева, и звучать, судя по всему, она будет отменно. Только вот стоить и весить она будет столько, что вряд ли кого-нибудь заинтересует. Кстати, говоря о массе - гитара должна быть тяжёлой! Поэтому использование лёгкой древесины, в частности берёзы, не рекомендуется. Основным критерием применимости древесины в гитаростроении является её "отзывчивость" - способность проводить звук и сохранять колебания в теле материала при наложении механических нагрузок со звуковой частотой.

Подготовка древесины

         Для производства гитар, как правило, используется только ствол, и то не целиком, а нижняя его часть. Срубленное дерево подлежит сушке. Это весьма долгий и ответственный процесс. Бревна заливают на спилах компаундом (чтобы предотвратить "вытекание" влаги по сосудам) и помещают в сухое, проветриваемое помещение. Процесс сушки длиться несколько лет. Для очень дорогих заказных гитар используют древесину, выдержанную в специальных условиях 60 (!) лет. К сожалению, это не шутка. Только после такого срока можно быть уверенным, что древесину уже точно никуда не поведёт.

Бруски, идущие на изготовления гитар, не должны иметь сучков и трещин, а волокна дерева должны располагаться строго продольно спилу.

Подводя резюме: реальнее всего найти "музыкальное" дерево непосредственно у мастеров, изготовляющих или ремонтирующих инструменты (не обязательно гитары, - в разного рода консерваториях такие мастера обязательно есть).

Обработка древесины

При изготовлении гитар используются те же принципы и инструменты, как и при любой другой обработки дерева. И помните, что аккуратность в этом деле просто необходима, так как огрехи и неточности не только плохо отразиться на внешнем виде инструмента, но могут "убить" звучание гитары.

КЛЕИ, КРАСКИ, ЛАКИ

Для окрашивания гитар применяют различные (в том числе и масляные) краски и эмали. Естественно, красят распылителем, а не кистью. Иногда применяют окрашенный (непрозрачный) лак.

Лаки для гитар - тема отдельной большой статьи. Лаки - наиболее спорная тема. Информация об их составе и применении скупа и противоречива.

В этом разделе опустим много шагов технического процесса производства гитар, таких, как шлифовка, грунтование, полировка древесины и покрытий. Не потому, что это маловажные операции, и не потому, что все это и так знают. Просто это относиться к обработке любых деревянных изделий, а не только гитар, так что найти эту информацию не составит труда. В этой же статье хочется уделить больше внимания именно "гитарной" теме.

ФУРНИТУРА

         Если Вы задумали изготавливать гитару в стиле "винтаж" то можно сделать самостоятельно колки и машинку. Но на инструментах классического вида данные элементы будут неуместны. К тому же промышленно выпускаемые образцы имеют вполне умеренную стоимость и презентабельный вид.

УСТРОЙСТВО ГИТАРЫ

         Чертёж среднестатистической гитары (на правую руку) выглядит следующим образом:

Чертёж гитары
Рисунок 6 - Чертёж гитары

Разберём гитару на составные части.

Дека

         Дека склеивается из двух частей. Большее количество не рекомендуется (исключения составляют экзотические "наборные" деки, и, естественно, деки акустических/полуакустических гитар). Склейку половинок (желательно, чтобы куски были примерно одинаковыми) производят до начала обработки будущей деки во избежание возможных несовмещений, то есть выглядит это так:

Технология заготовки деки
Рисунок 7 - Технология заготовки деки

Обработку и формирование контура деки, равно как и подготовку посадочных мест, следует проводить после расчёта всей гитары, так как дека вносит непосредственный вклад в величину мензуры инструмента, а, следовательно, в разметку грифа. Больше особо сказать нечего, кроме того, что к моменту изготовления деки необходимо иметь все навесные элементы и, соответственно, знать их размеры. Так же хочется предостеречь: лучше скопировать форму какой-либо серийной гитары, так как дека формы "из страшных снов" может попросту не звучать.

Гриф

         Это наиболее важная часть гитары, и ему я постараюсь уделить наибольшее внимание. Стандартно гриф собирается из следующих частей (схематическое изображение):

Сборка грифа
Рисунок 8 - Сборка грифа

         Здесь условно не показаны элементы разметки грифа (точки) в силу того, что каждый гитарист предпочитает свой собственный тип разметки. Стандартно на электрогитарах помечают следующие лады: 3, 5, 7, 9, 12 (две точки или иное отличие), 15, 17, 19, 21, 24 (так же, как 12-й).

         В условиях самостоятельного изготовления лучше всего будет сделать головку и гриф монолитно, из одного куска дерева, так как склейка головки с грифом - процедура весьма ответственная и "капризная". Если такого куска дерева найти не удается, то при возможности приобретения "дековых" колков, можно порекомендовать изготовить "безголовый" гриф (обрубок):

Бас-гитара HOHNER B2ADB-bk
Рисунок 9 - Внешний вид бас-гитары HOHNER B2ADB-bk

         Теперь разберём гриф на запчасти.

Лады (вставка, ладовая вставка)

         Изготавливаются (нарезаются) из так называемой ладовой проволоки. Лады иногда продаются готовые, комплектом. Бывают обычные лады (Regular) и высокие/широкие лады (Jumbo). В случае с готовыми ладами придется изготавливать накладку/гриф заданной ширины. Закатываются вставки в пропилы в накладке.

Накладка

         В отличие от некоторых моделей акустических гитар, накладка электрогитары не является абсолютно плоской. В сечении, перпендикулярно струнам она имеет некий радиус:

Для 4-х струнного баса это примерно 35 см (14"), для 5-ти струнного баса и электрогитары с мензурой 25.5" - 40,5 см (16"). Прелесть самостоятельного изготовления накладки в том, что можно варьировать эту величину "под себя", что очень сильно сказывается на удобстве игры. Кроме того, можно изготовить асферичный профиль накладки (эллипс, часть параболы или гиперболы), что при поточном производстве не приемлемо, так как усложняет/удорожает технологию изготовления.

Известны случаи, когда накладка изготовлялась не из цельного куска, а из нескольких, состыкованных под ладами. На "ощупь", такая конструкция не отличалась от обычной, обнаружился сей факт только при смене ладов (их иногда меняют, когда они совсем стачиваться).

Анкер

         Весьма ответственная часть грифа. Также она называется анкерным стержнем или анкерным болтом. Назначение - препятствовать изгибу грифа под силой натяжения струн. Известны анкеры двух типов (изготавливаемых самостоятельно; при промышленном производстве их гораздо больше). Какой лучше - не знаю. И те, и другие через какое-то время перестают работать, и гриф приходиться ремонтировать.

Тип первый, стандартный:

Анкер
Рисунок 10 - Анкерный болт

Тип второй чаще используется на электрогитарах с мензурой 25.5", и вообще считается "альтернативой", но, как мне кажется, имеет право на жизнь в силу своей легкозаменяемости и гибкости в настройке.

         В общем случае анкер представляет собой металлический стержень из мягкой (не закаленной) стали диаметром 5-7 мм. Вне зависимости от типа анкера существуют общие рекомендации по его установке. Прежде всего, следует сказать, что пропил в древесине под стержень должен быть выполнен очень точно. Никаких люфтов и зазоров быть не должно. Регулировочная гайка может быть выведена как в головку грифа, так и в сторону деки.

КОНСТРУКТИВНЫЙ РАСЧЁТ

         В этой главе перечисляются некоторые величины, которые необходимо знать при изготовлении инструмента. Предостережение: если у вас нет опыта в изготовлении гитар, или он не велик, то воздержитесь от самостоятельного просчёта инструмента! Наилучшем решением, в данном случае, будет взять готовый инструмент (лучше фирменный) и тщательно и аккуратно обмерить его. Не стремитесь к созданию точной копии. Прелесть самостоятельного изготовления - возможность варьировать те или иные величины "под себя". Если же опыта совсем мало, то лучше всего будет сначала сделать "бескровную пересадку", то есть к своей старой гитаре изготовить, скажем, новую деку. Переставив гриф и все запчасти на своё творение, можно оценить свой уровень, и если он пока не высок, вернуть всё на "родину" и заняться изготовлением нового грифа. В конце концов, у вас всё получиться.

         Наиболее часто задаваемым вопросом является величина мензуры, и как следствие - разметка грифа. С этого и начнём.

         Стандартным значение мензуры для гитар считаются следующие величины:

         Разберём, что такое "стандартное значение". Что мешает нам увеличить мензуру? Причин несколько:

         Укоротить же мензуру нельзя по следующим причинам:

         В силу всего вышесказанного, подведу итог: допустимое отклонение величины мензуры от "стандартной" составляет как максимум ±10%.

         Итак, мы определились с мензурой. Наступает ответственный момент: разметка грифа под лады. Не знаю почему, но многие мастера делают из этого тайну, дескать это "семейные секреты", "крайне сложно" и т.д. и т.п. Говорю со всей ответственностью - не верьте им! Есть число, с помощью которого можно разметить любой гриф с любой мензурой.

         Это число - корень двенадцатой степени из двух. Вычислить значение точно невозможно, да и не нужно, в достаточном приближении это будет 1,05946. Что это за цифры, и как ими пользуются? Очень просто. Берём значение своей мензуры и делим на это число. Результат - расстояние от машинки (!) до первого лада. Запоминаем это число, вычитаем его из мензуры и получаем расстояние от верхнего порожка до первого лада. Далее результат первого деления опять делим на наше число, а затем полученое значение вычитаем из мензуры. Результат - расстояние от порожка до второго лада. И так далее. Хотите, считайте хоть до 36 лада ( кстати, есть басы с трёхоктавными грифами). Да, расчет ведеться не от лада до лада, а от порожка до лада. ПРИ РАЗМЕТКЕ ГРИФА НУЖНО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТАКОЙ ЖЕ СИСТЕМЫ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НАКОПЛЕНИЯ ОШИБКИ! То есть, 24-й лад будет отмеряться не от 23-го, а от нулевого!

         Пример: Разметить гриф бас-гитары с мензурой 863,6 мм.

1а. 863,6мм/1,05964=814,993 - расстояние от машинки до первого лада
1б. 863,6мм-814,993=48,606 - расстояние от нулевого лада до первого
2а. 814,993/1,05964=769,122 - расстояние от машинки до 2-го лада
2б. 863,6мм-769,122мм=94,478 - расстояние от нулевого лада до второго

         И так далее. При расчётах допустимо округлять результат до тысячных, а иногда и сотых долей миллиметра. Проверить правильность своих действий можно очень просто - двенадцатый лад делит мензуру ровно пополам, а 24-й составляет 3/4 мензуры.

Разметку грифа следует производить очень аккуратно, с максимальной точностью, так как ошибка приведёт к тому, что как минимум придется изготавливать новую накладку.

         Ещё одним, весьма спорным вопросом является ширина грифа на нулевом ладу (ширина порожка). Наиболее часто встречаются следующие значения:

         Вот здесь строгих стандартов придерживаться не следует. Ширина порожка (и грифа, соответственно), а, следовательно, и расстояние между струнами, а так же расстояние от крайних струн до краёв накладки сильно сказывается на "играбельности" инструмента. И если вы изготавливаете гитару для себя, то никто не запретит вам сделать гриф таким, чтобы для вас он был максимально удобен.[2]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Вот краткая история и описание такого незаметного, и вместе с тем необходимого в каждом музыкальном коллективе инструмента, как бас-гитара. Данный материал когда-то помог автору этих строк изготовить инструмент и изучить технику игры на басу. Хочется надеяться, что данная статья и Вам поможет в изготовлении или ремонте своего инструмента. Самостоятельное изготовление гитары требует внимательности, аккуратности и опыта, но не требует ничего невозможного.

Не думайте, что собранная гитара сразу будет идеальна. Даже серийные инструменты (причём весьма дорогие) требуют тщательной отстройки вообще, и под конкретного музыканта в частности. Принцип отстройки инструмента хорошо описан здесь.[2]

Использованные ссылки

1. Школа игры на бас-гитаре - сайт посвященный технике игры на бас-гитаре и самой бас-гитаре

2. Изготовление бас-гитары - статья на сайте http:// guitar.ru посвященная изготовлению гитар

Полезные ссылки

http://www.guitar.ru - сайт для гитаристов

http://www.bassboombang.ru - сайт для басистов.

http://www.totalbass.com - басовые табулатуры.

http://www1.gitarrebass.de - немецкий сайт о бас-гитаре

http://www.bassman.ru - сайт для басистов

http://www.buildyourguitar.com/index.html - хендмэйд гитары


<> ДонНТУ <> Портал магистров ДонНТУ <> Автобиография<>