ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

  

  Составитель: Макеевский Г.Г.



  Опыт экономической перестройки в Украине и других странах с переходной экономикой, в частности России, наглядно свидетельствует, что на современном этапе экономических преобразований весомым фактором оздоровления национальной экономики, которая страдает от значительного сокращения внутреннего спроса на промышленную продукцию, может стать только существенное расширение внешней торговли. Для Украины этот фактор имеет особое значение, потому что он позволяет ускорить рыночную трансформацию экономики, выход на мировой товарный рынок и создание валютных резервов, необходимых для модернизации и структурной перестройки производства. Тем не менее, рассчитывать на успешную торговлю могут лишь те страны, которые имеют конкурентоспособную экономику. Вместе с тем сама торговля не может сделать экономику конкурентоспособной. Конкурентоспособность — это комплексная категория, ее преимущества окончательно реализуются в торговле, но базис конкурентных преимуществ создается во всех звеньях общественного производства, в том числе в значительной мере за счет структурной перестройки и действенной промышленной политики.

   Теория конкуренции исходит из того, что конкурируют не страны, а отдельные производители или продавцы продукции. Но экономический успех государства, то есть ее конкурентоспособность, непосредственно определяется наличием в ней конкурентоспособных отраслей и производств. Поэтому повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей должно стать самым важным приоритетом промышленной политики Украины, которая должна найти всестороннюю активную поддержку Верховного Совета и Правительства и повлиять на формирование благоприятного нормативно-правового поля конкуренции. Эта довольно объемная и кропотливая работа, которая требует постоянного мониторинга конкурентной среды с учетом особенностей национальной экономики и мирового рынка, условий производства и факторов, которые могут оказывать содействие эффективной конкуренции.

   Безусловно, что ни одна страна, даже самая развитая, не ставит себе целью достижение эффективной конкуренции по всему спектру продукции, которую она может потенциально производить. Приоритет дается лишь тем секторам экономики, которые имеют реальные условия для получения конкурентных преимуществ на мировом рынке. Для Украины, чтобы предотвратить нерациональное использование национальных ресурсов в процессе структурной перестройки, особенно актуальным является определение как раз таких отраслей и создание действенного механизма поддержки приоритетных производителей и усовершенствования на этой основе структуры производства.

   Отсутствие четкой программы структурной перестройки национальной экономики и, в особенности, ее материального сектора остается сегодня фактором, который постоянно провоцирует кризисные явления. В частности, не решив стратегически важной проблемы уменьшения внешней энергетической зависимости страны, мы продолжаем распылять мизерные ресурсы на поддержку и сохранение энергоемких производств. Или, практически не имея обоснования оптимальных для страны объемов и структуры энергопотребления, мы начинаем вкладывать средства в проекты строительства терминалов, транспортных магистралей и соответствующей инфраструктуры. Кстати, преимущественно инфраструктурная, а не технологично-инновационная ориентация экономики есть крайне опасной и с точки зрения перспектив глобализации. Стратегической ошибкой является также наше нежелание обеспечить реальный приоритет отраслей и производств агропромышленного комплекса.

   Кроме того, следует различать общую тенденцию к достижению конкурентоспособности национальной экономики в целом и возможности получить конкурентные преимущества в отдельных отраслях и производствах. Соответственно этому должны распределяться ресурсные возможности государства и отдельных отраслей. Иначе говоря, определение конкретных мер по повышению качества и конкурентоспособности продукции и их финансирование должны обеспечивать максимально эффективное использование имеющихся ресурсов. Мировой опыт показывает, что страны, как правило, экспортируют ту продукцию, для которой у них есть излишек факторов производства и которая имеет наименьшую относительную стоимость, а импортируют продукцию, которая требуют дефицитных факторов производства и повышенных затрат на ее изготовление. Поэтому основное внимание в практической работе по повышению конкурентоспособности должно уделяться обеспеченности факторами производства, которые могут использоваться для развития отрасли и создания конкурентных преимуществ. Отдельные факторы по-разному влияют на создание конкурентных преимуществ, и вдобавок они могут отличаться по характеру действия и источникам воспроизводства, которые также надо учитывать. В свое время конкурентоспособность государства в значительной мере зависела от наличия в ней трех основных факторов производства — природных ресурсов, трудовых ресурсов и капитала. С развитием производства и техническим прогрессом конкурентоспособность стали определять факторы высшего уровня, прежде всего, инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения.

   Конкуренция как комплексная категория дает возможность ввести в действие большой потенциал рыночных стимулов деловой активности, которые пока что используются недостаточно. Проводя активную промышленную политику, инструментом которой есть добросовестная конкуренция, можно достичь желаемого согласования интересов государства и субъектов хозяйствования. Необходимо подчеркнуть, что государство только создает соответствующие условия для возникновения и улучшения факторов конкурентных преимуществ, а непосредственно создаются эти преимущества товаропроизводителями. Поэтому государственные усилия по созданию приобретенных или специализированных конкурентных преимуществ могут быть сведены на нет из-за медлительности государственных структур, их неспособности своевременно осознать потребности конкретных отраслей и принять новые направления деятельности.

   Вверх