ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ ЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МЕТОА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ

Евдокимов Ф.И. , Бизюкова А.А.

Донецкий национальный технический университет

Источник: На 20.05.09 не опубликован в сборнике.

В условиях рыночной экономики есть возможность роста только у конкурентоспособного предприятия. Формирование и дальнейшее развитие рыночных отношений в Украине вызывает необходимость повышения конкурентоспособности предприятия. Решение этой проблемы требует разработки методов оценки конкурентоспособности предприятия.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые влияют на конкурентоспособность. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются.

Прежде всего, необходимо определить и систематизировать факторы, что даст возможность повысить эффективность оценки конкурентоспособности предприятия: управленческий; психологический; рыночный; экологический, издержки.

Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от управленческого фактора. Существуют как количественные, так и качественные показатели. К качественным показателям относят: способность разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры.

Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче.

Рыночный фактор можно понимать как близость к потребителю; анализ конкурентов; поиск преимуществ; информационное обеспечение.

Конкурентоспособность любого предприятия также зависит от издержек, их стратегического анализа, который достигается благодаря строгому внутрипроизводственному регулированию.

Экологическай фактор означает минимизацию ущерба окружающей среде, что особенно актуально на данном этапе развития экономики Украины.

Метод Томаса Саати определяет силу влияния каждого фактора. При сравнении факторов обычно спрашивают, какой из факторов более важен. Механизм использования метода Саати рассмотрим на примере трех предприятий и складывающихся на них ситуаций.

Ситуация А. Руководство способно разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды. На предприятии существует единая система учета и контроля. Работники  желают и умеют трудиться, но нет готовности к учебе. У фирмы низкие издержки. Предприятие находится далеко от потребителя.

Ситуация Б. Руководство способно разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия, но медленно адаптироваться к изменениям внешней среды. На предприятии существует единая система учета и контроля. Работники  желают и умеют трудиться, способны к быстрой и качественной учебе, каждый член коллектива подчиняет свои личные интересы общей задаче. У фирмы высокие издержки. Предприятие находится близко к потребителю, имеет хорошее информационное обеспечение.

Ситуация В. Руководство способно разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды. На предприятии существует единая система учета и контроля. Работники умеют трудиться, но не способны к быстрой и качественной учебе, каждый член коллектива не подчиняет свои личные интересы общей задаче. У фирмы средний уровень издержек. Предприятие находится относительной близости к потребителю.

Таблица 1. Матрица попарных сравнений для уровня 2

Удовлетворение
конкуренто-способности

Психо-логический фактор

Рыночный фактор

Управлен-
ческий
фактор

Издержки

Экологи-
ческий
фактор

Вектор
приори-тетов

Психологический фактор

1

1/2

2

1/4

1/3

0,183

Рыночный фактор

2

1

1/2

1/2

2

0,197

Управленческий фактор

1/2

2

1

3

3

0,212

Издержки

4

2

1/3

1

2

0,215

Экологический фактор

3

1/2

1/3

1/2

1

0,193

lmax     =  6,72
ИС    =  0,43
ОС    =  0,38

 


Таблица 2. Матрица попарных сравнений для уровня 3

Психологический
фактор

А      Б      В

Вектор
приори-тетов

Управленческий
фактор

А       Б       В

Вектор
приори-тетов

А
Б
В

1     1/5     2
5      1       7
1/2  1/7     1

0,294
0,469
0,235
lmax  =  4,42
ИС= 0,71 ОС= 1,2

А
Б
В

1   4        1
1/4   1      1/3
1       3       1

0,387
0,248
0,364
lmax    =  3,7
ИС=  0,35 ОС =  0,6

Рыночный
фактор

А      Б      В

Вектор
приори-тетов

Издержки

А        Б       В

Вектор
приори-тетов

А
Б
В

1     1/6   1/3
6      1       4
3     1/4     1

0,229
0,446
0,324
lmax    =  4,65
ИС= 0,82 ОС=1,42

А
Б
В

1     7       3
1/7   1     1/3
1/3   3       1

0,445
0,227
0,326
lmax    =  4,23
ИС    =  0,62 ОС    =  1,06

Экологический
фактор

А      Б      В

Вектор
приори-тетов

А
Б
В

1       4       4
1/4    1       1
1/4     1      1

0,518
0,241
0,241
lmax =  3,67
ИС=0,33 ОС= 0,58

Таблица 3. Принцип синтеза.

 

        1              2              3              4              5
(0,183)     (0,197)    (0,212)     (0,215)    (0,193)

Глобальные приоритеты

А
Б
В

    0,294        0,229       0,387       0,445        0,518
0,469        0,446       0,248       0,227        0,241
0,235        0,324       0,364       0,326        0,241

0,38
0,32
0,3

Таким образом, можно сделать вывод, что Ситуация А имеет наивысшую конкурентоспособность. При анализе можно убедиться, что исход не был удивительным, если принять во внимание то, что Ситуация А превосходил остальные Ситуации. Однако, чтобы точно определить какая Ситуация наиболее конкурентоспособна, необходимо провести вычисления, чтобы сделать правильный выбор.