ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Борецкая Татьяна Сергеевна

Борецкая Татьяна Сергеевна

Факультет экономики

Специальность: Менеджмент инновационной деятельности


Большой теннис

Тема индивидуального раздела связана с моим увлечением большим теннисом. Хотелось бы рассказать читателям о истории возникновения игры, об общих и неписанных правилах игры. Теннис - это замечательный вид спорта, который развивает не только физическое состояние играков, но и помогает достичь душевного равновесия.

Возникновение игры

В настоящее время достоверно неизвестно, кто изобрёл теннис, но, по наиболее распространённой версии, родоначальником игры был майор Уолтон Вингфилд. Он придумал игру для развлечения гостей на приёмах в своем особняке в Уэльсе и в 1873 г. опубликовал первые правила игры. В качестве основы он использовал существующую уже несколько веков игру реал-теннис, зародившуюся в XII веке во Франции, и которая была популярна в кругах французской аристократии вплоть до времён Великой Французской революции.

Согласно историческим источникам, терминология современного тенниса зародилась в тот же период времени, поскольку Вингфилд позаимствовал для своей игры как название, так и множество французских слов из роял-тенниса: название теннис (англ. tennis) произошло от фр. tenez, повелительной формы глагола tenir, «держать». Оно означает, таким образом, «держи!» Этим выкриком игрок в реал-теннис предупреждал соперника, что он собирается подавать; ракетка (англ. racquet) происходит от фр. raquette, которое, в свою очередь, произошло от арабского rakhat, означающего «ладонь»; английский термин deuce (ро?вно) произошёл от фр. deux le jeu, означающего «to both is the game» (счет в игре равный); по другой версии, слово происходит от фр. deux points, означающее, что игроку необходимо выиграть два очка для победы в гейме; англ. love, используемое для обозначения счета «0» (например, «40—love» эквивалентно «40—0»), произошло от фр. l'oeuf, «яйцо», подразумевавшего знак «ноль» в форме яйца; система счета в геймах «15», «30», «40» произошла от фр. quinze, trente, quarante, что во французском произношении представляет созвучную последовательность.

Предвидя коммерческий потенциал в игре, Вингфилд запатентовал её в 1874 г., но никакой выгоды из этого в последствии получить не смог. Теннис начал стремительно развиваться в Великобритании и США.

Появление турниров В июле 1877 г. в Уимблдоне, Лондоне был проведён первый турнир по лаун-теннису, организатором которого был Всеанглийский Клуб крокета и лаун-тенниса (All England Croquet and Lawn Tennis Club). Участники должны были заплатить вступительный взнос, в размере 1 (английский фунт стерлингов), турнир был открыт для всех желающих, победитель получал золотой приз, а финалист — серебряный. В 1888 г. была основана Ассоциация лаун-тенниса (Lawn Tennis Association, LTA), которая в последующие годы установила 43 правила игры, многие из которых действительны до сих пор, и которая в течение десяти лет утвердила проведение 73 турниров.

В 1881 г. была создана Национальная ассоциация лаун-тенниса США (United States National Lawn Tennis Association), которая сейчас называется Ассоциация тенниса США (United States Tennis Association, USTA). Целью её создания были стандартизация правил соревнований и проведение турниров. «Национальный чемпионат США среди мужчин» (U.S. National Men's Singles Championship), который сейчас называется Открытый чемпионат США, был впервые проведён в 1881 г. в г. Ньюпорт, Род-Айленд. Соответствующий женский турнир «Национальный чемпионат США среди женщин» (U.S. National Women's Singles Championships) был впервые проведён в 1887 г.

В 1899 г. у четырёх студентов Гарвардского университета зародилась идея проведения теннисного турнира, в котором участвуют национальные сборные команды. Один из них — Дуайт Дэвис, разработал схему проведения турнира и купил на собственные деньги приз для победителя — серебряный кубок. Первый турнир состоялся в Бруклине, шт. Массачусетс в 1900 г., и в нём приняли участие сборные США и Великобритании. Д. Дэвис играл в команде США, которая неожиданно победила, выиграв первые три матча. С тех пор турнир проводился каждый год (за некоторыми исключениями), а после смерти Д. Дэвиса в 1945 г. получил название Кубок Дэвиса и сейчас является популярным ежегодным событием в мире тенниса.

Правила игры в теннис

Для игры в теннис противники размещаются на площадке попротивоположным сторонам поперечной сетки. Одновременно могут играть двое (одиночная игра) или четверо, в последнем случае игроки разделяются попарно (парная игра). Игра заключается в перекидывании мяча при помощи ракеты через сетку ни сторону противника, причем последний каждый раз должен возвращать мяч обратно. Чтобы сделать это перебрасывание более быстрым и интересным, в игру введены следующие ограничительные правила:

Мяч должен быть отбит до того, как он коснется земли второй раз; удар по мячу может быть сделан или до его падения на землю или в промежуток между первым и вторым приземлением. Мяч должен упасть в пространство, строго ограниченное линиями с каждой стороны поперечной сетки. Мяч, посланный противнику, должен перелететь через натянутую поперек площадки сетку.

Если один игрок перекинет мяч в пределах границ поля противника так удачно, что последний при ответе допустит ошибку, например попадет мячом в сетку, или пошлет его за границы поля противника, или же вообще не достанет мяча, то первый игрок выигрывает очко.

Игрок выигрывает очки во всех случаях, когда противник сделал ошибку, независимо от того, произошла ли она из-за невозможности сделать правильный ответный удар или явилась результатом его собственного неумения, невнимания или оплошности. Победитель встречи определяется в результате выигрыша известной совокупности очков, которая, однако, не является простой арифметической суммой выигранных очков (продолжительность игры не лимитирована), а слагается из двух промежуточных звеньев: "игра" (game) и "партия" (set).

Определенная совокупность выигранных очков дает выигрыш гейма. В свою очередь, определенная совокупность геймов дает выигрыш сета (независимо от общего количества выигранных очков). Наконец, определенная совокупность выигранных сетов дает выигрыш "встречи" (match) (независимо от общего количества выигранных очков и геймов). В каждом гейме и в каждом сете счет очков начинается заново.

Судейская коллегия по проведению крупных соревнований по теннису состоит из главного судьи, заместителей главного судьи, старших судей, судей на вышке, судей на линии и секретаря.

Небольшие соревнования могут проводиться судейским аппаратом, состоящим из главного судьи, судей на вышке и судей на линии.

Игра начинается с того, что один из играющих "подает" мяч в поле противника согласно правилам подачи. Подачей начинается "розыгрыш очка", заключающийся в том, что каждая сторона поочередно отражает летящий к ней мяч, не давая ему удариться о землю на своей стороне площадки более одного раза. По окончании розыгрыша первого очка производится новая подача и начинается розыгрыш следующего очка и т. д. до тех пор, пока одна из сторон не выиграет "игры" (гейма). Гейм считается выигранным после того, как одна из сторон выиграет не менее 4-х очков и получит перевес над другой не менее, чем на 2 очка.

Счет очков каждой игры (гейма) имеет следующие особенности:

а) при выигрыше какой-либо стороной первого очка в игре считается 15 в ее пользу; при выигрыше ею еще одного очка снова присчитывается 15, и счет становится 30 в ее пользу; при выигрыше ею третьего очка присчитывается еще 10, и счет становится 40 в ее пользу; Выигрыш четвертого очка дает ей победу в игре (гейме);

б) для удобства счет Фиксируется словами "ровно", "больше" и "меньше" в следующих случаях: "ровно" - при равенстве очков противников, начиная с четвертого очка (т. е. за исключением случая, когда противники имеют по 15); "больше" - начиная с пятого очка, если подающий выиграл очко после того, как было "ровно", или проиграл очко после того, как было 40/15; "меньше" - начиная с пятого очка, если подающий проиграл очко после того, как было "ровно" или выиграл очко после того, как было 15/40;

в) счет очков ведется всегда, начиная с очков подающего.

По окончании первой игры начинается розыгрыш следующей и т.д. до тех пор, пока одна из сторон не выиграет "партии" (сета). Партия (сет) считается выигранной после того, как одна из сторон выиграет не менее 6 игр (геймов) и получит перевес над другой не менее чем на 2 игры (гейма). Счет игр ведется обычным порядком, начиная с большего счета (например: три-две, пять-четыре, восемь-семь и т. д). Если у противников окажется по 5 игр, то следующая выигранная одной из сторон игра дает ей лишь преимущество (счет 6/5). Если та же сторона выиграет еще одну игру (счет 7/5), она выигрывает партию; если же проиграет игру, то счет в партии снова выравнивается (счет 6/6-"по шести" и т. д.) до тех пор, пока одна из сторон не получит перевеса над другой в 2 игры.

В случаях, за исключением финалов крупных чемпионатов, положением о соревновании может предусматриваться выигрыш сета с перевесом в один гейм со счетом 7:6. В этом случае при счете 6:6 13-й, решающий гейм разыгрывается по так называемой системе счета "тай-брейк". В одиночной игре: за каждый выигранный мяч засчитывается 1 очко. Игрок, первым набравший 7 очков, выигрывает гейм и сет, если при этом соперник имеет не более 5 очков. В противном случае игра продолжается, пока одному из игроков не удастся достичь перевеса в 2 очка. Игрок, чья очередь подавать, подает при розыгрыше первого очка. Его соперник подает при розыгрыше второго и третьего очка. Далее, каждый игрок подает поочередно при розыгрыше двух последующих очков, пока не определится победитель гейма и сета.

Соперники меняются сторонами площадки после розыгрыша каждых шести очков и по окончании гейма.

Теннисный кодекс. Сборник неписанных правил

Если существуют изданные Правила игры в теннис, то зачем нужен Кодекс? Случается, что во время игры возникают ситуации, не описанные в Правилах, но поддерживаемые в традициях тенниса. В этих случаях нам поможет Теннисный Кодекс. Наиболее часто возникают проблемы, когда матч играется без судей и на игроков ложится ответственность за принятие решений.

Существует разница в принятии решений официальными судьями и игроками, осуществляющими самостоятельное судейство матча. Судья старается решить проблему попадания мяча в корт, учитывая интересы обоих игроков, в то время как игрок должен, следуя неписанному закону, руководствоваться тем, что каждое сомнение - это очко в пользу соперника. Согласно этому принципу игрок, стараясь быть исключительно честным, иногда будет оставлять в игре мячи, которые "возможно попали в аут". Обязанность и право игрока - судить все мячи на своей стороне. Основное понятие в судействе - это точность. Все участники должны объединяться, чтобы достичь этого. Если игрок, видя что он попал в аут, (независимо от того, увидел ли это соперник), скрывает этот факт, - он жульничает! Все игроки - люди, им свойственно ошибаться, но они должны сделать все, чтобы уменьшить это количество ошибок. Игрок не должен оспаривать судейство соперника, если тот его не спрашивал, но если мнение соперника было спрошено, и он дал утвердительный ответ, это мнение должно быть принято.

Если ни один из участников не знает, попал ли мяч, мяч считается правильным. Согласно Кодексу, если решение о правильности мяча принимается обоими участниками, предпочтение отдается мнению игрока, видевшего ситуацию вдоль линии. Когда вы смотрите поперек линии, не утверждайте, что мяч в ауте, если вы не видели кусочек корта между местом приземления мяча и линией. Вообще игрок, который стоит на своей задней линии и спорит по поводу попадания мяча в заднюю линию на стороне соперника, ведет себя глупо. Все возгласы об ошибках должны выполняться мгновенно, иначе мяч будет считаться правильным и игра будет продолжена. Мяч не считается в ауте, пока не сказано, что он в ауте. Это же касается случая, когда, не желая идти за мячом к фону, вы поймали мяч на лету: тем самым вы проиграли очко.

Кодекс, путем требования мгновенности суждения, исключает проблему "двух шансов": игрок, выходя к сетке, пробивает мяч, который от ракетки соперника летит в аут, при этом, сам попадая в аут, требует переигровки мяча, он не прав, мяч проигран. Строго говоря, правило мгновенного суждения исключает многие проблемные ситуации. Все разыгранные очки засчитываются. Например, если после розыгрыша очка вы обнаружили, что сетка была на 10 см выше нормы, если подача по ошибке была разыграна не в то поле и т.п., то очко считается разыгранным. Каждый игрок ответственен за "уборку" на его стороне корта. Если на корте есть мячи или другие предметы, то это проблема "хозяина" своей половины корта. Если ваш соперник случайно нанес вам травму (ракеткой, мячом и т.п.) и вы не в состоянии продолжать игру, - вы проиграли.Как судятся следы от мяча на корте? Мяч, ударяясь о некоторые типы покрытия оставляет след в форме эллипса. Если вы не видите зазор между эллипсом и линией корта, мяч засчитывается. Если вы видите только часть эллипса, мяч тем более верен.

Принимающему разрешено судить заступ при подаче после того, как подающий был единожды предупрежден об ошибке. Тем не менее, случай заступа во многом относится к чести самого подающего игрока. Если игрок после выполненного удара пытается возгласом или какими-то другими действиями воздействовать на соперника, то налицо нарушение спортивной этики и ситуация воспринимается как помеха. Однако, если соперник продолжает играть несмотря на помеху, работает правило "двух шансов" В принципе разрешены любые перемещения по корту пока мяч находится в розыгрыше или перед вводом его в игру. Игрок может менять позицию в любой момент, в том числе когда соперник подбросил мяч для подачи. Однако движения и звуки (размахивания руками, возгласы, топания ногами), направленные на отвлечение внимания соперника, недопустимы. Никогда не срывайте злость посредством швыряния ракеток или мячей, не ругайтесь когда проигрываете, лучше похвалите соперника за его хорошую игру.

Судить касание мячом игрока, касание игроком сетки, перенос ракетки через сетку, двойной отскок мяча и т.п. бывает иногда сложно. Каждый игрок, видевший ошибку и уверенный, что это произошло, должен провозгласить это незамедлительно. Тем не менее, предпочтение в оценке случившегося отдается вовлеченному игроку. Например, игрок А думает, что В ударил с двух отскоков, а В убежден в обратном, предпочтение отдается игроку В. Тем не менее, игрок В после завершения розыгрыша может признать правоту игрока А и отдать ему очко, даже если суждение не было высказано вовремя. Должно быть исключено такое понятие, как несвоевременная подача. Подача должна производиться тогда, когда принимающий готов к приему. При этом принимающий не должен пытаться принять подачу, если он не готов к приему, т.к. будет работать правило "двух шансов". Если принимающий показал, что он готов к приему подачи, он далее не может потребовать переподачи (за исключением случая внешней помехи).

Если подающий приступил к подаче (начал подброс) после вашей готовности к приему, то вы уже не можете поднимать руку, показывая свою неготовность. В парной игре именно принимающий подачу определяет готовность своей команды. Чтобы избежать проблем со счетом, подающий должен объявлять его перед каждой подачей, причем так, чтобы слышал соперник и зрители. Независимо от как бы очевидного аута, вы должны обязательно вслух его фиксировать. Никакая система правил не способна отразить огромное разнообразие игровых ситуаций, но если игроки знакомы с теннисным кодексом и следуют ему, они всегда смогут достичь согласия в разрешении самых сложных ситуаций на корте.

Психологическая подготовка

Процесс, позволяющий мобилизовать все резервы организма — психические и физические — называется мотивацией. А для матери нет более высокой мотивации, чем та, которая направлена на спасение своего ребенка. Поэтому и вспыхнули, подобно мощному взрыву, все ее силы, о наличии которых никто до этого и не подозревал. Подобных примеров можно привести немало, а вывод здесь один — если мотивация высокая, то можно горы свернуть. Когда же она недостаточна, то даже сравнительно простое дело выполняется плохо. Считаю — потому и был допущен проигрыш со счетом 1:6, что у наших спортсменов в те минуты не была включена высочайшая мотивация — обязательно выиграть, несмотря ни на что! И не включена не потому, что оба не хотели выиграть, а потому, что не знали они в самих себе тех «кнопок», надавив на которые, можно было бы обрести высокую и качественную игровую активность. Проиграв же, повторю, спортсмены нанесли себе немалую психическую травму. Обратите внимание и на эмоциональное состояние наших игроков. У большинства из них лица постоянно суровы, напряжены, нередко искажаются гримасами досады и даже страдания. В криках, сопровождающих удары по мячу, слышится скорее подобие стонов, но никак не самоподбадривание, не говоря уже об уверенности. А это значит, у игроков преобладают отрицательные эмоции. Но ведь такие эмоции способствуют мышечной зажатости, а это снижает точность полетов мяча. Отсюда двойные ошибки на подаче, и мячи, казалось бы, верные, вдруг застревают в сетке или улетают в аут. Да и утомление наступает скорее. Пребывание в плену отрицательных эмоций невыгодно и вредно!

По законам природы чем выше психическое возбуждение, тем сильнее напряжение, которое непроизвольно возникает в мышцах. Современный же спорт пришел в противоречие с этим законом, ибо соревнующиеся спортсмены должны находиться в состоянии высокого психического возбуждения, составляющего основу соревновательной мобилизованности всего организма, и одновременно сохранять необходимую степень мышечной расслабленности. Сочетанием именно этих качеств и отличаются большие спортсмены. К примеру, Горан Иванишевич, обладающий мощной и точной подачей, говорит, что в момент подготовки удара по подброшенному мячу мышцы спины у него «как кисель». А то, что он одновременно находится в состоянии высокого психического возбуждения, не подлежит сомнению, так как, будучи спокойным, просто невозможно произвести сильный удар.

Что же позволяет сочетать необходимую высокую соревновательную психическую возбужденность с оптимальным расслаблением мышц? Ответ прост — хорошее настроение! К великому сожалению, этому умению — играть с удовольствием, улыбаясь, а не тяжко трудясь, — у нас не учат. Поэтому даже те, кто достиг определенных вершин, на корте продолжают сурово трудиться, а не играть в точном смысле этого слова.

Конкретный совет: после каждой неудачи не надо мучиться, бить ракеткой по корту или запускать мяч черт знает куда. Следует сразу же улыбнуться и быстро подумать, почему произошла ошибка, — чтобы не допустить ее впредь. Когда же после той или иной неудачи игрок начинает откровенно страдать, он этим самым лишь фиксирует в памяти сделанную ошибку. И она повторяется вновь и вновь. Резервы же, которые таятся в хорошем настроении, действительно огромны.

Список литературы

  1. Информационный портал для игроков большого тенниса http://www.bigtennis.com/

  2. Портал для начинающих игроков http://uralten.ru/

  3. Информационный портал о развитии большого тенниса в Украине http://tennis.ua/


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе