ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Татьяна Петрова
канд. экон. наук
начальник управления
политики занятости
и трудовой миграции
Министерства
труда и социальной
политики Украины


Источник: Менеджер по персоналу. – 2007. – № 8. – С. 14-19.


Развитие системы профессионального обучения работников – очень важный вопрос для государства. Люди, способные решать сложные производственные задачи, – вот на сегодня основной фактор повышения конкурентоспособности, эффективности отечественного производства и экономического роста.
От уровня профессиональной подготовки каждого работника зависят темпы развития и рост объемов производства, возможности увеличения национального ВВП. Развитые страны мира вышли на новый этап экономических отношений, который называют «экономика, основанная на знаниях». По мнению аналитиков Мирового банка, 80 % ВВП этих стран зависит непосредственно от качества трудового потенциала и только 20 % – от производственных составляющих. Главным субъектом экономических отношений в настоящее время является человек, обладающий высоким интеллектуальным уровнем, хорошо профессионально подготовленный.
Что же происходит на предприятиях Украины сегодня? Десять лет назад во время спада производства объемы профессионального обучения работников сокращались, что привело к снижению общего уровня их квалификации. Так, если в начале 1990-х ежегодно повышали квалификацию в среднем до 3 млн. работающих лиц, то в последние годы – только около 1 млн.
С учетом ухудшения демографической ситуации в нашей стране становится очевидным, что в ближайшие годы Украина не сможет решить экономические проблемы только за счет наращивания численности занятого населения. Уже сейчас большинство предприятий ощущает дефицит квалифицированной рабочей силы. Если ситуацию не изменить, дисбаланс на рынке труда будет с каждым годом обостряться, дефицит кадров – возрастать, что со временем может стать угрозой для национальной безопасности. Недостаток квалифицированных кадров уже в ближайшем будущем затормозит процесс создания новых рабочих мест, а значит, и развитие производства в нашей стране. По расчетам ученых, при сохранении современных тенденций и углублении дефицита квалифицированной рабочей силы через пять лет потребность народного хозяйства в квалифицированных работниках будет удовлетворяться лишь на треть. Сегодня в решении проблемы кадрового обеспечения предприятия полагаются только на собственные силы.
С 2000 года в Украине последовательно осуществляются мероприятия по восстановлению и развитию системы профессионального обучения работников, содействию предприятиям в организации профобучения кадров на производстве. Минтруда уделяет большое внимание этим вопросам. Именно ему правительством переданы полномочия по координации работ, связанных с организацией профессионального обучения персонала предприятий и учреждений. По инициативе Минтруда при участии МОН, прочих центральных органов исполнительной власти, социальных партнеров – Федерации работодателей и Федерации профсоюзов Украины – разработан ряд нормативно-правовых и методических документов по указанной проблематике. В частности, «Концепция развития системы повышения квалификации работников на период до 2010 года», а также План мероприятий по ее реализации, которые были сначала одобрены, а затем утверждены распоряжением Кабинета Министров Украины в июле прошлого года. Это исключительно важные документы. В них определены основные задачи, которые необходимо решить для усовершенствования государственного регулирования данной сферы. Концепцией предусмотрены следующие направления деятельности:
– усовершенствование законодательного обеспечения системы повышения квалификации;
– разработка системы сертификации персонала в Украине;
– повышение заинтересованности работодателей в росте профессионального уровня персонала;
– разработка системы стимулирования работников, повышающих свою квалификацию;
– усовершенствование организации профессионального обучения кадров, в том числе повышения квалификации;
– улучшение качества профессионального обучения на производстве.
Кроме того, продолжается формирование банка государственных стандартов профтехобразования, типовых учебных планов и программ для профессионально-технического обучения работников; проводятся семинарские занятия для специалистов кадровых служб; изучается и распространяется передовой опыт работы предприятий. При Минтруда создан и функционирует Межведомственный консультативный совет по профобучению.
Отметим, что если профессиональную подготовку и переподготовку мы рассматриваем как право предприятий решать проблему кадрового обеспечения, то повышение квалификации работников – прямая обязанность и ответственность работодателей. При этом место и роль правительства (в частности, Минтруда) мы видим в создании необходимых условий и правовых основ, содействующих работодателям в профессиональном обучении персонала. Поэтому Положением о профессиональном обучении кадров на производстве, утвержденном совместным приказом Минтруда и МОН еще в 2001 году (это первый нормативно-правовой документ в системе регулирования профобучения на производстве), определена нормативная периодичность повышения квалификации кадров – один раз в пять лет.
Мы видим позитивные результаты в работе системы профессионального обучения: в прошлом году на производстве было обучено новым профессиям (прошли подготовку и переподготовку) свыше 300 тыс. рабочих, что превышает ежегодные объемы выпуска профтехучилищ. Наблюдается положительная динамика роста уровня квалификации персонала: если в 2001 году профобучением было охвачено до 7 % учетного количества штатных сотрудников, то в 2006 году – почти 9 %. Самый заметный рост этого показателя наблюдается в авиационном (18 %) и водном (15 %) транспорте, а также в промышленности (13 %). А вот самые низкие показатели – в сельском хозяйстве, торговле, сфере гостиничного и ресторанного бизнеса (1-2 %).
Наиболее активно работа по профессиональному обучению персонала проводится на предприятиях Запорожской, Донецкой и Днепропетровской областей, здесь повышением квалификации охвачено от 10 до 12 % учетного количества штатных сотрудников. Явно недостаточное внимание уделялось этому вопросу в Тернопольской, Житомирской, Львовской, Одесской и Винницкой областях: здесь повышение квалификации прошли только 5-6 % от учетного количества работников.
Однако, несмотря на позитивную в целом динамику роста уровня квалификации кадров, в среднем по Украине периодичность профобучения все еще остается почти в два с половиной раза, а в отдельных отраслях (таких как сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля) – в 10-12 раз ниже нормативной.
Что же тормозит профессиональное обучение сотрудников сегодня, и что для развития системы профессионального обучения кадров на производстве нужно сделать в будущем? Одна из главных проблем – низкая ответственность работодателей за уровень профессионализма и квалификации работников, нежелание выделять на это средства, что подтверждают результаты мониторинга расходов предприятий на профобучение персонала, проведенного в Днепропетровской области. Две трети предприятий этого промышленного региона затрачивают на профобучение менее 0,5 % фонда оплаты труда (ФОТ). И только каждое пятое предприятие выделяет на эти цели более 1 % ФОТ. Таковы данные по региону, в котором объемы обучения – одни из самых высоких по Украине! В среднем же в стране на профобучение направляется лишь 0,3-0,5 % ФОТ.
Как показывает мировая практика, сегодня для обеспечения эффективной деятельности предприятия недостаточно подобрать нужный персонал, требуется сделать в «человеческий капитал» соответствующие инвестиции. Это не только необходимое, но и достаточно выгодное вложение средств. По утверждению американского учёного Э. Дэнисона, инвестиции в «человеческий капитал» приносят в пять-шесть раз больше прибыли; чем в производство. По данным аналитиков США, рост инвестиций в обучение на 10 % увеличивает производительность труда на 8 %, в то время как увеличение капиталовложений в производство на 10 % повышает производительность труда на 4 % (то есть эффективность в два раза ниже). В США на каждый доллар, вложенный в развитие производства, 85 центов приходится на развитие рабочей силы. Компании Германии ежегодно затрачивают на обучение персонала до 9 млрд. евро. Во Франции средние затраты предприятий на повышение уровня квалификации работников достигают 3 % ФОТ и продолжают расти.
Аналогичные примеры есть и в Украине. Так, инвестиции в профессиональное обучение и развитие персонала на Новокраматорском машиностроительном заводе составляют 2 % ФОТ. К сожалению, подобный уровень инвестиций в людей в нашей стране скорее исключение, чем правило.
В Украине обязанности по финансированию профессионального обучения возлагаются только на работодателя, поэтому значительное количество предприятий (особенно малых и средних) не имеют возможности повышать квалификацию персонала в соответствии с требованиями современного производства. Это очень острая проблема, особенно на фоне отсутствия государственной поддержки работодателей, она требует решения именно на государственном уровне.
Для нашего народного хозяйства может быть полезен опыт зарубежных стран, где задействованы различные механизмы финансирования профессионального обучения рабочих:
– система льготного налогообложения предприятий, предоставление целевых государственных грантов;
– создание учебных фондов;
– материальное стимулирование работников для прохождения обучения.
В Японии, например, фонд страхования занятости имеет специальный счет, средства которого используются для развития профессиональных умений работников. На этот счет работодатели делают взносы в размере 0,1 % от суммы ФОТ своих компаний. Из средств фонда финансируются учебные организации системы профобразования, предоставляется финансовая помощь для реализации официально утвержденных учебных программ в частном секторе. Аналогичная практика существует и в Греции.
Учебные фонды, основанные на добровольных двусторонних соглашениях между правительством и работодателями, созданы во многих европейских странах. В частности, в Бельгии работодатели делают целевые взносы в фонд социального страхования (что закреплено в положениях коллективных договоров), за счет этих сумм финансируются отраслевые фонды обучения. Подобные отраслевые фонды действуют и в Голландии, через них также распределяются государственные субсидии на обучение.
Помимо этого, предприятия делают отчисления для финансирования обучения тех групп населения, которые не способны на равных конкурировать на рынке труда (в размере 0,25 % ФОТ). Эти взносы направляются в национальный фонд занятости, а те компании, которые самостоятельно проводят подобное обучение, освобождаются от уплаты налога в этот фонд.
Государства, заинтересованные в повышении квалификации собственной рабочей силы, стремятся выработать у людей «привычку учиться». Для этого используются различные схемы материального стимулирования как работодателей, так и работников: предприятия освобождаются от уплаты определенных налогов и получают на цели развития персонала государственные кредиты под умеренные проценты. К примеру, в Чили и Канаде компаниям, работающим в промышленности, сфере услуг и сельском хозяйстве, компенсируется часть затрат на обучение – разрешается уменьшить ставку налога на прибыль на сумму в пределах 1 % ФОТ.
Украине тоже необходимы эффективные механизмы стимулирования заинтересованности работодателей в повышении профессионального уровня персонала. В соответствии с вышеупомянутым распоряжением Кабинета Министров Украины Минтруда уже проводит работу в этом направлении совместно с заинтересованными центральными органами исполнительной власти и социальными партнерами. Мы изучаем возможности расширения источников финансирования профобучения работников, в том числе за счет бюджетных средств, целесообразность создания различных фондов обучения персонала; разрабатываем механизмы экономического стимулирования работодателей и пр.
Среди проблем, сдерживающих развитие системы профессионального обучения работающих, - низкая мотивация работников к повышению своего профессионального уровня, отсутствие эффективной системы стимулирования продвижения по службе. Даже когда работодатели создают условия для профессионального обучения, люди часто отказываются проходить курсы повышения квалификации, особенно если это происходит в нерабочее время. Работодатели не всегда имеют возможность повлиять на сотрудников в этой ситуации. Поэтому необходимо разработать систему действенного стимулирования, создания сильной мотивации работников к повышению своего профессионального уровня.
Не могу не остановиться еще на одной проблеме: это несовершенство действующей нормативно-правовой и методологической базы обучения персонала. Она в основном ориентирована на особенности первичного профессионального обучения молодежи в ПТУ и не может эффективно применяться для профобучения, повышения квалификации кадров на производстве. Для обучения взрослого занятого населения ее можно использовать лишь частично. Поэтому насущной задачей является доработка имеющихся документов или разработка новых проектов, которые помогли бы размежевать подходы к обучению в учебных заведениях и на предприятиях. В этом контексте – как приложение к Положению об организации учебно-производственного процесса в профессионально-технических учебных заведениях было разработано и утверждено Положение об организации учебно-производственного процесса на производстве. Предусмотрено также внесение изменений и дополнений в Положение о порядке квалификационной аттестации и присвоении квалификации лицам, получающим профессионально-техническое образование, утвержденное приказом Минтруда и Минобразования Украины еще в 1998 году. Это позволит дифференцировать порядок проведения квалификационной аттестации и присвоения квалификации лицам, получающим профтехобразование в учебных заведениях, и лицам, которые проходят профессионально-техническое обучение на производстве.
Не менее важна разработка методики для определения эффективности профессионального обучения персонала и его влияния на экономические показатели предприятия (что предусмотрено Планом мероприятий по реализации Концепции), а также изучение и распространение лучшего опыта организаций в области обучения.
Как показала практика, для предприятий неприемлемы условия лицензирования, определенные Порядком лицензирования образовательных услуг, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29 августа 2003 года № 1380. Указанный порядок предполагает подготовку значительного объема документации для лицензирования по каждой профессии, достаточно долгий срок процедуры лицензирования (до 1 года) и плату за лицензирование.
В то же время есть существенные различия в организации профессионального обучения в училищах и на производстве. Если учебные заведения готовят работников по 600 профессиям, то предприятия проводят профессиональное обучение кадров на производстве в гораздо более широком диапазоне – более 6 тыс. профессий! Если для учебных заведений обучение является основным видом деятельности, то для предприятий – это вспомогательная функция для достижения определенной производственной цели. Таким образом, действующая процедура лицензирования практически тормозит развитие системы профессионального обучения кадров на производстве. Чтобы избежать проблем, связанных с заорганизованной технологией лицензирования, предприятия массово принимают работников и повышают им разряды без профессионального обучения. Поэтому крайне необходимо принять отдельный Порядок лицензирования предприятий на право предоставления образовательных услуг.
Кроме того, необходимо сократить сроки лицензирования и внедрить систему жесткого мониторинга качества подготовки кадров после выдачи лицензии и действенный механизм отзыва выданных лицензий. Сейчас в Украине система лицензирования требует проведения контроля качества обучения только один раз в десять лет, в то время как лицензия выдается – на три-пять.
Требуется также разработать новое содержание обучения, дифференцировать программы и учебные планы для учащихся ПТУ и для занятого населения. Не менее важно разработать систему оценки знаний и умений работников через аттестацию и сертификацию. Все эти вопросы урегулированы в проекте Закона Украины «О профессиональном развитии работников на производстве», который сейчас дорабатывается. В законопроекте даются правовые основы организации профессионального развития персонала, в частности, предусматривается:
– экономическое обеспечение действия системы обучения взрослых;
– введение механизмов оценки и подтверждения профессиональной компетенции.
Значительный вклад в решение проблем профессионального обучения на производстве внес международный проект в рамках программы ТАСІS-2003 «Развитие системы профессионального обучения на рабочем месте», начавшийся в Украине в январе 2005 года. Этот проект был инициирован Минтруда еще в 2002-м для наработки предложений по повышению качества рабочей силы в соответствии с требованиями современного производства, формирования и дальнейшего совершенствования в Украине системы профобучения работников на протяжении всей трудовой деятельности.
Каковы же результаты этой работы? Они значительны. В рамках реализации проекта подготовлены:
– предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы в области развития персонала на предприятиях;
– информационные материалы об опыте зарубежных государств, в частности, о практике финансирования профессионального обучения занятого населения в странах Евросоюза и экономического стимулирования работодателей;
– реализованы 10 пилотных проектов, по результатам которых разработаны методические и информационные материалы для усовершенствования профессионального обучения кадров на производстве, в том числе методические материалы по осуществлению профобучения персонала предприятий по модульной технологии;
– материалы по организации профобучения, по оценке эффективности работы персонала и влияния профобучения на экономическую деятельность предприятий и др.;
– сборник нормативно-правовых и методических материалов «Профессиональное обучение персонала предприятий»;
– аналитико-методические материалы о состоянии профобучения работников предприятий в пилотных регионах.
Подготовленные информационные и методические материалы используются для доработки проекта Закона Украины «О профессиональном развитии работников на производстве».
В рамках проекта осуществлялись учебные поездки специалистов Минтруда, Минобразования и науки, социальных партнеров, представителей регионов, участвовавших в пилотных проектах, в Грецию, Болгарию, Нидерланды и Данию для изучения опыта этих стран в сфере профессионального развития. Были проведены 27 учебных семинаров в разных регионах Украины по этим вопросам.
Оценивая результаты работы проекта ТАСІS хочу особенно отметить создание Центрального ресурсного центра профессионального развития персонала и трех региональных центров в Харьковской, Одесской и Тернопольской областях. Их задача – оказание информационно-консультативной и методологической поддержки предприятиям по вопросам профессионального обучения кадров. Показатели повышения квалификации работников в Тернопольской и Одесской областях все еще остаются самыми низкими по Украине, хотя в свое время именно этот фактор определил месторасположение каждого из региональных центров.
Для обеспечения эффективности дальнейшей работы Центрального и региональных ресурсных центров Минтруда сейчас проводит их реорганизацию. В частности, Центральный ресурсный центр, созданный в составе Украинского межотраслевого центра модульного обучения, в декабре 2005 года реорганизован в апреле 2007-го в Украинский научно-методический центр профессионального развития со статусом филиалов.
Научиться понимать, что «человеческий капитал» является приоритетным фактором социально-экономического развития – важная проблема для Украины. На уровне государственного управления, на корпоративном уровне и в массовом сознании еще не сложилось понимание того, что качественный «человеческий капитал» – это основной фактор обеспечения безопасности страны, роста конкурентоспособности предприятий и повышения материального благополучия работников. Мы убеждены, что мероприятия в рамках международного проекта внесли и еще внесут существенный вклад в совершенствование системы профессионального обучения кадров на производстве в Украине.