ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В НИДЕРЛАНДАХ И ДАНИИ

Нина Синенко
начальник отдела
профессионального развития
трудового потенциала
и альтернативной службы
Управления политики занятости
и трудовой миграции


Источник: Справочник кадровика. – 2007. – № 7. – С. 100-103.


Особенностью систем профессионального обучения Королевства Нидерланды (далее – Нидерланды) и Королевства Дания {далее – Дания) является выделение в структуре образования обеих стран системы обучения взрослых, что регламентируется соответствующими законодательными актами. Организация профессионального обучения взрослого населения, как работающего, так и безработного, осуществляется при активном участии всех заинтересованных сторон – правительства, работодателей, профсоюзов, учебных заведений, а также коммун (органов местного самоуправления).

Опыт Нидерландов

Профессиональное образование Нидерландов базируется на квалификационно-сертификационной структуре, основу которой составляют компетенции. Реорганизация системы профессионального образования началась в 2003 году по инициативе Центра практических знаний «COLO», который является ассоциацией отраслевых профессиональных центров. В ходе реорганизации решались также задачи сокращения количества квалификаций, устранения дублирования, усиления регионального компонента. Обучение, направленное на компетенции, предусматривает усиление его направленности на удовлетворение потребностей производства, формирование у учеников (слушателей), кроме профессиональных знаний, умений и навыков, мотивации и ответственного отношения к работе. Методика обучения сориентирована на самостоятельную работу учеников (слушателей). Проведены соответствующие тренинги для преподавателей учебных заведений.
В профессиональном образовании Нидерландов важную роль играют три субъекта:
1) социальные партнеры и бизнес-партнеры, представляющие интересы работодателей;
2) центры знаний предприятий, учреждений и организаций, отвечающие за разработку и обновление квалификационной структуры на основе компетенций;
3) учебные заведения и центры подготовки, отвечающие за организацию, планирование и реализацию образовательных программ, разработанных согласно квалификационной структуре, и присвоение квалификации и выдачу документов о профессиональном образовании.
Координацию и обеспечение реализации реформирования системы профессионального образования осуществляет Совет профессионального образования и обучения для взрослых (далее – Совет), который несет ответственность за координацию развития и реализацию учебными заведениями профессионального образования на основе компетенций. Указанный Совет создан на период реформирования профессионального образования.
Координацию работы относительно определения содержания образования и обучения на основе компетенций в Нидерландах осуществляет Центр практических знаний «COLO» – координационная организация отраслевых центров знаний, деятельность которой направлена на внедрение потребностей экономики в содержание образования и обучения. Осуществляется также поиск предприятий, на которых ученики учебных заведений могли бы проходить производственную практику (в Нидерландах их количество составляет 170 тыс. – 1/4 от общего числа).
Организации работодателей, непосредственно предприятия и компании активно участвуют в определении содержания профессионального обучения и согласовывают учебно-плановую документацию.
Союзы предпринимателей и промышленников занимают структурную позицию в системе профессионального образования Нидерландов.
Учебные заведения, центры знаний тесно контактируют с бизнес-структурами и разнообразными союзами работодателей на региональном уровне.
С целью координации объединенных действий по усовершенствованию профессионального обучения министерство образования, культуры и науки совместно с министерствами экономики, финансов, социальных отношений и занятости, сельского хозяйства создали ныне действующий Проект «Обучение и работа» (далее – Проект).
Финансирование Проекта осуществляется на средства названных министерств, поскольку их деятельность предусматривает полную самостоятельность относительно распоряжения выделенными правительством средствами. Дирекция Проекта, состоящая из 25 человек, тесно сотрудничает с регионами, изучает состояние и проблемы профессионального образования, занимается разработкой основ обучения в течении жизни и методик прогнозирования рынка труда. На сегодня главными ее задачами являются внедрение дуальной системы обучения, признание полученных компетенций.
В системе профессионального образования первоочередная роль отведена учебным заведениям. Обучение технического персонала (рабочих кадров) в регионе, например, города Ейндховен, осуществляется в Региональном центре обучения, охватывающем 22 профессиональные школы разных профилей, в которых учатся 25 тыс. человек.
Положительным оказался опыт объединения этих школ. Это дало возможность укрепить учебную базу, начать процесс внедрения новейших, интерактивных методик преподавания.
Для решения разнообразных вопросов деятельности этого центра, определения потребности в рабочих кадрах, взаимодействия учебного заведения с работодателями, другими заинтересованными сторонами созданы трудовые комиссии по направлениям. Председателем такой комиссии является директор предприятия. В ее состав входят представители работодателей и учебных заведений, которые работают на общих основаниях.
Профессиональное обучение осуществляется по двум формам:
1) стационарное, на базе учебного заведения, с организацией производственной практики на предприятиях;
2) на предприятиях (в учебном заведении преподаются теоретические предметы, а производственное обучение осуществляется непосредственно на рабочем месте по следующему графику: одна неделя – теория; шесть недель – практическое обучение на производстве). По такой форме обучаются работники предприятия.
Учебное заведение обучает работников работе с новой техникой и новейшими технологиями на краткосрочных курсах и непосредственно на предприятии. Кроме того, по заказу службы занятости оно осуществляет обучение безработных на различных курсах. Оплата обучения осуществляется за счет службы занятости и частично – работодателей. Например, с целью обеспечения работодателей дефицитными на рынке труда профессиями (по обработке металла, машиностроительными и т. п.) 20 % стоимости профессионального обучения оплачивает служба занятости, а 80 % – работодатели.
Обеспечение потребности региона в специалистах с высшим образованием осуществляет колледж «Fontys». Он создан на базе 40 учебных заведений, общее количество учеников в которых составляют 40 тыс. человек. Обучение производится по всем направлениям, кроме сельских специальностей. В стране существуют еще 12 подобных колледжей.
Экономика Нидерландов испытывает дефицит рабочих кадров технического направления, младшего медицинского персонала, работников социальной сферы и т. п.
При общении с представителями работодателей ударение делалось на несоответствии спроса и предложения рабочей силы. Приоритетным в работе с персоналом является профессиональное обучение, постоянное повышение квалификации работников. В среднем профессиональное обучение в течение жизни проходят около 20% работников. Основными проблемами работодателей являются финансирование обучения персонала и потеря рабочего времени, связанная с ним.
Правительство ежегодно выделяет 3,5 млрд. евро на обучение взрослых. В первую очередь это касается обучения лиц, не имеющих профессиональной подготовки, и безграмотных лиц, не умеющих читать и писать. Таких в стране насчитывается 250 тысяч. С целью повышения квалификации работников в стране созданы отраслевые фонды. Основные источники их существования – отчисления работодателей (размер отчислений определяется для каждой отдельной отрасли) и государственные субсидии.
Значительное внимание работодатели уделяют подготовке кадров на производстве. На сегодня восстанавливается практика создания на предприятиях учебных центров. Для избегания конкуренции между работодателями в привлечении подготовленных работников и предотвращения их перехода на другие предприятия практикуется создание учебных центров несколькими заинтересованными предприятиями.
Обучение на производстве с выдачей документа государственного образца предусматривает лицензирование. Лицензирование учебных заведений и предприятий в Нидерландах осуществляют разные структуры. Так, лицензирование учебных заведений осуществляет «COLO», а предприятий – «KENTEK». Также заслуживает внимания подход к определению объектов лицензирования: лицензированию подлежат учебные заведения и предприятия, осуществляющие обучение менее трех лет. Если же они проводят такое обучение больше указанного срока, лицензия уже не нужна.
Работодатели разворачивают широкомасштабную профориентационную работу со школьниками, их родителями. Проводится работа по стимулированию выбора молодыми людьми остродефицитных рабочих профессий. Так, например, работодатели ученикам, которые в дальнейшем гарантированно будут работать по избранной профессии, оплачивают обучение в полном объеме, выдают бесплатно мопеды.
Интересным представляется опыт Нидерландов относительно подтверждения уровня квалификации работников, не имеющих документа о профессиональном образовании, но обладающих опытом практической работы на рабочем месте или должности. Процедуру подтверждения осуществляет экзаменационный комитет, специально созданный на базе учебных заведений. Процедура подтверждения ранее приобретенных компетенций проходит в несколько этапов:
1) предварительное собеседование, в ходе которого рассматривается возможность подтверждения приобретенных прежде компетенций, и информирование потенциального кандидата о порядке прохождения процедуры. Процедура распространяется на лиц, имеющих определенный опыт практической работы в соответствующей отрасли (минимум два-три года). Ее может проводить непосредственный руководитель (мастер);
2) создание портфолио (письменные доказательства). Если после предварительного собеседования кандидат допущен к проведению процедуры подтверждения, он вместе с непосредственным руководителем и представителем отдела кадров создает портфолио. Целью создания портфолио является сбор по возможности большего количества доказательств, подтверждающих сформулированные компетенции, т. е. составляется детальный перечень того, что умеет делать кандидат (опыт работы). Может быть учтен опыт, полученный на предприятиях, а также опыт добровольной работы, например в спортивных или других клубах по интересам. Непосредственный руководитель и отдел кадров оказывают поддержку кандидату в составлении портфолио;
3) внутренняя оценка, базирующаяся на опыте работы кандидата, предусматривает определение его компетенции с помощью интервью и наблюдений. Специалисты по этому виду осуществляют внутреннюю оценку под руководством консультанта по профессиональной практике. Ответственным при этом является непосредственный руководитель кандидата;
4) внешняя оценка, которая дается внешним специалистом, проводится за пределами рабочего места и основывается на способности кандидата использовать знания и умения в новых условиях. Компетенции должны отвечать утвержденному национальному стандарту;
5) портфолио оценки. Результаты внутренней и внешней оценки заносятся в портфолио. Итоговая оценка состоит из оценок, поставленных непосредственным руководителем, специалистами по внутреннему и внешнему оцениванию, а также представителем экзаменационного комитета. На основе собранных доказательств они определяют уровень компетенции кандидата. После этого утверждается решение о выдаче документа об образовании или вносятся предложения относительно прохождения обучения по определенным направлениям либо предметам.
Практика подтверждения квалификации дает возможность лицам, имеющим практический опыт работы, подтвердить свою квалификацию и получить документ об образовании без прохождения обучения. При частичном подтверждении компетенции лицу предлагается обучение по отдельным направлениям и курсам.

Опыт Дании

Согласно принятому в 2001 году решению организация обучения взрослых и безработных находится под юрисдикцией министерства образования Дании. Концепция образования взрослых – сотрудничество между правительством, работодателями и физическими лицами. Обучение взрослых – отдельная система в составе образования, регулируемая законом об обучении взрослых, дает возможность взрослому населению повысить свой профессиональный и образовательный уровень, в частности получить высшее образование. Объем финансирования этой системы составляет 1,5 млрд. евро, половину его берет на себя государство.
Рост промышленного производства служит причиной дефицита рабочей силы. Уровень безработицы в стране – 4 % от общего количества трудоспособного населения.
В стране по инициативе работодателей созданы 12 комитетов по отраслям экономики, которые, исходя из изменений, происходящих в промышленности, предъявляют требования к изменению содержания обучения, рассматривают и согласовывают разработанную учебными заведениями учебно-плановую документацию или изменения в нее.
При министерстве образования действует секретариат, который занимается методическим обеспечением учебного процесса. Финансирование секретариата осуществляется за счет отчислений объединений профсоюзов и работодателей, а также от реализации методической продукции. Секретариат является объединяющим звеном между министерством и работодателями. Методическое обеспечение учебного процесса разрабатывается с учетом специфики обучения взрослых – андрогогики.
Приоритетом в работе работодателей с персоналом является профессиональное обучение работников, 50 % которых охвачены системой профессионального обучения.
Темпы изменения технологий – высокие. Так, почти каждые два года квалификации становятся устаревшими, ежегодно изменяется 60 тыс. видов работ. На основе положений коллективных трудовых соглашений, заключенных между правительством, работодателями и профсоюзами, созданы фонды содействия обучению, функционирующие за счет отчислений работодателей, профессиональных союзов и правительственных субсидий. Значительное внимание отводится обучению работников малых предприятий. Этим вопросом в стране занимается министерство образования. В Дании получило широкое развитие дистанционное обучение.
С целью привлечения молодежи к производительному труду в стране действуют 90 школ-фабрик Основная их задача – реабилитация проблемной категории молодежи, подготовка к обучению в профессиональных учебных заведениях или на производстве. Деятельность таких школ-фабрик, поскольку они являются государственными учебными заведениями, регулируется законодательством. Срок обучения – до одного года. Государство выделяет на каждого ученика на 40 учебных недель (10 месяцев) 70 тыс. крон.
Для молодых людей, не закончивших или оставивших общеобразовательные учебные заведения, преподается курс датского, английского языка, математики, а по окончании выдается сертификат о среднем образовании.
Обучение осуществляется по видам деятельности, популярным среди молодежи (журналистика, искусство, в т. ч. вокал, аранжировка, режиссура, икебана и т. п.), причем школы оснащены современным профессиональным оборудованием.
Допрофессиональная подготовка совмещается с изготовлением продукции, реализуемой в установленном порядке, а денежные средства поступают на счет слушателей школы.
Профессиональные педагоги учебного заведения соединяют процесс обучения и воспитания. Время пребывания в пределах школы – с 8 до 15 ч. Учитывая, что слушатели школы – преимущественно дети из неблагополучных семей, для них предусмотрены завтраки и обеды. Ученики школы получают заработную плату, которая в зависимости от срока пребывания в школе составляет от 600 до 1300 крон в месяц.
С целью эффективного вхождения в социум проводятся беседы, экскурсии, прививается умение общаться с ровесниками и людьми других возрастных групп. У каждого слушателя есть контактный преподаватель. За нарушение учениками дисциплины предусмотрены штрафные санкции. Например, за опоздание и пропуски занятий из заработной платы вычитывается определенная сумма.
Школы-фабрики сотрудничают с профессиональными колледжами, предприятиями. Если ученик школы перешел в колледж для получения профессионального образования, школа получает премию в размере 7 тыс. крон. Свыше 80 % слушателей, закончивших обучение в школе, продолжают его в технических школах, колледжах или зачисляются учениками на предприятия.
Таким образом, опыт Дании и Нидерландов для Украины является важным и актуальным. Его применение полностью возможно в нашей стране, в частности относительно создания системы обучения взрослых как отдельной составной системы образования; формирования фонда (фондов) содействия обучению работников; разработки и внедрения стандартов компетенций; создания школ-фабрик для проблемной молодежи, возобновления работы школ допрофессиональной подготовки; создания системы подтверждения квалификаций; создания межотраслевого мониторингового центра обеспечения взаимодействия учебных заведений и работодателей и т. п.