СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ НА ФАРМРЫНКЕ УКРАИНЫ

Бровко Ю.В.Ярым-Агаев А.Н.,Доцент, к. э.н.
Донецкий Национальный Технический Университет


Источник: Материалы Всеукраинской научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Современное состояние и проблемы инвестиционного развития"


К современным тенденциям менеджмента и общей организации бизнеса на фармрынке Украины можно отнести появление национальных и региональных розничных операторов.

Актуальность данной темы также обусловлена, с одной стороны, динамикой и величиной фармацевтического рынка, а с другой – возрастающей долей сетей в розничном товарообороте. Сегодня развитие аптечных сетей в Украине может опираться на несколько форматов торговли: аптека, аптечный пункт, аптечный киоск. Однако, по мнению О. Токарева, развитие формата аптечных пунктов и киосков имеет ряд значимых ограничений, а потому основываться на них аптечной сети, которая хочет вести крупный бизнес, невозможно.

Основными форматами аптек, которые будут развиваться и станут опорой формирования крупных аптечных сетей, являются аптеки прилавочного формата и формата самообслуживания. В случае прилавочного формата 90–80% товарооборота аптеки обеспечивают лекарственные средства, тогда как всего 10–20% — сопутствующие категории товаров. Переключение аптек с прилавочного формата на формат самообслуживания приводит к увеличению товарооборота на 15–20%, когда речь идет об аптеках в спальных районах и на 30 – 40%, при расположении в торговом центре города, увеличение при этом, происходит за счет увеличения покупки сопутствующих товаров.

Аптеки самообслуживания — стремительно развивающийся передовой формат аптек. Все товары, за исключением рецептурных, находятся в свободном для покупателя доступе. При этом препараты и сопутствующие категории товаров обеспечивают практически одинаковый товарооборот. Важным фактором развития аптек является их специализация по признаку ценовой категории. Так, все аптеки можно разделить на аптеки низких цен, аптеки с большим ассортиментом, нишевые аптеки, больничные и приближенные к больницам аптеки, аптеки в торговых центрах, аптеки, рассчитанные на массового покупателя. Переход к сетевой торговле в данном наравлении обусловлен преимуществами этого вида организации торговли, как такового. К таким премуществам можно отнести – снижение стоимости закупки, как результат приобретения больших партий товара, ускорение оборота оборотных средств, связанный с небольшим размером запасов на складе, что, в свою очередь, обусловлено возможностью бысто разносить остатки товара по бизнес-единицам.

Также, следует отметить, что создание розничной сети позволяет одельное внимание уделять повышению квалификации персонала, как неотъемлимому фактору успешности аптечной торговой сети.

С точки зрения организации маркетинговой службы стоит отметить также ряд преимуществ создания розничной торговой сети – в первую очередь, это снижение маркетинговых затрат на разрозненные маркетинговые службы, что обусловлено централизацией маркетинговой активности и рекламных кампаний для нужд определенной организации. Что является следующей, немаловажной особенностью, маркетинга розничных аптечных сетей. Т.е. усилия маркетинговых служб сосредотачиваются на создании бренда организации, а не отдельных групп товаров. При эффективном маркетинге организации в такой бизнес-единице выбирают не по отдельным товарным брендам, а опираясь на совет продавца-консультанта, который, в свою очередь, имеет возможность влиять как на стоимость среднего чека, так и на создание базы лояльных клиентов отдельного бренда розничной сети.

Примером ведущих операторов фармритейла сегодня можно назвать «Виталюкс», «Аптека доброго дня», «МедСервис», «Здравица», «36,6» и т.д.

Следует также отметить, что национальные сети не имеют большого успеха на рынке Украины, как правило, наиболее конкурентоспособными остаются региональные торговые сети.

Уже сейчас, наблюдается активное внедрение на рынок зарубежных сетей, таких как всероссийская «36,6», эффективная модель работы которой, с успехом переносится и на украинский рынок, поэтому, сегодня, для достижения максимальной эффективности, украинским розничным операторам необходима агрессивная наступательная стратегия по захвату доли рынка, заключение прямых контрактов с производителями, для максимального снижения цен закупки, высокая маркетинговая активность для продвижения бренда организации, повышение квалификации персонала и т.д, потому, что именно розничные сети – будущее фармрынка Украины.

В работе использованы материалы 2го международного саммита Института Адама Смита «Розничная торговля в Украине»