ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ| Об авторе
Магистр ДонНТУ Ковалева Елена Владимировна

Ковалева Елена Владимировна

Индивидуальное задание

на тему:

«Хореография как основа танцевального искусства»

Материалы по теме выпускной работы:


Автореферат

Библиотека

Ссылки

Отчет о поиске

1. История танца

С раннего детства я занимаюсь классическими танцами в хореографическом ансамбле «Подснежник». Но прежде, чем рассказать о своих достижениях, я бы хотела несколько слов рассказать о танце как таковом.

Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют танцами. они имели совсем другое значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра всегда были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся танец. Своими корнями он глубоко уходит в народное творчество. Пляски были очень распространены у народов древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест и мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. В произведениях древних поэтов, писателей, художников встречаются названия танцев и их участников, описываются правила исполнения. Древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» описал хоровод, а в «Одиссее» - мужской дуэт на фоне танцующих юношей. Описание танцев можно также найти и у Аристотеля, в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана. Танцы древних греков можно разделить на священные, военные, сценические, общественно-бытовые. Примерно такие же по характеру танцы были и у других народов. Первые балеты возникли в средневековой Франции. Именно там из танцев с покачиваниями и притопами, поскоками и прыжками, называемых бранлями, со временем возникла французская хореография. Профессионалы-хореографы средних веков своим мастерством подняли искусство исполнения танца на новую высоту. Их достижения явились тем фундаментом, на котором позднее сформировался классический академический балет. В то время, когда танец соединяется с музыкой и появляется в привычном для нас понимании, расцветают такие музыкально-танцевальные формы как сюита, пастораль, интермедия. В XVI веке был сделан большой шаг в развитии техники танца. Под влиянием новой эстетики многое изменяется в балете, костюм становиться свободным, не стесняющим движений танцовщицы, а туфли – типа греческих сандалий.[1, c.31] Так в результате появления романтического балета во Франции, где постоянно изображался образ сильфиды – дух воздуха, и ее воздушность балетмейстер подчеркивал в танце прыжками, парениями над сценой. Исполнительнице роли Сильфиды шили воздушный костюм, чтобы создать впечатление невесомости героини, она должна была едва касаться сцены кончиками пальцев. Так утверждался танец на пальцах, каким мы знаем его сейчас. Однако тогда не было специальной обуви с твердым носком и с жесткой прокладкой (пуантов) и танцовщице приходилось приподниматься на кончиках собственных пальцев в мягких балетных туфлях.

На Руси первыми профессиональными исполнителями народного танца были скоморохи. В Киевской Руси скоморошество было весьма популярно. В те времена скоморохов считали существами, отмеченными богами, а их искусство – служением богу. Они образовывали особые «ватаги», которые бродили по Руси и давали представления, называемые позорищами, т.е. зрелищами. В 1718 году Петр I издает указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. На ассамблеях все должны были принимать участие в танцах. Существовал строгий церемониал их исполнения. Нередко русскую публику не устраивали европейские танцы и танцующие переходили на русские народные пляски.

В начале XX века хореографическое искусство на Западе переживает упадок. Классический балет как жанр практически перестает существовать. На смену ему приходят ритмопластические танцы. В каждой стране они назывались по-разному: современный танец, выразительный, художественный, ритмопластический. Их объединяло то, что их создатели отрицали классический танец, как устаревший и не способный раскрывать современные темы и образы. Танцы Востока, Египта, Индии, Греции, Ассирии, древней Иудеи составляли их эстетическое кредо. Танцы Востока, Египта, Индии, Греции, Ассирии, древней Иудеи составляли их эстетическое кредо. Яркими представителями этого направления были Айседора Дункан, Франсуа Дельсарт, Эмиль Жак-Далькроз. С середины XIX века в Америке становятся популярными музыкальные комедийные представления с танцами, предшественники современных мюзиклов. Параллельно шло развитие танца модерн. В этих танцах чувства и мысли передуваются с помощью пластики танцев Индии, Египта, Японии.[1, c.28]

2. Мои достижения

Итак моя любовь к классической хореографии появилась не сразу. Поступив в хореографический ансамбль «Подснежник», я и предположить не могла, что все что на сцене кажется таким легким и воздушным, будет таким тяжелым в действительности. Адский труд уже начался с первого занятия:

Но труд был вознагражден, и я стала солисткой ансамбля. Наш ансамбль принимал участие во всевозможных конкурсах и фестивалях, занимая призовые места. Не было еще конкурса, с которого мы бы вернулись без приза. Не раз нам приходилось покорять столицу, что давалось нам без особого труда, но этого нам показалось мало и следующим этапом стало участие в фестивале на карнавале цветов в Будапеште (Венгрия).

Наш коллектив достаточно молодой, в этом году ему исполняется 25 лет, и большую часть его существования я была его составляющей. Я уверена, что главные наши награды еще впереди. Я благодарна своим родителям за то, что они несмотря на свою занятость уделяли мне время и водили на танцы. Только благодаря этому я обрела не только прекрасные внешние данные, но и большое количество друзей, научилась понимать искусство и ценить его. Также я благодарна своему преподавателю, которая не жалея сил, вкладывала всю душу в нас. Я советую каждому человеку заниматься танцами для поддержания молодости души и тела.

Литература:

1. Балабанов Г.И. История танца.-1999 г., с.34-35.

ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ| Об авторе