RUS | UKR | ENG || ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Кукарских Анастасия Леонидовна

Кукарских Анастасия Леонидовна

Факультет экономики
Специальность: Экономика предприятия

Тема выпускной работы:

Активизация инвестиционных процессов на предприятиях Украины

Научный руководитель: Хобта Валентина Михайловна


Материалы по теме выпускной работы: Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел

Автореферат по теме выпускной работы


Введение

Инвестиционная деятельность является важным детерминанты экономического роста, который играет важную роль в процессе хозяйствования. Качество жизни населения и другие важнейшие характеристики развития современного общества тоже зависят от темпов экономического роста страны, т.е. от привлечения инвестиций. Отсюда следует, что управление инвестиционными процессами на предприятиях, обеспечение их полной отдачи является одним из первоочередных задач как центральных, так и региональных органов власти.

Актуальность

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в условиях развития в Украине рыночных отношений особую значимость приобретает исследование проблем инвестиционной привлекательности, обеспечение перехода к более качественному, инвестиционно-инновационному типу роста, в основе которого лежат масштабные инвестиции. В ближайшей перспективе роль инвестиций будет резко расти, поскольку они являются основой стабильного и устойчивого экономического развития, который позволит сократить разрыв в основных макроэкономических показателях между Украиной и развитыми странами, создаст предпосылки для достойного вхождения в Европейский Союз. Качество жизни населения и другие важнейшие характеристики развития современного общества тоже зависят от темпов экономического роста страны, т.е. от привлечения инвестиций. Отсюда следует, что управление инвестиционным процессом, обеспечение их полной отдачи является одним из первоочередных задач как центральных, так и региональных органов власти.

Цели и задачи исследований

Целью данной научно-исследовательской работы является обоснование теоретических основ и положений относительно инвестиционного процесса, характеристика состояния инвестиционных процессов в Украине и разработка рекомендаций по их активизации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Предметом работы выступает уровень активности инвестиционных процессов в Украине.

Научная новизна и практическое значение работы

Вопросами инвестиций и инвестиционного процесса занимались как зарубежные так и отечественные ученые, в частности В. Беренс, Л. Гитман, П. Самуельсон, Я. Хонко, И.А. Бланк, А.Д. Дубрава, И.Й. Дорош, М.И. Кисиль, М.Ю. Коденська, И.В. Липсиц, О.В. Мертенс, А.А. Пересада, Г.М. Пидлисецький, П.С. Рогожин, П.Т. Саблук, В.П. Савчук, О.Ю. Стариков, Т.С. Хачатуров, В.М. Хобта, В.Я. Шевчук и другие. Однако, несмотря на багатоаспектнисть научных исследований, вопросы, связанные с инвестиционным процессом, политикой, источниками финансирования и направления активизации инвестиционной деятельности предприятий остаются недостаточно изученными. Необходимость и практическая значимость решения этих вопросов обусловили выбор темы исследования.

Автором работы предложено следующее:

Учитывая то, что содействие активизации инвестиционных процессов на предприятии является главной задачей именно руководства этого предприятия, то по мнению автора одним из главных его задач должно стать повышение уровня его инвестиционной привлекательности путем разработки эффективной стратегии развития и ее обоснование с помощью бизнес-плана.

Основное содержание работы

Инвестиционный процесс - это процесс приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществляемый с целью получения управляемого инвестиционного дохода посредством инвестирования [7, c.128].

Инвестиционный процесс выступает как совокупное движение инвестиций разных форм и уровней. Осуществление инвестиционного процесса в экономике любого типа предполагает наличие ряда условий, основными из которых являются: достаточный для функционирования инвестиционной сферы ресурсный потенциал; существования экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах; механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности.

Инвестиционный процесс имеет все признаки системы: в нем всегда присутствует субъект (инвестор), объект (объект инвестиций), связь между ними (инвестирование с целью получения инвестиционного дохода) и среда, в которой они существуют (инвестиционный климат). При этом связь выступает системообразующим фактором, поскольку объединяет все остальные элементы в одно целое.

Системный подход позволяет исчерпывающе проанализировать уровень активности инвестиционных процессов с помощью двух характеристик: инвестиционная динамика и инвестиционный климат, которые в свою очередь включают ряд более детальных показателей: динамика прямых инвестиций в Украину, динамика прямых инвестиций в Украину из стран ЕС, динамика капитальных инвестиций, динамика инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, оценка бизнес-среды в Украине по критерию защиты инвесторов, уровень налогообложения прибылей предприятий, рейтинг защищенности прав собственности в Украине и др.

Анализ инвестиционной динамики в Украине

Высокие темпы экономического роста, зафиксированные по итогам 2007 - первой половины 2008, сопровождались активной динамикой инвестиционных процессов. По данным Госкомстата, инвестиции в основной капитал увеличились в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом на 29,8%. Поэтому внутренний инвестиционный спрос следует считать одним из весомых факторов экономического роста в 2007 г. По приблизительным подсчетам, прирост инвестиций обеспечил более 35% общего прироста ВВП в прошлом году. Благодаря стабильным темпам инвестиционной динамики, которые хранятся в Украине с 1998 года, экономика постепенно выходит из глубокого инвестиционного кризиса. По состоянию на конец 2007 г. объем инвестиций в основной каптал достиг 88% уровня 1990 года. Положительная тенденция наблюдалась еще в течение первой половины 2008 года, но вторая половина года характеризовалась снижением инвестиционной динамики почти во всех сферах экономики.

В течение 2004-2008 гг в Украине на фоне относительно динамичного роста инвестиций (кроме 2005) наблюдалась устойчивая тенденция к уменьшению доли в суммарном инвестировании промышленности и транспорта и связи. Зато стабильно увеличивается доля вложений в операции с недвижимостью и торговлю. По итогам 2007 г. доля инвестиций в торговлю, финансовую деятельность и операции с недвижимостью достигла 32,5% против 23,4% в 2004 г., в то время как промышленности - уменьшилась с 37,2% до 34,1%. Всего за 2005-2008 гг. Инвестиции в промышленность возросли в 1,5 раза, в то время как в операции с недвижимостью - в 1,9 раза, финансовую деятельность - 2,4 раза, розничную торговлю - втрое. Подобные тенденции были присущи и 2007 года. По итогам 2008 года инвестиции в промышленность увеличились на 27%, в то время как в розничную торговлю - снизились на 8%, финансовую деятельность - снизились на 16%.

В 2007 г. зафиксировано некоторое улучшение структуры иностранного инвестирования в Украину в пользу отраслей реального сектора экономики. Так, если доля прямых иностранных инвестиций, поступивших в 2006 г. в промышленность, составляла 20,9%, в 2007 г. она достигла 29,4%. Доля посреднических секторов (торговля, финансовые услуги и операции с недвижимостью - уменьшилась за этот период с 64,3% до 50,5%. Между тем, влияние прямых иностранных инвестиций на улучшение технологической структуры оставался относительно незначительным: доля инвестиций в машиностроение уменьшилась с 3 , 7% в 2006 до 1,2% в 2007 Увеличение доли промышленности в прямых иностранных инвестиций в 2007 г. произошло прежде всего за счет притока средств иностранных инвесторов в добывающая промышленность - ее доля увеличилась с 8,6% до 31,0% всех промышленных прямых иностранных инвестиций. Итак, следует констатировать усиление роли прямых иностранных инвестиций в 2007 г. в укреплении сырьевой, низкотехнологической ориентации экономики Украины. Это, в свою очередь, отражает непривлекательность инвестиционной среды для инвестирования в создание производств в высокотехнологичных отраслях экономики.

Характеристика инвестиционного климата в Украине

Инвестиционным климатом (Investment climate) в общем понимании называют ситуацию, сложившуюся в стране, с точки зрения отечественных и зарубежных инвесторов, которые вкладывают свой капитал в развитие экономики [6, c.187].

Этот показатель включает в себя значительное количество факторов риска, которые складываются под влиянием внешних и внутренних условий, ситуаций и перспектив развития.

Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в Украине остается вопросом стратегической важности, от реализации которого зависит социально-экономическая динамика, эффективность вовлечения в мировое разделение труда, возможности модернизации на этой основе национальной экономики.

На сегодня в Украине уже создано правовое поле для осуществления инвестиционной деятельности. В частности, эта сфера деятельности регулируется рядом Законов Украины ( «Об инвестиционной деятельности», «О режиме иностранного инвестирования», «О защите иностранных инвестиций на Украине» и др.), свыше 10 Указами Президента, а также постановления и распоряжения КМУ [17, c. 18-19]. Согласно этим нормативно-правовых актов, в Украине предусмотрены равные права и гарантии защиты инвестиций для всех субъектов инвестиционной деятельности. Одновременно на защиту иностранных инвестиций и формирования рамочных условий для международной инвестиционной деятельности дополнительно направлено ратификации Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами и соглашения о содействии и взаимной защите инвестиций, которые подписаны с более чем 70 странами мира.

Между тем, несмотря на существенные усилия в формировании соответствующих организационно-экономических и правовых основ укрепления инвестиционного климата, международными экспертами отмечается снижение инвестиционной привлекательности Украины. Так, по оценке Economist Intelligence Unit (EIU), Украина по показателям качества бизнес-среды занимает 75 место среди 82 стран. При этом среди 16 стран ЦВЕ и СНГ, включенных в рейтинг, Украина имеет наихудший показатель. Несмотря на прогнозы этой организации относительно определенного роста рейтинга на протяжении 2008-2012 гг (на 5 позиций), Украина и в дальнейшем существенно будет отставать от ключевых конкурентов за иностранные инвестиции на мировом рынке.

Течение современных политических процессов и отсутствие практической реализации установленных целей и приоритетов улучшение инвестиционного климата в Украине преимущественно негативно влияющих на инвестиционный климат и, в частности, международную инвестиционную привлекательность Украины, повышают риски для инвесторов, обуславливая тем самым потери в конкурентной борьбе за мировые инвестиционные ресурсы. Прирост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину в 2008 г. (без нераспределенных по видам экономической деятельности и поступлений от приватизации), по предварительным данным Госкомстата, составил 7882,1 млн долл. США, что в 1,7 раза больше окончательного показателя 2007 г., и несколько выше показателя 2006 г. При этом существенную долю инвестиций обеспечивают течение последних трех лет продажа нерезидентам одного-двух функционирующих предприятий (в частности, «Криворожсталь», «Аваль», «Укрсоцбанк» и др.), решение о приобретении которых детерменирует не качество инвестиционного климата в Украине, а, скорее, необходимостью увеличения геоконкурентных преимуществ и необходимостью экспансии материнских компаний на рынки развивающихся стран.

На протяжении последних лет Украина привлекла прямых иностранных инвестиций в несколько раз меньше, чем другие страны Центральной и Восточной Европы, а доля страны в мировых потоках ПИИ остается чрезвычайно низким: в 2005 г. - 0,8% и около 0,4% - в 2006 г. В 2005 г. в страны Центральной и Восточной Европы и СНГ поступило 77,3 млрд долл. ПИИ, в 2006 г. - 104,9 млрд долл., что составляет около 8% общемирового уровня ПИИ, причем из них 63%, или 66,1 млрд долл. (в 2006 г.) привлекли 5 стран (Чехия, Венгрия, Польша, Румыния и Россия). Доля Украины в ПИИ, поступивших в страны Центральной и Восточной Европы и СНГ, в 2005 г. составляла около 10,1%, а в 2006 г. снизилась вдвое - до 5% [18, c.65-67].

В 2007 г. зафиксировано некоторое улучшение структуры иностранного инвестирования в Украину в пользу отраслей реального сектора экономики. Так, если доля ПИИ, поступивших в 2006 г. в промышленность, составляла 20,9%, в 2007 г. она достигла 29,4%. Доля посреднических секторов (торговля, финансовые услуги и операции с недвижимостью - уменьшилась за этот период с 64,3% до 50,5%. Вместе с тем, существенным прорывом в повышении конкурентоспособности национальной экономики такое поступление ПИИ назвать нельзя, поскольку влияние ПИИ на улучшение технологической структуры оставался относительно незначительным: доля инвестиций в машиностроение уменьшилась с 3,7% в 2006 до 1,2% в 2007 Увеличение доли промышленности в ПИИ в 2007 г. произошло прежде всего за счет притока средств иностранных инвесторов в добывающую промышленность - ее доля увеличилась с 8,6% до 31,0% всех промышленных ПИИ. Итак, следует констатировать усиление роли ПИИ в 2007 г. в укреплении сырьевой, низкотехнологичной ориентации экономики Украины. Это, в свою очередь, отображает непривлекательность инвестиционной среды для инвестирования в создание производств в высокотехнологичных отраслях экономики [18, c.52-53].

Таким образом, Украина нуждается в новых механизмов привлечения ПИИ и существенного улучшения инвестиционного климата. Зато в Украине все больше дают о себе знать нечеткости инвестиционной стратегии, а непрозрачность процесса обсуждения и формирования инвестиционных и инновационных приоритетов развития национальной экономики препятствует выработке объективных целей и направлений этой политики, ослабляет общественную легитимность правительственной политики в этой сфере. В обществе, а также среди экономической элиты, уже назрело понимание того, что без коренных изменений практики внедрения и механизмов реализации, декларируемых в национальном законодательстве норм обеспечения инвестиционного климата Украина будет лишена достойных перспектив в международном разделении труда.

Показательным критерием качества инвестиционного климата в Украине стал значительный отток капитала из страны в 2008 г. в виде прямых иностранных инвестиций в размере 6,0 млрд. долл., из которого почти 89% прямых инвестиций осуществлены предприятиями, которые зарегистрированы по виду экономической деятельности "операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям. Поэтому чистый рост инвестиционных активов вследствие международного «обмена» инвестициями составлял лишь 1875,5 млн. долл., поскольку зарубежные прямые инвестиции из Украины составляли 76,2% прироста ПИИ в 2007 г.

Теория оценки активности инвестиционной деятельности и инвестиционного климата на различных уровнях хозяйствования

Для успешного осуществления инвестиций в ценные бумаги инвестору необходимо провести предварительный анализ качества финансовых инструментов. Традиционный подход к анализу с целью принятия инвестиционного решения в отношении стратегического и портфельного инвестирования в случае формирования больших портфелей ценных бумаг с привлечением иностранных ценных бумаг, т.е. подход «сверху - вниз», начинается с исследования на мегауровне с целью выяснения характера и особенностей инвестиционного климата страны, финансовые активы эмитентов которой заинтересовали инвестора, затем касается более конкретных, специфических секторов (отраслей, подотрасли, производства, далее - отраслей) - так называемого индустриального анализа и завершается оценкой финансового и экономического состояния фирмы-эмитента и прогнозированием (моделированием) рыночной цены финансовых инструментов (Рисунок 1).

Этапы оценки уровня активности инвестиционных процессов (анимация: 16 кадров; количество повторений: 15)

Рисунок 1 - Этапы оценки уровня активности инвестиционных процессов (анимация: 16 кадров; количество повторений: 15)

Рассмотрим последовательные этапы, которые являются основными составляющими комплексного анализа в процессе принятия инвестиционных решений. Начальным этапом прединвестиционных исследований является общеэкономических анализ для определения инвестиционного климата страны. Состояние экономики оценивается с учетом статистических данных относительно темпов роста валового национального продукта, доходов на душу населения, уровня занятости, темпов инфляции, уровня процентных ставок, валютного курса и т.п. Дополнительно определяется фискальная и монетарная политику правительства, его влияние на функционирование рынка ценных бумаг. На основании этих исследований предоставляется общая оценка инвестиционного климата страны [13, c.56].

Анализ мегауровня предусматривает, в частности, исследование рынка ценных бумаг на основе спроса и предложения. Цена финансовых инструментов, прежде всего, зависит от совокупного капитала, который инвестируется в ценные бумаги (спрос), и от объемов ценных бумаг для продажи (предложение). Соотношение спроса и предложения определяет конъюнктуру рынка ценных бумаг.

С целью определения общих приоритетов инвестирования осуществляют также отраслевой (индустриальный) анализ, непосредственно связанный с собственно макроэкономическим анализом. Цены на большинство финансовых инструментов изменяются в соответствии с рыночной конъюнктуры. Следует учитывать, что в случае общего снижения рыночных цен больше падает курс акций тех отраслей (подотрасли, производств), которые имеют слабую производственную базу или мощные конкурентные производства. Отраслевой (индустриальный) анализ выявляет внутренние отраслевые тенденции и прогнозирует соответствующие отклонения от изменения общей рыночной конъюнктуры. Именно эта часть анализа предоставляет информативную базу для классификации отраслей относительно уровня деловой активности и по стадиям жизненного цикла [20, c.48].

Отраслевой анализ предполагает детальное исследование доходности отрасли и ее перспектив. Он начинается с рассмотрения области как агрегированной системы, изучение которой позволяет в общем виде определить перспективы отрасли, в частности предполагаемые доходы и необходимые инвестиции для поддержания или повышения доходности. Отбор отраслей для портфельного инвестирования осуществляют, учитывая цель инвестора на получение дохода по ценным бумагам и / или приумножение капитала. Если инвестор заинтересован в стабильных высоких дивидендах, приоритет будет предоставляться отраслям, предприятия которых выплачивают такие дивиденды постоянно. Схема такого отбора состоит в выявлении наиболее дивидендоемких отраслей, а в рамках таких отраслей - компаний-лидеров, которые длительно стабильно выплачивающих высокие дивиденды.

Факторы и резервы активизации инвестиционных процессов

Для проведения мероприятий по активизации инвестиционных процессов на предприятиях Украины сначала надо произвести их анализ по схеме «сверху-вниз», начиная с мегауровня (уровня страны) с целью исследования характера и состояния инвестиционного климата страны. Далее необходимо выполнить так называемый индустриальный анализ макроуровня - специфических секторов (регионов, отраслей) и завершить анализ надо микроуровне - оценка финансового и экономического состояния предприятия.

Улучшить уровень активности инвестиционных процессов на предприятиях можно только при условии проведения мероприятий на всех уровнях хозяйствования. Рассмотрим подробнее эти меры. На уровне страны должно выполняться следующее: увеличение объемов государственного инвестирования при усилении его целевой направленности, поощрения инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования путем создания плана действий по формированию благоприятного инвестиционного климата и внедрение при принятии Налогового кодекса Украины действенных налоговых и амортизационных стимулов инвестиционной и инновационной деятельности субъектов ведения хозяйства.

Основными мероприятиями, которые будут способствовать активизации инвестиционных процессов на предприятиях, на региональном уровне являются следующие: стратегическое планирование социально-экономического развития региона; налаживание между Секторной сотрудничества «власть-общество», «власть-бизнес» на принципах открытости и прозрачности принятия и реализации управленческих решений; реализация региональной информационной политики, направленной на формирование благоприятного инвестиционного имиджа региона.

Учитывая то, что содействие активизации инвестиционных процессов на предприятии является главной задачей именно руководства этого предприятия, то по мнению автора одним из главных его задач должно стать повышение уровня его инвестиционной привлекательности путем разработки эффективной стратегии развития и ее обоснование с помощью бизнес-плана.

Выводы

Привлечение инвестиций было и остается ключевым вопросом развития как национальной, так и региональной экономики. Поэтому необходимым должно быть создание эффективной инвестиционной политики, которая приведет к активизации инвестиционных процессов на всех уровнях хозяйствования.

Конкретизация инвестиционной направленности регионального развития должна опираться прежде всего на разработку концепции и программы привлечения инвестиций в экономику региона с четким определением краткосрочных и долгосрочных целей реализации базовой программы инвестирования, характеристики прогнозных направлений и объемов привлечения инвестиций, а также определение форм освоения инвестиционных поступлений.

В условиях повышения самостоятельности регионов большое значение приобретает определение региональных потребностей в инвестициях на продуктивное развитие субъектов Ведения хозяйства и возможностей этих субъектов освоить ожидаемые инвестиции. Фактически вопрос стоит о способность региональной инфраструктуры эффективно использовать привлеченные и заимствованные средства для покрытия потребностей регионов. В условиях повышения самостоятельности регионов большое значение приобретает определение региональных потребностей в инвестициях на продуктивное развитие субъектов ведения хозяйства и возможностей этих субъектов? Ведения освоить ожидаемые инвестиции. Фактически вопрос стоит о способность региональной инфраструктуры эффективно использовать привлеченные и заимствованные средства для покрытия потребностей регионов.

Документальная форма такой предварительной оценки потенциальных возможностей может быть названа, например, как «инвестиционный паспорт региона». Оценка инвестиционного потенциала может, конечно, грешить количественными преувеличением, но в каком-нибудь случае является необходимым. Разрыв между желаемым и реально возможным объемом освоения инвестиций заполняют посредники на инвестиционном рынке (банки, инвестиционные фонды и компании, трасты, которые работают в направлении насыщения региональных инвестиционных предложений для потенциальных инвесторов.

Как свидетельствует мировой опыт, инвестиции поступают преимущественно в портфельной, а не в прямой форме. В этом аспекте проблема заключается в том, что реструктуризация предприятий, которые приватизируются, начинается и заканчивается на первом этапе перераспределения собственности с ее государственной формы в акционерно-бумажную, когда акционерный капитал сформирован в едином первоначальном варианте первой эмиссии акций без любого дальнейшего движения. Т.е. имеем фактически только изменение юридического статуса предприятия: было государственным, стало открытым (точнее, условно открытым) акционерным обществом.

Собственно инвестиционный этап приватизации предприятия начинается только со второй и последующих эмиссий акций, когда акции выходят на вторичный рынок капитала, и фактически только там осуществляется рыночная оценка их инвестиционной привлекательности. Следует также учитывать, что инвестированию не способствует чрезмерное распыление акционной собственности предприятия среди многих владельцев мелких пакетов акций. Конкурентоспособные предприятия для привлечения необходимых средств могут эмитировать не только акции, но и облигации и другие долговые обязательства, поскольку увеличение акционерного капитала содержит угрозу появления недостаточной его управляемости. Могут ли местные органы власти совместно с региональными отделениями ФГИ, Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку дать оценку состояния и попыток выхода предприятий региона на вторичный рынок капитала.

Разработка и реализация инвестиционной стратегии и тактики должна базироваться на всесторонне отработанных экономико-математических моделях и сценариях, которые имеют важное значение как на государственном, так и на региональном уровнях. Конечно, эффективность региональной инвестиционной политики во многом зависит от улучшения инвестиционного климата в государстве в целом. Относительно приближение интересов государства и регионов, важно проводить расчеты балансовых моделей ресурсного обеспечения регионального развития, особенно на уровне межрегиональных связей. Это даст возможность повысить интегрированность регионов Украины. Поэтому проблемы перепрофилирования, диверсификации производства, кооперации на региональном уровне должны стать предметом исследований нашей экономической науки.

Литература

  1. Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005. С. 280.
  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Издательство «Питер», 2006. С. 196.
  3. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2005. С. 135.
  4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2006. С. 190.
  5. Бандурин В.В., Зубов Д.Л. Инвестиционная деятельность в Украине в условиях развития корпоративных форм управления. - М.: Петровский двор, 2007. С. 120.
  6. Биргман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов / Пер. с англ. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2007. С. 340.
  7. Бланк Н.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2004. С. 320.
  8. Блех Ю., Гетце У. Инвестиционные расчеты: модели и методы оценки инвестиционных проектов. - Калининград: «Янтарный сказ», 2007. С. 85.
  9. Бодди Д., Пэйтои Р. Основы менеджмента. - СПб.: Издательство «Питер», 2007. С. 250.
  10. В режиме привлечения иностранных инвестиций. Публикация в журнале "Инвестиции: сотрудничество"
  11. ВГО «НАЦ «Інститут Реформ»
  12. Гусева К. Ранжирование субъектов Украины по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. - 2006. - № 6. С. 18-22
  13. Донцов С.С. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия посредством анализа надежности его ценных бумаг// Финансовый менеджмент. - 2007. - № 3. С. 17-19.
  14. Закон України «Про інвестиційну діяльність» від 18 вересня 1991 р. N 1560-XII.
  15. Иностранные инвестиции. Правовая база. Публикация на сайте Еврохолдинга "Инвест"
  16. Леркасов В.Е. Международные инвестиции. - М.: «Дело», 2008. С. 287.
  17. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. - М.: Экономист, 2007. С. 276.
  18. Сапир Ж. Экономика информации: новая парадигма и ее границы // Вопросы экономики. - 2007. - № 10. С. 22-23.
  19. Хобта В.М. Управління інвестиціями: Навч. посібник для студ. вищих навч. закл. / Донецький національний технічний ун-т. — Донецьк : ДонНТУ, 2005. С. 394.

* При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2009 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.
ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел

© ДонНТУ 2009, Кукарских А.Л.