ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО "ДОНЕЦКИЙ МЕТАЛЛОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД"

Куроедова Л.А., Кучер А.Т.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Экономика и маркетинг в XXI столетии - 2007 / Материалы VIII Международной научной конференции студентов и молодых ученых. - Донецьк, ДонНТУ - 2007, с. 156-159.


Цена – важнейший элемент любой экономики, основанной на товарно-денежных отношениях. Однако в условиях рыночной экономики она не только характеризует один из этапов экономического оборота производственных ресурсов, но и активно влияет на сам этап производства. Степень этого влияния разная при разных типах конкуренции, однако, знание сущности цены и ее роли позволит как государству, так и отдельному производителю эффективно организовывать свою производственно-хозяйственную деятельность.

На сегодняшний день исследования ценовой политики являются важным фактором обеспечения эффективности производственного процесса и последующего развития фирмы. В период перехода на новые технологии, привлечение инвестиций и инноваций становится наиболее важным заданием предприятия.

Важной проблемой для предприятий в отрасли ценообразования является установление обоснованных ставок налога на добавленную стоимость, акцизного сбора и пошлины, которые являются видами непрямых налогов. Эти налоги влекут за собой резкий рост цены на продукцию и тем самым снижают ее конкурентоспособность. Предприятия оказываются в крайне невыгодном положении. В рыночной экономике растет потребность в экспертных оценках влияния цен на развитие предприятий, отраслей, на ускорение научно-технического прогресса.

И наконец, предприятия должны устанавливать цены на товары, выходя из поставленной цели ценообразования. Учитывая то, какие цели ставит продавец в сферах производства и продажи конкретного товара, он избирает и обосновывает свою ценовую стратегию. Последняя должна базироваться на выявлении сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности предприятия.

Ценовая политика рассмотрена в условиях предприятия ОАО «Донецкий металлопрокатный завод».

Сегодня Донецкий металлопрокатный завод, выпустивший первый прокат в 1958 году, - одно из самых современных и мобильных предприятий в металлопрокатном производстве Украины. Завод входит в четверку лучших украинских производителей по выпуску товарной металлопродукции на одного работающего. Металлопрокат – основная продукция завода, отвечающая главным критериям – отличному качеству и приемлемой цене. Ежегодно прокатчики выпускают более 150 тыс. тонн проката, а сортамент выпускаемой заводом металлопродукции насчитывает свыше 150 наименований периодических и сортовых профилей.

ОАО «Донецкий металлопрокатный завод», шагая в ногу со временем, осуществляет реконструкцию и модернизацию своего производства по увеличению производственных мощностей и расширению сортамента выпускаемой продукции.

В 2004 году на предприятии внедрена и успешно начала применяться система менеджмента качества EN ISO 9001:2000, что является ярким доказательством признания конкурентоспособности украинской продукции на международном рынке. За последние два года завод наращивает мощности, реконструирует прокатное производство, оснащает его более производительным современным оборудованием.

В настоящее время во всем мире наблюдается активный рост потребления металлопроката, а также рост цен на продукцию черной металлургии. Такая тенденция приводит к наращиванию мощностей на существующих меткомбинатах, а также способствует опережающему росту цен на прокат на внутреннем рынке. Крупные меткомбинаты реализуют основную часть своей продукции на внешних рынках, что приводит к дефицитности проката в Украине.

Производственная себестоимость продукции завода составляет 1906,24 тыс. грн., с учетом административных расходов, а с учетом на сбыт полная себестоимость превышает 2010,08 тыс. грн. При этом средняя цена 1 тонны товарного проката с учетом НЗП без НДС составляет 2054,21тыс. грн. Рентабельность 1 тонны проката составляет 2,20%.

В целом за 2005 год рентабельность реализованной товарной продукции составила 16,65% и финансовый результат от простой деятельности после налогообложения составил 30089 тыс. грн. Чистый доход от реализации товарной продукции превысил 318 млн. грн. Эти показатели свидетельствует о том, что завод развивает свои мощности и является конкурентоспособным на рынке черных металлов.

Заводу приходится конкурировать с такими мощными предприятиями как: Донецкий металлургический завод, Мариупольский комбинат им.Ильича, ОАО «Истил», Азовсталь, Криворожсталь. И поэтому стратегия формируется в жестких условиях конкуренции на рынке черных металлов.

В качестве мероприятий по совершенствованию ценовой политики предприятия можно предложить следующие: - внедрение новой техники и современных технологий на металлургическом заводе; - поиск новых методов формирования спроса и стимулирования сбыта продукции предприятия; - более тщательное и предметное изучение рынка и анализ потребностей покупателей; - приспособление производства под выявленные требования рынка, а запросов потребителей под возможности производства; - проектирование товара, по своим свойствам и качественным характеристикам соответствующего запросам покупателей в выбранном сегменте рынка; - установление оптимальных цен на свою продукцию, учитывающих соотношение характеристик товара и спроса на него.

Их реализация позволит предприятию значительно улучшить результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и уверенно смотреть в будущее.