МОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Куроедова Л.А.
Донецкий национальный технический университет


I. Оценка реферата

Студент, написавший данный реферат, по моей экспертной оценки заслуживает либо твердую тройку, либо слабенькую четверку. Реферат был написан на скорую руку (скорее всего сроки сдачи работы поджимали). Если бы мне пришлось ставить оценку в зачетную книжку, то это была бы оценка 4d. Почему именно такая оценка: при выставлении оценки я образно разделила реферат на 2 части: содержание и оформление. Оценка за оформление 3-ка, т.к. не придерживаются стандарты (ГОСТы) написания реферата, оценка за содержание 4-ка. В результате средняя оценка 3,5. Однако я уделила большее внимание именно содержанию, выделив положительные и отрицательные моменты написанного в реферате. Об этом будет более детально рассказано далее.

II. Анализ реферата

Для начала я скажу разделы, которые были выделены в реферате: 1. Основные правила и принципы публичного выступления. 2. Как подготовить и провести выступление.

Т.е. в реферате было уделено внимание практической части публичного выступления. Прочитав его, я увидела такие существенные недостатки: - отсутствует экскурс в историю. Изучение искусства ораторства – это, прежде всего, предполагает анализ классических образцов античной и русской риторики. Я не поняла, откуда появилась сама риторика, ее истоки. Для более наглядного понимания необходимо было сказать (вкратце, не углубляясь в детали): 1) понятие риторики; 2) основные этапы развития (Гомер, Пифагор, Цицерон и т.д.); 3) основные этапы развития русской риторики (риторика Средневековья, Возрождения, традиции Киево-Могилянской академии и т.д.); - в реферате не вступления, чтобы прочитав, его я поняла смысл всего ниже написанного. Нет четкой дефиниции понятия искусство ораторства.

Искусство ораторства имеет много значений, основные из которых: - высокая степень мастерства публичного выступления; - качественная характеристика ораторской речи; - искусство владения живым убеждающим словом; - не только способность говорить красивыми выражениями, но умение говорить со смыслом, достигающего умов и сердец (мне понравилось особо).

И в конце добавить, что изучив различные определения искусства ораторства, согласен, например, что искусство ораторства – искусство публичного выступления, с целью убеждение, и именно это определение и будет учтено в дальнейшем в работе.

Однако, безусловно, в реферате есть и положительные моменты (т.к. он был принят Григорием Геннадьевичем и на нем было написано зачтено). Основные отмеченные мною таковы: - в реферате 99% внимания было уделено правилам, принципам публичного выступления и тому, как подготовить и провести выступление. Были рассмотрены такие атрибуты как: внешний вид и одежда; хорошие манеры; выражение лица; контакт со слушателями; поза; жесты. Все это имеет огромное значение при выступлении, и, прочитав реферат я постаралась следовать всем советам, написанным в нем при моем выступлении; - в реферате есть множество афоризмов. Афоризм – обобщенная, законченная и глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающейся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. Были предложены афоризмы различных политических деятелей (А.Линкольн, Л.Джорж), писателей и психологов (Д.Карнеги, Киплинг). Например, «Улыбайтесь. Выходите к слушателям с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними. Подобное рождает подобное.» Дэйл Карнеги; - очень понравилось одно предложение, которые было написано в переходе от первой главы (Основные правила и принципы публичного выступления) ко второй главе (Как подготовить и провести выступление) которое звучит как: Итак, вы прекрасно одеты. Вы вежливы, тактичны и скромны. Иными словами с виду воспитанный и культурный человек. Теперь вам предстоит еще и что-то сказать.

III. Резюме Резюмируя, я считаю, что моя оценка является объективной, и соответствует всем критериям оценивания.

IV. Совет Хотелось бы от себя озвучить основные практические советы начинающему оратору:

1. Выступать только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в общественной значимости предмета речи.

2. Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опираться на строго проверенные и отобранные факты.

3. Стиль и язык выступления должны соответствовать аудитории и цели речи.

4. Чаще надо использовать слова, которые подчеркивают уважительное отношение к аудитории.

5. Не злоупотреблять терминами.

6. Для успешного установления контакта с аудиторией необходимо: - найти со слушателями общие интересы; - относиться к аудитории дружески; - не проявлять высокомерия.

7. Говорить громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышать голоса без необходимости.

8. Овладевать навыками самоконтроля и самообладания. Не допускать в речи негативных эмоций по отношению к слушателям, а позитивные эмоции проявлять в полной мере.

9. Не превышать общепринятого (110 - 120 слов в минуту) темпа речи, если только это не специальный эффект.

10. Речь должна быть эмоциональной, напряженной, надо внушать слушателям свои идеи, стремиться к тому, чтобы они не только слушали слова, но и переживали определенные чувства.

11. Ни на секунду не утрачивать контакт с аудиторией, ловить реакцию слушателей. Не говорить без адреса. Мимика должна быть умеренной, спокойной и доброжелательной, а жесты скупыми, точными и выразительными.

Любой человек может развивать свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное желание.